Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»
1. Общие требования безопасности
1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются учителя (преподаватели) и лаборанты, не имеющие медицинских противопоказаний к работе в кабинете физики. При приеме на работу учителя (преподаватели), лаборанты должны пройти предварительный медицинский осмотр вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, а в дальнейшем — каждые шесть месяцев повторный инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в журналах установленной формы. В случае необходимости должны быть проведены целевой и внеплановый инструктажи. 1.2. Учащиеся, студенты (далее – обучающиеся) к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются. 1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике учителя (преподаватели) и лаборанты должны соблюдать следующие правила внутреннего распорядка: - не являться на занятия в тяжелой верхней одежде (ее необходимо сдавать в гардероб); - пользоваться средствами индивидуальной защиты: перчатки диэлектрические, указатель напряжения, инструмент с изолирующими ручками, коврик диэлектрический; - исключить пребывание обучающихся в лаборантской; - не входить в кабинет физики с продуктами питания, напитками, жевательной резинкой; - соблюдать правила личной гигиены. 1.4. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для кабинета физики: - электрический ток при работе с электроприборами; - повышенная температура при нагревании жидкостей и различных физических тел; - острые кромки стекла и металлов при небрежном обращении с лабораторной посудой из стекла и приборами; - высокое психическое напряжение; - статические физические нагрузки. 1.5. При получении травм при подготовке и проведении демонстрационных опытов по физике важно своевременно и правильно оказать первую доврачебную помощь в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. 1.6. При обнаружении любых нарушений в проведении демонстрационного опыта, обучающийся обязан сообщить о них лаборанту или учителю (преподавателю). 1.7. В случае, если разбилась лабораторная посуда, запрещается собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок. 1.8. Перед проведением демонстрационных опытов следует убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения: огнетушителя углекислотного (порошкового), ящика с песком, накидки из огнезащитной ткани. 1.9. Учитель (преподаватель) и лаборант, работающие в кабинете физики, должны быть проинструктированы по пожарной безопасности в объеме требований инструкции по пожарной безопасности, джействующей в образовательном учреждении. 1.10. За невыполнение требований настоящей Инструкции виновные привлекаются к ответственности в соответствии с установленным законодательством порядке.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Учитель (преподаватель) и лаборант должны: - явиться за 30 мин до начала занятий и подготовить кабинет к работе; - перед началом работы надеть спецодежду и воспользоваться средствами индивидуальной защиты. 2.2. Перед началом работы учитель (преподаватель) должен проверить: - целостность мебели на рабочих местах; - исправность электрооборудования в помещении (провода, розетки, выключатели и т. д.) - исправность оборудования и инструментов на демонстрационном рабочем месте в соответствии с технической документацией; - наличие и исправность первичных средств пожаротушения; - укомплектованности аптечки необходимыми медикаментами. 2.3. Учитель (преподаватель) должен подготовить к выполнению демонстрационного опыта рабочее место, убрать все лишнее, проверить целостность приборов из стекла, лабораторной посуды и приспособлений. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание. 2.4. Обучающиеся должны: - являться на занятия без опоздания в назначенное учителем (преподавателем) или расписанием время; - убрать с проходов портфели и сумки; - изучить содержание и порядок проведения занятия. 2.5. Ремонтирует неисправное электрооборудование специалист, прошедший специальное обучение и имеющий вторую квалификационную группу по электробезопасности.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстрационных опытов по физике разрешается привлекать лаборанта. Обучающихся привлекать для этих целей запрещается. 3.2. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. 3.3. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть. Горлышко сосудов при их нагревании следует направлять в сторону от учащихся (студентов). 3.4. При нагревании жидкостей запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев. 3.5. При работе с приборами из стекла следует применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином. 3.6. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов. 3.7. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся устанавливается защитный экран из оргстекла, а учитель ( преподаватель) должен надеть защитные очки. 3.8. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания. 3.9. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и других параметров, указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе устанавливается защитный экран из оргстекла. 3.10. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь. 3.11. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника. 3.12. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключения в схемах при включенном питании. 3.13. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера. 3.14. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы. 3.15. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания. 3.16. При коротком замыкании в электрических устройствах и загорании, немедленно отключить их от сети, эвакуировать обучающихся из кабинета и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. При угрозе возникновения пожара учитель (преподаватель) должен собрать всех обучающихся и вывести всех в безопасное место. 4.2. При возникновении признаков какой-либо другой чрезвычайной ситуации учитель (преподаватель) должен собрать всех обучающихся по списку, вывести в безопасное место и либо находиться вместе с ними до момента прекращения чрезвычайной ситуации, либо до того момента, когда по распоряжению руководителя образовательного учреждения обучающиеся будут отпущены по домам. 4.3. При получении обучающимся травмы в ходе чрезвычайной ситуации немедленно оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения, а также родителям.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Отключить источник тока, разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему. 5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания. 5.3. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами. 5.4. Привести в порядок рабочее место. 5.5. Отработанные водные растворы слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 5.6. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы в лаборантскую в закрывающиеся шкафы и сейфы. 5.7. Тщательно вымыть руки с мылом. 5.8. Обучающиеся покидают помещение только с разрешения учителя (преподавателя). Другие статьи по теме | |
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017) | |
Просмотров: 1769 |