Ответы на вопросы по охране труда (июль 2017) - 20 Июля 2017 - Ответы на вопросы по охране труда - Охрана труда в школе
Главная » 2017 » Июль » 20 » Ответы на вопросы по охране труда (июль 2017)
19:36
Ответы на вопросы по охране труда (июль 2017)

Статьей 225 ТК РФ установлена обязанность в течение месяца провести обучение по охране труда. Нужно ли проходить обучение по охране труда в случае, если работник образовательного учреждения прошел обучение на предыдущей работе и устроился на новую работу до истечения трехлетнего срока, на который было выдано удостоверение о проверке знаний по охране труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При поступлении на работу работник обязан пройти специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей.

Обоснование вывода:

Одной из обязанностей работника в области охраны труда является соблюдение требований охраны труда (часть первая ст. 214 ТК РФ).

Согласно части первой ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим (часть вторая ст. 225 ТК РФ).

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 (далее по тексту - Порядок). Он обязателен для исполнения всеми работодателями и работниками (п. 1.2 Порядка).

В соответствии с п. 1.5 Порядка обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Согласно п. 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению N 2 к Порядку (п. 3.7 Порядка).

При этом норм, устанавливающих какие-либо исключения для отдельных категорий работников, не предусмотрено. Соответственно, наличие у специалиста удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, срок действия которого еще не истек, не освобождает его от обязанности пройти обучение по охране труда снова, если специалист принимается на работу к новому работодателю.

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1.7 Порядка). Поэтому каждый работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Таким образом, при поступлении на работу работник обязан пройти специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей, а работодатель организовать такое обучение; тот факт, что работник прошел обучение на предыдущей работе и устроился на новую до истечения 3-х летнего срока, на который было выдано удостоверение о проверке знаний по охране труда, не имеет значения.

Судебная практика подтверждает такой вывод (смотрите, например, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 сентября 2016 г. по делу N 2-5564/2016, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 июля 2016 г. по делу N 12-800/2016, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 1 сентября 2016 г. по делу N 12-838/2016).

Аналогичные разъяснения содержатся и в консультациях с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ" (смотрите, например, ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4).

 

К сведению:

Трудовой кодекс РФ содержит нормы, обязывающие работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК РФ).

Допуск работника, не прошедшего обучение и проверку знаний требований охраны труда, к работе образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (решение Челябинского областного суда от 25 мая 2016 г. по делу N 7-811/2016, постановление Самарского областного суда от 15 марта 2016 г. по делу N 4А-101/2016).

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Жгулева Ольга

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Воронова Елена

 

Работник обратился в лечебное учреждение после окончания рабочей смены по причине повреждения пальца на руке. На приеме у врача работник сообщил, что повреждение пальца произошло вследствие несчастного случая на работе. При этом работник не сообщал работодателю о происшедшем с ним несчастном случае. Работнику был выдан лист нетрудоспособности с кодом "04" (несчастный случай на производстве или его последствия).

Каковы действия работодателя после обращения к нему работника с заявлением о расследовании несчастного случая?

Какой документ должен быть составлен работодателем, если при расследовании несчастного случая факт травмирования работника в рабочее время и на рабочем месте не подтвердился?

В случае, если по итогам расследования акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 не был составлен в связи с отсутствием самого факта происшествия несчастного случая, подлежит ли лист нетрудоспособности оплате? Вправе ли работодатель запросить у работника дубликат листка нетрудоспособности с кодом, измененным на "02" (травма)?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Независимо от того, когда с работником произошел несчастный случай, он в любое время вправе обратиться к работодателю с заявлением о проведении расследования несчастного случая, и работодатель, в свою очередь, обязан провести его в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

2. Если несчастный случай квалифицирован как несчастный случай, не связанный с производством, то комиссия составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая в двух экземплярах; если же данный случай признан несчастным случаем на производстве, то комиссией по расследованию несчастного случая оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах.

3. Взамен испорченного листка нетрудоспособности (ошибка в коде "Причина нетрудоспособности") должен быть оформлен дубликат листка нетрудоспособности.

 

Обоснование вывода:

1. Порядок расследования и учета несчастного случая и оформления необходимых документов, обязанности работодателя при несчастном случае установлены статьями 227-231 ТК РФ, а также Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 (далее - Положение).

Согласно п. 4 Положения работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае. Сроки обращения работника к работодателю с заявлением о проведении расследования несчастного случая, о котором не было своевременно сообщено работодателю, законодательством не установлены. При этом в соответствии с частью второй ст. 229.1 ТК РФ несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю, расследуется в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления. Как указал в решении от 23.06.2014 по делу N А82-4466/2014 Арбитражный суд Ярославской области, "срок давности по расследованию несчастных случаев, произошедших с работниками, законодателем не установлен". Следовательно, независимо от того, когда с работником произошел несчастный случай, он в любое время вправе обратиться к работодателю с заявлением о проведении расследования несчастного случая, и работодатель, в свою очередь, обязан провести его в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

2. Для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).

При расследовании несчастного случая, в результате которого пострадавший получил тяжелые повреждения здоровья, в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанного несчастного случая с застрахованным - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Если иное не предусмотрено ТК РФ, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются (ст. 229 ТК РФ).

Порядок проведения расследования несчастных случаев установлен ст. 229.2 ТК РФ.

Если несчастный случай квалифицирован как несчастный случай, не связанный с производством, то комиссия составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая в двух экземплярах; если же данный случай признан несчастным случаем на производстве, то комиссией по расследованию несчастного случая оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах (части первая и восьмая ст. 230 ТК РФ).

3. Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок). В соответствии с п. 58 Порядка при заполнении раздела "Заполняется врачом медицинской организации" листка нетрудоспособности в строке "Причина нетрудоспособности" в ячейках "код [][]" указывается соответствующий двухзначный код. Из вопроса следует, что врачом медицинской организации в листке нетрудоспособности указан код "04"; при этом может возникнуть ситуация, что несчастный случай будет квалифицирован как несчастный случай, не связанный с производством. В том случае, когда несчастный случай не связан с производством, в соответствующей ячейке указывается код "02" - травма.

Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования РФ (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах, независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

В соответствии с п. 18 Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке. Из буквального прочтения этой нормы можно сделать вывод, что любые ошибки, допущенные при заполнении листка нетрудоспособности, могут повлечь за собой отказ ФСС в возмещении расходов.

Право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ, предоставлено страховщику пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае в листке нетрудоспособности указан не тот код причины нетрудоспособности, ФСС РФ имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование. При этом суды, как правило, исходят из того, влияют ли недостатки (ошибки) в оформлении больничного листка на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, или нет (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 N 07АП-10303/14).

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации следует учитывать тот факт, что временная нетрудоспособность, наступившая у работника вследствие травмы, является страховым случаем по обязательному социальному страхованию в соответствии со ст. 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а временная нетрудоспособность, наступившая у работника вследствие несчастного случая на производстве, является страховым случаем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Указанные пособия назначаются и выплачиваются работникам в рамках разных систем обязательного социального страхования и из разных источников. По нашему мнению, в рассматриваемом случае проставление неверного кода причины нетрудоспособности в листке нетрудоспособности может явиться основанием для отказа от возмещения расходов работодателю на выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Таким образом, в соответствии с п. 56 Порядка взамен испорченного листка нетрудоспособности (ошибка в коде "Причина нетрудоспособности") должен быть оформлен дубликат листка нетрудоспособности.

При этом обращаем Ваше внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с мнением других специалистов и позицией суда при рассмотрении конкретного спора.

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Трошина Татьяна

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Кудряшов Максим

 

Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 05.06.2016 N 282н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ" работник, у которого выявлены противопоказания к отдельным видам работ, направляется на экспертизу профпригодности.

Кто должен оплачивать эту процедуру - работник, работодатель или медучреждение?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Экспертиза профессиональной пригодности должна проводиться за счет работодателя.

 

Обоснование вывода:

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований (часть вторая ст. 212 ТК РФ).

В соответствии с частью первой ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок N 302н).

В соответствии с п. 4 Порядка N 302н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).

В случаях затруднения определения профессиональной пригодности работника в связи с имеющимся у него заболеванием и с целью экспертизы профессиональной пригодности медицинская организация направляет работника в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией и профессиональной пригодности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 41 Порядка).

Как установлено ст. 63 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ. Такая экспертиза проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ.

Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности в целях определения соответствия состояния здоровья работника (лица, поступающего на работу) (далее - работник) возможности выполнения им отдельных видов работ (далее - Порядок) утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.05.2016 N 282н.

Согласно п. 2 Порядка экспертиза профессиональной пригодности проводится в отношении работников, у которых при проведении обязательного медицинского осмотра выявлены медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ.

По смыслу перечисленных норм, экспертиза профессиональной пригодности является составной частью обязательного медицинского осмотра. А поскольку обязанность по оплате расходов на проведение в предусмотренных законом случаях медицинского осмотра работников возложена на работодателя (часть вторая ст. 212 и часть шестая ст. 213 ТК РФ), полагаем, что указанная экспертиза должна проводиться за счет работодателя.

Аналогичная точка зрения высказывается и специалистами Роструда (смотрите ответ на Вопрос: Я с детства являюсь инвалидом третьей группы по зрению. Работаю экономистом. В декабре 2014 года была направлена работодателем на периодический медицинский осмотр по п. 3.2.2.4 Приложения N 1 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н... (Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)).

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Наумчик Иван

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Воронова Елена

 

Физическое лицо (женщина) является соискателем на должность юрисконсульта, работа которого предполагает нахождение за компьютером более 50% рабочего времени. По результатам специальной оценки условий труда установлен вредный фактор "электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ..." (п. 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н). В примечании 3 указано, что все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год. Женщина отказывается проходить осмотр у акушера-гинеколога, заявляя, что данный предварительный осмотр не является обязательным.

Должна ли в рассматриваемом случае женщина пройти предварительный медицинский осмотр (в том числе у акушера-гинеколога), если указанный фактор установлен по результатам специальной оценки условий труда? Или данное требование относится только к периодическим медицинским осмотрам?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При выявлении по результатам специальной оценки условий труда вредного производственного фактора, указанного в вопросе, необходимость осмотра у акушера-гинеколога с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований относится в равной степени как к предварительным, так и к периодическим медицинским осмотрам.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с частью четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

В п. 3.2.2.4 Перечня факторов поименован такой вредный производственный фактор, как электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени). Из данного пункта следует, что работодатель обязан обеспечить прохождение работниками, подвергающимися воздействию указанного вредного фактора, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров один раз в два года. Аналогичная норма содержится в п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003.

Данный вредный производственный фактор выявлен по результатам специальной оценки условий труда, которые применяются в том числе и для организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Работники, условия труда которых включают указанные в п. 3.2.2.4 Перечня факторы, с периодичностью не реже 1 раза в 2 года должны пройти врачей-специалистов: невролога и офтальмолога. К тому же, как следует из примечания (5) к Перечню, при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога.

Согласно примечанию (3) к Перечню при проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая), в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего права на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством, проводятся рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая); биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Таким образом, работникам, условия труда которых содержат указанные в п. 3.2.2.4 Перечня факторы, необходимо проходить всех специалистов и сдавать анализы, указанные в п. 3.2.2.4 Перечня, а также в примечаниях (3) и (5). При этом мы полагаем, что необходимость осмотра у акушера-гинеколога с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований относится в равной степени как к предварительным, так и к периодическим медицинским осмотрам, поскольку в примечании (3), содержащем два отдельных предложения, в первом предложении называются оба медицинских осмотра (предварительный, периодический), во втором же предложении, в котором говорится о необходимости осмотра женщин у акушера-гинеколога, а также о прохождении маммографии (УЗИ молочных желез) женщинами старше 40 лет, нет указания на то, что данные обследования необходимы только при периодических медицинских осмотрах. Аналогичную позицию можно встретить и в судебной практике (смотрите, например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 N 16АП-3281/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 24.07.2012 г.).

 

Ответ подготовил эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Земцов Евгений

Контроль качества ответа осуществил рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Кудряшов Максим

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 7/2017.

 

Просмотров: 364 | Добавил: zdrav1 | Рейтинг: 0.0/0