Ответы на вопросы по охране труда (июль 2018) - 9 Июля 2018 - Ответы на вопросы по охране труда - Охрана труда в школе
Главная » 2018 » Июль » 9 » Ответы на вопросы по охране труда (июль 2018)
14:15
Ответы на вопросы по охране труда (июль 2018)

Обязаны ли работники образовательных организаций проходить психиатрическое освидетельствование?

В соответствии с действующим законодательством отдельные категории работников образовательных организаций подлежат обязательному психиатрическому освидетельствованию. Такое освидетельствование проводится с целью определения их пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе с вредными и (или) опасными условиями труда.

На основании статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

В соответствии со статьями 212 и 213 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение обязательных психиатрических освидетельствований работников за счёт собственных средств и на основании статьи 76 ТК РФ отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование.

В силу части 3 статьи 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч рублей до 25 тысяч рублей; на юридических лиц – от 110 тысяч рублей до 130 тысяч рублей.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (ред. от 25.03.2013) установлены правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Соответствующие виды деятельности и условия повышенной опасности работников, подлежащих прохождению освидетельствования, установлены Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (далее – Перечень), утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 (ред. от 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании"».

В Перечне указано, что освидетельствованию подлежат работники, в том числе образовательных учреждений, осуществляющие отдельные виды профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, а именно: работники учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, детских дошкольных учреждений, домов ребёнка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах.

Согласно части 9 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к учебно-воспитательным учреждениям относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).

Кроме того, если по результатам проведённой специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах работников выявлены вредные и опасные производственные факторы и на этих рабочих местах установлен класс вредности, то данные работники обязаны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование.

Таким образом, психиатрическому освидетельствованию подлежат работники учреждений, осуществляющие отдельные виды деятельности, указанных в Перечне, и работники, занятые на работах в вредными и (или) опасными условиями труда.

 

Ответ подготовлен по материалам отдела охраны труда и здоровья аппарата Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

 

В организации есть филиалы и отделы. Согласно проведенной специальной оценке условий труда организации заведующие филиалами (отделами) проводят инструктажи по охране труда и пожарной безопасности своим подчиненным. Каждый заведующий филиалами (отделами) в учебном центре прошел 40-часовое обучение по охране труда и получил удостоверение.

Кто должен проводить повторный инструктаж по охране труда в отношении заведующих филиалами (отделами) организации? Вправе ли это делать инженер по охране труда? Существует ли необходимость проведения такого инструктажа, учитывая, что заведующие прошли специальное обучение по охране труда?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель обязан проводить повторный инструктаж по охране труда в отношении руководителей структурных подразделений организации, в том числе с руководителями, прошедшими специальное обучение по охране труда. Инструктаж проводит уполномоченное на это работодателем лицо, которым может быть, в частности, инженер (или специалист) по охране труда, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Заведующие могут быть освобождены от необходимости проходить повторный инструктаж, если их должности включены в утвержденный работодателем перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с частью первой ст. 225 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда (часть вторая ст. 225 ТК РФ).

Общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей, установлены Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утвержден постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, далее – Порядок).

Кроме того, основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц установлены Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.004-2015 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст, далее – Стандарт), который введен для добровольного применения в РФ (смотрите п. 1 названного приказа).

Пунктом 1.5 Порядка установлено, что обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с этим Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Из положений раздела II Порядка следует, что проведение инструктажа по охране труда, урегулированное подразделом 2.1 упомянутого раздела, является одной из форм обучения по охране труда.

Пункт 2.1.4 Порядка предусматривает, что первичный инструктаж на рабочем месте проводится со всеми вновь принятыми в организацию работниками, с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы, и т.д. Пунктом 2.1.5 того же Порядка определено, что повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

В Порядке не указано на отсутствие необходимости проводить первичный и повторный инструктаж руководителей структурных подразделений организации. Поскольку они являются работниками организации, они обязаны проходить такой инструктаж наряду с остальными работниками. Прохождение специального обучения по охране труда не освобождает работников от этой обязанности. Исключение из этого правила предусмотрено абзацем шестым п. 2.1.4 Порядка, согласно которому работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем (смотрите также ответ на вопрос 1, размещенный на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). С нашей точки зрения, поскольку такие работники освобождаются от прохождения первичного инструктажа, они не обязаны проходить и повторный инструктаж.

Согласно абзацу пятому п. 2.1.4 Порядка первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации. Пунктом 8.7 Стандарта установлено, что первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель подразделения или непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда как инструктор по охране труда.

Отметим, что ни Порядок, ни Стандарт не указывают, кто должен проводить первичный (повторный) инструктаж руководителей структурных подразделений организации. Однако это не означает, что они не обязаны проходить такой инструктаж. Полагаем, что в отношении таких работников инструктаж по охране труда, в том числе повторный, должно проводить лицо, управомоченное на это работодателем. Таким инструктирующим лицом может быть в том числе инженер по охране труда, если он наделен соответствующими полномочиями и прошел соответствующую подготовку (смотрите в связи с этим ответ на вопрос 2, размещенный на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Вместе с тем, если в настоящей ситуации работа по должности заведующего филиалом (отделом) не связана с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, работодатель вправе включить эту должность в перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. В этом случае заведующие не обязаны будут проходить повторный инструктаж по охране труда.

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Обухова Наталья

 

Организация проводит специальную оценку условий труда (далее – СОУТ) и должна передать организации, которая будет проводить СОУТ, СНИЛС своих работников. Требуется ли в данном случае согласие работников на передачу их персональных данных? Как поступить в случае, когда работник отказывается предоставить свой СНИЛ?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Работодателю для передачи оценивающей организации СНИЛС работников, занятых на рабочих местах, на которых проводится СОУТ, получать их согласие не требуется.

 

Обоснование позиции:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон N 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Любые действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, признаются их обработкой (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

В силу ст. 88 ТК РФ при передаче персональных данных работника работодатель должен не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Случаи, когда обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных, перечислены в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Также согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускается обработка персональных данных, если она необходима, в частности, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 указанного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (далее – оценивающие организации).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодатель обязан предоставить оценивающей организации, в частности, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, заключенным между такой организацией и работодателем и которые характеризуют условия труда на рабочих местах. Кроме того, в силу ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н (далее – Методика). В частности, в соответствии с Методикой при заполнении Карты специальной оценки условий труда рабочего места в строке 021 указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников в целях осуществления учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников (письмо Минтруда России от 25.05.2015 N 15-1/В-1929).

Поскольку проведение СОУТ является обязанностью работодателя, возложенной на него федеральным законом, а утвержденный в соответствии с федеральным законом порядок проведения СОУТ предполагает внесение в карту специальной оценки СНИЛС работников оценивающей организацией, передача соответствующих персональных данных работников указанной организации в силу ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, по нашему мнению, не требует их согласия.

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Сутулин Павел

 

Работник в рабочее время при исполнении трудовых обязанностей повредил ногу с подозрением на перелом, его увезли на машине скорой помощи на снимок. Организация на следующий день сообщила в ФСС о несчастном случае. После этого выяснилось, что ни перелома, ни травмы нет. Работник от больничного листа отказался и вышел на работу. Каким образом следует действовать далее? Необходимо ли информировать об этом ФСС?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель не обязан что-либо предпринимать в приведенной ситуации. Извещать исполнительный орган страховщика не требуется.

 

Обоснование вывода:

Порядок расследования и учета несчастного случая и оформления необходимых документов, а также обязанности работодателя установлены ст.ст. 227-230 ТК РФ, а также Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 (далее – Постановление N 73).

В соответствии с частью третьей ст. 227 ТК РФ, п. 3 Положения расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы) вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, – повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком.

При несчастных случаях, указанных в ст. 227 ТК РФ, работодатель либо его представитель обязаны немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (ст. 228 ТК РФ). Перечень органов, которым необходимо сообщить о произошедшем, зависит от тяжести повреждения здоровья в результате несчастного случая.

При этом в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя) в силу п. 5 Постановления N 73, пп. 6 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон N 125-ФЗ) работодатель (его представитель) обязан сообщить в течение суток о каждом страховом случае независимо от степени тяжести. Форма такого сообщения утверждена приказом ФСС РФ от 24.08.2000 N 157 (приложение 1).

Отметим, что под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (ст. 3 Закона N 125-ФЗ).

Основным документом, подтверждающим факт повреждения здоровья и временную утрату профессиональной трудоспособности, является листок нетрудоспособности, который выдается медицинскими работниками в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (смотрите п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Согласно п. 58 названного порядка при заполнении листка нетрудоспособности в связи с временной нетрудоспособностью, вызванной несчастным случаем на производстве, в строке "Причина нетрудоспособности" этого листка указывается цифровой код 04 (несчастный случай на производстве или его последствия).

По окончании лечения медицинской организацией заполняется и выдается на руки пострадавшему справка о заключительном диагнозе пострадавшего (учетная форма N 316/у), в которой указываются и последствия несчастного случая, в частности, выздоровление, рекомендация к переводу работника на другую работу.

На основании указанной справки работодателем заполняется сообщение по форме 8 (утверждена Постановлением N 73), которое по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях – в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности (часть четвертая ст. 230.1 ТК РФ).

Как следует из вопроса, работник после получения повреждения и осмотра в медицинской организации отказался от оформления листка нетрудоспособности и вышел на работу. При таких обстоятельствах, полагаем, у работодателя не возникает обязанности ни проводить расследование несчастного случая, ни уведомлять государственные органы, в том числе и исполнительный орган страховщика.

При этом необходимо учитывать, что согласно части второй ст. 229.1 ТК РФ несчастный случай, в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. Следовательно, работодатель в данном случае обязан будет провести расследование, если работник к нему обратится с соответствующим заявлением в связи с наступившей у него нетрудоспособностью после несчастного случая, которая должна быть подтверждена листком нетрудоспособности.

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Панова Наталья

 

Несчастный случай на производстве произошел 4 года назад. Работодатель произвел работнику необходимые выплаты, в том числе полагающиеся в соответствии с локальными нормативными актами организации-работодателя. Сейчас работник сообщил работодателю, что ему выплачено не все.

Какие выплаты должен сделать работодатель работнику, получившему частичную утрату работоспособности (40%) в результате несчастного случая на производстве?

 

В соответствии с частью первой ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве ему возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Частью второй той же статьи предусмотрено, что виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.

Возмещение вреда, причиненного здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее – Закон N 125-ФЗ).

Виды, объемы гарантий и компенсаций, на которые в указанных случаях имели право работники в 2014 году и сейчас, предусмотрены пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ (ссылка на редакцию действующую в 2014 году), это:

1) пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка (ст. 9 Закона N 125-ФЗ в редакции Федерального закона от 05.04.2013 N 36-Ф). Такое пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Следовательно, за дни после установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности пособие в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием не выплачивается. В соответствии со ст. 3 Закона N 125-ФЗ степень утраты профессиональной трудоспособности – это выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая. Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789. Из п. 9 Правил следует, что учреждение здравоохранения, осуществив необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и выявив признаки стойкой утраты профессиональной трудоспособности, направляет пострадавшего в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности. На основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего определяется степень утраты его профессиональной трудоспособности исходя из оценки имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях (п. 12 Правил).

Таким образом, установление любой степени (любого процента) утраты профессиональной трудоспособности означает, что установлена стойкая утрата профессиональной трудоспособности. Приказом Минздравсоцразвития России от 20.10.2005 N 643 утверждены формы справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и выписки из акта освидетельствования, а также рекомендации по заполнению этих форм. В строке "Срок установления степени утраты профессиональной трудоспособности" выписки и справки указывается срок, на который определены проценты утраты профессиональной трудоспособности: после предлога "с" указывается дата (число, месяц, год) установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, после предлога "до" указываются первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование.

Соответственно, дату, указанную в выписке и справке в качестве начала срока, на который установлена степень утраты профессиональной трудоспособности, следует считать датой установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, после которой пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве работнику начисляться и выплачиваться не должно.

2) страховые выплаты:

- единовременная страховая выплата. В 2014 году действовала редакция ст. 11 Закона N 125-ФЗ (Федеральный закон от 02.12.2013 N 331-ФЗ), которая предусматривала, что размер единовременной выплаты определяется в соответствии со степенью утраты работником профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. Сумма, из которой исчислялся размер единовременной страховой выплаты в 2014 году, составляла 80 534,8 рубля (пп. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ);

- ежемесячная, определяется как доля среднего месячного заработка работника, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (ст. 12 Закона N 125-ФЗ). Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не мог превышать в 2014 году 61 920,0 рубля, в 2015 году – 64 710,0 рубля, 2016 году – 67 620,0 рубля, в 2017 году 72 290,4 рубля, в 2018 году – 75 182,0 рубля и в 2019 году – 78 189,3 рубля (пп. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ; пп. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.12.2016 N 417-ФЗ).

Назначает и выплачивает единовременные и ежемесячные выплаты ФСС РФ после подачи заявления пострадавшего (доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат) и представляемого страхователем (застрахованным) перечня документов (заверенных копий) (п. 4 ст. 15 Закона 125-ФЗ). Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 15 Закона 125-ФЗ).

3) оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, при наличии прямых последствий страхового случая к которым относятся (Федеральный законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ):

- расходы на лечение застрахованного, осуществляемое на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

- расходы на проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации).

Независимо от вида степени тяжести повреждения застрахованное лицо также имеет право на оплату дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией при наличии прямых последствий страхового случая (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ (Федеральный закон от 23.10.2003 N 132-ФЗ)), в том числе расходы на:

- приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;

- посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

- медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;

- изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;

- обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;

- обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

- профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.

Все перечисленные выплаты (как в 2014 году (п. 2 ст. 8, п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ), так и сейчас (п. 2 ст. 8, п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ)) производятся ФСС России, за исключением пособия по временной нетрудоспособности и оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, которые производятся работодателем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов. Для назначения и оплаты страховых выплат работодатель после подачи работником соответствующего заявления обязан был предоставить в ФСС РФ необходимые документы из списка (их заверенные копии), перечень которых определяется ФСС РФ для каждого страхового случая (п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ (Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ)).

Оплата дополнительных расходов, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, то есть ФСС России, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определены в соответствующем положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 (п. 2 ст. 8 Закона N 125-ФЗ).

Для назначения и оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией пострадавшего работника, работодатель после подачи работником соответствующего заявления обязан представить в ФСС РФ необходимые документы из списка (их заверенные копии), перечень которых определяется ФСС РФ для каждого страхового случая (п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ (Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ)).

Также работодатель обязан произвести пострадавшему работнику и дополнительные выплаты на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случае, если такие выплаты предусмотрены коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя (часть четвертая ст. 8, часть вторая ст. 9, часть третья ст. 41 ТК РФ).

Если в результате расследования несчастного случая установлена вина работодателя в причинении вреда здоровью работника, то работник может обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении ущерба, причиненного здоровью, в соответствии с нормами главы 59 ГК РФ. При этом работник, пострадавший в связи с несчастным случаем на производстве и получивший страховые выплаты, имеет право предъявить к работодателю иск о возмещении ущерба здоровью сверх суммы, покрытой страховыми выплатами (определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 452-О-О). Кроме того, работник может обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении морального вреда (часть вторая ст. 237 ТК РФ). Компенсация морального вреда пострадавшему всегда осуществляется только за счет средств лица, причинившего вред.

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Трошина Татьяна

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 7/2018.

Просмотров: 6408 | Добавил: zdrav1 | Рейтинг: 5.0/1