Новости контрольно-надзорного законодательства в области охраны труда и пожарной безопасности - 6 Ноября 2020 - Охрана труда в школе
Главная » 2020 » Ноябрь » 6 » Новости контрольно-надзорного законодательства в области охраны труда и пожарной безопасности
09:28
Новости контрольно-надзорного законодательства в области охраны труда и пожарной безопасности

Поверки в рамках государственного надзора и муниципального контроля всегда являлись головной болью для руководителей организаций и иных должностных лиц, ответственных за охрану труда и пожарную безопасность. Слишком часто такие проверки заканчиваются штрафами для организаций и протоколами о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Никто не отрицает и не принижает роль контроля – это важнейший канал обратной связи в системе управления охраной труда и пожарной безопасностью. Проверки позволяют выявлять недостатки, разрабатывать и проводить мероприятия по их устранению и/или предупреждению (профилактике). Проблема состоит в неудовлетворительном нормативно-правовом и методическом обеспечении проведения контрольных мероприятий, избыточном административном давлении и отсутствии должного порядка в самих нормативных требованиях, соблюдение которых проверяются в ходе проверок. Часто эти требования противоречивы, явно устаревшие, но официально не отмененные. До сих пор в ходу сотни дублирующих нормативно-правовых актов.

Проблема воспринята властью и в настоящее время предпринимаются определенные шаги по наведению порядка в этой сфере. С 1 января 2021 года заработает новая система контрольно-надзорного законодательства. Одним из инструментов решения проблемы излишнего регламентирования является так называемая «регуляторная гильотина». Ее целью является упрощение и упорядочение (систематизация) нормативно-правовых требований, предъявляемых в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля и при привлечении к административной ответственности.

«Регуляторная гильотина» – инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативно-правовых актов, негативно влияющих на экономику и регуляторную среду. Ее целью является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ. Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям. В соответствии с поручением Президента необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г. всех нормативно-правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.

Основным направлением деятельности становится наведение порядка и систематизация нормативно-правовых требований, соблюдение которых проверяется при проверках (надзоре). Реализация этого направления деятельности должна привести к сокращению количества и актуализации действующих документов, содержащих нормативно-правовые требования. На основе обновленной нормативно-правовой базы необходимо обновление списков контрольных вопросов (чек-листов), используемых при проверках. Проверка вопросов, не входящих в утвержденный список, должна быть однозначно незаконна.

С 1 ноября текущего года вступил в силу закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Его целью является снижение административной нагрузки на предпринимательскую и иную экономическую деятельность, но фактически он касается всех организаций, включая бюджетные.

Закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативно-правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. В документе, в частности, дается определение понятия обязательного требования, определены цели, основные принципы и полномочия по их установлению.

Оценка соблюдения принятых до 2020 года требований становится недопустимой, как и привлечение к ответственности за их несоблюдение. Отныне такие требования могут устанавливаться федеральными законами, Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), российскими международными договорами, которые не требуют издания внутригосударственных актов, законами регионов и муниципалитетов, в редких случаях указами президента РФ. Должны применяться следующие принципы: законность, обоснованность обязательных требований, правовая определенность и системность, открытость и предсказуемость, исполнимость обязательных требований.

В настоящее время разрабатываются новые и отменяются устаревшие нормативно-правовые акты, содержащие требования, проверяемые в ходе проверок (надзора). Особенно много таких документов в области пожарной безопасности. Обо всех изменениях нормативно-правовой базы в рамках действия «регуляторной гильотины» будет оперативно рассказано на страницах журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 12/2020

 

Просмотров: 467 | Добавил: zdrav1