09:29 Содержание октябрьского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» | |
Представляем Вашему вниманию аннотации основных статей журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 10/2019. Подписаться на журнал можно через почтовые каталоги "Почта России" (индекс П1664), "Роспечать" (индекс 80308), "Пресса России" (индекс 12156). Подписаться на журнал можно также в редакции или на нашем сайте с любого номера и без каталожных наценок (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru).
Основы формирования и функционирования систем управления охраной труда Статья содержит основные положения и принципы формирования, функционирования и совершенствования систем управления охраной труда в организациях. Представленный материал может быть использован при разработке, внедрении и совершенствовании СУОТ, а также при обучении руководителей, специалистов и уполномоченных по охране труда. Рассмотренные в статье принципы построения и функционирования систем управления охраной труда соответствуют требованиями Типового положения о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н), ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования», ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и основным положениям Руководства по системам управления охраной труда Международной организации труда (МОТ-СУОТ, 2001).
Трехступенчатый контроль состояния условий и охраны труда в образовательной организации В статье рассмотрены цели, задачи, порядок проведения и правовое обоснование проведения трехступенчатого контроля состояния условий и охраны труда в образовательной организации. Содержит примерное положение о трехступенчатом контроле за состоянием условий и охраны труда в образовательной организации.
Использование дистанционных образовательных технологий при обучении работников охране труда В статье рассмотрены требования к использованию дистанционных образовательных технологий при обучении по охране труда работников организаций обучающими организациями, имеющими лицензию на оказание образовательных услуг и прошедшими аккредитацию согласно приказу Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».
Обучение подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий Обучение безопасности труда и безопасности других видов деятельности, включая поведение и учебу, организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательных организациях с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в процессе трудовой и производственной деятельности. В дошкольных учреждениях обучаемых знакомят с основами безопасного поведения при проведении различных мероприятий, а также безопасным приемам труда по самообслуживанию в процессе занятий, игр и других видов детской деятельности. С обучаемыми проводят занятия по основным правилам безопасного поведения, дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности и т.д. Занятия проводятся воспитателями, а также приглашенными со стороны специалистами в самых разнообразных формах. Проверку усвоенных знаний осуществляют путем устного опроса обучаемых и практических занятий с ними.
Электробезопасность как важнейшая составляющая охраны труда в образовательной организации Электробезопасность является важнейшей составляющей системы охраны труда, т.к. касается практически всех работников образовательных организаций. Хотя подавляющее большинство сотрудников относится к неэлектротехническому персоналу, требования правил по электробезопасности распространяются практически на всех работников системы образования, т.к. все они в той или иной степени имеют дело с электроприборами (компьютерами, осветительными приборами, учебным оборудованием и т.д.).
Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом в образовательных организациях Работа по профилактике несчастных случаев на занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач работников образовательных организаций. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.
Рекомендации по обеспечению безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом Рекомендации предусматривают основные организационно-профилактические меры обеспечения безопасности и снижения травматизма, обязательные к выполнению на территории Российской Федерации и при нахождении физкультурников и спортсменов сборных команд страны за рубежом. Руководителям территориальных органов управления физической культурой и спортом, директорам (начальникам) спортивных сооружений, тренировочных баз, яхт-клубов и т.п. рекомендуется издать приказ, определяющий порядок организации занятий физической культурой и спортом, проведения учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований на подведомственных спортивных сооружениях, базах и временных местах проведения мероприятий в соответствии с данными Рекомендациями, с учетом окружающей среды и территории, климатических условий, транспортного движения на суше, воде и т.д.
Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций у учащихся и работников образовательных организаций В статье рассмотрены вопросы профилактики гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Публикация предназначена для руководителей и специалистов по охране труда образовательных организаций, в обязанности которых входит информирование учащихся и работников о профилактике этих заболеваний, проведение специфической профилактики гриппа (вакцинации), неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ, обеспечение работников индивидуальными средствами защиты (медицинскими масками), моющими и дезинфекционными средствами. Какие профессиональные заболевания наиболее часто встречаются у работников образовательных организаций? Правильный ответ – грипп и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Понятно, что юридически доказать, что заражение гриппом или иными ОРВИ произошло на работе и что это профессиональное заболевание практически невозможно (это можно сделать только по всей выборке работников образования, статистически доказав влияние биологического фактора на их заболеваемость). Большинство случаев таких заболеваний заканчивается благополучно и в относительно короткие сроки. Тем не менее, заболеваемость педагогических работников гриппом и иными ОРВИ действительно выше, чем в среднем по населению. Это вполне объяснимо, ведь они имеют контакт с большим количеством людей, в том числе с острыми респираторными заболеваниями, особенно в период роста этой заболеваемости. Задача руководителя и специалиста по охране труда образовательной организации заблаговременно запланировать и провести необходимые профилактические мероприятия по профилактике гриппа и иных ОРВИ, включая информирование работников о профилактике этих заболеваний, проведение специфической профилактики гриппа (вакцинации), неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ, обеспечение работников индивидуальными средствами защиты (медицинскими масками), моющими и дезинфекционными средствами. Итак, наступает холодное время года – время роста заболеваемости гриппом и другими острыми респираторными вирусными инфекциями. Основным документом при организации мероприятий по профилактике этих инфекций являются санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций». Документ содержит требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями. В дополнение к санитарным правилам в конце прошлого года были утверждены методические рекомендации «Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций» (МР 3.1.0140-18).
Контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах по методу Элмери В статье рассматриваются вопросы организации контроля состояния условий и охраны труда на рабочих местах по методу Элмери. Публикация предназначена для специалистов и консультантов в области охраны труда. В специальной литературе встречается понятие «Система Элмери». Читатели спрашивают, что она из себя представляет. Отвечаем: система Элмери – это система контроля безопасности труда в промышленности, однако ее можно использовать в любой отрасли, в том числе в образовательных организациях. Система разработана Институтом профессионального здравоохранения Финляндии и Управления по охране труда при Министерстве социального обеспечения и здравоохранения Финляндии. Система Элмери представляет один из методов косвенной количественной оценки производственных рисков и отслеживает важнейшие факторы, влияющие на безопасность рабочего места, которые сгруппированы в семь групп: производственный процесс; порядок и чистота; безопасность труда при работе с оборудованием; факторы окружающей среды; эргономика; проходы и проезды; возможности. Метод основан на наблюдениях, охватывающих такие важнейшие составляющие безопасности труда как: использование средств защиты, порядок на рабочем месте, безопасность при работе с техникой (оборудованием), гигиену труда и эргономику. Наблюдение осуществляется на основе списка контрольных вопросов (контрольных карт, чек-листов). Вопросы отражают содержание основных требований в области охраны труда на рабочем месте. По каждому вопросу проставляется соответствующая оценка: «Да», «Нет», «Другое», а также даются необходимые комментарии (в первую очередь при выявлении нарушений требований безопасности). Если контрольный вопрос не относится к выполняемым трудовым функциям работника, ставится прочерк. Чек-лист может включать ряд вопросов, на которые отвечает как сам проверяющий, так и руководитель структурного подразделения, другие должностные лица, работники структурного подразделения. Оценка безопасности идет по так называемому индексу безопасности. Индекс обозначает процентное соотношение, значение которого может быть от 0 до 100. Например, результат 60 % показывает, что 60 пунктов из 100 соответствует требованиям. Можно сразу определить, какие вопросы требуют дополнительного улучшения.
Что проверяют при комплексной оценке пожарной безопасности образовательных организаций В статье на основе действующих нормативно-правовых актов рассматриваются основные направления оценки противопожарного состояния образовательного учреждения при проведении плановых проверок. Подготовка к проверкам пожарной безопасности и порядок их проведения – важнейшая тема для руководителей и иных должностных лиц, отвечающих за пожарную безопасность в образовательных организациях. Чтобы проверка закончилась без неприятных последствий, нужно к ней заранее подготовиться. Чтобы подготовиться к проверке, нужно знать, что и как будут проверять представители государственного пожарного надзора (ГПН). Эти вопросы были освещены в статьях, опубликованных в нашем журнале: «Готовимся к проверке пожарной безопасности» (N 1/ 2019); «Что проверяют в рамках государственного пожарного надзора в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования» (N 3/2019); «Что проверяют при проверках пожарной безопасности зданий дошкольных образовательных организаций, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций» (N 7/2019).
Как написать инструкцию о мерах пожарной безопасности в образовательной организации В статье рассмотрены требования к разработке инструкций о мерах пожарной безопасности в образовательных организациях. Представлен образец инструкции.
| |
Просмотров: 813 | |