Содержание январского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» - 9 Января 2023 - Охрана труда в школе
Главная » 2023 » Январь » 9 » Содержание январского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»
16:42
Содержание январского номера журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Представляем аннотации основных статей журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 1/2023. Подписаться на журнал можно через почтовый каталог, «Почта России» (индекс П1664) или в альтернативных агентствах подписки (Урал-пресс,«Пресса России, Прессинформ и др.). Оформить подписку без каталожных наценок с любого номера можно в редакции или на нашем сайте (тел. (495) 541-89-22 (9-17 ч.) E-mail: zdrav1@mail.ru). Подписчикам бесплатно предоставляется электронный «Сборник инструкций по охране труда для работников образовательных организаций».

 

Обязанности работодателя в области охраны труда возлагаются на специалиста по охране труда, не освобождая при этом руководителя организации от ответственности

Почему специалисту по охране труда нужно четко знать обязанности работодателя в области охраны труда? Ответ простой. Как правило, работодатель (руководитель организации) делегирует свои права, полномочия и обязанности в области охраны труда специалисту по охране труда. При этом ответственность за охрану труда в организации остается лежать на ее руководителе. В соответствии с действующим законодательством за все, происходящее в организации, в том числе за охрану труда, пожарную безопасность, гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отвечает ее руководитель, который делегирует часть прав и полномочий в этих сферах ответственным работникам. Делегирование прав и полномочий оформляется соответствующими организационно-распорядительными документами (приказами, распоряжениями, должностными инструкциями). Обязанности работодателя в области охраны труда фактически становятся должностными (функциональными) обязанностями специалиста по охране труда и соответствуют трудовым функциям, содержащимся в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», и разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

 

Организация и проведение инструктажей по охране труда

В статье рассмотрен порядок проведения инструктажей по охране труда в организациях на основе Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464.

Выделяют следующие виды инструктажа по охране труда:

- вводный инструктаж по охране труда;

- инструктаж по охране труда на рабочем месте;

- целевой инструктаж по охране труда.

Формы и методы проведения инструктажа по охране труда определяются работодателем. Инструктаж заканчивается проверкой знания требований охраны труда. Результаты инструктажа оформляются в соответствии с требованиями, содержащимися в разделе VIII «Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждаются работодателем. Это может быть журнал прохождения инструктажей, в том числе дублируемый в электронной форме. Учитывая, что в журнале должны расписываться инструктируемый работник и работник, проводивший его инструктаж, без бумажной формы пока не обойтись.

 

Обучение подрастающего поколения безопасности труда, поведения и учебы в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий

Обучение безопасности труда и безопасности других видов деятельности, включая поведение и учебу, организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательных организациях с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в процессе трудовой и производственной деятельности.

 

О расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

В целях разработки и реализации мероприятий по профилактике несчастных случаев с учащимися необходимо проводить их анализ и вести соответствующий учет в соответствии с приказом Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602 "Об утверждении Порядка расследований и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность". Документ устанавливает правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися, во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Расследование несчастных случаев с учащимися во время их пребывания в образовательных организациях

В статье рассмотрен порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время их пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Публикация предназначена для руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных организаций.

 

Специальная оценка условий труда в образовательных организациях

В статье на основе действующих нормативно-правовых актов и методических документов рассмотрены вопросы организации проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) в образовательных организациях.

Зачем вообще нужна СОУТ? Каковы ее цели и практическое применение? Ответ простой: работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (ст. 214 ТК РФ). Для решения этой задачи необходима информация о состоянии условий труда на рабочих местах. Одним из основных источников ее получения как раз и является проведение СОУТ.

Под СОУТ понимают комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, разрабатываются и проводятся мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников.

Основными целями проведения СОУТ являются:

- обеспечение безопасности и сохранение здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

- информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочих местах;

- соблюдение прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

 

Специальная оценка условий труда работников образовательных организаций, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в них

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах отдельных категорий работников образовательных организаций спортивного профиля имеет свою специфику. Приказом Минтруда России от 01.06.2015 N 335н утверждены особенности СОУТ на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта.

 

Экспертиза профессиональной пригодности

В соответствии со статьей 63 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. Целью экспертизы является определение соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ.

Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности и форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ утверждены приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 282н.

 

Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации

Постановлением Исполнительного комитета Общероссийского Профсоюза образования от 28.11.2022 N 14-16 утверждена новая редакция Положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации.

Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза и Уставом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Документ определяет порядок работы уполномоченного по охране труда по осуществлению общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законных прав и интересов работников народного образования и науки в сфере охраны труда в образовательных организациях Минпросвещения России, Минобрнауки России и других ведомств.

 

Обеспечение безопасности образовательных организаций: общие требования к оказанию охранных услуг

В статье рассматриваются общие требования к оказанию охранных услуг в образовательных организациях. В приложениях представлены «Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах в образовательной организации» и «Должностная инструкция охранника образовательной организации».

Оказание охранных услуг на объектах образовательных организаций является важнейшей составляющей системы обеспечения их безопасности и антитеррористической защищенности. При организации оказания охранных услуг рекомендуется использовать ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования». Документ устанавливает общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Также требования указанного стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

 

Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

Представленные рекомендации разработаны в целях охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.

Просмотров: 58 | Добавил: zdrav1