Содержание августовского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» - 26 Июля 2021 - Охрана труда в школе
Главная » 2021 » Июль » 26 » Содержание августовского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях»
20:15
Содержание августовского номера журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях»

Представляем Вашему вниманию аннотации основных статей журнала «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях» N 8/2021.

Подписаться на журнал без каталожных наценок можно в редакции (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru) или на сайте. Оформить подписку на журнал можно также через каталоги: "Пресса России" (индекс 85500), "Почта России" (индекс ПО212), а также в альтернативных агентствах подписки (Урал-Пресс, прессинформ и др.) Подписчикам бесплатно предоставляется информационная система «Нормативно-правовые акты и методические материалы по ГО и защите от ЧС в образовательных организациях».

 

15 основных задач гражданской обороны и пути их решения

Целью гражданской обороны является защита населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Для достижения этой цели в статье 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» сформулированы основные задачи в области гражданской обороны (всего их 15):

- подготовка населения в области гражданской обороны;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

 

Государственный надзор в области гражданской обороны

Проверки являются малоприятными, но неизбежными моментами жизни ответственных за гражданскую оборону в учреждениях, организациях и на предприятиях, в органах исполнительной власти и местного самоуправления. Важно знать, что, как, кем, на каких основаниях и когда проверяется и заранее готовиться к проверкам. Знание порядка их проведения позволяет не только лучше подготовиться, но и при необходимости грамотно защитить свои права и интересы своей организации.

За последние годы в Российской Федерации существенно изменились взгляды и требования к государственному надзору в области ГО, включая проверки учреждений, организаций и предприятий. Основная тенденция совершенствования надзорной деятельности на современном этапе – снижение административного давления и финансовых издержек при неукоснительном выполнении требований нормативно-правовых актов в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций. Речь идет о повышении эффективности контроля как функции управления ГО.

Главной инновацией надзорной деятельности становится применение риск-ориентированного подхода – метода организации государственного надзора, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением объекта надзора к определенной категории риска. Другими словами, проверять в первую очередь нужно те организации, которые сами по себе представляют потенциальную опасность или от которых зависит состояние системы ГО и защиты от ЧС на территории. Направлять все силы на максимальный контроль всех без исключения объектов нецелесообразно и неэффективно, т.е. речь идет об установлении приоритетов в надзорной деятельности. Обратите внимание, что в отношении объектов надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

 

Требования к маскировочным мероприятиям на объектах гражданской обороны

В соответствии с п. 11 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях световой маскировки и других видов маскировки, являются:

1) определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

2) разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

3) создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

4) проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Основные требования к маскировочным мероприятиям изложены в главе 10 СП 165.1325800.2014 «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90».

 

Регламенты по организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях и шаблоны сообщений

С 1 июня 2021 года вступил в силу ГОСТ Р 22.7.02-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Регламенты по организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Общие положения». Целью стандарта является стандартизация процедур и совершенствование документационного обеспечения (регламентов) мероприятий по информированию населения о чрезвычайных ситуациях (ЧС). ГОСТ Р 22.7.02-2021 устанавливает требования к разработке органами исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ и органов местного самоуправления (ОМС) регламентов исполнения государственной функции по информированию населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты. Помимо типовых регламентов стандарт содержит варианты информационных сообщений для различных видов ЧС. Очень удобно: не надо сочинять текст сообщения, нужно просто воспользоваться стандартными формулировками.

 

Организация санитарно-гигиенических мероприятий и защитных мер при крупномасштабных радиационных авариях

В статье рассмотрены вопросы организации санитарно-гигиенических мероприятий и защитных мер при крупномасштабных радиационных авариях. Публикация предназначена для руководителей и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также руководителей и сотрудников медицинских спасательных служб.

 

Учебно-материальная база подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Статья посвящена вопросам формирования и совершенствования учебно-материальной базы (УМБ) подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Рассмотрены основные понятия, виды и состав УМБ. На основе письма МЧС России от 27.02.2020 N 11-7-604 «О примерном порядке определения состава учебно-материальной базы» разъяснены требования к УМБ для подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

 

Подготовка населения муниципального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В статье рассмотрен порядок организации подготовки населения муниципального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Примерное положение об организации и ведении гражданской обороны в образовательной организации

Представленное положение об организации и ведении гражданской обороны в образовательной организации разработано в соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами в области ГО и защиты от ЧС. Документ носит рекомендательный характер и может дополняться иными положениями в зависимости от профиля образовательной деятельности, количества учащихся (обучающихся) и присвоенной категории по ГО.

 

10 лет со дня аварии на АЭС Фукусима-1

Авария на АЭС Фукусима-1 является одной из крупнейших техногенных катастроф в истории человечества. В статье расследуется цепочка трагических событий в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Рассмотрен опыт ликвидации последствий аварии на АЭС Фукусима-1. Публикация предназначена для специалистов в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций, промышленной безопасности и всех заинтересованных лиц, участие которых возможно при ликвидации последствий крупных техногенных катастроф.

 

Просмотров: 583 | Добавил: zdrav1