Системы управления охраной труда в организациях: руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (часть 3) - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Системы управления охраной труда в организациях: руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (часть 3)

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

ОЦЕНКА

 

Мониторинг исполнения и оценка результативности

Постоянно действующие процедуры наблюдения, измерения и учета деятельности по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать. Обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры должны быть распределены.

Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.

Измерения должны быть как качественные, так и количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:

- базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с политикой и целями по охране труда;

- поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.

Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности должны:

- использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда осуществляются, а риски регулируются;

- включать результаты как текущего контроля, так и реагирующего мониторинга и не опираться только на статистику связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов; и

- фиксироваться документально.

Наблюдение должно обеспечивать:

- обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;

- информацию для определения результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;

- основу для принятия решений о совершенствовании как определения опасностей и ограничения рисков, так и самой СУОТ.

Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для функционирования упреждающей системы профилактических мер и предупредительных мероприятий, и включать:

- контроль выполнения конкретных планов, установленных критериев результативности исполнения и целей;

- систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;

- наблюдение за производственной средой, включая организацию труда;

- наблюдение за состоянием здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и регулирующих мер;

- оценку соответствия с применимыми национальными законами и иными нормативными актами, коллективными соглашениями и другими обязательствами по охране труда, принятыми на себя организацией.

Реагирующий мониторинг должен включать определение, уведомление и расследование:

- связанных с работой травм, ухудшений здоровья (включая мониторинг совокупных данных о временной нетрудоспособности), болезней и инцидентов;

- других потерь, таких как имущественный ущерб;

- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков СУОТ;

- программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

Организации следует контролировать эффективность своей деятельности по охране труда в рамках функционирования СУОТ. Для этого организации необходимо создать систему контроля в качестве составной части СУОТ.

Система контроля эффективности управления охраной труда в организации должна предусматривать дособытийный (предупреждающий/профилактический/проактивный) и послесобытийный (реагирующий/реактивный) мониторинг (наблюдение) с соблюдением следующих правил:

- предупреждающий мониторинг (текущие наблюдения) следует применять для проверки соответствия деятельности организации в области охраны труда (например, мониторинг частоты проведения проверок состояния охраны труда и их эффективности);

- реагирующий мониторинг (расследования) применяется для расследования, анализа и документирования отказов СУОТ, включая инциденты, любые несчастные случаи, случаи ухудшения здоровья и заболевания, причинения ущерба имуществу организации.

При этом превалировать должен предупреждающий мониторинг (текущие наблюдения), позволяющий предвидеть возможную неблагоприятную ситуацию и вовремя предотвратить ее.

Использование реагирующего мониторинга состоит главным образом в проверке того, созданы ли условия для неповторения случившегося неблагоприятного случая после расследования его причин и принятия соответствующих мер.

Для оценки результативности (качественной или количественной) СУОТ применяют:

- анализ результатов идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими;

- плановую оценку условий труда;

- проверки состояния охраны труда, например, в виде инспекций и/или обходов;

- предварительную оценку безопасности новых установок, оборудования, материалов, химических веществ, технологий, процессов, процедур или методов работы;

- проверки оборудования и установок специального назначения для контроля надежности смонтированных частей, связанных с безопасностью, и их состояния;

- выборочные проверки по охране труда;

- выборочные проверки опасных и вредных факторов производственной среды – измерение результатов действия производственных факторов и сравнение их с установленными гигиеническими нормами;

- наличие и результативность использования персонала, имеющего опыт работы в области охраны труда или соответствующую квалификацию в этой области;

- анализ документации и записей данных;

- сравнение с результативностью деятельности других организаций в области охраны труда;

- проведение опросов для выявления отношения работников к СУОТ, деятельности в этой области, а также консультаций с работниками;

- другое.

СУОТ может подразумевать составление графика проведения проверок, основанного на результатах идентификации опасностей и оценки рисков, национальном законодательстве и предписаниях органов государственного надзора.

Периодически должен проводиться текущий контроль технологических процессов, рабочих мест и практической деятельности, связанной с охраной труда.

Полезно составить инвентаризационную опись (с применением однозначной идентификации для всех ее позиций) обо всем оборудовании, которое должно подвергаться установленным законодательством проверкам (например, техническое освидетельствование, техническое диагностирование) или техническим проверкам соответствующим персоналом (который может быть из внешних организаций).

Представители руководства, осуществляющие контроль, могут проводить выборочные проверки работ, связанных с риском, для обеспечения соответствия требованиям охраны труда.

Привычной формой "мониторинга" – постоянного профилактического контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах является "производственный контроль". Осуществляется производственный контроль путем проведения целого комплекса мероприятий.

Основной принцип контроля за состоянием условий и охраны труда – регулярность проверок, проводимых руководителями разных уровней управления по определенной схеме. Такой контроль называется многоуровневым. Число уровней зависит от масштаба организации. Наиболее часто встречается трехуровневый контроль.

Типичный трехуровневый контроль за состоянием условий и охраны труда осуществляют:

- руководители первого уровня управления – непосредственные руководители работ на объектах (мастера, механики, энергетики, технологи и др.);

- руководители второго уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители);

- руководители третьего уровня управления – руководители и главные специалисты организации.

Руководители первого уровня управления осуществляют контроль ежедневно в ходе руководства работами (трудом своих подчиненных).

Руководители второго уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю, как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах. При территориальной разбросанности рабочих мест, оборудования, объектов контроль организуется так, чтобы в течение недели были проверены все рабочие места (объекты), где ведутся или будут производиться работы.

Руководители третьего уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц. При территориальной разбросанности подразделений и производственных объектов, отдельных рабочих мест и установок контроль организуется так, чтобы в течение месяца были проверены все объекты контроля.

Чтобы увязать физические возможности руководителей (особенно первого уровня) с требованиями систематического контроля, руководитель сам, проводя проверку на одних объектах, может привлечь к проверке других объектов своих заместителей, главных специалистов и других (подчиненных ему) руководителей и специалистов для того, чтобы все объекты контроля проверялись не реже одного раза в месяц.

 

Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов

Расследование возникновения и первопричин связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов должно выявлять любые недостатки в СУОТ и быть задокументировано. Такие расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников и их представителей.

Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации.

Результаты расследований и рекомендации комитета (комиссии) по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности СУОТ руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.

Корректирующие действия, вытекающие из подобных расследований, выполняют в целях предотвращения повторения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов.

Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями, такими как инспекции и учреждения социального страхования, рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований, с учетом требований конфиденциальности.

Основные причины всех неблагоприятных происшествий, представляющих потенциальную угрозу или реальное причинение вреда здоровью работников, должны быть изучены (расследованы), и их опыт должен быть учтен.

Имеются две основные причины необходимости проведения такого расследования.

Первой причиной (и основной с точки зрения государства и закона) является квалификация происшедшего случая как "несчастного случая на производстве" или как "профессионального заболевания" для выплаты пострадавшему работнику (или его иждивенцам) компенсации за причиненный его здоровью вред.

Второй причиной (и основной с точки зрения работодателя и работника) является предотвращение повторения аналогичных происшествий путем выявления их причин(ы) и принятия соответствующих мер.

ГОСТ 12.0.230 в основном ориентирует расследование на установление причин произошедшего и выработку профилактических мер.

Квалификация профессиональных заболеваний – сложный процесс, включающий установление медицинского диагноза и расследование возможных причин возникновения профессионального заболевания. Основным документом, который используется при определении принадлежности данного заболевания к числу профессиональных, является список профессиональных заболеваний.

Случаи острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, расследуются в порядке, устанавливаемом национальным законодательством или подзаконными актами.

Расследование, оформление, учет и отчетность о несчастных случаях на производстве производятся на основании и в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания (отравления) при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.

Работодатель (его представитель) при несчастном случае обязан:

- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);

- немедленно проинформировать о несчастном случае установленные законом органы и организации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом – также родственников пострадавшего;

- принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с требованиями закона.

В акте о несчастном случае на производстве следует подробно изложить обстоятельства и причины несчастного случая, а также указать лиц, допустивших нарушения требований охраны труда.

Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем (его представителем) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.

Сведения и информация о несчастных случаях и заболеваниях чрезвычайно важны, так как они непосредственно могут указывать на состояние охраны труда. Однако применять их следует с осторожностью, поскольку необходимо учитывать следующие моменты:

- в большинстве организаций несчастные случаи или профессиональные заболевания, непосредственно связанные с выполняемой работой, происходят очень редко. Необходимо отличать случайные события от закономерных;

- если одно и то же количество людей за одно и то же время выполняет больший объем работ, то эта повышенная нагрузка сама по себе может явиться причиной увеличения числа несчастных случаев;

- на продолжительность отсутствия на работе из-за полученной травмы и заболевания, связанного с выполняемой работой, могут влиять факторы, не связанные с серьезностью травмы или профессиональным заболеванием: например, моральная обстановка, монотонность работы, отношения между руководством и работниками;

- несчастные случаи часто скрываются (а иногда их число завышается). В этом отношении содержание отчетов может варьироваться. Отчетность может быть улучшена в результате большей осведомленности работников и использования улучшенной системы отчетности и регистрации;

- отказы в СУОТ и неблагоприятные события из-за этого могут быть разделены промежутком времени. Более того, для многих профессиональных заболеваний характерен длительный латентный (скрытый) период. Чтобы определить, нормально ли функционирует СУОТ, не следует ждать, пока произойдет инцидент.

На основе проведенного анализа необходимо сделать правильные выводы и предпринять соответствующие предупреждающие и корректирующие действия. По меньшей мере раз в год результаты анализа несоответствий, несчастных случаев и инцидентов необходимо передавать руководству для дальнейшего применения их в анализе со стороны руководства.

 

Проверка

Устанавливают мероприятия по периодическому проведению проверок с целью определения эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.

Разрабатывают политику и программу проверок, включающих определение компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.

В зависимости от целесообразности проверка включает оценку элементов СУОТ в организации или ее подсистем.

Проверка должна охватывать:

- политику в области охраны труда;

- участие работников и/или их представителей;

- обязанности и ответственность;

- компетентность и подготовку;

- документацию СУОТ;

- передачу и обмен информацией;

- планирование, развитие и функционирование СУОТ;

- предупредительные и регулирующие меры;

- управление изменениями;

- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование;

- снабжение;

- подрядные работы;

- мониторинг исполнения и оценку результативности;

- расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;

- анализ функционирования управления охраной труда руководством;

- предупредительные и корректирующие действия;

- непрерывное совершенствование;

- любые другие цели и объекты в зависимости от необходимости.

В выводах проверки должно быть определено, являются ли функционирующие элементы СУОТ или их подсистемы:

- эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;

- эффективными для содействия полному участию работников;

- реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;

- обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организации;

- обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.

Проверку проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации. Результаты проверки и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.

Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки на рабочем месте, включая анализ результатов проверки, должны осуществляться с участием работников в установленном порядке.

Проверка (которую часто называют аудитом) СУОТ – это процесс, в котором организация может проверять и постоянно оценивать результативность и эффективность своей СУОТ и выполнение нормативных требований охраны труда. Проверки СУОТ необходимы, чтобы оценить результативность и эффективность функционирования всех элементов системы и всех установленных в системе процедур в области охраны труда. Проверки СУОТ позволяют получить полную и официальную оценку соответствия ведущихся в организации работ по охране труда установленным в системе процедурам и действиям в этой области.

Запланированные проверки СУОТ проводятся персоналом из числа сотрудников организации и/или внешним персоналом по выбору организации. Персонал, проводящий проверки СУОТ, везде и всегда должен действовать беспристрастно и объективно. Персонал проверяемых подразделений должен сотрудничать с проверяющими. Проверка СУОТ может быть проведена одним или несколькими лицами. Проверяющие должны быть независимыми относительно того подразделения организации или того вида деятельности, который они проверяют. Проверяющие должны понимать свои задачи и обладать компетентностью для их выполнения, в том числе им следует обладать опытом и знаниями соответствующих правовых и технических нормативных актов.

Проверки СУОТ проводят в соответствии с программой проведения проверок. Частота проведения проверок СУОТ и их детальность зависят от необходимости, то есть от частоты отказов различных элементов СУОТ, имеющихся данных о функционировании СУОТ, результатов анализа этих данных со стороны руководства в прошлом, а также от объема изменений, вносимых в систему управления охраной труда, или от изменившихся условий, в которых она функционирует.

Проведение дополнительных внеплановых проверок СУОТ может быть необходимо, если того потребует сложившаяся ситуация (например, после несчастного случая).

Содержание заключительного отчета по проверке СУОТ должно быть ясным, точным и полным. В нем следует указать дату проведения проверки и поставить подпись проверяющего. В зависимости от ситуации в отчете могут содержаться следующие элементы:

а) объект, цели и сроки проведения проверки;

б) список проверяющих и представителей проверяемых подразделений;

в) перечень документов, применявшихся при проведении проверки;

г) результаты проверки и сведения о выявленных несоответствиях;

д) выводы относительно того, являются ли элементы СУОТ:

1) эффективными для реализации политики и целей организации по охране труда;

2) эффективными для содействия полному участию работников;

3) реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;

4) обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организации;

5) обеспечивающими соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230;

6) обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда;

е) порядок распространения окончательного отчета.

Результаты проверки СУОТ должны быть представлены всем заинтересованным сторонам в возможно короткие сроки для того, чтобы своевременно были предприняты соответствующие предупреждающие и/или корректирующие действия. План предупреждающих и/или корректирующих действий следует составлять с указанием ответственных лиц, сроков исполнения и требований к отчетности. Необходимо также определить мероприятия по мониторингу эффективности выполнения сделанных рекомендаций.

При распространении информации, содержащейся в отчетах по проверке СУОТ, следует учитывать ее конфиденциальность.

 

Анализ эффективности СУОТ руководством

При анализе эффективности СУОТ руководство:

- оценивает общую стратегию СУОТ для определения достижимости запланированных целей деятельности;

- оценивает способность СУОТ удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;

- оценивает необходимость изменения СУОТ, включая политику и цели по охране труда;

- определяет, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение эффективности результатов;

- обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;

- оценивает прогресс в достижении целей организации по охране труда и своевременности корректирующих действий;

- оценивает эффективность действий, намеченных руководством при предыдущих анализах эффективности СУОТ.

Частоту и масштаб периодических анализов эффективности СУОТ работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.

Анализ функционирования СУОТ руководством должен учитывать:

а) результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;

б) дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.

Выводы из анализа функционирования СУОТ руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

а) лиц, ответственных за конкретный(е) элемент(ы) СУОТ для принятия соответствующих мер;

б) комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Руководство организации должно анализировать функционирование СУОТ, чтобы оценить, полностью ли она внедрена и соответствует ли она установленным в организации политике и целям в области охраны труда. При анализе со стороны руководства следует также оценить актуальность политики в области охраны труда и определить на будущее новые или скорректированные цели в области охраны труда, направленные на совершенствование СУОТ, а также оценить потребность в корректировке каких-либо элементов СУОТ.

Для этого высшее руководство организации может регулярно на совещаниях главных специалистов, начальников цехов, служб либо на техническом совете, заседании постоянно действующей комиссии по охране труда с участием профсоюзного органа:

- подводить итоги работы в области охраны труда за истекший период, ход выполнения планов, плановых мероприятий по охране труда;

- рассматривать результаты проверок;

- рассматривать состояние травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности и другие вопросы охраны труда;

- заслушивать информацию начальников цехов, участков, отделов, служб, давать оценку работы руководителей по этим вопросам, намечать меры по ее улучшению;

- заслушивать предложения о поощрении подразделений, длительное время работающих без травматизма и нарушений правил и норм охраны труда, а также соответствующие предложения о дисциплинарной ответственности, о соответствии занимаемой должности лиц, допустивших грубые нарушения правил и норм по охране труда.

Обсуждение вопросов и принятие решений следует оформлять протоколом совещания (технического совета, заседания). В необходимых случаях по организации может издаваться приказ.

Подготовка доклада "Анализ функционирования СУОТ, выполнения нормативных требований охраны труда и пути их совершенствования" является основной формой стратегического планирования организации в области охраны труда. При этом следует производить разработку (уточнение) основных направлений политики организации по охране труда.

Для крупных организаций такой анализ может готовиться один раз в год к общему собранию акционеров или к заседанию совета директоров. При необходимости выборочный анализ эффективности СУОТ следует проводить чаще и через меньшие промежутки времени.

Задачи, структура, порядок подготовки вышеупомянутого доклада могут устанавливаться в соответствующем приказе руководителя организации. Следует стремиться, чтобы в подготовке доклада принимали участие все подразделения организации.

Для анализа могут быть использованы:

- отчеты по идентификации опасностей, оценке рисков и управлению ими;

- отчеты о результатах проведенного мониторинга исполнения и отчеты руководителей подразделений о результативности элементов и процедур СУОТ на местах;

- анализ происшедших несчастных случаев, отчеты по аварийным ситуациям (реальным или смоделированным в ходе учений);

- результаты проверок СУОТ;

- предупреждающие и корректирующие действия, проведенные в СУОТ после предыдущего анализа;

- решения, принятые по результатам предыдущего анализа функционирования СУОТ.

Анализ со стороны руководства должен быть направлен на общее функционирование СУОТ, а не на отдельные детали, – последние могут рассматриваться в обычном порядке в рамках СУОТ.

Планируя анализ со стороны руководства, следует учитывать следующее:

- важность определения рассматриваемых вопросов;

- перечень участников анализа со стороны руководства (руководители, специалисты по охране труда, другие лица);

- ответственность отдельных участников анализа;

- наличие информации, необходимой для анализа.

В анализе со стороны руководства следует отразить следующие аспекты:

- актуальность политики в области охраны труда;

- постановку или корректировку целей в области охраны труда с целью постоянного улучшения в очередной период;

- адекватность применяемых процессов идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими;

- существующие уровни риска и эффективность существующих мер по управлению ими;

- адекватность ресурсов (финансовых, человеческих, материальных);

- эффективность процесса проверки СУОТ;

- эффективность процесса отчетности по опасностям;

- данные о произошедших несчастных случаях и инцидентах;

- зафиксированные случаи неэффективности процедур;

- результаты проверок СУОТ, проведенных со времени последнего анализа со стороны руководства, и оценку их эффективности;

- готовность к аварийным ситуациям;

- улучшения в СУОТ (например, новые мероприятия, которые следует внедрить, или же совершенствование текущих мероприятий);

- результаты расследований несчастных случаев и инцидентов;

- оценку результатов предполагаемых изменений законодательства или технологии.

Как правило, результаты анализа СУОТ и предлагаемые меры по ее совершенствованию докладываются представителем руководства на совещании.

Типичными результатами анализа руководства являются:

- протокол анализа;

- пересмотр политики и целей в области охраны труда;

- конкретные предупреждающие и корректирующие действия, предпринимаемые отдельными руководителями, с указанием сроков их исполнения;

- конкретные действия по улучшению системы с назначением ответственных лиц и сроков выполнения;

- дата анализа выполнения и результативности предупреждающих и корректирующих действий;

- важнейшие вопросы, которые должны быть отражены при планировании будущих проверок СУОТ.

Решение совета директоров об утверждении (одобрении) доклада устанавливает приоритеты политики организации для последующего планирования мероприятий и обоснования затрат по обеспечению требований охраны труда на всех уровнях управления производством.

 

ДЕЙСТВИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

 

Предупреждающие и корректирующие действия

Следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий, являющихся следствием наблюдения и оценки результативности СУОТ, проверок СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством. Эти мероприятия должны включать:

а) определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и/или мероприятий СУОТ;

б) инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.

Если оценка СУОТ или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то соответствующие обстоятельствам другие меры, согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер, должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены.

Сущность, сроки, лица, ответственные за выполнение предупреждающих и корректирующих действий, следуют из мониторинга исполнения и оценки результативности, проверок СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством.

Корректирующие действия являются основной частью СУОТ и проводятся с целью устранения причин выявленных несоответствий, несчастных случаев или инцидентов, чтобы исключить их повторение в будущем.

Предупреждающие действия также являются неотъемлемой частью системы охраны труда, но применяются только по мере необходимости, когда оценка СУОТ или другие источники показывают, что имеется возможность предупредить реализацию опасностей и рисков или реализовать более результативные способы управления рисками.

Эффективность предпринятых корректирующих и предупреждающих действий должна проверяться, оцениваться и анализироваться.

О невыполненных действиях следует незамедлительно сообщить руководству.

Предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов как способы управлениями рисками заранее планируются и организуются. В случаях когда оценка СУОТ или другие источники показывают, что предупредительные и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов являются неадекватными или могут стать таковыми, организации необходимо разработать, внедрить и документально оформить другие, более результативные и подходящие меры. При этом необходимо учитывать иерархию (приоритетность) в способах управления.

 

Непрерывное совершенствование

Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов СУОТ и СУОТ в целом.

Эти мероприятия должны учитывать:

- цели организации по охране труда;

- результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;

- результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения;

- расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;

- выходные данные (выводы) анализа управления СУОТ руководством;

- предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют;

- изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;

- новую информацию в области охраны труда;

- результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.

Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности.

Поддержание результативного и эффективного функционирования СУОТ должно быть постоянной, непрерывно совершенствуемой деятельностью всех работников организации.

Для этого следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов СУОТ и СУОТ в целом.

Внедрение СУОТ на основе требований ГОСТ 12.0.230 предполагает новый, более высокий уровень организации охраны труда, требующий качественной перестройки работы структурных подразделений и функциональных служб любой организации. В силу этого внедрение СУОТ связано с большой вспомогательной работой, направленной на создание организационно-нормативной основы системы и на совершенствование всех сторон деятельности организации по обеспечению охраны труда.

Для использования наилучших практик управления и положительного опыта иных организаций следует результаты выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сопоставлять с достижениями в других организациях, в том числе с достижениями системного управления охраной труда.

 

Опубликовано в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 2/2017.

 

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (25.05.2017)
Просмотров: 481 | Теги: управление охраной труда