Ответы на вопросы по охране труда (май 2017) - 25 Мая 2017 - Ответы на вопросы по охране труда - Охрана труда в школе
Главная » 2017 » Май » 25 » Ответы на вопросы по охране труда (май 2017)
19:30
Ответы на вопросы по охране труда (май 2017)

В организации была проведена специальная оценка условий труда. В отчете от 16.01.2017 было указано, что ряду работников класс условий труда со 2 класса (допустимые условия труда) был изменен на подкласс 3.1 (вредные условия труда).

Нужно ли предупреждать работников о данных изменениях за два месяца? Если да, то каков порядок оформления уведомления и дополнительных соглашений? Какими датами их следует оформить и с какого числа они должны действовать? Как быть в ситуации, если работник откажется работать в новых условиях и не подпишет дополнительное соглашение?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работодатель обязан включать в трудовой договор и предоставлять работникам гарантии и компенсации, связанные с работой во вредных условиях труда, со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда. С работниками необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором закрепить условия труда на рабочем месте и полагающиеся гарантии и компенсации (ст. 72 ТК РФ). Дополнительное соглашение к трудовому договору заключается текущим числом с указанием на то, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее заключения данного соглашения, то есть со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. Если внести в трудовой договор соответствующие изменения по соглашению сторон невозможно, то изменения вносятся по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ.

 

Обоснование вывода:

Результаты проведения специальной оценки условий труда используются для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 9, ч. 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ результаты специальной оценки условий труда оформляются соответствующим отчетом о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается работодателем. Таким образом, датой завершения специальной оценки условий труда следует считать день утверждения работодателем отчета о её проведении. Соответственно, установление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда осуществляется со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда (смотрите письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579, от 14.07.2016 N 15-1/ООГ-2516).

Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы (статьи 92, 94, 116, 117, 146, 147 ТК РФ).

В частности, речь идет о следующих гарантиях и компенсациях:

- сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ) - для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю;

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ) - предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда; минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней;

- повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ); минимальный размер повышения оплаты труда - 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Таким образом, работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 1 степени (подкласс 3.1), работодатель обязан установить доплату за работу во вредных и опасных условиях, размер которой определяется в локальном нормативном акте работодателя либо коллективном, трудовом договоре (но не менее 4% тарифной ставки или оклада). Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени им не полагаются.

Соответствующие гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (класса условий труда) подлежат обязательному включению в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).

Включить такие условия в трудовой договор можно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ. Если работодатель достиг такого соглашения с работником об изменении условий трудового договора, то соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 74 ТК РФ, не требуется.

Статьей 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. В рассматриваемой ситуации в случае, если работник и работодатель достигнут соглашения об изменении условий трудового договора, то соответствующие изменения могут быть внесены в трудовой договор на основании ст. 72 ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. При этом сторонам следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору текущим числом, указав в нем, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее заключения данного соглашения, то есть со дня утверждения отчета о проведении спецоценки*(1).

Если работник откажется работать в новых условиях и не подпишет дополнительное соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора, то работодателю следует провести процедуру, предусмотренную ст. 74 ТК РФ*(2).

Статья 74 ТК РФ предоставляет работодателю право по своей инициативе изменять любые условия трудового договора, кроме трудовой функции работника. Но работодатель вправе сделать это лишь в случае, когда ранее определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (часть вторая ст. 74 ТК РФ). После истечения срока предупреждения измененные условия трудовых договоров вступают в силу. Если работник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть третья ст. 74 ТК РФ). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовые договоры прекращаются в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ. Работникам, которые будут уволены по этому основанию, выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного заработка (часть третья ст. 178 ТК РФ).

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Каменщиков Александр

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Кудряшов Максим

 

В трудовом договоре отсутствуют конкретные нормы выдачи спецодежды и смывочных средств, но сделана ссылка на нормативный акт. Необходимо ли указать в трудовом договоре нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих веществ, а также средств индивидуальной защиты?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В трудовом договоре указываются конкретные нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств (в цифровом значении), соответствующие условиям труда на рабочих местах сотрудников. Нормы же выдачи средств индивидуальной защиты в трудовом договоре фиксировать не нужно.

 

Обоснование вывода:

Среди обязательных для включения в трудовой договор условий, перечисленных в ст. 57 ТК РФ, поименованы, в частности, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, а также условия труда на рабочем месте (абзацы седьмой и девятый части второй ст. 57 ТК РФ).

В силу части первой ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Как определено в п. 9 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила), утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н, при проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с данными Межотраслевыми правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ. Из буквального содержания приведенных норм не следует, что нормы выдачи средств индивидуальной защиты (наименование, количество, срок носки и т.д.) должны быть конкретизированы непосредственно в тексте трудового договора.

Приказом Минтруда РФ от 09.12.2014 N 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Указанный нормативный акт, равно как и другие документы, устанавливающие отраслевые и общеотраслевые нормы выдачи СИЗ, не содержит положений, обязывающих работодателей указывать конкретные нормы выдачи СИЗ в трудовых договорах.

Между тем подобное требование предусмотрено в отношении норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств. Так, согласно п. 9 Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" (Приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 N 1122н) нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника. В этой связи примечательно, что такое нарушение со стороны работодателей, как неуказание в трудовых договорах норм выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, довольно распространено на практике и нередко фиксируется государственными инспекциями труда (смотрите, к примеру, решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 06.08.2015 по делу N 12-40/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 N 04АП-1846/14).

Относительно же неуказания в трудовых договорах с работниками норм выдачи СИЗ подобных примеров обнаружить не удалось, что может служить косвенным подтверждением того, что нормы выдачи СИЗ, в отличие от норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств, могут не конкретизироваться в трудовых договорах. Более того, практика показывает, что обязанность работодателя по информированию работников о полагающихся им СИЗ может исполняться путем ознакомления работников с локальным нормативным актом работодателя, закрепляющим нормы выдачи СИЗ в соответствии с установленными типовыми нормами (смотрите, например, решение Омского областного суда от 17.09.2013 по делу N 77-474, постановление Тацинского районного суда Ростовской области от 25.07.2012). Нормы выдачи СИЗ могут также включаться в коллективный договор (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 05.08.2014 по делу N 33-6344/14, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 N 08АП-7282/13 и др.).

Таким образом, поскольку такая обязанность ни ТК РФ, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрена, работодатель не обязан указывать в трудовом договоре работника нормы выдачи СИЗ (смотрите ответ представителей Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Нормы же выдачи смывающих и обезвреживающих средств, напротив, обязательны для включения в трудовой договор работника (смотрите ответ представителей Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").

 

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павлова Наталия

 

Если произошел несчастный случай в филиале, то какие органы власти (часть 1 ст. 228.1 ТК РФ) необходимо уведомлять (по месту нахождения филиала или юридического лица)?

 

Обязанности работодателя (его представителя) в связи с произошедшим несчастным случаем на производстве предусмотрены ст.ст. 227-231 ТК РФ. При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в органы, перечисленные в части первой ст. 228.1 ТК РФ (смотрите также ст. 228 ТК РФ).

1. Согласно части первой ст. 354 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводит федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Федеральной службы по труду и занятости (Роструда)) и его территориальных органов (государственных инспекций труда субъекта РФ (п. 4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, далее - ГИТ)). В Трудовом кодексе РФ не уточняется, что следует понимать под "соответствующим" территориальным органом исполнительной власти, упоминаемым в абзаце втором части первой ст. 228.1 ТК РФ. Полагаем, что работодатель, сообщивший о несчастном случае, который произошел в филиале или другом обособленном подразделении организации, не нарушит трудовое законодательство, если сообщит о случившемся в ГИТ того субъекта РФ, где он произошел (смотрите также ответы на вопрос 1 и вопрос 2 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ"). Судебная практика также подтверждает правомерность таких действий работодателя (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Бурятия от 25.04.2014 по делу N 21-55, решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 28.04.2016 по делу N 12-221/2016, решение Самарского областного суда от 11.02.2016 по делу N 21-298/2016).

2. Как следует из нормы части первой ст. 228.1 ТК РФ, при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме по месту происшествия несчастного случая. Соответственно, если такой случай произошел по месту нахождения филиала организации, работодателю следует известить об этом прокуратуру того города или района, где этот филиал находится (смотрите п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", постановление Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 15.03.2012 по делу N 5-42/12, а также вопрос 3 с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").

3. В части первой ст. 228.1 ТК РФ также указано, что работодатель обязан известить о несчастном случае орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Согласно п. 5 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц, в котором также указываются представительства и филиалы юридического лица (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Таким образом, из буквального прочтения нормы следует, что о несчастном случае, произошедшем в филиале юридического лица, должны быть уведомлены государственные органы и (или) органы местного самоуправления, где зарегистрировано само юридическое лицо. Вместе с тем, по нашему мнению, указанную норму следует рассматривать во взаимосвязи с частью второй ст. 229 ТК РФ, согласно которой представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию) включаются в состав комиссии для расследования несчастного случая, предусмотренного частью первой ст. 228.1 ТК РФ, и поскольку информирование государственных органов и (или) органов местного самоуправления происходит в том числе с целью участия их представителей в расследовании несчастного случая, мы считаем, что о несчастном случае, произошедшем в филиале, целесообразно уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления не только по месту регистрации организации, но и по месту нахождения ее филиала, в котором произошел несчастный случай.

4. По смыслу нормы части первой ст. 228.1 ТК РФ, если деятельность организации, которую она осуществляет по месту нахождения ее филиала, подконтрольна федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственный контроль (надзор) в этой сфере деятельности, то о несчастном случае, произошедшем в этом филиале, следует известить территориальный орган федерального органа по месту нахождения филиала, в котором произошел несчастный случай. Так, например, Ростехнадзор осуществляет государственный надзор за деятельностью юридических лиц отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица (п.п. 22, 29, п. 73 Административного регламента исполнения федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.01.2015 N 38, п. 4 Положения об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 N 610, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 N 17АП-3792/15).

5. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) регистрация страхователей (юридических лиц) в территориальных органах страховщика осуществляется по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения (смотрите также пп. 1 п. 1, п. 3 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах ФСС РФ, утвержденного постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27). Таким образом, работодатель извещает исполнительный орган страховщика по месту нахождения филиала организации, если она зарегистрирована в качестве страхователя по месту нахождения филиала. В противном случае извещение направляется по месту регистрации юридического лица в качестве страховщика (смотрите, например, решение Самарского областного суда от 11.02.2016 по делу N 21-299/2016).

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Панова Наталья

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Комарова Виктория

 

Нужно ли выдавать молоко рабочим за работу во вредных условиях труда при работе в выходной день (по распоряжению)?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если работником в выходной день во вредных условиях труда отработано не менее половины установленной для него продолжительности рабочего дня (рабочей смены), то ему должна быть произведена бесплатная выдача молока в количестве не менее 0,5 литра.

 

Обоснование вывода:

Согласно части первой ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам должны выдаваться бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты (либо по письменному заявлению работника такая выдача заменяется компенсационной выплатой).

Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока (далее - Нормы и условия), а также перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, на основании части третьей ст. 222 ТК РФ и пп. 1, 3 постановления Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н.

Пунктом 2 Норм и условий прямо установлено, что бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем.

Соответственно, в случае привлечения работника к работе в таких условиях в его выходной день, он имеет право на указанную гарантию (смотрите также ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ" на Вопрос: По результатам специальной оценки условий труда рабочих мест на работах, связанных с наличием вредных факторов, выдается бесплатное молоко в количестве 0,5 л за смену...).

Норма бесплатной выдачи молока - 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности; если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены (п. 4 Норм и условий). Следовательно, работник имеет право на получение бесплатного молока не менее 0,5 литров, если им в выходной день во вредных условиях труда отработано не менее половины установленной для него продолжительности рабочего дня (рабочей смены).

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Панова Наталья

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Воронова Елена

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 5/2017.

Просмотров: 218 | Добавил: zdrav1 | Рейтинг: 0.0/0