Главная » Статьи » Охрана труда в школе » 01_Управление охраной труда |
Факты свидетельствуют, что безопасностью труда начинают серьезно заниматься только после несчастных случаев с работниками или проверок государственных органов надзора. Все это вызывает тревогу и требует усиления внимания к проблемам охраны труда в образовательных учреждениях. В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей трудовой деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Согласно требованиям Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя – руководителя организации. Эти обязанности являются правовой основой для разработки и принятия локальных нормативно-правовых актов (Приложение 1). Эти локальные документы являются непосредственной правовой базой управления охраны труда в образовательном учреждении. Локальные нормативные акты организации являются важнейшей составляющей планирования, организации и контроля проведения мероприятий по обеспечению безопасности труда, анализа и оценки состояния условий и охраны труда, осуществления административно-общественных, надзорно-контрольных и экспертных проверок, проведения специальной оценки условий труда и сертификации работ по охране труда. Перечень основных обязанностей работодателя в сфере охраны труда содержится в ст. ст. 22 и 212 Трудового кодекса РФ, которые дополняются ст. ст. 213, 221, 222 Трудового кодекса РФ и иными законами и правовыми актами. Из ст. 212 Трудового кодекса РФ следует, что работодатель обязан обеспечить: - безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; - применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; - режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; - приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; - обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; - недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; - организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; - проведение специальной оценки условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; - в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; - недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; - информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; - предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; - принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; - расследование и учет в установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; - беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки; - обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - ознакомление работников с требованиями охраны труда; - разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов; - наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. Организация работ по охране труда в образовательных учреждениях определяется спецификой их деятельности и численностью работников. Руководители в качестве первых шагов по организации работы по охране труда должны: - изучить свои обязанности в соответствии с законодательством об охране труда; - выбрать в соответствии со спецификой деятельности организационную форму работы по охране труда (создание службы охраны труда, назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонними специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда); - пройти обучение и направить на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в обучающие организации области с получением удостоверения о проверке знаний по охране труда; - назначить распорядительными документами ответственных должностных лиц, разработать документацию; - распределить обязанности по охране труда между должностными лицами и ответственности в области организации безопасного производства работ и контроля за соблюдением требований охраны труда; - разработать и утвердить инструкции по охране труда для работников по профессиям и видам выполняемых работ; - определить контингент работников, для которых предусмотрен предварительный при поступлении на работу и периодический медицинские осмотры; - определить порядок бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств и разработка перечней профессий, для которых предусмотрена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты и т.д. Практика показала, что наиболее эффективно управлять охраной труда возможно только при использовании системного подхода. Реализовать такой поход можно при помощи системы управления охраной труда (СУОТ). СУОТ предусматривает комплексный подход к формированию и реализации политики в области охраны труда, при которой все элементы взаимосвязаны и работают в четком взаимодействии. В целях формирования в организациях современной системы управления охраной труда за последние годы утверждены и введены в действие следующие нормативно-правовые акты и методические документы: Типовое положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» (утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст); ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования» (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст (ред. от 31.10.2013)); ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.08.2009 N 284-ст); Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 25.08.2015 N 12-1077); ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст) ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» (введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст) Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (приложение N 1 к постановлению Исполкома Профсоюза работников образования и науки от 06.12.2017 N 11-12); Примерное положение о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации (школе) (приложение N 2 к постановлению Исполкома Профсоюза работников образования и науки от 06.12.2017 N 11-12); Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательной организации высшего образования (приложение N 3 к постановлению Исполкома Профсоюза работников образования и науки от 06.12.2017 N 11-12). Передовой отечественный и международный опыт показывает, что внедрение СУОТ не только способствует устранению производственных опасностей и снижает риски, но и способствует улучшению условий труда и повышает производительность труда. Стандарты СУОТ предназначены для активизации работодателей, управленческого персонала, всех работников на применение современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда. Все вышеуказанные документы Вы можете найти на сайте редакции http://охрана-труда-в-школе.рф/. Обратите внимание, что стандарты безопасности труда входят в систему государственных нормативных требований охраны труда, которые обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Так что применение стандартов по СУОТ не просто решение руководителя образовательной организации и его специалиста по охране труда, но и требование закона! В соответствии с Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014), к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса). Перечисленные нормативные правовые акты утверждаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными надзорами в соответствии с их компетенцией. Нередко работодатели игнорируют установленные законом обязанности, в том числе связанные с охраной труда. Нелишним будет напомнить, что специалисты организации и в том числе ее руководитель несут ответственность не только в рамках выполнения должностных обязанностей, установленных должностными инструкциями (хотя в них надо определить обязанности и ответственность по соблюдению требований в области охраны труда). В ст. 419 Трудового кодекса РФ указано, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушения требований по охране труда определяется ст. 192-195, 362 Трудового кодекса РФ, ст. 5.27-5.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях; ст. 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 N 52-ФЗ; ст. 109, 118, 125, 143, 145, 216, 217-219, 236-238 Уголовного кодекса РФ. Социально-экономические и трудовые отношения в системе «Государство – работодатель – работник» предусматривают социальную и солидарную ответственность каждого из сторон. Государство является гарантом, регулятором и координатором социальной политики, учитывающей интересы всех сторон. Работодатель несет ответственность за профессиональные риски в трудовой деятельности работников, организацию производства, обеспечение охраны труда и социальной защиты при повреждениях здоровья работников. Работники через свои представительные органы (профсоюзы) оказывают влияние на механизмы социальной политики, уровень социальной защищенности, несут ответственность за свою долю социального и профессионального риска, участвуют в его минимизации и компенсации. Каждый руководитель образовательного учреждения должен соблюдать главный принцип – обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной (образовательной, научной и т.д.) деятельности. Создание безопасных условий труда возможно путем предоставления квалифицированной помощи со стороны органов государственной и муниципальной власти, объединений работников, работодателей, специализированных организаций по оказанию услуг в области охраны труда. Такая помощь требуется при обучении по охране труда, специальной оценке условий труда, проверках государственными органами надзора и контроля и др. Важное значение имеет нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение охраны труда.
Перечень основных организационных мероприятий по охране труда На стадии организации работ по охране труда в образовательных учреждениях их руководители должны провести следующие организационные мероприятия: 1. Ознакомление сотрудников с обязанностями и личной ответственностью за обеспечение безопасных условий и охраны труда в соответствии с трудовым законодательством. 2. Определение организационной формы работы по охране труда с учетом специфики деятельности организации (создание службы охраны труда, назначение специалиста по охране труда, оформление договорных отношений со сторонними специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда). 3. Прохождение обучения и направление на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в специализированные учебные центры охраны труда. 4. Назначение распорядительными документами ответственных должностных лиц, создание документации. 5. Формирование перечня нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. 6. Выделение работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и работ, для проведения которых требуется оформление наряда-допуска. 7. Определение профессий и видов работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства. 8. Выделение профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и предусмотрено дополнительное специальное обучение безопасности труда. 9. Определение контингента работников, для которых предусмотрен предварительный при поступлении на работу и периодический медицинские осмотры. 10. Выделение производств, профессий и должностей с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на компенсации. 11. Распределение обязанностей по охране труда между должностными лицами и ответственности в области организации безопасного производства работ и контроля за соблюдением требований охраны труда. 12. Разработка инструкций по охране труда для работников. 13. Разработка порядка организации работ повышенной опасности. 14. Определение порядка бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств и разработка перечней профессий, для которых предусмотрена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты. 15. Получение положительного заключения государственной экспертизы на проекты строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, сооружений, производственных объектов, включая положительного заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда. Ввод производственного объекта в эксплуатацию.
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 12/2018.
Другие статьи по теме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: 01_Управление охраной труда | Добавил: zdrav1 (01.11.2020) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 649 |