Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» Стрельбицкая З.В. Учебно-консультативный центр по охране труда, г. Москва
В соответствии с Трудовым Кодексом РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда у каждого работодателя при численности работников более 50 человек в обязательном порядке создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области[1].
При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют сам работодатель (руководитель организации) или другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Обращаем внимание, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации[2]. Структура службы охраны труда в образовательном учреждении и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В настоящее время действуют Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.01.2001 N 10. Указанные нормативы рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т.ч. в образовательных учреждениях. Служба охраны труда создается как отдельное структурное подразделение с непосредственным подчинением работодателю (руководителю организации) или специальному представителю работодателя по охране труда (например, заместителю директора по общим вопросам, АХЧ и т.д.). Служба охраны труда взаимодействует с другими структурными подразделениями и службами организации, с комитетом (комиссией) по охране труда, доверенными (уполномоченными) лицами профсоюза или другими представителями трудового коллектива, а также с органами государственного управления охраной труда и контрольно-надзорными органами. Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными межотраслевыми и отраслевыми нормативно-правовыми документами по охране труда, коллективным договором и соглашением по охране труда, рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14. Основными задачами службы охраны труда являются: - организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; - контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативно-правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; - организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда; - информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда; - изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда. Функции службы охраны труда: 1) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами; 2) оказание помощи структурным подразделениям организации в определении опасных и вредных производственных факторов, проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений и других предметов туда; 3) организация специальной оценки условий труда; 4) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда; 5) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда; 6) согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда; 7) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий; 8) участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации; 9) оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; 10) организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда (с 1 января текущего года - специальной оценки условий труда), сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками; 11) участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями; 12) составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Федеральной службой государственной статистики; 13) разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику; 14) организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда; 15) составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда; 16) оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации; 17) обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда; 18) организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях; 19) организация совещаний по охране труда; 20) ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.; 21) доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда организации; 22) рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков; 23) осуществление контроля за: - соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; - обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты; - соблюдением требований при расследовании и учете несчастных случаев на производстве; - выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда; - наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труде, своевременным их пересмотром; - проведением аттестации рабочих мест по условиям труда (с 1 января текущего года - специальной оценки условий труда) и подготовкой к сертификации работ по охране труда; - своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов; - эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем; - состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств; - своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда; - организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты; - санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений; - организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда; - правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда; - своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов; - использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством; 24) анализ и обобщение предложений по эффективному расходованию средств на охрану труда организации. Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда предоставлены следующие права: - в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда; - предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение; - требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной зашиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда; - направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда; - запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда; - привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда; - представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда; - представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда; Руководитель образовательном учреждении должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий. Организация труда работников службы охраны труда предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями. На работников службы охраны труда не должны возлагаться дополнительные функции, кроме работ по обеспечению охраны и безопасности труда в организации. Рабочие места работников службы охраны труда рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей. Для осуществления ряда функций службы охраны труда (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда. Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда. Риск приостановки (снижения эффективности) производственной деятельности организации (подразделения) вследствие обоснованных требований работников службы охраны труда должен считаться допустимым.
Планирование работ по охране труда Цель планирования работ по охране труда состоит в определении приоритетных направлений, сроков, этапов и способов реализации требований действующего законодательства об охране труда. Планирование работ по охране труда строится на основе принципов: - социальное партнерство работодателя и работника; - взаимоувязанность планов по охране труда с производственными планами; - приоритетность ведущего направления среди планируемых мероприятий, рациональное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов; - непрерывность, т.е. непрерывно должен осуществляться анализ, периодически уточняться цели и задачи. Мероприятия по планированию охраны труда основываются на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных и должны включать: - ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда; - подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности, деятельности для каждого подразделения и уровня управления; - отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели; - предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые. При установлении и анализе целей и задач по охране труда необходимо учитывать: - государственные нормативные требования охраны труда; - важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации; - ресурсные возможности; - политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - мнение заинтересованных сторон (работодатель, работники). Исходными данными для разработки планов по охране труда служат данные учета, отчетности, оценки риска, материалы проверок и пр. Среди них: - результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (с 1 января текущего года - специальной оценки условий труда) и всех видов производственного и административно-общественного контроля; - статистические сведения об условиях труда, производственном травматизме, профессиональных заболеваниях, временной нетрудоспособности по страдавших от несчастных случаев на производстве и затратах на мероприятия по охране труда; - предписания органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; - организационно-распорядительные документы самой организации. Планирование по охране труда целесообразно строить с учетом следующих показателей: - численность работающих, которым предусматривается приведение условий труда в соответствие с требованиями и нормами охраны труда; - сокращение количества занятых на работах с вредными условиями труда и на тяжелых физических работах; - состояние зданий и сооружений, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, а также технологических процессов, оборудования, подлежащих замене, реконструкции в целях приведения состояния условий труда в соответствие с требованиями и нормами охраны труда.
Формы планирования по охране труда Планирование по охране труда по срокам действия подразделяется на перспективное (программы улучшения условий и охраны труда в организации), годовое (мероприятия коллективного договора (соглашения) по охране труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда: (с 1 января текущего года - специальной оценки условий труда)) и оперативное (для реализации мероприятий коллективного договора в подразделениях и решения вновь возникающих задач в производствах, цехах, участках). Руководство образовательным учреждением должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда: - подготовке программы улучшения условий и охраны труда; - определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда; - совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля; - выяснению перспективных тенденций в области охраны труда, включая возможности повышения технического уровня обеспечения охраны труда организацией; - выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр. Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать: - распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации; - обеспеченность необходимыми ресурсами; - средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.
[1] Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, содержатся в едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда"), утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н. [2] В настоящее время действует приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» от 01.04.2010 N 205н (ред. от 22.11.2011). | |
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (22.05.2017) | |
Просмотров: 2001 |