Ответы на вопросы по охране труда (февраль 2018) - 9 Февраля 2018 - Ответы на вопросы по охране труда - Охрана труда в школе
Главная » 2018 » Февраль » 9 » Ответы на вопросы по охране труда (февраль 2018)
14:06
Ответы на вопросы по охране труда (февраль 2018)

Работнику образовательной организации необходимо для трудоустройства проходить предварительный медицинский осмотр, а также иметь личную медицинскую книжку. Когда работник должен проходить предварительный медицинский осмотр (до заключения трудового договора или после)? Должен ли работодатель оплачивать работнику оформление медицинской книжки, в том числе тогда, когда по результатам предварительного осмотра состояние здоровья работника не соответствует предполагаемой работе, а также, когда работником отработан небольшой промежуток времени?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель должен обеспечить прохождение предварительного медицинского осмотра до заключения трудового договора. Данные о результатах прохождения такого осмотра заносятся в личную медицинскую книжку в том случае, если на такого работника распространяется требование о наличии у него такого документа. Работодатель обязан оплатить прохождение осмотра и приобретение личной медицинской книжки независимо от того, будет ли впоследствии заключен с соискателем трудовой договори или нет, а также независимо от того, сколько времени работник отработает после заключения трудового договора.

 

Обоснование вывода:

В обязанности работодателя входит организация проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников (далее – предварительный осмотр) (часть вторая ст. 212, часть восьмая ст. 213 ТК РФ). Согласно ст. 69 ТК РФ предварительному осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Так, согласно части второй ст. 213 ТК РФ работники медицинских организаций проходят указанный медицинский осмотр в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Для некоторых категорий работников законом прямо установлена обязанность по прохождению медицинского осмотра до заключения трудового договора (смотрите, например, ст.ст. 266, 328, 330.3, 324 ТК РФ). В иных же случаях, в том числе и в случае приема на работу работников в медицинскую организацию, законодатель указывает лишь на необходимость проведения медосмотра "при заключении трудового договора" или "при поступлении на работу" (ст.ст. 69, 213, 348.3 ТК РФ), не конкретизируя, когда именно должен быть проведен такой осмотр. Однако в соответствии с позицией Верховного Суда РФ медицинский осмотр и в этом случае должен быть проведен до заключения трудового договора (определение от 14.11.2007 N 83-Г07-7).

Еще раз подчеркнем, что обязанность по оплате расходов на проведение в предусмотренных законом случаях предварительного медицинского осмотра работников возложена на работодателя (смотрите ст. 69 ТК РФ, часть вторую ст. 212 ТК РФ и часть первую ст. 213 ТК РФ). В случае если осмотр оплачен соискателем самостоятельно, то расходы по его проведению должны быть работодателем компенсированы (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 15.04.2014 N 33-905/2014, решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 23.01.2014 N 2-367/2014 и Североморского городского суда Мурманской области от 08.07.2013 N 2-1452/2013). Как отмечается в Обзоре судебной практики Верховного Суда РТ за I квартал 2010 г. (по гражданским делам), законодательство не связывает оплату работодателем предварительного медицинского осмотра с результатами данного обследования и последующим заключением трудового договора, а также с наличием у работодателя необходимых для оплаты такого осмотра денежных средств. Также действующее трудовое законодательство не содержит никаких оговорок и о том, что расходы на проведение предварительного медицинского осмотра распределяются между работодателем и работником пропорционально фактически отработанному сотрудником времени либо в зависимости от иных обстоятельств.

Таким образом, работодатель полностью обязан оплатить проведение обязательного предварительного медицинского осмотра независимо от того, будет ли заключен с соискателем трудовой договор после проведения такого осмотра, и от того, сколько времени будет отработано работником впоследствии, если трудовой договор по результатам предварительного осмотра будет заключен. Никаких исключений и оговорок по данному вопросу трудовое законодательство не содержит.

Трудовое законодательство не регулирует порядок оформления личной медицинской книжки работника и не относит ее к документам, предъявляемым в обязательном порядке при заключении трудового договора (смотрите ст. 65 ТК РФ). Не предусматривают обязанности предъявлять этот документ при устройстве на работу и иные нормативные правовые акты.

Обязанность по оформлению медицинских книжек вытекает из положений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закона N 52-ФЗ) внесению в личные медицинские книжки подлежат данные о прохождении работниками медицинских осмотров. Согласно п. 2 Инструкции o порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229, личная медицинская книжка предназначена для отражения в ней результатов прохождения обязательных медицинских осмотров, а также профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения утверждена пунктом 1.1 приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 (далее – Приказ N 402). Формулировка п. 1.1 Приказа N 402 предполагает, что книжки указанной формы должны иметь не все работники, подлежащие предварительному (периодическому) обязательному медосмотру, а только работники отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

В силу ст. 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Производственный контроль включает в себя в том числе:

- организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

- контроль за наличием личных медицинских книжек в случаях, предусмотренных действующим законодательством (пп.пп. "в", "г" п. 2.4 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001).

Принимая во внимание, что в силу требований законодательства именно работодатель обязан контролировать наличие в необходимых случаях у работников личных медицинских книжек, организовывать проведение гигиенического обучения с итоговой аттестацией и обязательных медицинских осмотров работников, результаты которых заносятся в личную медицинскую книжку, полагаем, что обязанность приобретать такие книжки и оплачивать их приобретение за счет собственных средств возлагается на работодателя.

Аналогичные разъяснения в ряде случаев давали и представители Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3 на вопросы, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Поддержку этой позиции можно обнаружить и в судебной практике (смотрите, например, решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 10.11.2016 по делу N 2-583/2016, решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 24.03.2016 по делу N 2-283/2016, решение Кировского районного суда г. Самары Самарской области от 10.02.2015 по делу N 2-196/2015).

Возможность удержания работодателем стоимости проведения предварительного медицинского осмотра и стоимости медицинских книжек, куда заносятся сведения о прохождении медицинского осмотра, не предусмотрена действующим законодательством ни в случае, когда по результатам предварительного осмотра состояние здоровья будущего работника не соответствует предполагаемой работе, ни в случае, когда работником, успешно прошедшим предварительный медицинский осмотр и допущенным к работе, отработан небольшой промежуток времени ((смотрите также вопрос 4, вопрос 5 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ", апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 06.11.2014 по делу N 33-5607).

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Панова Наталья

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Комарова Виктория

 

 

В образовательном учреждении произошла драка между сотрудниками АХЧ в рабочее время, вследствие которой один из работников ушел на больничный по повреждению. Сотрудник пояснил врачу, что это производственная травма. Кроме того, он обратился в полицию. Но к производственному процессу данный инцидент не имеет никакого отношения. Работник представил работодателю листок нетрудоспособности с кодом "04". Связан ли в данной ситуации несчастный случай с производством? Правомерно ли и в какие сроки необходимо оплатить представленный листок нетрудоспособности, если расследование несчастного случая не проведено?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Право квалификации несчастного случая как связанного либо не связанного с производством принадлежит комиссии по расследованию несчастного случая, формируемой работодателем в соответствии со ст. 229 ТК РФ, в зависимости от конкретных обстоятельств указанного в вопросе события. При квалификации комиссией несчастного случая, не связанного с производством, листок нетрудоспособности можно считать выданным с нарушением действующего порядка его оформления. В таком случае медицинская организация должна предоставить дубликат листка нетрудоспособности, в котором должен быть указана иной код причины нетрудоспособности.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с частью первой ст. 227 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) расследованию и учету в порядке, установленном главой 36 ТК РФ, подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Согласно части третьей ст. 227 ТК РФ расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если эти события произошли при обстоятельствах, указанных в той же норме, в частности в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни. Аналогичные правила предусмотрены п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73, далее – Положение).

Документом, подтверждающим временную утрату профессиональной трудоспособности, является листок нетрудоспособности, который выдается медицинскими работниками в соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности (далее – Порядок), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (смотрите также п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Согласно п. 58 Порядка при заполнении листка нетрудоспособности в связи с временной нетрудоспособностью, вызванной несчастным случаем на производстве, в строке "Причина нетрудоспособности" этого листка указывается цифровой код 04 (несчастный случай на производстве или его последствия).

В то же время обратим внимание, что выдача листка нетрудоспособности с кодом "04" сама по себе не свидетельствует о наличии несчастного случая на производстве (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 06.06.2017 по делу N 33-10563/2017).

Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек, в состав которой в обязательном порядке включается, в частности, специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя. Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней (часть первая ст. 229, часть первая ст. 229.1 ТК РФ).

В ходе проведения расследования комиссия выявляет обстоятельства и причины несчастного случая, в том числе получает объяснения от пострадавшего и, если характер и обстоятельства несчастного случая требуют получения медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести (учетная форма N 315/у), запрашивает такое заключение у медицинской организации, куда впервые обратился за медицинской помощью пострадавший работник (части первая, третья, четвертая ст. 229.2 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве").

На основании собранных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством (часть пятая ст. 229.2 ТК РФ).

В любом случае право квалификации несчастного случая как связанного либо не связанного с производством принадлежит комиссии по расследованию несчастного случая, формируемой работодателем в соответствии со ст. 229 ТК РФ и проводящей расследование в установленном законодательством порядке в зависимости от конкретных обстоятельств произошедшего события. При возникновении спора оценивать правомерность выводов комиссии может только суд. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что большинство судов не относят повреждения здоровью работника, причиненные работнику другим работником (другими лицами) в ходе драки к несчастным случаям на производстве (смотрите, например, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.01.2012 N 33-13/2012; апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 20.07.2016 по делу N 33-9527/2016; апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 05.11.2015 по делу N 33-17178/2015; апелляционное определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда от 04.02.2016 по делу N 33-202/2016).

Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены в Приложении N 1 Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73. Если несчастный случай будет квалифицирован как несчастный случай, на производстве, то комиссией по расследованию несчастного случая оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах (части первая и восьмая ст. 230 ТК РФ). Если несчастный случай, не повлекший за собой смерть работника, будет признан не связанным с производством, то комиссия должна будет составить акт о расследовании несчастного случая.

Таким образом, документом, подтверждающим, что травма работника связана с производством, является акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, составленный комиссией по расследованию несчастного случая, а не представленный работником листок нетрудоспособности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее – Закон N 125-ФЗ) страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ сотрудник, работающий по трудовому договору, является застрахованным. Следовательно, несчастный случай, произошедший не на производстве, не может служить основанием для выплаты страхового обеспечения согласно Закону N 125-ФЗ. Период временной нетрудоспособности, возникшей в результате такой травмы, будет оплачиваться в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон N 255-ФЗ), а также Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности..., утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее – Положение N 375).

Из вопроса следует, что врачом медицинской организации в строке листка нетрудоспособности "Причина нетрудоспособности" указан код "04"(несчастный случай на производстве или его последствия), однако несчастный случай еще не квалифицирован комиссией как несчастный случай, связанный с производством. В том случае, когда несчастный случай не связан с производством, в соответствующей ячейке указывается код "02" – травма (п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624н).

Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования РФ (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах, независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

В соответствии с п. 18 Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке. Из буквального прочтения этой нормы можно сделать вывод о том, что любые ошибки, допущенные при заполнении листка нетрудоспособности, могут повлечь за собой отказ ФСС в возмещении расходов.

Право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ, предоставлено страховщику пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Таким образом, если в рассматриваемом случае в листке нетрудоспособности указан не тот код причины нетрудоспособности, ФСС РФ имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование. При этом суды, как правило, исходят из того, влияют ли недостатки (ошибки) в оформлении листка нетрудоспособности на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, или нет (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 N 07АП-10303/14).

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации следует учитывать тот факт, что временная нетрудоспособность, наступившая у работника вследствие травмы, является страховым случаем по обязательному социальному страхованию в соответствии со ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ, а временная нетрудоспособность, наступившая у работника вследствие несчастного случая на производстве, является страховым случаем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии со ст. 3 Закона N 125-ФЗ. Указанные пособия назначаются и выплачиваются работникам в рамках разных систем обязательного социального страхования и из разных источников.

По нашему мнению, если случай, произошедший с работником, не будет признан комиссией несчастным случаем на производстве, проставление неверного кода причины нетрудоспособности в листке нетрудоспособности может явиться основанием для отказа от возмещения расходов работодателю на выплату пособия по временной нетрудоспособности. В такой ситуации работодатель, по нашему мнению, вправе потребовать от работника предоставить дубликат листка нетрудоспособности, в котором будет указан правильный код причины нетрудоспособности. На основании п. 56 Порядка работнику взамен испорченного листка нетрудоспособности (ошибка в коде "Причина нетрудоспособности") работнику должен быть оформлен дубликат листка нетрудоспособности.

При этом обращаем Ваше внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с мнением других специалистов и позицией суда при рассмотрении конкретного спора.

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Наумчик Иван

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Комарова Виктория

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 2/2018.

 

Просмотров: 161 | Добавил: zdrav1 | Рейтинг: 0.0/0