10:54 Содержание октябрьского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» | |
Представляем аннотации основных статей журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 10/2022. Подписаться на журнал можно через почтовый каталог, «Почта России» (индекс П1664) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-пресс,«Пресса России, Прессинформ и др.). Оформить подписку без каталожных наценок с любого номера можно в редакции или на нашем сайте (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru). Подписчикам бесплатно предоставляется электронный «Сборник инструкций по охране труда для работников образовательных организаций».
Функция делегирования в системе управления охраной труда Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для повышения его эффективности, многие руководители терпели неудачи именно из-за этого. Публикация предназначена для руководителей организаций, руководителей служб охраны труда и председателей различных комитетов и комиссий по охране труда.
Рассмотрение причин и учет микроповреждений (микротравм) работников В соответствии со статьей 226 ТК РФ «Микроповреждения (микротравмы)» работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микротравм работников. Основанием для рассмотрения обстоятельств и причин микротравмы является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю или его представителям. Практически любая микротравма является следствием нарушения требований охраны труда или аварийной ситуации. Выявлена статистически достоверная связь между количеством микротравм и количеством несчастных случаев на производстве, что вполне объяснимо – в основе тех и других лежат схожие причины и факторы, нарушения требований охраны труда и неудовлетворительная организация трудового процесса. Таким образом, своевременное выявление и устранение опасностей получения работниками микротравм направлено на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Микротравмы могут привести к гораздо более тяжелым последствиям, чем может показаться на первый взгляд, – в первую очередь на рабочих местах в зонах повышенной опасности. Кроме того, микротравмы снижают производительность и качество труда. Руководители организаций, их структурных подразделений и специалисты по охране труда обязаны обеспечить выявление и анализ причин, приводящих к возникновению микротравм, а также разработку и проведение соответствующих профилактических мероприятий. Учет микротравм направлен на повышение эффективности мероприятий по управлению профессиональными рисками, улучшение условий и охраны труда. Отсутствие учета и анализа причин микротравм может привести к тому, что в организациях могут остаться без внимания отдельные профессиональные риски, потенциально опасные ситуации и незаметные на первый взгляд нарушения охраны труда, которые могут привести как к несчастным случаям, так и к другим аварийным ситуациям.
Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися в образовательных организациях Статья содержит правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с учащимися школ и иных муниципальных образовательных организациях. Публикация подготовлена на основе действующих нормативно-правовых актов, содержит образцы документов и предназначена для руководителей и специалистов по охране труда образовательных учреждений.
Как обеспечить безопасную эксплуатацию лифтов в образовательных организациях Многие здания образовательных организаций оборудованы лифтами, являющимися источником повышенной опасности для работников и обучающихся. Для их безопасной эксплуатации необходимо строго соблюдать требования техники безопасности. Техническое обслуживание лифтов должно проводиться специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию, а лифтеры должны пройти инструктаж по охране труда и правилам безопасной эксплуатации лифтов.
Цели и порядок проведения государственной экспертизы условий труда Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 209 ТК РФ). Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области организации и проведения государственной экспертизы условий труда являются: - Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 213 «Государственная экспертиза условий труда»); - приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда"; - приказ Минтруда России от 28.10.2021 N 765н "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда". Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: - качества проведения специальной оценки условий труда; - правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; - фактических условий труда работников.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Согласно абз. 12 ст. 214 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с законодательством о СОУТ. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, работодателем подается в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Профсоюзы России обеспокоены состоянием охраны труда и предлагают меры по ее обеспечению Генеральный Совет Федерации Независимых Профсоюзов России отмечает ухудшение состояния охраны труда, здоровья и безопасности на производстве, обусловленные целенаправленной политикой федеральных органов исполнительной власти по снижению регуляторной нагрузки на бизнес и государственного надзора за охраной труда, отсутствием инструментов мотивации работодателей по улучшению условий труда работников.
Контрольные вопросы при осуществлении государственного надзора в области охраны труда Вопросы организации и проведения проверок охраны труда подготовки – постоянная тема наших публикаций. Это понятно, ведь проверки не самые приятные моменты в работе руководителей, специалистов по охране труда и иных работников образовательных организаций, отвечающих за охрану труда. Такие проверки при выявлении недостатков могут заканчиваться наложением административных взысканий, вплоть до солидных штрафов как на юридическое лицо, так и на руководителя организации. Поэтому своевременная подготовка к проведению проверки и оперативное устранение существующих недостатков – залог успешного проведения контрольного мероприятия. А для этого важно знать, на что обращают внимание контролирующие органы. 25 февраля 2022 года Минюст России зарегистрировал приказ Роструда от 01.02.2022 N 20 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". Документ содержит чек-листы, в том числе для проверок состояния охраны труда в организациях. Предыдущий приказ от 10.11.2017 N 655 утратил силу. Использование новых форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) направлено на совершенствование надзорной деятельности в области охраны туда. Насколько это удалось, – покажет время и практика проведения проверок на основе нового приказа. Сам приказ очень объемный (около 1000 страниц, 78 приложений), поэтому сотрудниками редакции выбраны вопросы, непосредственно касающиеся охраны труда в образовательных организациях, без (опять же из-за большого объема документа) указания реквизитов ссылочных нормативно-правовых актов, которыми установлены обязательные требования в области охраны труда.
Обучение в области пожарной безопасности руководителей организаций и лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности В соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями руководители организаций и лица, назначенные ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в структурных подразделениях организации, обязаны проходить обучение в области пожарной безопасности. Отсутствие такого обучения является серьезным нарушением, влекущим административную ответственность. Проверка документации по обучению входит в списки контрольных вопросов (чек-листов) при осуществлении государственного надзора в области пожарной безопасности. Такие проверки проводятся регулярно, поэтому в организации должен вестись учет с указанием даты обучения и реквизитов документов об окончании обучения. Обратите внимание, что обязательному обучению по специальной программе подлежат также лица, на которых возложена функция по проведению противопожарного инструктажа, о чем будет рассказано в следующем номере нашего журнала. Типовая профессиональная программа повышения квалификации для руководителей организаций и лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации, утверждена приказом МЧС России от 05.09.2021 N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности". | |
Просмотров: 366 | |