13:24 Содержание майского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» | |
Представляем аннотации основных статей журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 5/2021. Подписаться на журнал можно через почтовые каталоги «Пресса России« (индекс 12156), «Почта России» (индекс П1664) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-пресс, Прессинформ и др.). Оформить подписку без каталожных наценок с любого номера можно в редакции или на нашем сайте (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru).
Управление охраной труда в образовательных организациях: цели, задачи, функции и процедуры В статье рассмотрены вопросы управления охраной труда в образовательных организациях, обязанности работодателя и процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда. Охрана труда является одним из основных принципов трудового права и трудовых правоотношений. В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В целях обеспечения этого конституционного права в настоящее время принят целый ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих правоотношения и содержащих нормы охраны труда. Основополагающим законодательным актом в этой области является Трудовой кодекс РФ, десятый раздел которого полностью посвящен вопросам охраны труда. Эффективность деятельности по охране труда в образовательной организации определяется качеством управления охраной труда, включающего 4 основные функции: - планирование; - организация; - мотивация работников; - контроль. Для повышения эффективности работы по охране труда в образовательной организации должно быть разработано и утверждено Положение о системе управления охраной труда (далее – СУОТ). Это не просто рекомендация, а требование закона. Положение разрабатывается в соответствии с Трудовым кодексом РФ, приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» и иными нормативно-правовыми актами в области охраны труда. Можно использовать утвержденные типовые положения о СУОТ в образовательных организациях, опубликованные в нашем журнале.
Оценка рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности При оценке рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, следует руководствоваться ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков». Указанный стандарт устанавливает правила и методы оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности. ГОСТ Р 12.0.010-2009 применяют в целях: - обеспечения конституционного права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; - получения данных об опасностях и рисках для информирования работников о риске повреждения здоровья; - обоснования положенной социальной защиты работников, в том числе компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; - оценивания эффективности мер по совершенствованию охраны труда; - принятия превентивных мер по защите здоровья работника; - выяснения причинно-следственной связи состояния здоровья работников с условиями труда; - обоснования положений трудового договора об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также по обеспечению других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций; - обоснования размера страховых тарифов. В общем случае оценка (расчет) рисков включает: выявление опасностей, определение (расчет) для каждой из них размеров возможных ущербов здоровью, вероятностей их наступления, проведение расчета значения показателя рисков. Выбор показателей (ущерба, риска) и методов оценки рисков зависит от ряда факторов – целей оценки рисков (предоставление отчетных материалов, управление рисками и т.д.), необходимого количества статистической информации с точки зрения обеспечения приемлемой точности результатов, наличия ресурсов и т.д.
Оценка профессиональных рисков в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Для минимизации возможности причинения вреда здоровью работника руководитель образовательной организации должен организовать процедуру управления профессиональными рисками, т.е. разработать комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Классификация опасных и вредных производственных факторов В публикации представлена классификация опасных и вредных производственных факторов. Напомним, что в настоящее время действует межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015 «Система стандартов по безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация». Первопричиной всех травм и заболеваний, связанных с процессом труда, является неблагоприятное воздействие на организм занятого трудом человека тех или иных факторов производственной среды и трудового процесса. Это воздействие, приводящее в различных обстоятельствах к различным результирующим последствиям, зависит от наличия в условиях труда того или иного фактора, его потенциально неблагоприятных для организма человека свойств, возможности его прямого или опосредованного действия на организм, характера реагирования организма в зависимости от интенсивности и длительности воздействия (экспозиции) данного фактора.
Нужно ли работникам образовательных организаций, обучающих только взрослых людей, проходить обязательный медицинский осмотр? В образовательных организациях, где учат исключительно взрослых людей, на рабочих местах с оптимальными и допустимыми условиями труда (по результатам специальной оценки условий труда) проходить предварительные и периодические медицинские осмотры теперь не требуется. Статья 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязанность педагогических работников проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя. Таким образом, законодательно определено, что медицинские осмотры должны проводиться в соответствии с трудовым законодательством. С 1 апреля 2021 года вступил в силу новый Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса РФ. Ранее была формулировка, которая предполагала прохождение медосмотра при работе в образовательных организациях всех типов и видов. Теперь эта формулировка изменена – медицинский осмотр необходимо проходить только в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Соответственно требование прохождения медосмотра по этому критерию не касается работников организаций дополнительного профессионального образования, где учат только взрослых людей.
Медицинские осмотры работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы в отношении несовершеннолетних обучающихся В публикации изложена позиция Профсоюза работников народного образования и науки РФ по поводу обязательных медицинских осмотров работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы в отношении несовершеннолетних обучающихся. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ (далее – Порядок), и Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. В соответствии с пунктом 25 приложения к Порядку предусмотрено проведение медосмотров при выполнении работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. В этой связи считаем необходимым разъяснить следующее. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон N 273-ФЗ) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Содержание образования определяется основными образовательными программами, реализуемыми в дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, и дополнительными образовательными программами – в организациях дополнительного образования и дополнительного профессионального образования. При этом воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (ст. 12.1 Закона N 273-ФЗ). Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статьей 54 Семейного кодекса РФ ребенком является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). На основании вышеизложенного полагаем, что работники образовательных организаций, реализующих образовательные программы в отношении несовершеннолетних обучающихся, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры вне зависимости от занимаемой должности и вида выполняемой работы.
Организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров С 1 апреля текущего года вступил в силу новый Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (далее – Порядок), утвержденный приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н. Этим же приказом утвержден Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу, предусмотренные частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса РФ (далее – предварительные осмотры), проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лиц, поступающих на работу, поручаемой им работе, а также с целью предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Обязательные периодические медицинские осмотры, предусмотренные частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса РФ (далее – периодические осмотры), проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ. Декретированные группы (работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений) проходят обязательные периодические медицинские осмотры также в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
О проведении обучения по охране труда: точка зрения Общероссийского Профсоюза образования В связи с поступающими в ЦС Профсоюза обращениями региональных (межрегиональных) организаций, местных и первичных профсоюзных организаций Профсоюза, педагогических работников – членов Профсоюза по вопросу применения обязательных требований обучения по охране труда при вступлении в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда сообщаем следующее. В настоящее время нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы обучения по охране труда, является Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (далее – Порядок). При вступлении в силу новых нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, или их изменении работодатель в соответствии пунктами 2.1.6 и 3.3 Порядка обязан провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки. При этом проверка знаний осуществляется только этих законодательных и нормативных правовых актов. Проверка знаний требований охраны труда работников организаций осуществляется образованной работодателем комиссией по проверке знаний требований охраны труда, в работе которой могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда Профсоюза. При этом члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение согласно пункта 2.3.2 Порядка в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда. Такого же мнения придерживается Минтруд России в письме от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167. Обращаем внимание, что внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, выполнение требований которых входит в должностные обязанности работников. Таким образом, если соблюдение требований правил по охране труда, вступивших в силу с 1 января На основании вышеизложенного руководителю образовательной организации, необходимо организовать следующие мероприятия: - привести инструкции по охране труда, программы проведения инструктажей и программы обучения по охране труда в соответствие с вступившими в силу нормативными правовыми актами, содержащими требования охраны труда; - направить членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда на обучение в организацию, осуществляющую функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда; - организовать проведение внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний работников, в должностные обязанности которых входит обеспечение соблюдения новых правил по охране труда. Кроме того, необходимо актуализировать комплект нормативных правовых актов по охране труда с учетом новых правил по охране труда, регламентирующих трудовую деятельность работников.
Организация отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 Публикация подготовлена на основе Рекомендаций по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровления в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в 2021 году (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.03.2021).
Примерное положение по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с обучающимися Наступает лето – время туристских походов, экспедиций и экскурсий, во время которых возможны несчастные случаи с как учащимися, так и самими работниками образовательных учреждений. В связи с этим необходимо принять не только соответствующие меры предосторожности (проведение инструктажей по безопасности, проверка знаний и навыков безопасного поведения, соответствующая экипировка, подготовка и инструктаж руководителя похода, включая знание местности, и т.д. – об этом знают все и подразумевается как бы само собой), но и подготовить соответствующие документы (приказ о проведении таких мероприятий, журналы об инструктажах, маршрутный лист и т.д.).
Структура и содержание инструкции о мерах пожарной безопасности Инструкция о мерах пожарной безопасности (ПБ) является основным локальным документом по ПБ для работников любой организации. В связи с введением новых Правил противопожарного режима в Российской Федерации необходимо внести соответствующие изменения в старые или утвердить новые инструкции. В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР), инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются и утверждаются руководителем организации в отношении каждого объекта защиты. На это обращаем внимание: организации, имеющие несколько объектов защиты (зданий, сооружений), разрабатывают инструкции на каждый объект. Другими словами, если образовательная организация имеет несколько зданий (административное здание, учебные корпуса, отдельно стоящие пищеблок, спортзал и т.д.), то инструкции разрабатываются на каждое из них. Инструкция разрабатывается на основе ППР, других нормативно-правовых актов и методических документов в области пожарной безопасности (ПБ), исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В соответствии с главой XVIII ППР в инструкции о мерах ПБ необходимо отражать следующие вопросы: - порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, эвакуационных путей и выходов, в том числе аварийных, а также путей доступа подразделений пожарной охраны на объекты защиты (на этажи, кровлю (покрытие) и др.); - мероприятия по обеспечению ПБ технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ; - порядок и нормы хранения и транспортировки пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов; - порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы; - расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта, проведения огневых или иных пожароопасных работ; - порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды; - допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; - порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды, ветоши; - предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв; - обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, открытии и блокировании в открытом состоянии вращающихся дверей и турникетов, а также других устройств, препятствующих свободной эвакуации людей, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения); - допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты. В инструкции указываются лица, ответственные за обеспечение ПБ, в том числе за: - сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства, дежурных и аварийных служб объекта защиты; - организацию спасения людей с использованием для этого имеющихся сил и технических средств; - проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты); - отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, устройств с применением открытого пламени, а также теплогенерирующих агрегатов, аппаратов и устройств с применением горючих теплоносителей и (или) с температурой на их внешней поверхности, способной превысить (в том числе при неисправности теплогенерирующего аппарата) 90 градусов Цельсия; - перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, а также выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания, сооружения; - прекращение всех работ в здании, сооружении (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара; - удаление за пределы опасной зоны всех работников, не задействованных в тушении пожара; - осуществление общего руководства тушением пожара (с учетом специфических особенностей объекта защиты) до прибытия подразделения пожарной охраны; - обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара; - организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей; - встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара; - сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте защиты опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах; - по прибытии подразделения пожарной охраны информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта защиты, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте защиты веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара; - организацию привлечения сил и средств объекта защиты к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития. Представленный образец инструкции может быть использован для разработки инструкций о мерах пожарной безопасности для зданий органов управления образованием и административных зданий образовательных организаций. В приложении к статье представлен образец инструкция о мерах пожарной безопасности в здании органа управления образованием, который может быть также использован при подготовке инструкций по ПБ в административных зданиях образовательных организаций.
Об иммунизации сотрудников образовательных организаций Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет правовые аспекты иммунизации сотрудников образовательных организаций, в том числе педагогов. Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ N 52-ФЗ) и Федеральным законом от 17.09.1998 N 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ N 157-ФЗ). Согласно ФЗ N 157-ФЗ п. 1 ст. 5 предусматривает возможность отказа от профилактических прививок, который оформляется в письменной форме, при этом в соответствии с п. 2 ст. 5 отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 (далее – Перечень). Перечнем предусмотрена обязательная иммунизация лиц, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, против инфекций, включенных в национальный календарь профилактических прививок. В соответствии со ст. 9 ФЗ N 157-ФЗ приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014 N 32115 с изменениями, далее – приказ Минздрава России) утвержден национальный календарь профилактических прививок, которым определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, исходя из перечисления видов работ (деятельности), при которых проводится такая вакцинация (приложение 1 к приказу Минздрава России). В настоящее время юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отсутствуют, так как иммунизация против новой коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 ФЗ N 52-ФЗ, ст. 10 ФЗ N 157-ФЗ). И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение граждан, не имеющих прививок, от работы. В настоящее время такие постановления не принимались, в связи с чем вакцинация против новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций. | |
Просмотров: 1072 | |