Требования безопасности при организации занятий в кабинетах физики - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Требования безопасности при организации занятий в кабинетах физики

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

1. Общие требования к помещению и оборудованию кабинета физики[1]

 

1.1. Кабинет физики должен состоять из двух смежных помещений: класса-лаборатории площадью 66 кв.м и лаборантской - площадью 18 кв.м. Площадь кабинета определена из расчета 2,2 кв.м на одного обучающегося.

1.2. Демонстрационные столы в кабинетах физики размером 240 × 80 см и высотой 90 см (или других размеров) устанавливаются на подиуме высотой 10-20 см на расстоянии не менее 1 м от классной доски. Расстояние между демонстрационным столом и первым рядом лабораторных столов должно быть не менее 0,8 м.

1.3. В целях соблюдения электробезопасности радиаторы, трубопроводы отопительной и водопроводной систем оборудуются диэлектрическим (деревянным) ограждением. Не допускается устройство ограждений из древесностружечных и древесноволокнистых плит.

1.4. Электрическая сеть освещения кабинета должна быть автономной от силовой линии. Включение и отключение силовой линии кабинета осуществляется через один общий выключатель.

1.5. На стене лаборантской устанавливается пульт управления электроснабжением с выключателями и автоматическими предохранителями. Один общий выключатель служит для отключения питания всей электросети кабинета, два других выключателя предназначены для подачи напряжения отдельно в кабинет и лаборантскую.

1.6. Включение оборудования производится последовательно от общего выключателя, рубильника к выключателям отходящих цепей (последние при этом должны быть отключены). Отключение производится в обратном порядке.

1.7. Ручки управления аппаратами и силовой сетью снабжаются надписями или знаками, позволяющими легко распознать включенное или отключенное состояние аппарата или сети.

1.8. Для предупреждения о подаче напряжения на пульте управления и электрораспределительном щите устанавливаются сигнальные лампочки.

1.9. Кабинет должен быть оборудован комплектом электроснабжения, который состоит из электрораспределительного щита, устройства защитно-отключающего школьного (далее - УЗОШ), розеток на 42 В и выпрямительных устройств ВУ4.

1.10. Электрораспределительный щит располагается в кабинете на стене слева от доски и подключается к пульту управления электроснабжением кабинета через отдельный пускатель и выключатель. Электрораспределительный щит оснащен кнопкой аварийного отключения. Доступ обучающихся к выключателю запрещен.

1.11. С электрораспределительного щита линия однофазного тока подводится к демонстрационному столу и пульту управления аппаратурой кабинета через УЗОШ.

1.12. Подавать на учебные столы напряжение выше 42 В переменного и выше 110 В постоянного тока запрещается.

1.13. Для проведения фронтальных лабораторных работ должны применяться индивидуальные выпрямители типа ВУ4 или аналогичные.

1.14. Электропитание на лабораторные столы подается только во время проведения эксперимента.

1.15. Корпуса электроприемников (металлические части электрооборудования), которые могут оказаться под напряжением при повреждении изоляции, должны быть заземлены.

1.16. Состояние заземления и изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования проверяется ежегодно. Результаты проверки оформляются протоколом в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

1.17. Вносить какие-либо изменения (присоединять дополнительные установки), снимать или изменять отдельные элементы сети без разрешения лица, ответственного за электрохозяйство образовательного учреждения, запрещается.

1.18. Подводка электрического напряжения к демонстрационному и к лабораторным столам, а также к различным установкам должна выполняться таким образом, чтобы полностью исключить возможность поражения электрическим током. Токоведущие части закрываются кожухами, а доступные для прикосновения, питающие токонесущие устройства изолируются.

1.19. При обнаружении неисправностей в электрической сети кабинета проведение занятий немедленно прекращается, и об этом преподаватель, учитель сообщают руководителю либо заместителю руководителя образовательного учреждения. До устранения выявленных неисправностей проведение занятий в кабинете запрещается.

1.20. Ежегодно (обычно перед началом нового учебного года) в кабинете физики должна проводиться проверка на предмет соответствия кабинета санитарно-гигиеническим правилам и требованиям техники безопасности с составлением акта-разрешения на проведение занятий в кабинете физики (см. приложение 1). Акт-разрешение в 2-х экземплярах утверждается руководителем образовательного учреждения и хранится в кабинете физики и у специалиста по охране труда.

 

2. Требования безопасности при демонстрации опытов, проведении лабораторных работ (экспериментальных исследований) и работ физического практикума

 

2.1. Демонстрационные опыты, лабораторные работы, физические практикумы, экспериментальные исследования готовятся лаборантом, а проводятся преподавателем, учителем.

2.2. При подготовке демонстрационных опытов, лабораторных работ, физических практикумов, экспериментальных исследований запрещено применять приборы, установки и вещества, не соответствующие требованиям безопасности, использовать посуду с дефектами запрещается.

2.3. Для уборки металлических опилок, используемых при наблюдении магнитных спектров, осколков разбитой лабораторной посуды лаборант должен использовать щетку, совок, защитные рукавицы или перчатки.

2.4. Перед проведением демонстрационных опытов лаборанту необходимо:

- проверить надежность креплений всех вращающихся узлов центробежной машины, универсального электродвигателя вращающегося диска;

- положить на пол мешочек с песком для демонстрации опыта по свободному падению физических тел.

2.5. При проведении опытов, лабораторных работ, экспериментальных исследований и (или) работ физического практикума запрещается:

- превышать допустимые для центробежной машины универсального электродвигателя вращающегося диска частоты вращения;

- закрывать сосуды с горячей жидкостью притертыми пробками до тех пор, пока жидкость не остынет;

- эксплуатация лазера без заземления его корпуса и установки защитного экрана, ограничивающего распространение луча вдоль демонстрационного стола;

- во включенном состоянии перемещение лазера по оптической скамье и все виды регулировок при снятой верхней части корпуса.

2.6. Лаборант обязан:

- изучить содержание, порядок проведения и безопасные приемы их выполнения;

- визуально осмотреть приборы и оборудование, целостность лабораторной посуды из стекла;

- разместить приборы и оборудование на лабораторных столах так, чтобы исключить возможность их падения и (или) опрокидывания;

- проверить соответствие положений переключателей сетевого напряжения его номинальной величине, наличие на передних панелях приборов надписей с указанием напряжения, на которое они рассчитаны, и его полярности и доложить заведующему кабинетом, учителю, преподавателю о готовности к проведению занятий;

- по окончании лабораторных работ и работ физического практикума лаборант обязан отключить источник тока, после чего убрать все приборы и (или) оборудование в отведенное для их хранения место.

2.7. Учебные приборы, модели и оборудование должны:

- непосредственно подключаться к источникам питания с напряжением не выше 42 В;

- быть исправны, отрегулированы, содержаться в чистоте и регулярно подвергаться проверкам в соответствии с рекомендациями предприятий-изготовителей;

- иметь ограничивающие устройства, исключающие при их использовании возможность поражения работников и (или) обучающихся электрическим током.

2.8. Наличие напряжения проверяется специальными приборами или индикаторами напряжения лицом, ответственным за электрохозяйство образовательного учреждения. Корпуса приборов, если это предусмотрено инструкциями по их эксплуатации, заземляются (зануляются). В качестве заземления запрещается использовать водопроводные и отопительные трубы.

2.9. Приборы следует размещать так, чтобы было удобно проводить измерения, не перегибаясь через них и соединительные провода.

2.10. Во избежание поражения электрическим током применяемые для сборки электрических цепей соединительные провода должны иметь наконечники, снабженные хлорвиниловой (резиновой) трубкой или пластмассовым держателем, и прочную изоляцию без видимых повреждений, а сечение проводов должно соответствовать проходящему по ним току. Применение неизолированных проводов запрещается.

2.11. Клеммы, впрессованные в пластмассовые корпуса приборов, должны иметь несвертывающиеся головки.

2.12. Сборка электрических цепей и внесение в них изменений возможны только после отключения от источника напряжения.

2.13. Касаться руками клемм источников тока, конденсаторов, трансформаторов, резисторов и соединительных проводов запрещается.

2.14. При подключении приборов, установок к электросети лаборанту необходимо пользоваться штепсельными соединениями. Штепсельные розетки или гнезда не должны иметь выступающих контактных поверхностей.

2.15. Для коммутации (включения и (или) выключения) тока в цепи необходимо использовать выключатели. Наличие напряжения в цепи проверяют только индикаторами и (или) предназначенными для этого приборами напряжения.

2.16. В электрической сети и в электроприборах должны стоять исправные и рассчитанные на соответствующие значения силы тока плавкие предохранители. Использовать некалиброванные предохранители запрещается. Установка и замена предохранителей должна осуществляться специально обученным персоналом и только при отключенном напряжении.

2.17. Электрические розетки, щитки, вилки не должны иметь механических повреждений (трещины, сколы). Над розетками, предназначенными для подключения к электрической сети переносных электроприемников, указываются напряжение сети и род тока.

2.18. Конструкция штепсельных розеток и вилок, рассчитанных на напряжение 42 В, должна отличаться от конструкции розеток и вилок, рассчитанных на напряжение 220 В.

2.19. При использовании в лабораторных работах и работах физического практикума спиртовок запрещается:

- доливать спирт в горящую или неостывшую спиртовку;

- применять бензин в качестве топлива для спиртовок;

- регулировать пламя путем изменения длины фитиля;

- зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки;

- допускать полное выгорание спирта.

2.20. В кабинете запрещается использование газовых баллонов, в том числе баллонов от портативных газовых плит.

2.21. В приложениях 2 и 3 представлены примерная инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике и типовая инструкция по технике безопасности для учащихся в кабинете физики. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________ (Андреева Р.А.)

«____» __________ 20 ________ г.

 

АКТ-РАЗРЕШЕНИЕ

на проведение занятий в кабинете физики

 

Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе: председатель комиссии Ратникова Е.В., члены комиссии – заместитель директора по АХР Ступина Н.И., учителя Автухова Л.Г., Стебаков В.Н., заведующая кабинетом физики Скрябина Н.А. составили настоящий акт в том, что:

1. В кабинете физики для учащихся организованы рабочие места, которые соответствуют нормам охраны труда, Правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям учащихся.

2. На рабочие столы учащихся может быть подано напряжение 42В переменного тока от заземленного распределительного щита КЭФ-10. Подводящие провода не имеют механических повреждений, розетки промаркированы, система электропитания кабинета физики проверена школьным электриком.

3. Радиаторы системы отопления находятся на расстоянии 1 м. от столов.

4. Имеются: Инструкция по технике безопасности и охране труда в кабинете физики, огнетушитель, ведро с песком, плотная ткань, набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

Педагогический и лаборантский состав кабинета физики с Правилами техники безопасности и производственной санитарии для учреждений образования ознакомлен.

 

Председатель комиссии Ратникова Е.В.

Зам. директора по АХР Ступина Н.И.

Члены комиссии:

Автухова Л.Г.

Стебаков М.В.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении лабораторных работ

и лабораторного практикума по физике

 

I. Общие требования безопасности

 

1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов, которые могут вызвать:

- поражение электрическим током при работе с электроприборами;

- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.

 1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.6. Контроль выполнения требований данной инструкции возлагается на руководителя образовательного учреждения и инженера по охране труда либо иного уполномоченного на это должностного лица.

 

II. Требования охраны труда перед началом работы

 

2.1. Осмотреть рабочее место, используемое оборудование, инструменты и материалы. Убрать лишние предметы. Привести в порядок и надеть рабочую одежду, которая должна быть чистой и не стеснять движений.

2.2. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения.

2.3. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.

 

III. Требования охраны труда во время работы

 

3.1. Соблюдать требования безопасности и правила эксплуатации оборудования, использования инструментов и материалов, изложенные в технических паспортах, эксплуатационной, ремонтной и иной документации, разработанной организациями-изготовителями.

3.2. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.3 При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя или на своих товарищей.

3.5. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-700С, не брать их не защищенными руками.

3.6. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.7. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.

3.8. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.

3.9. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем (преподавателем) или лаборантом.

3.10. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключение в цепях до отключения источника тока.

3.11. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.

3.12. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.

3.13. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.

 

IV. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

 

4.1. При возникновении в рабочей зоне опасных условий труда (появление запаха гари и дыма, повышенное тепловыделение от оборудования, повышенный уровень шума при его работе, неисправность заземления, загорание материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии, появление запаха газа и т.п.) немедленно прекратить работу, выключить оборудование, сообщить о происшедшем непосредственному или вышестоящему руководству, при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.

4.2. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т. д. Немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.3. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки не защищенными руками, а использовать для этой цели щетку и савок.

4.4. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.

4.5. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.6. При пожаре, задымлении или загазованности помещения (появлении запаха газа) необходимо немедленно организовать эвакуацию людей из помещения в соответствии с утвержденным планом эвакуации.

4.7. При обнаружении загазованности помещения (запаха газа) следует немедленно приостановить работу, выключить электроприборы и электроинструменты, открыть окно или форточку, покинуть помещение, сообщить о происшедшем непосредственному или вышестоящему руководству, вызвать аварийную службу газового хозяйства.

4.8. В случае возгорания или пожара немедленно вызвать пожарную команду, проинформировать своего непосредственного или вышестоящего руководителя и приступить к ликвидации очага пожара имеющимися средствами огнетушения. При загорании электросетей и электрооборудования необходимо их обесточить.

4.9. При несчастном случае (травме) оказать первую медицинскую помощь. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь. О произошедшем несчастном случае (травме, отравлении) доложить своему непосредственному или вышестоящему руководителю.

 

V. Требования охраны труда по окончании работ

 

5.1. Привести в порядок рабочее место.

5.2. Отключить и обесточить оборудование, оргтехнику, отопительные приборы и светильники.

5.3. Убрать используемые инструменты и материалы в предназначенное для их хранения место.

5.4. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.

5.5. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.

5.6. Снять и убрать в специально отведенное место рабочую одежду и средства индивидуальной защиты.

5.7. Сообщить учителю (преподавателю) о выявленных во время работы неполадках и неисправностях оборудования и других факторах, влияющих на безопасность труда, для принятия соответствующих мер.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

 

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ее содержание и ход выполнения.

5. Для предотвращения падения при проведении опытов стеклянные сосуды (пробирки, колбы) осторожно закрепляйте в лапке штатива.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.

7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся деталям машин.

8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов, запрещается пользоваться проводниками с изношенной изоляцией и выключателями открытого типа (при напряжении выше 42 В).

10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только приборами или указателями напряжения.

11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите соединений в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.

12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединений в электроцепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.

13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.

14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

16. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

19. При ремонте и работе электроприборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.

 


[1] При организации образовательного процесса по физике необходимо пользоваться Правилами по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ (утв. заместителем Министра просвещения СССР 27.12.1982 г.). Указанный документ действующий, однако в нем имеются ссылки на устаревшие или отмененные нормативно-правовые акты. Вашему вниманию представлен методический материал, который можно взять за основу при разработке локальных нормативно-правовых актов по безопасности при проведении занятий в кабинетах физики.

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (22.05.2017)
Просмотров: 6606