Ответы на вопросы по охране труда (октябрь 2017) - 9 Октября 2017 - Ответы на вопросы по охране труда - Охрана труда в школе
Главная » 2017 » Октябрь » 9 » Ответы на вопросы по охране труда (октябрь 2017)
13:59
Ответы на вопросы по охране труда (октябрь 2017)

Не будет ли нарушением наличие в штатном расписании в образовательной организации численностью 150 человек должности специалиста по охране труда – не целой штатной единицы, а ее половины (0,5 ставки), если дополнительно планируется поручить исполнение обязанностей специалиста по противопожарной безопасности и специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (возможно только в порядке совмещения либо как в порядке совмещения, так и по совместительству)?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Введение должности специалиста по охране труда по совместительству на 0,5 ставки в учреждении с численностью работников более 50 человек не соответствует требованиям трудового законодательства.

 

Обоснование вывода:

Согласно ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Отметим, что Минтруд России в письме от 10 июня 2016 г. N 15-2/ООГ-2136 прокомментировал требование закона о создании в организациях служб охраны труда. Специалисты ведомства напомнили, что в соответствии с определением, приведенным в ст. 209 ТК РФ, производственная деятельность представляет собой совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. На основании этого в письме делается вывод, что производственная деятельность – это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах. В связи с чем требования ст. 217 ТК РФ в полной мере распространяются на организации, оказывающие различные виды услуг.

Таким образом, обязанность по созданию службы охраны труда или введению должности специалиста по охране труда лежит на любом работодателе, численность работников которого превышает 50 человек, независимо от характера его деятельности.

В силу части четвертой ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Одним из таких документов являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (далее – Рекомендации). Сразу оговоримся, что пункты Рекомендаций, о которых пойдет речь, основаны на ранее действующей редакции ст. 217 ТК РФ и в связи с ее изменением пока не подкорректированы, однако из них можно усмотреть общий подход к рассматриваемой ситуации.

Как сказано в п. 15 Рекомендаций, служба охраны труда создается или вводится должность специалиста по охране труда, если численность работников превышает 100 человек. Исходя из п. 16 Рекомендаций, если численность работников – 100 и менее, руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда. Из этих норм видно, что возможность работать по должности специалиста по охране труда меньшее по сравнению с нормой количество часов находится в прямой зависимости от количества работников организации, в отношении которых специалист выполняет свои функции.

Таким образом, с учетом действующей в настоящее время редакции ст. 217 ТК РФ можно сделать вывод, что работа специалиста по охране труда на 0,5 ставки возможна, только если количество работников организации составляет 50 человек и менее.

Примеры применения такого подхода имеются и в судебной практике (смотрите, например, решение Красноглинского районного суда г. Самары от 27.01.2012, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23.07.2013 по делу N 12-201/13).

Отметим, что контролирующие органы под обязанностью работодателя ввести должность специалиста по охране труда, как правило, также понимают введение в штатное расписание организации (учреждения) штатной единицы по этой должности (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 14.06.2016 по делу N 2-3989/2016, решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.01.2016 по делу N 12-50/2016).

Отметим, что существуют Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10, которые регламентируют оптимальное количество работников службы с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации и которые работодатель должен учитывать в силу части четвертой ст. 217 ТК РФ (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Иваново Ивановской области от 30.05.2014 по делу N 12-147/2014).

При этом как указано в решении Октябрьского районного суда г. Архангельска от 12.08.2013 по делу N 12-425/2013, "отсутствие денежных средств на выделение штатной единицы для специалиста по охране труда не освобождает от административной ответственности".

Учитывая сказанное, полагаем, введение должности специалиста по охране труда по совместительству на 0,5 ставки на предприятии с численностью работников более 50 человек не соответствует требованиям трудового законодательства.

Обратим внимание, что изложенная позиция по данному вопросу является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов.

По вопросу поручения специалисту по охране труда дополнительной работы в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ отметим следующее.

В соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

В части второй этой статьи перечислены виды дополнительной работы:

- совмещение профессий (должностей) – выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности);

- расширение зон обслуживания, увеличение объема работ – выполнение дополнительной работы по такой же профессии (должности);

- исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором – выполнение дополнительной работы как по другой, так и по такой же профессии (должности), если обычно такую работу выполняет другой работник.

На практике все три вида дополнительной работы для простоты называют одним общим термином "совмещение". Грубой ошибкой это не является, поскольку правовое регулирование всех видов дополнительной работы одинаковое. Однако в кадровых документах следует использовать ту формулировку из ст. 60.2 ТК РФ, которая отвечает существу порученной дополнительной работы.

Выполнение закрепленного за другим сотрудником объема работы в любом случае является исполнением обязанностей временно отсутствующего работника. Если же штатная единица является вакантной, то вид дополнительной работы выбирается в зависимости от того, совпадает ли она по характеру с основной работой.

Например, если должность вакантна и поручаемая дополнительная работа осуществляется по другой должности, то имеет место совмещение должностей, а если речь идет о выполнении дополнительной работы по такой же профессии (должности), то следует говорить о расширении зон обслуживания или увеличении объема работ.

При этом в настоящее время трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права, не устанавливают ограничений на совмещение и другие виды дополнительной работы для каких-либо должностей и профессий. Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)", которое содержало такие ограничения, постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 признано не действующим на территории Российской Федерации. Это означает, что дополнительная работа в основное рабочее время может быть поручена работнику любой должности или профессии, будь то руководитель организации, его заместитель, главный бухгалтер, руководитель структурного подразделения, другой служащий или рабочий.

Не установлено ограничений и для отдельных категорий работников. Поэтому совмещать должности, исполнять обязанности отсутствующего, а также осуществлять расширение зон обслуживания, увеличение объема работы могут все работники, в том числе совместители и сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Максимальный объем дополнительной работы и предельное количество поручений нормативными правовыми актами не предусмотрены. С учетом ст. 60.2 и ст. 151 ТК РФ получается, что эти вопросы решаются исключительно соглашением сторон. Например, работнику при наличии его согласия может быть поручено совмещение более чем двух профессий (должностей).

Выполнение работы по другой должности возможно и на условиях совместительства. При этом совместительством признается выполнение работы по отдельному трудовому договору в свободное от основной работы время (часть первая ст. 282 ТК РФ).

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство) (часть первая ст. 60.1, часть третья ст. 282 ТК РФ).

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Воронова Елена

 

 

Для проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) нужно ли брать с работника письменное заявление о его согласии о передаче персональных данных в организацию, проводящую СОУТ (так как необходимо предоставить СНИЛС, Ф.И.О., место работы, условия работы)?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Для проведения специальной оценки условий труда с работника не нужно брать письменное заявление о его согласии на передачу персональных данных в организацию, проводящую СОУТ.

 

Обоснование позиции:

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон N 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Любые действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, признаются их обработкой (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

В силу ст. 88 ТК РФ при передаче персональных данных работника работодатель должен не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Случаи, когда обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных, перечислены в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Также согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускается обработка персональных данных, если она необходима, в частности, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 указанного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (далее – оценивающие организации).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодатель обязан предоставить оценивающей организации, в частности, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, заключенным между такой организацией и работодателем и которые характеризуют условия труда на рабочих местах. Кроме того, в силу ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н (далее – Методика). В частности, в соответствии с Методикой при заполнении Карты специальной оценки условий труда рабочего места в строке 021 указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников в целях осуществления учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников (письмо Минтруда России от 25.05.2015 N 15-1/В-1929).

Поскольку проведение СОУТ является обязанностью работодателя, возложенной на него федеральным законом, а порядок проведения СОУТ предполагает передачу работодателем оценивающей организации отдельных необходимых персональных данных работников, передача таких данных в силу ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ не требует согласия работника.

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Каменщиков Александр

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Сутулин Павел

 

 

Можно ли использовать светодиодное освещение в образовательных учреждениях?

Ответ: В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" в соответствии с п. 1.3 распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания и в соответствии с п. 3.1.5 предъявляют гигиенические требования к световым приборам для общего и местного освещения, предназначенным к эксплуатации со светодиодами.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в пункте 7.2.2 разрешают использование светодиодов в системах общего освещения, которое обеспечивается потолочными светильниками. В пункте 7.2.5 указаны условия размещения светильников со светодиодами.

Санитарно-эпидемиологическое нормирование в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 включает в себя разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, разработку, экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил.

Указанный объем работ был выполнен при планировании и проведении научных исследований по оценке воздействия светодиодных источников света на здоровье детей школьного возраста. Научная работа была проведена в 2011 – 2012 годах в Федеральном государственном автономном учреждении "Национальный научно-практический центр здоровья детей" Минздрава России и подтвердила возможность использования светодиодных источников освещения в общеобразовательных учреждениях.

По результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются.

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" также не содержат ограничений по применению светодиодов на рабочих местах.

Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений.

Одновременно сообщаем, что в территориальные органы Роспотребнадзора направлено разъяснение о возможности использования светодиодного освещения в образовательных учреждениях.

 

Ответ подготовлен на основе письма Роспотребнадзора от 22.05.2017 N 01/6355-17-23 "О возможности использования светодиодного освещения".

 

 

Какой порядок расследования, квалификации и оформления несчастных случаев, происшедших с работниками вследствие приступов общих заболеваний?

Ответ: Решение о порядке расследования указанных несчастных случаев должно приниматься в соответствии с требованиями п. п. 2 и 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73, определяющими круг лиц, несчастные случаи с которыми расследуются в соответствии с требованиями Положения, и обстоятельства, при которых несчастный случай квалифицируется как производственный. В частности, если действия пострадавшего во время несчастного случая были непосредственно обусловлены его трудовыми отношениями с работодателем (в том числе при выполнении своих трудовых обязанностей, а также при осуществлении не входящих в трудовые обязанности действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая), то данные несчастные случаи подлежат расследованию, оформлению и учету в соответствии с Положением.

При принятии решения об оформлении таких несчастных случаев следует учитывать также, что в качестве исключения в п. 23 Положения изложен перечень обстоятельств, позволяющих квалифицировать несчастный случай как непроизводственный и не оформлять его актом по форме Н-1. При этом упомянутый перечень является исчерпывающим и расширенному применению не подлежит.

Таким образом, если работник получил травму (или погиб) в результате телесного повреждения, полученного вследствие внезапного ухудшения его здоровья во время приступа эпилепсии (например, при падении на ровной поверхности или при разности уровней высот, от контактных ударов при столкновении с движущимися и неподвижными предметами, деталями и машинами во время приступа и т.п.), представляется, что несчастный случай должен быть квалифицирован как связанный с производством и оформлен актом Н-1 независимо от совокупности установленных комиссией причин несчастного случая.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, применительно к рассматриваемым случаям акт по форме Н-1 не оформляется только в случаях, если единственной причиной смерти работника явилось общее заболевание, подтвержденное в установленном порядке учреждением здравоохранения.

 

Ответ подготовлен на основе письма Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2005 N 3855-ТЗ.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 10/2017.

Просмотров: 1123 | Добавил: zdrav1 | Рейтинг: 0.0/0