Содержание июльского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» - 29 Июня 2019 - Охрана труда в школе
Главная » 2019 » Июнь » 29 » Содержание июльского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»
12:43
Содержание июльского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Представляем Вашему вниманию аннотации основных статей журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 7/2019.

Подписаться на журнал можно через почтовые каталоги "Почта России" (индекс П1664), "Роспечать" (индекс 80308), "Пресса России" (индекс 12156).

Подписаться на журнал можно также в редакции или на нашем сайте с любого номера и без каталожных наценок (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru).

 

Нормативно-правовые основы проведения обязательных медицинских осмотров работников образовательных организаций

В статье на основе действующих нормативно-правовых актов рассматриваются вопросы организации и проведения обязательных медицинских осмотров работников образовательных организаций.

 

Порядок учета и расследования несчастных случаев с несовершеннолетними в медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания и детских оздоровительных учреждениях

Мы неоднократно публиковали на страницах нашего журнала материалы о правилах расследования и учета несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками во время их пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. А что, если несчастный случай с несовершеннолетним произошел в медицинской организации, учреждении социального обслуживания семьи и детей  или детском оздоровительном учреждении? Представляем образец «Положения о порядке учета и расследования несчастных случаев с несовершеннолетними в медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания семьи и детей, детских оздоровительных учреждениях». Данный документ можно использовать при разработке соответствующих муниципальных актов.

 

Условия и охрана труда женщин, работающих в образовательных организациях

Трудовые коллективы образовательных организаций, особенно школ, состоят преимущественно из представительниц прекрасного пола, поэтому вопросы условий и охраны их труда должны постоянно находиться в поле зрения ответственных лиц за состояние охраны труда, тем более что объектом тематических проверок (надзора) может быть как раз соблюдение требований к условиям и охране труда женщин. Специальных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов охраны труда женщин конкретно в образовательных учреждениях, нет, поэтому пользуемся межотраслевыми документами, содержащих требования к условиям и охране труда женщин. В нашей стране мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции РФ). Гендерное равноправие закреплено и в трудовом законодательстве России. Вместе с тем, учитывая особенности женского организма, а также социальную роль женщин, связанную с беременностью, материнством и воспитанием детей, Трудовой кодекс  РФ устанавливает ряд льгот и особенностей регулирования труда женщин (глава 41 ТК РФ).

 

Оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса

В образовательных организациях достаточно широко распространены работы, связанные со значительной физической нагрузкой. Это погрузочно-разгрузочные, ремонтные и иные хозяйственные работы, осуществляемые работниками АХЧ, отдельные виды трудовой деятельности в учебно-производственных мастерских, при проведении производственной практики и т.д. 

Тяжесть труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

К чему ведет чрезмерная физическая нагрузка и постоянная перегрузка известно всем. Это боли в мышцах, спине, позвоночнике и суставах, это заболевания опорно-двигательного аппарата, хроническая усталость, стресс, радикулиты, гипертония и целый букет других болезней, а также снижение качества и производительности труда и повышение риска несчастных случаев на производстве. Именно поэтому в поле внимания специалиста по охране труда должны быть работы, связанные со значительными физическими нагрузками.

 

Типовая инструкция по охране труда при выполнении земляных работ

Раскопать прорвавшую водопроводную трубу, вырыть траншею или провести другие земляные работы – ничего необычного для работников АХЧ образовательной организации тут нет. Однако не надо забывать, что земляные работы представляют потенциальную угрозу для здоровья и даже жизни работников, поэтому необходимо неукоснительно выполнять требования охраны труда при выполнении таких работ.

 

Инструкции по охране труда в учебных мастерских

Учебные мастерские – зона повышенной опасности как для учащихся, так и самих работников образовательных учреждений. Как правило, все работы в учебных мастерских должны проводиться под руководством (или наблюдением) учителя (преподавателя, мастера). На каждый вид работы (занятий) разрабатывается отдельная инструкция по охране труда. На основе этой инструкции заведующий учебной мастерской (учитель, преподаватель, мастер) проводит инструктаж по охране труда с обучающимися.

 

Рекомендации Роспотребнадзора для работающих в условиях повышенных температур воздуха

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека информирует, что жаркая погода приводит к ухудшению условий труда работающих на открытой местности, в производственных и общественных помещениях без кондиционирования. Работы в нагревающем микроклимате необходимо проводить при соблюдении мер профилактики перегревания и рекомендаций относительно режима работ:

 

Положение о ежегодном конкурсе детского рисунка "Охрана труда глазами детей"

Представленное Положение о ежегодном областном конкурсе детского рисунка "Охрана труда глазами детей" (далее – Конкурс) определяет порядок и условия проведения Конкурса, отбора конкурсных работ, состав участников Конкурса и награждение победителей.

Конкурс проводится в целях:

- привлечения внимания общественности к проблемам создания здоровых и безопасных условий труда, снижения профессиональных рисков и производственного травматизма, его профилактике, начиная со школьной скамьи;

- формирование внимательного отношения у детей и подростков к вопросам и требованиям обеспечения безопасности, развитие устойчивой внутренней положительной психологической установки на строгое выполнение требований безопасности;

- воспитания у подрастающего поколения – будущего трудового потенциала нации уважительного отношения к труду и охране труда, повышение информированности и осведомленности в вопросах безопасности труда и безопасного поведения.

 

Как оценивают безопасность лазерных проекторов, используемых в концертных и театрально-зрелищных мероприятиях?

При проведении концертных и театрально-зрелищных мероприятий, в том числе для школьников и студентов, часто используются лазерные проекторы. При этом не надо забывать о негативных последствиях воздействия лазерного излучения. Для оценки безопасности использования лазерных проекторов разработаны специальные методические рекомендации (МР 2.2.4.0115-16), которые устанавливают порядок и организацию проведения оценки безопасности лазерного излучения от установок, используемых в концертных и театрально-зрелищных мероприятиях.

 

Регулярное обучение и отработка действий по оповещению и эвакуации в случае пожара – важнейшие составляющие противопожарной безопасности образовательных организаций

Вопросы обеспечения противопожарной безопасности образовательных учреждений, сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, их защиты в экстремальных ситуациях при пожаре должны постоянно находиться в поле зрения органов управления образованием и МЧС России.

В результате целенаправленной работы по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях, проводимой МЧС России, Министерством образования и науки РФ, а также органами исполнительной власти субъектов РФ, количество пожаров за последние годы на этих объектах несколько снизилось, уменьшилось и количество погибающих при них людей.

Вместе с тем ежегодно в образовательных учреждениях происходит более 100 пожаров.

Особую тревогу вызывают пожары с массовой гибелью людей. Напомним самые трагичные из них. Так, при пожаре в общежитии Московского государственного университета (19.12.1999) погибло 12 человек, в Российском университете дружбы народов (24.11.2003) – 38 человек, в негосударственном образовательном учреждении "Московский институт государственного и корпоративного управления" (02.10.2007) – 10 человек.

Данные факты свидетельствуют о слабой подготовленности преподавателей и обучающихся к правильному поведению во время чрезвычайных ситуаций, в частности методам эвакуации при пожарах и использованию первичных средств пожаротушения.

В связи с недостаточной подготовленностью обучающихся, студентов, работников образовательных учреждений к использованию первичных средств пожаротушения, слабым знанием порядка эвакуации при пожарах, а также в целях активизации работы по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждениях необходимо:

1. Руководителям образовательных организаций ежеквартально проводить занятия с обучающимися с привлечением представителей пожарной охраны и региональных отделений Всероссийского добровольного пожарного общества.

2. Руководителям образовательных организаций не реже одного раза в полугодие проводить занятия по отработке плана эвакуации из здания с внесением записи в специальный журнал, где указывается дата проведения занятия, под чьим руководством оно проведено, состав участников, время с начала сигнала о пожаре до полной эвакуации, соответствие действий плану эвакуации, замечания, роспись руководителей занятий.

3. Территориальным подразделениям МЧС России оказывать содействие педагогическим работникам дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования в организации работы по проведению ежеквартальных занятий по соблюдению мер пожарной безопасности с использованием наглядно-изобразительных и дидактических материалов.

4. Территориальным подразделениям МЧС России совместно с органами управления образованием субъектов РФ организовать в образовательных учреждениях (с периодичностью один раз в полугодие) практические занятия по организации эвакуации и использования первичных средств пожаротушения с преподавательским составом.

 

Обеспечение пожарной безопасности при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ в образовательных организациях

Случаи возгораний при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ в образовательных организациях не являются большой редкостью. При этом следует учитывать, что такие работы часто проводятся при продолжающемся функционировании учреждения и на их территории, при потенциальной возможности появления на месте проведения работ посторонних лиц, персонала, обучающихся, практикантов и т.д., что представляет дополнительную опасность.

 

Что проверяют при проверках пожарной безопасности зданий дошкольных образовательных организаций, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций

Заканчиваем серию публикаций по проверкам пожарной безопасности образовательных организаций, подготовленных в связи с введением в действие проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами государственного пожарного надзора (ГПН) при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности. Предмет плановой проверки ограничивается требованиями, изложенными в проверочном листе. Предъявление дополнительных требований незаконно.

 

Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей

Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей не влечет уголовной ответственности, если между действиями (бездействием) лица и наступившими последствиями отсутствует причинно-следственная связь.

Установлено, что Б., работая воспитателем детского оздоровительно-образовательного лагеря, оставила на футбольном поле без должного присмотра восьмилетнего К., который схватился руками за горизонтальную перекладину футбольных ворот и стал раскачиваться. После кратковременного раскачивания произошло падение металлической конструкции футбольных ворот на малолетнего К., которому в результате ударного воздействия был причинен тяжкий вред здоровью, повлекший его смерть на месте происшествия.

Просмотров: 683 | Добавил: zdrav1