Вводный инструктаж по охране труда в образовательных учреждениях - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Вводный инструктаж по охране труда в образовательных учреждениях

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Платонова Н.И. Центр изучения проблем здравоохранения и образования
 

Мы уже обращались на страницах нашего журнала к теме проведения вводного инструктажа по охране труда в образовательных учреждениях[1]. Напомним, что вводный инструктаж проводится для всех принимаемых на работу лиц, а также командированных в организацию работников и работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке, обучающихся образовательных учреждений, проходящих в организации производственную практику, и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации.

 

Порядок проведения инструктажей по охране труда утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29. Инструктаж по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности, по программе, разработанной на основе действующих нормативно-правовых актов в области охраны труда с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

Программа вводного инструктажа предусматривает информирование работника о его обязанностях в области охраны труда, ответственности и должна включать следующие вопросы:

- общие сведения об организации, характерные особенности производственной деятельности, расположение структурных подразделений и вспомогательных помещений;

- основные положения законодательства о труде и об охране труда, в том числе трудовой договор, рабочее время и время отдыха; гарантии и компенсации; регламентация труда женщин или лиц моложе 18 лет; правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовая дисциплина; ответственность за нарушение правил внутреннего трудового распорядка; организация работы по охране труда на предприятии; государственный надзор (контроль) и общественный контроль за состоянием охраны труда;

- условия труда, основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства, методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация, основные требования по предупреждению электротравматизма;

- обязанности работника по охране труда, общие правила поведения работников на территории организации, в производственных и вспомогательных помещениях;

- основные требования производственной санитарии и личной гигиены;

- обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших в организации и на других аналогичных производствах из-за нарушения требований охраны труда;

- порядок действий работника при несчастном случае, социальное обеспечение пострадавших на производстве;

- пожарная, промышленная и транспортная безопасность, способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий и инцидентов, действия работника при их возникновении;

- первая помощь пострадавшим на производстве.

При проведении вводного инструктажа необходимо максимально использовать современные технические средства обучения, наглядные пособия (плакаты, схемы, макеты, модели, кинофильмы, диафильмы и пр.), поясняющие безопасные методы и приемы труда, а также способствующие их лучшему усвоению. Программа вводного инструктажа по охране труда разрабатывается с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей учреждения, утверждается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Примерная программа вводного инструктажа по охране труда в образовательном учреждении представлена в приложении 1.

 

Приложение 1

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Введение

В каждом образовательном учреждении должна быть разработана Программа вводного инструктажа по охране труда (далее - Программа) с учетом специфики и особенностей учреждения, на основе действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда.

Программа утверждается работодателем (руководителем образовательного учреждения) с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

 

Общие положения

Вводный инструктаж по охране труда (далее - Инструктаж) проводится со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Инструктаж проводит руководитель образовательного учреждения или специалист по охране труда (в его отсутствии лицо, на которое приказом по образовательному учреждению возложены эти обязанности), а с учащимися в учебных заведениях – преподаватель, воспитатель или мастер производственного обучения.

Цель вводного инструктажа состоит в том, чтобы разъяснить вновь поступающим работникам их задачи по соблюдению производственной и трудовой дисциплины, ознакомить с характером работы образовательного учреждения, общими условиями безопасности труда, основными положениями законодательства об охране труда.

О проведении инструктажа делается запись в журнале соответствующий формы с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего. Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения.

Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируется в журнале учета работы с учащимися, а с занимающимися во внешкольных учреждениях – в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.

В соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004–90 ССБТ «Организация обучения по охране труда» обучение и инструктаж по охране труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится при всех видах воспитательный работы, подготовки в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

 

Сведения об образовательном учреждении

В программе необходимо указать общие сведения об образовательном учреждении, которые излагаются индивидуально и с учетом специфики учреждения. К ним относятся: сведения о здании (или зданиях), год ввода в эксплуатацию, его состояние, система отопления и вентиляции; количество учебных кабинетов, лабораторий, мастерских; оборудование и приборы, используемые в образовательном процессе; технологические процессы, требующие повышенного внимания при их эксплуатации.

 

Характеристика и требования к организации рабочего места

В данном разделе Программы необходимо дать характеристику рабочего места, отметить характерные особенности при проведении учебного, воспитательного и вспомогательного процессов. Под рабочим местом понимается та обстановка, в которой работник выполняет должностные обязанности, обусловленные трудовым договором и должностными инструкциями.

 

Основополагающие законодательные акты об охране труда

1) Конституция Российской Федерации;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации;

3) Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»;

4) отраслевые и межотраслевые правила и инструкции по охране труда;

5) локальные нормативные акты: правила, инструкции, должностные обязанности по охране труда в образовательном учреждении.

 

Охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет

Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные дни, направление в командировки беременных женщин, женщин кормящих грудью, женщин имеющих детей в возрасте до 3-х лет, детей инвалидов возрасте до 18 лет.

Женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет и ребенка инвалида в возрасте до 18 лет, допускается направлять в командировку, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни. Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Все лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра, а в возрасте до 18 лет - подлежат ежегодному, обязательному медицинскому осмотру. Запрещается привлекать рабочих и служащих моложе 18 лет к ночным, сверхурочным и к работам, в выходные и праздничные дни, направлять в командировки.

 

Охрана труда. Общие требования

Обеспечение здоровых и безопасных условий возлагается на работодателя. На него также возлагается обеспечение обучения всех работников безопасным приемам труда, а также проведение инструктажа по охране труда, производственной санитарии, противопожарной охране и другим мерам безопасности.

Работодатель несет материальную ответственность за вред, причиненный здоровью работников трудовым увечьем, происшедшим при выполнении пострадавшим своих трудовых обязанностей на территории работодателя и в рабочее время, а так же во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем. В вводном инструктаже указывается порядок расследования несчастного случая, связанного с производством.

Работники обязаны соблюдать правила и инструкции по охране труда, соблюдать установленные требования безопасности при обращении с оборудованием, машинами, приборами, установками и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты.

Основными несчастными случаями в образовательных учреждениях происходят: при передвижении по территории, падении с высоты, проведении спортивных состязаний, занятиях по физкультуре, работе без защитных приспособлений на оборудовании и т.п.

 

Правила внутреннего трудового распорядка предприятия и ответственность за их нарушение

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения - это локальный нормативный акт образовательного учреждения, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применение к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в образовательном учреждении.

Правила внутреннего распорядка разрабатываются и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа и являются приложению к коллективному договору образовательного учреждения.

 

Общие правила поведения работников на территории образовательного учреждения

Расположение основных учебных и вспомогательных помещений и служб доводятся до работника при поступлении на работу.

Общие правила поведения для работников на территории образовательного учреждения устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, как правило, являются приложением к коллективному договору. С Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения работодатель обязан ознакомить работника при поступлении на работу.

 

Основные опасные производственные факторы:

- неисправность оборудования, инструмента, конструктивные недостатки оборудования, приспособлений;

- неудовлетворительное содержание транспортных средств, грузоподъемных механизмов, электрооборудования;

- загроможденность рабочих мест, проходов и т.д.;

- недостаточная механизация и автоматизация опасных и тяжелых работ;

- неиспользование средств индивидуальной защиты;

- несовершенство технологического и учебно-воспитательного процесса;

- неудовлетворительное содержание зданий, помещений, сооружений, проездных и пешеходных дорог.

 К работам на высоте относятся работы, выполняемые на высоте 1,3 метра и более от поверхности пола или грунта. Выполнение данных работ проводится с использованием специальных приспособлений. Работа, выполняемая на высоте 5 метров и более, являются верхолазными. Допуск работников к выполнению верхолазных работ осуществляется после специального медицинского осмотра, обучения и обеспечением специальными приспособлениями и средствами индивидуальной защиты.

 

Основные вредные производственные факторы

Санитарно-гигиенические факторы (неблагоприятный микроклимат (высокая или низкая температура, повышенная влажность, скорость движения воздуха); повышенный уровень шума, вибрации, пыли и т.д.);

Социально-психологические факторы социальные факторы условий труда связаны с характеристикой работников и показателями их деятельности. Например, помимо профессиональных знаний учителей, педагогов, воспитателей является их способность к переключению внимания, высокая подвижность протекания нервных процессов, эмоциональная устойчивость.

 

Основные требования по предупреждению электротравматизма

Воздействие электрического тока на организм человека опасно для жизни. Опасным является напряжение свыше 42В, а в сырых помещениях с токопроводящими полами свыше 12 В. Во избежание поражения электрическим током необходимо соблюдать правила (необходимо перечислить эти правила)

 

Основные требования производственной санитарии и личной гигиены

Все работники должны соблюдать правила личной гигиены:

- работать в удобной обуви, плотно сидящей на ноге, на непромокаемой и нескользящей подошве, в опрятной одежде;

- во время работы (в зависимости от условий труда) пользоваться спецодеждой, СИЗ и предохранительными приспособлениями.

Работникам общественного питания запрещается находиться на рабочих местах без санитарной одежды и форменных головных уборов.

Для обеспечения санитарно-бытовых удобств работающих в учреждении, организации должны быть оборудованы:

- комната (место) для отдыха и приема пищи;

- гардеробы (шкафы, вешалки и др.) для хранения одежды и личных вещей, душевые, умывальники; помещения для личной гигиены женщин в образовательных учреждениях с количеством работающих 15 и более женщин в смену.

Требования к освещению: достаточная освещенность рабочих поверхностей в соответствии с действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами, рациональное направление света, отсутствие резких теней и бликов на рабочих местах (поверхностях).

Должен соблюдаться температурный режим.

 

Назначение и использование спецодежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений

Все работники, занятые на работах с вредными условиями труда, включая температурные воздействия, загрязнения, обеспечиваются бесплатно, по установленным нормам спецодеждой, специальной обувью, смывающими и обезвреживающими средствами и предохранительными приспособлениями (индивидуальными защитными средствами). Спецодежда или защитная одежда должна выдаваться работающим в установленные сроки и соответствовать стандартам. Работа без предусмотренных нормами спецодежды и защитных приспособлений запрещается.

Администрация образовательного учреждения должна вести учет выдачи спецодежды и предохранительных приспособлений на каждого работника отдельно в личных карточках учета выдачи.

 

Порядок расследования и оформления несчастных случаев на производстве

Расследование и оформление несчастных случаев на производстве проводится в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях"

 

Пожарная безопасность

Способы и средства предотвращения пожаров. Действия персонала при их возникновении. Каждый работник должен выполнять правила по пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от него меры к спасению людей и тушению пожара. С этой целью он должен выполнять основные требования противопожарного режима.

 

Первая помощь пострадавшим при несчастном случае

Оперативность, быстрота действий и умение оказать первую медицинскую помощь пострадавшим является залогом успеха от дальнейших тяжелых последствий. Особо важно своевременное оказание первой помощи пострадавшим от поражения электрическим током. Не следует отказываться от оказания помощи пострадавшим и считать их мертвыми по отсутствию таких признаков жизни, как дыхание или пульс. Окончательный диагноз может поставить только медицинский работник.

Все поступающие на работу должны пройти первичный (в дальнейшем повторный) инструктаж о способах оказания доврачебной помощи пострадавшему, а также практическое обучение приемам освобождения от действия электрического тока и выполнения искусственного дыхания, знать места хранения аптечки, необходимых приспособлений и средств для оказания первой доврачебной помощи, знать способы и номера телефонов вызова врачебной помощи.

Организация инструктажа и обучение способам оказания доврачебной помощи возлагается на руководителя образовательного учреждения.

 

[1] См. статью «Вводный инструктаж по охране труда» в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 11/2013.

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (22.05.2017)
Просмотров: 8168 | Теги: обучение по охране труда