12:32 Ответы на вопросы по охране труда (сентябрь 2017) |
Для проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) нужно ли брать с работника письменное заявление о его согласии о передаче персональных данных в организацию, проводящую СОУТ (так как необходимо предоставить СНИЛС, Ф.И.О., место работы, условия работы)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Для проведения специальной оценки условий труда с работника не нужно брать письменное заявление о его согласии на передачу персональных данных в организацию, проводящую СОУТ.
Обоснование позиции: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Любые действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, признаются их обработкой (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). В силу ст. 88 ТК РФ при передаче персональных данных работника работодатель должен не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Случаи, когда обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных, перечислены в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В частности, п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случаях, когда такая обработка необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Также согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ допускается обработка персональных данных, если она необходима, в частности, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей. В соответствии со ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 указанного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (далее - оценивающие организации). В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодатель обязан предоставить оценивающей организации, в частности, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, заключенным между такой организацией и работодателем и которые характеризуют условия труда на рабочих местах. Кроме того, в силу ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н (далее - Методика). В частности, в соответствии с Методикой при заполнении Карты специальной оценки условий труда рабочего места в строке 021 указывается СНИЛС занятых на данном рабочем месте работников в целях осуществления учета периода деятельности, включаемого в стаж работы во вредных (опасных) условиях труда конкретного работника, являющегося основанием для досрочного пенсионного обеспечения таких работников (письмо Минтруда России от 25.05.2015 N 15-1/В-1929). Поскольку проведение СОУТ является обязанностью работодателя, возложенной на него федеральным законом, а порядок проведения СОУТ предполагает передачу работодателем оценивающей организации отдельных необходимых персональных данных работников, передача таких данных в силу ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ не требует согласия работника.
Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Каменщиков Александр Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Сутулин Павел
Можно ли использовать светодиодное освещение в образовательных учреждениях? Ответ: В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" в соответствии с п. 1.3 распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания и в соответствии с п. 3.1.5 предъявляют гигиенические требования к световым приборам для общего и местного освещения, предназначенным к эксплуатации со светодиодами. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в пункте 7.2.2 разрешают использование светодиодов в системах общего освещения, которое обеспечивается потолочными светильниками. В пункте 7.2.5 указаны условия размещения светильников со светодиодами. Санитарно-эпидемиологическое нормирование в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 включает в себя разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил, контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, разработку, экспертизу, утверждение, введение в действие и опубликование санитарных правил. Указанный объем работ был выполнен при планировании и проведении научных исследований по оценке воздействия светодиодных источников света на здоровье детей школьного возраста. Научная работа была проведена в 2011 - 2012 годах в Федеральном государственном автономном учреждении "Национальный научно-практический центр здоровья детей" Минздрава России и подтвердила возможность использования светодиодных источников освещения в общеобразовательных учреждениях. По результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" также не содержат ограничений по применению светодиодов на рабочих местах. Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений. Одновременно сообщаем, что в территориальные органы Роспотребнадзора направлено разъяснение о возможности использования светодиодного освещения в образовательных учреждениях.
Ответ подготовлен на основе письма Роспотребнадзора от 22.05.2017 N 01/6355-17-23 "О возможности использования светодиодного освещения". |
|