Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» В каком размере выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, если в листке нетрудоспособности имеется отметка о том, что работник находился в алкогольном опьянении? Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" положения статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 распространяются на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, обусловленной несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом в положениях ст. 8 Закона N 255-ФЗ изложены основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются: 1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом; 2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы (уважительность причины должна быть комиссионно оценена в организации на основании письменных объяснений работника с приложением подтверждающих документов); 3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 255-ФЗ при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов: 1) при наличии оснований, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ, – со дня, когда было допущено нарушение; 2) при наличии оснований, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 255-ФЗ, – за весь период нетрудоспособности, если в листке нетрудоспособности после кода причины нетрудоспособности (например: 01, 02, 04 или 10) будет указан дополнительный код "021".[1]
Каковы особенности выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, произошедшим с работником при выполнении им работы на условиях совместительства?[2] Ответ: Статьей 287 Трудового кодекса РФ установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данное требование закона распространяется и на лиц, которые приняты на работу на условиях совместительства. Частью 1 статьи 7 указанного закона установлено, что право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Пунктом 1 части 1 статьи 8 этого закона установлено, что обеспечение по страхованию осуществляется, в данном случае, в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Положениями статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
С работником организации произошел несчастный случай на производстве. Акт расследования несчастного случая на производстве и материалы расследования направлены в региональное отделение Фонда, но заключение о квалификации несчастного случая как страхового по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в адрес работодателя еще не поступило. Возможно ли, при отсутствии указанного заключения, оплатить листок нетрудоспособности за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Ответ: В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов обеспечения по страхованию. В соответствии со ст. 7 указанного закона право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Статья 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право при наступлении страхового случая назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая. Обеспечение по страхованию осуществляется по тем случаям, которые признаны страховыми. Для подтверждения (уточнения), признан ли несчастный случай на производстве признан страховым, рекомендуем обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту регистрации.[3]
Могут ли организации в 2017 году возмещать из фонда социального страхования (ФСС) расходы на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), а также получать скидки к тарифу взносов на травматизм? Ответ: Возможность страхователей осуществлять финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также возможность подать заявление на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев предусмотрены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". На финансовое обеспечение предупредительных мер страхователь может потратить до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования. Чтобы получить разрешение на финансовое обеспечение страхователь должен в срок до 1 августа текущего года подать заявление на финансовое обеспечение. Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 N 580н. Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524. В соответствии с п. 7 вышеуказанных правил для рассмотрения вопроса об установлении скидки на следующий год страхователь не позднее 1 ноября текущего года обращается с заявлением к страховщику по месту своей регистрации. То есть, для получения скидки на 2017 год страхователь должен был не позднее 1 ноября 2016 года обратиться с заявлением. В 2017 году (до 1 ноября) страхователь может обратиться с заявлением об установлении скидки на 2018 год.[4]
Распространяется ли действие Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на иностранных и лиц без гражданства? Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" действие настоящего Закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Таким образом, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат помимо российских граждан также иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие работу на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на территории РФ. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ в связи с осуществлением ими трудовой деятельности, и порядок выдачи им разрешения на работу регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", а также Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу". Предприятие-работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан для выполнения работы только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного в установленном законом порядке. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. При этом следует иметь в виду, что разрешение на трудовую деятельность выдается для каждого иностранного гражданина. На практике встречаются факты незаконного привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к выполнению работы по трудовым договорам и по гражданско-правовым договорам: либо без наличия у работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников, либо при отсутствии соответствующего разрешения на работу у иностранного гражданина. Таким образом, с иностранными гражданами и лицами без гражданства, не имеющими разрешения на работу, не может быть заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера. Следовательно, данные лица, без законных оснований принятые на работу либо для выполнения работ (услуг), не подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, при комплектовании материалов расследования несчастных случаев, произошедших с иностранными гражданами и лицами без гражданства, для представления в комиссию по экспертизе страховых случаев необходимо требовать от страхователя – причинителя вреда документы, подтверждающие наличие разрешения о приеме на работу и разрешения, выданного его работодателю либо заказчику работ о привлечении к труду этой категории лиц.[5]
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 10/2017.
[1] Ответ подготовлен на основе письма Приморского регионального отделения ФСС РФ от 01.12.2016 N 02-30/2513-3286. [2] Ответ подготовлен на основе разъяснения прокуратуры Пензенской области от 01.11.2013 N 22/1-06-2013. [3] Ответ подготовлен на основе письма Приморского регионального отделения ФСС РФ от 01.12.2016 N 02-30/2513-3286. [4] Ответ подготовлен на основе письма Приморского регионального отделения ФСС РФ от 01.12.2016 N 02-30/2513-3286. [5] Ответ подготовлен группой по связям с общественностью Тульского регионального отделения ФСС РФ. | |
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (05.12.2017) | |
Просмотров: 1325 | |