О состоянии охраны труда в образовательных организациях - 01_Управление охраной труда - Охрана труда в школе - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Охрана труда в школе » 01_Управление охраной труда

О состоянии охраны труда в образовательных организациях

Начало этому было положено более 10 лет назад на выездном заседании президиума ЦК профсоюза, состоявшемся в Республике Марий Эл. Именно там, при активном участии нашего коллеги Сергея Митрофановича Кулешова, были заложены принципы и подходы к восстановлению института отраслевой технической инспекции труда. Именно тогда начался отсчет по дальнейшему совершенствованию охраны труда в сфере образования. Именно тогда были впервые обозначены преимущества социального партнерства для достижения результатов в работе по созданию безопасных условий труда и учебного процесса в системе образования.

Следует отметить, что в последующие годы непросто складывалась ситуация с охраной труда в образовательных организациях Российской Федерации. Особо неблагополучная обстановка сложилась в 2010‑2012 годах, когда показатели производственного травматизма и несчастных случаев среди обучающихся достигли апогея за весь предыдущий и последующий периоды.

Это непростое время характеризовалось катастрофически низким уровнем финансирования по охране труда (порядка 250 рублей на одного работника образования в год). 70% работников образования не были охвачены процедурой медицинских осмотров. Аттестация была проведена всего лишь на 15% рабочих мест, подлежащих оценке условий труда. Серьезные проблемы существовали по вопросам обучения по охране труда, обеспечения спецодеждой и другим направлениям.

Потребовались значительные усилия со стороны профсоюза, чтобы переломить и в дальнейшем изменить ситуацию к лучшему. В настоящее время мы имеем достаточно полную и достоверную информацию о том, в каком положении находится охрана труда в сфере образования, какие проблемы волнуют наших учителей, преподавателей, всех работников отрасли в части обеспечения их безопасности при проведении образовательного процесса, принятия превентивных мер по сохранению их здоровья и здоровья обучающихся.

 

Производственный травматизм и несчастные случаи с обучающимися: состояние, причины, выводы

По данным ежегодного мониторинга по травматизму, проводимого Минобрнауки России совместно с ЦС Общероссийского Профсоюза образования, в отрасли наметилась определенная тенденция к снижению общего числа несчастных случаев на производстве: 990 пострадавших в 2014 году; 737 – в 2015 году; 700 – в 2016-м.

Но по-прежнему высоким остается уровень травматизма с летальным исходом – 27 смертельных случаев в 2014 году, 10 в 2015-м, 23 в 2016 году.

Основные причины смертельного травматизма: падение с высоты; дорожно-транспортные происшествия; электротравмы и общие заболевания.

Что касается профессий, то больше всего смертельных несчастных случаев происходит с учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом. На третьем месте – педагогические работники. Кстати, именно педагогические работники все чаще погибают на рабочем месте в результате общих заболеваний (инфаркт, инсульт), а последнее время все чаще – в результате противоправных действий со стороны обучающихся (пример – недавний случай в одной из образовательных организаций Москвы, когда ученик нанес пилой смертельную травму учителю).

Напомню, что проблема безопасности жизни учителя на рабочем месте остро стоит на повестке уже многие годы. Мы подробно обсуждали эту проблему на международной конференции «Насилие в образовательной среде», проведенной по инициативе Профсоюза образования несколько лет назад. Организованные по ее итогам широкомасштабные общественные акции, направленные на предупреждение распространения агрессии в образовательной среде, и другие предпринятые меры со стороны профессионального сообщества и общественности позволили снизить накал данной проблемы.

Но более всего нас волнует высокий уровень травматизма среди обучающихся при проведении образовательного процесса. В 2016 году в детских садах, школах и вузах пострадали 26456 воспитанников, учащихся и студентов (в 2014 году – 26800 детей; в 2015-м – 25500). Это не просто высокий показатель. Это запредельные цифры!

По-прежнему остается высоким травматизм с летальным и тяжелым исходом среди воспитанников, учащихся и студентов. Так, в 2016 году погибли 22 человека, в 2015 году – 50; 356 детей стали инвалидами в результате полученных тяжелых травм при проведении учебного процесса в 2016 году, 362 – в 2015 году и 370 детей – в 2014 году.

Наибольшее количество несчастных случаев (более 30%) традиционно происходит при проведении занятий по физической культуре, на соревнованиях и тренировках. На втором месте – оздоровительные и спортивные лагеря, далее – загородные дачи.

Вся эта печальная статистика свидетельствует о том, что руководители образовательных организаций, несмотря на самые суровые меры со стороны органов государственного надзора и усиленный общественный контроль, не в силах сами обеспечить все необходимые требования безопасности при проведении учебного процесса. Анализ показывает, что в большинстве случаев там, где в организации есть специалист по охране труда, все вопросы решаются четко и грамотно. Руководитель в определенном смысле защищен и знает, что этой сферой у него занимается квалифицированный работник, и данная сложная, многоплановая деятельность носит системный характер. Если в организации такого специалиста нет, то руководитель надеется, что происшествие обойдет его стороной. Но, к сожалению, такое случается крайне редко.

 

Управление охраной труда в сфере образования

За последние 3 года удалось совершить настоящий прорыв в этом крайне важном направлении. Согласно Трудовому кодексу РФ система управления охраной труда (СУОТ) является основой всей организации работы по охране труда и приоритетным направлением деятельности организации.

В сфере образования СУОТ зиждется на двух основных нормативных правовых документах, регламентирующих создание и функционирование системы управления охраной труда в отрасли.

Первый документ – отраслевой. Это Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, разработанные в соответствии с Отраслевым соглашением на 2015‑2017 годы Министерством образования и науки РФ совместно с ЦС профсоюза, которые в августе 2015 года направлены в органы управления образованием субъектов РФ и образовательные организации, подведомственные министерству.

Второй документ – межотраслевой: Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом Минтруда России ровно год спустя. Кстати, в подготовке этих двух документов самое непосредственное участие приняли специалисты аппаратов Общероссийского Профсоюза образования, региональных организаций и члены Совета по охране труда и здоровья при ЦС профсоюза.

В настоящее время большинство профсоюзных организаций совместно с органами управления образованием на всех уровнях активно включились в процесс подготовки аналогичных документов по управлению охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, а также разработки положений с учетом особенностей региона, типа и характера деятельности организации.

По результатам мониторинга, проведенного в преддверии пленума, на региональном уровне в 45 субъектах РФ разработаны и функционируют положения о СУОТ. В Республике Башкортостан, Брянской, Вологодской, Кемеровской областях, в ряде других субъектов РФ наряду с региональным положением действуют положения во всех муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования. Представляет интерес опыт работы по внедрению СУОТ в Красноярском крае, где по инициативе краевой организации профсоюза проводится конкурс положений о СУОТ в образовательных организациях.

Вместе с тем доля образовательных организаций, в которых разработаны положения о СУОТ и функционирует система управления охраной труда, составляет на сегодняшний день только 50% от их общего количества.

Поэтому разработанные нашими специалистами примерные положения по СУОТ для детского сада, школы и вуза, одобренные профильным Советом при ЦС профсоюза и утвержденные на заседании исполкома профсоюза, должны помочь руководителям образовательных организаций и выборным коллегиальным органам профсоюзных организаций системно и в полном соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда решать вопросы обеспечения безопасности при осуществлении образовательного процесса.

В перспективе переход от прежней организации работы по охране труда к более современному позволит образовательным организациям проводить политику в области охраны труда так, чтобы в дальнейшем, с учетом риск-ориентированного подхода в отношении проверок, избежать нареканий со стороны органов государственного контроля и надзора, а самое главное – проводить профилактическую работу по предупреждению травматизма и других несчастных случаев как среди работников образования, так и среди обучающихся.

 

Финансовое обеспечение мероприятий по охране труда

Финансирование охраны труда по-прежнему остается ключевой проблемой при реализации всего комплекса мероприятий по улучшению условий, охраны труда и здоровья в сфере образования.

В состав субсидии из федерального, региональных и муниципальных бюджетов, выделяемой образовательным организациям на выполнение услуг по реализации государственных и муниципальных заданий, не включены финансовые затраты на мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и безопасности образовательного процесса. Предложения ЦС профсоюза, основанные на расчетах норматива затрат по охране труда для образовательных организаций, к сожалению, до настоящего времени не нашли поддержки ни в Минфине, ни в Минобрнауки России. Несмотря на тенденцию ежегодного увеличения объемов финансирования на охрану труда в сфере образования за 2014‑2016 годы, расходы на одного работающего в год составляют, по результатам последнего мониторинга, всего лишь 3082 рубля. При этом есть регионы, где, по данным мониторинга, эти цифры еще ниже (республики Калмыкия, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Забайкальский край, Курганская, Омская, Ульяновская области и другие субъекты РФ).

Нам представляется, что все эти застарелые проблемы можно решить только посредством включения статьи расходов на охрану труда в структуру субсидии в части прочих общехозяйственных расходов. При этом расчет норматива на охрану труда должен быть проведен в соответствии с нормативными актами Минфина России и Минобрнауки России, регламентирующими общие требования к проведению данной процедуры. При подготовке предложений к новому Отраслевому соглашению на 2018‑2020 годы ЦС профсоюза разработал соответствующие Рекомендации по финансовому обеспечению мероприятий по охране труда в образовательных организациях, подведомственных министерству, и считает необходимым совместными усилиями завершить эту работу, как это было сделано с рекомендациями по СУОТ.

В условиях экономических санкций и недостаточного финансирования в сфере образования ждать дополнительных финансовых вливаний на мероприятия по охране труда образовательных организаций не приходится. Поэтому более серьезно нужно отнестись к вопросу реализации права на возврат 20% сумм страховых взносов из ФСС как дополнительного источника финансирования охраны труда.

В результате целенаправленной информационно-разъяснительной работы технической инспекции профсоюза по использованию 20% сумм страховых взносов Фонда социального страхования РФ на осуществление затратных мероприятий по охране труда в образовательных организациях, в том числе на проведение медицинских осмотров работников, значительно возрос интерес руководителей органов управления образованием, профсоюзных организаций и администрации образовательных организаций к этому дополнительному источнику финансирования. Если в 2014 году на мероприятия по охране труда в образовательных организациях из средств ФСС России было возвращено и израсходовано на предупредительные меры и улучшение условий и охраны труда 70 млн рублей, то по итогам 2015 года – уже 116 млн., а 2016-го – около 132 млн. рублей.

Именно по предложению Общероссийского Профсоюза образования в настоящее время действует норма, позволяющая малочисленным организациям (до 100 работников), а таких организаций в сфере образования немало, аккумулировать за три последних года средства, возвращаемые из ФСС России.

Резервы еще есть, и нельзя ими пренебрегать в столь трудное для всех нас время.

 

Специальная оценка условий труда

Прошло без малого четыре года со времени вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Несмотря на экономические трудности, отсутствие в региональных и муниципальных бюджетах достаточных финансовых средств на мероприятия по охране труда, деятельность образовательных организаций по проведению СОУТ набирает обороты.

В 9 субъектах РФ (Крым, Чувашия, Хабаровск, Астрахань, Рязань, Саратов, Тюмень, Москва, Ханты-Мансийск) спецоценка проведена более чем в 80% образовательных организаций. А в 21 регионе спецоценка проведена менее чем в 50% организаций.

По данным годовой отчетности по форме 19-ТИ, за 2014-2016 годы на проведение СОУТ в целом по России было израсходовано свыше 1,8 млрд. рублей на 1,44 млн. рабочих мест, что составляет 43% от общего числа рабочих мест, подлежащих СОУТ.

Здесь будет уместным напомнить, что уже к концу 2018 года все работы по СУОТ необходимо завершить! Поэтому в следующем году, как никогда, потребуются серьезные организационные действия и информационное сопровождение этого важного направления деятельности.

В проведении специальной оценки условий труда достаточно много нерешенных вопросов. Основные из них – несовершенство методики проведения СОУТ и некомпетентность работников образования в части ее проведения. Так, в методике отсутствуют такие показатели, как освещенность рабочих мест, пульсация освещенности, яркость, прямая и отраженная блесткость. Не учитывается режим работы на рабочих местах.

Кроме того, методика не учитывает такие важные показатели напряженности трудового процесса, как интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, а наличие факторов напряженности трудового процесса на рабочих местах базируется лишь на субъективной оценке эксперта.

Так, например, единственный фактор напряженности, характерный для педагогических работников, оставшийся в Классификаторе вредных производственных факторов, а именно голосовая нагрузка, на сегодняшний день не может быть объективно оценен – отсутствует методика измерения нагрузки на голосовой аппарат. Этим пользуются работодатели и представители организаций, проводящих СОУТ, объявляющие об отсутствии вредного фактора. В результате те же преподаватели вузов, имеющие большой объем лекционных часов и ранее получавшие компенсации, на сегодняшний день не являются «вредниками».

ЦС профсоюза неоднократно поднимал эти вопросы на различных совещаниях, форумах, направлял письма по данному вопросу в Минтруд и ФНПР, но пока проблема, по большому счету, не решена. А это, в свою очередь, осложняет реализацию Федерального закона N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вызывает конфликтные ситуации, требует дополнительных затрат на проведение экспертизы качества СОУТ, обращения в суд. Поэтому мы должны еще раз потребовать от Минтруда России положительно решить этот вопрос, чтобы не допускать многочисленных обращений по повторному проведению процедуры спецоценки и обращений в суд.

Приведу конкретный пример. В Минсоцразвития Астраханской области обратились работники Центра развития творчества, несогласные с результатами проведенной СОУТ. Спецоценка была проведена сторонней организацией из Волгоградской области. После обращения специалистами министерства была осуществлена экспертиза качества процедуры СОУТ, по результатам которой отмечены серьезные отклонения от Методики проведения СОУТ, что способствовало необоснованному занижению класса вредности рабочим по обслуживанию зданий, и другие нарушения.

Аналогичные случаи имели место в Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Омской, Орловской, Рязанской, Ярославской областях, Краснодарском, Красноярском краях, Санкт-Петербурге и других регионах.

Очевидно, что успешное решение задач по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда во многом зависит от уровня знаний руководителей, специалистов и профсоюзного актива образовательных организаций в области охраны труда.

В июне 2016 года ЦС профсоюза совместно с ВНИИ труда Минтруда России в Челябинске и Орле, а затем в Москве продолжил работу по обучению технической инспекции труда профсоюза. Значительное место в программе было уделено вопросам СОУТ. Обучение прошли 90 специалистов, занимающихся вопросами охраны труда, из них 64 технических (главных технических) инспекторов труда; четыре председателя и четыре заместителя председателей региональных организаций профсоюза; 18 внештатных технических инспекторов труда профсоюза и специалистов по охране труда крупнейших вузов, а также региональных органов управления образованием.

На сегодняшний день подобная система обучения внештатных инспекторов труда и уполномоченных по охране труда профкомов образовательных организаций действует в большинстве субъектов РФ с участием штатных работников, прошедших обучение и получивших соответствующие свидетельства о повышении квалификации по вопросам проведения СОУТ. Это позволяет осуществлять общественный контроль проведения спецоценки на высоком профессиональном уровне. Полученные техническими инспекторами труда профсоюза знания уже были применены в ходе мониторинга, проводимого ежегодно ФНПР, по вопросам качества СОУТ и предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных условиях труда.

Подтвержден характерный для всех отраслей тренд – снижение общего количества рабочих мест с вредными условиями после проведения спецоценки. В образовательных организациях снижение составило 10,5% рабочих мест от их общего количества.

Профсоюзным организациям и их представителям в лице технических, внештатных технических инспекторов труда профсоюза и уполномоченных по охране труда необходимо на следующих этапах СОУТ уделять самое пристальное внимание и принципиально подходить к процедурам измерений производственных факторов и назначения установленных компенсаций по результатам СОУТ.

 

Обязательные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования работников

По-прежнему одним из важных направлений деятельности профсоюза является осуществление общественного контроля за прохождением работниками образования обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

Необходимо отметить, что ситуация с медосмотрами складывается в регионах по-разному. Подтверждение тому – результаты полученной из 46 региональных организаций профсоюза оперативной информации по итогам мониторинга, проведенного ЦС профсоюза в июне 2016 года.

Мониторинг подтвердил опасения, связанные в первую очередь с финансовым обеспечением проведения медосмотров. Основная проблема – это проведение обязательных медицинских осмотров за счет средств работников. При этом возврат денежных средств, потраченных работниками на проведение медицинских осмотров, производится несвоевременно или не осуществляется вовсе. Тем самым руководители образовательных учреждений заведомо вынуждены идти на прямое нарушение трудового законодательства, предлагая работникам самим оплачивать прохождение медицинских осмотров. Так, количество случаев прохождения медосмотров за счет собственных средств работников в Курганской области составляет более 5 тысяч. В Иркутской области в 13 муниципалитетах медосмотры проводятся за счет средств работников, и при этом деньги не возвращаются.

Нарушения законодательства в части проведения медосмотров за счет работников отмечены в республиках Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия, Алтайском крае, Липецкой, Оренбургской, Пензенской и Смоленской областях. Остается сложной ситуация с финансированием медосмотров в Забайкальском крае, Республике Тыва, Вологодской, Кемеровской областях.

В Свердловской области не решены вопросы финансирования мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения инфекционных болезней, то есть проведения профилактических прививок.

В Ставропольском крае имеют место случаи прохождения санитарно-гигиенического минимума за счет средств работников.

Всего на проведение медицинских осмотров за 3 года было выделено и реализовано более 11 млрд. рублей.

На основе изучения практики работы Татарского республиканского комитета ЦС профсоюза подготовил и направил рекомендации в адрес региональных организаций для использования в практической деятельности.

Целенаправленная работа по совершенствованию качества проведения обязательных медицинских осмотров работников образования проводится в Пермском крае и Северной Осетии. На основе анализа данных о состоянии здоровья преподавателей подготовлены предложения в органы исполнительной и законодательной власти по улучшению качества проведения процедуры медосмотров, которые, к слову сказать, направлены не столько на определение профпригодности при поступлении на работу, сколько на предупреждение профессиональных заболеваний работающих.

В настоящее время Минздравом совместно с Минтрудом подготовлен проект приказа о внесении изменений в действующий Порядок проведения медицинских осмотров работников. Цель будущей процедуры медосмотров работников образования, равно как и работников здравоохранения, общественного питания, торговли и некоторых других категорий работников, будет заключаться, по мнению разработчиков этого документа, не в определении их профпригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профзаболеваний, она несколько иная – предупреждение возникновения и распространения так называемых эпидемиологически значимых заболеваний. Поэтому нашему профсоюзу совместно с Профсоюзом работников здравоохранения предстоит скрупулезно и крайне внимательно оценить все риски и последствия таких новшеств.

Еще один медицинский аспект. В последнее время при проверках образовательных организаций представителями территориальных органов Федеральной инспекции труда участились случаи привлечения к административной ответственности (штрафу) как юридических, так и должностных лиц образовательных организаций за допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. Здесь необходимо пояснить, что в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, обязаны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.93 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно данному документу психиатрическому освидетельствованию подлежат работники учебно-воспитательных учреждений (в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ это образовательные организации для обучающихся с девиантным или общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода), дошкольных образовательных учреждений, детских оздоровительных учреждений, детских домов, школ-интернатов, априори отнесенные к категории работников, осуществляющих отдельные виды профессиональной деятельности.

По мнению технической инспекции труда ЦС профсоюза, распространение требований об обязательном проведении психиатрического освидетельствования работников образовательных организаций всех типов неправомерно. Это разъяснение размещено на сайте ЦС профсоюза и опубликовано в Сборнике материалов по актуальным вопросам охраны труда и здоровья в сфере образования в сентябре этого года к Всероссийскому семинару-совещанию руководителей региональных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных организаций профсоюза.

 

Кадровое обеспечение охраны труда

В этом вопросе, как и в ситуации с медосмотрами, положение дел неоднозначное. Например, благополучно обстоит дело с созданием служб охраны труда в органах управления образованием в Республике Башкортостан, где они имеются во всех 68 отделах образования; в Республике Удмуртия – в 30 органах управления образованием. В Кемеровской области в 34 муниципальных отделах образования введены должности специалистов по охране труда; в Республике Крым в 17 из 25 муниципальных управлений образования предусмотрена должность специалиста по охране труда.

В Иркутской области в 50% отделов (управлений) образования и в 35% образовательных организаций введены должности специалиста по охране труда.

В Брянской области в 15 муниципальных управлениях (отделах) образования работают штатные специалисты по охране, а в оставшихся обязанности возложены на других работников (специалистов, методистов, заместителей начальников отделов образования).

В Ставропольском крае более 50% образовательных организаций и около 40% органов управления имеют в штате специалиста по охране труда.

В Ленинградской и Самарской областях в общеобразовательных организациях введены должности заместителя директора по безопасности, выполняющего, в том числе, функции специалиста по охране труда.

Вместе с тем этот вопрос практически не решается в образовательных организациях и в аппаратах органов управления образованием в республиках Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Северная Осетия, а также Липецкой, Новгородской, Ярославской областях и ряде других регионов.

Считаем, что подобное положение недопустимо и нашим коллегам необходимо более настойчиво и принципиально ставить эти вопросы перед нашими социальными партнерами. Согласитесь, если нет специалиста по охране труда в региональном или муниципальном органе управления образованием, то о какой работе по охране труда можно говорить…

 

Контроль за безопасной эксплуатацией зданий и сооружений образовательных организаций

Системно ли мы занимаемся таким вопросом, как приемка школ к новому учебному году? Принимают ли необходимые меры отраслевые технические инспекторы труда для устранения грубейших нарушений требований безопасности при эксплуатации зданий, требующих безотлагательного капитального ремонта? Участвуют ли (в необходимых случаях) представители профсоюзных организаций, отраслевые инспекторы в комиссиях по вводу в эксплуатацию объектов образовательных учреждений?

Нам еще памятен трагический случай, когда в результате обрушения стены и потолочных перекрытий в Беляевской средней школе Оренбургской области погибли 5 учеников выпускного класса и несколько школьников получили тяжелые травмы. Два года лишения свободы получила директор этой школы за то, что допустила проведение ремонтных работ в здании без приостановки учебного процесса. Известны и другие случаи гибели детей и работников при нарушении требований безопасности эксплуатации зданий и сооружений.

Учитывая эти обстоятельства и, надо отдать должное, особое внимание и тревогу по этому вопросу со стороны руководителя профсоюза – Галины Ивановны Меркуловой, наши коллеги внимательно изучили данную проблему в рамках мониторинга, а также при выездах в регионы.

По результатам мониторинга подавляющее большинство представителей наших профсоюзных организаций (более 90%) принимают активное участие в комиссиях по приемке образовательных организаций к новому учебному году. Значительна роль технической и внештатной технической инспекций труда профсоюза в принятии превентивных мер по предупреждению несчастных случаев, в том числе при эксплуатации зданий образовательных учреждений, отслуживших достаточно большой срок. Приведу лишь два конкретных примера.

По представлению внештатного технического инспектора труда Алтайской краевой организации профсоюза в Панкрушихинской СОШ построен новый переход через теплотрассу, поскольку старый, по которому приходилось проходить в здание школы, был разрушен, и это могло привести к несчастному случаю как со школьниками, так и с работниками организации.

Другой пример. Технический инспектор труда Чеченской республиканской организации профсоюза принял участие в проведении служебного расследования аварийного состояния средней школы N 34 города Грозного. На лицевой стороне центральной части здания школы, построенной, кстати, в 2012 году, уже в 2016 году обнаружилась большая трещина, в результате чего могло произойти обрушение стены. Незамедлительно была создана комиссия, в состав которой вошли представители органов исполнительной власти республики и строительной организации. Комиссия приняла решение закрыть в целях безопасности центральную часть школы и в летнее время приступить к ее ремонту. В настоящее время образовательное учреждение закрыто на капитальный ремонт.

В связи с изложенным выше предлагаю в следующем году при осуществлении общественного контроля уделить вопросу безопасности при эксплуатации зданий образовательных организаций самое пристальное внимание со стороны всех профсоюзных организаций, и в первую очередь со стороны внештатных технических инспекторов труда профсоюза, уполномоченных по охране труда профкомов, профсоюзного актива, и провести общепрофсоюзную тематическую проверку по данной актуальной теме.

Несмотря на отмену процедуры комиссионной приемки объектов капитального строительства, считаю необходимым изучить вопрос о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и сформулировать предложения о включении отраслевых технических инспекторов труда в состав заинтересованных служб, дающих соответствующее заключение по вводу в эксплуатацию завершенного строительством (реконструированного) объекта образования.

 

Управление общественным (профсоюзным) контролем охраны труда

И последняя важная составляющая в деятельности по защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда – управление общественным (профсоюзным) контролем охраны труда.

Общероссийский Профсоюз образования в лице отраслевых технических, внештатных технических, уполномоченных по охране труда профкомов образовательных организаций осуществляет общественный контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда, выполнением условий коллективных договоров, соглашений на всех уровнях, начиная с Отраслевого соглашения на федеральном уровне, региональных, муниципальных соглашений и заканчивая соглашением по охране труда в вузе, школе или детском саду.

Подробная информация об этой деятельности представлена в аналитической справке, подготовленной специалистами отдела охраны труда и здоровья.

Кроме того, ежегодно по итогам деятельности региональных организаций профсоюза, отраслевой технической инспекции труда проводится детальный анализ по вопросам охраны труда и здоровья с дальнейшим обсуждением на заседании исполкома профсоюза и размещением материалов на сайте ЦС профсоюза.

 

Завершая выступление, хотелось бы сказать о том, над чем предстоит серьезно потрудиться всем нам в ближайшем обозримом будущем.

Наши задачи в этом направлении четко обозначены в одном из основных документов VII съезда профсоюза – Программе развития деятельности Общероссийского Профсоюза образования на 2015‑2020 годы. За прошедшие два года эти задачи не потеряли своей актуальности и значимости. Напомню лишь основные.

1. Совершенствование деятельности технической и внештатной технической инспекций труда, уполномоченных лиц по охране труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований и норм охраны труда в целях сохранения жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе образовательной деятельности.

2. Взаимодействие с социальными партнерами по вопросам улучшения условий, охраны труда и здоровья.

Что касается реализации первой задачи, нам необходима системная работа по повышению уровня квалификации и компетентности технических, внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных по охране труда. Вопрос представляется на сегодняшний день весьма важным и актуальным, поскольку нарастающим валом идет огромное количество новых нормативных правовых актов, в том числе в сфере охраны труда. Достаточно сказать, что за последние годы был принят Федеральный закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и закон-спутник 421-ФЗ, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты. Кстати, приняв данный закон, государство существенно подняло статус профсоюзов. По их инициативе теперь можно обжаловать результаты спецоценки, организовывать экспертизу качества проведенной СОУТ, проводить внеплановые работы по СОУТ.

Важное положение нового федерального закона касается введения института профсоюзных инспекторов, имеющих право идентифицировать допустимость условий труда, освобождая тем самым работодателей от уплаты повышенных взносов в фонды социального и пенсионного страхования.

Внесены поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся создания и функционирования системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками, что, в свою очередь, потребует принятия значительного количества нормативных правовых актов, устанавливающих механизмы этих процедур.

Совсем недавно министром образования и науки Российской Федерации подписан приказ о новом Порядке расследования и учета несчастных случаев с обучающимися в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

На подходе принятие новых нормативных актов, таких как Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований по охране труда, Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и других документов.

В связи с этим нужно быть подготовленным и обученным, в первую очередь для того, чтобы вести серьезный диалог с нашими социальными партнерами по самому широкому спектру вопросов, связанных с обеспечением безопасности, условий и охраны труда наших учителей, всех работников образования. Здесь применимы самые различные формы и подходы, в том числе обучение и повышение квалификации технических инспекторов на семинарах, организуемых ЦС профсоюза. Подобные семинары состоялись в 2010 году в Курске и Новосибирске, в 2013-м – в Волгограде и Красноярске, в 2016-м – в Челябинске и Орле. Сегодня у нас практически все технические инспекторы имеют соответствующие удостоверения, имеют право принимать участие в экзаменационных комиссиях, читать лекции по охране труда для любой категории членов профсоюза и участвовать в проведении независимой экспертизы условий труда.

Если говорить о дальнейших действиях профсоюза в этом направлении, то мы собираемся продолжить запущенный нами проект, направленный на системное, качественное повышение уровня квалификации технических инспекторов труда. Ближайший такой обучающий семинар состоится в 2019 году.

В Федеральном законе 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» одним из самых серьезных новшеств является то обстоятельство, что в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда в обязательном порядке входит представитель профсоюза. И эту категорию нашего актива также необходимо поддерживать, консультировать и обучать.

Наряду с традиционными формами обучения по охране труда внештатных инспекторов и уполномоченных, такими, как выездные территориальные и зональные семинары, необходимо находить более современные формы, используя IT-технологии, презентации, видеосеминары. Считаю, что нам необходимо продолжить это хорошее дело не только на федеральном, но и на региональном уровне, в территориях.

Следующим важным направлением работы в деятельности организаций профсоюза, технической инспекции труда мы считаем сегодня дальнейшее развитие социального партнерства.

На особом месте стоят вопросы охраны труда и здоровья работников и обучающихся. Это именно та сфера, где жестко сталкиваются по принципиальным позициям две стороны, и, к сожалению, далеко не всегда доводы и аргументы профсоюза могут повлиять на улучшение ситуации или решение той или иной проблемы, особенно если это касается вопросов увеличения финансирования мероприятий по охране труда.

В Отраслевом соглашении в полном объеме сохранены все позиции, которые позволят образовательным организациям при получении субсидий выделять средства на охрану труда в размерах, установленных ранее, а именно, не менее 2% от фонда оплаты труда и не менее 0,7% от суммы эксплуатационных расходов на содержание образовательной организации.

Кроме того, нам удалось сохранить обязательства министерства в части предоставления профсоюзу информации по несчастным случаям с работниками и обучающимися, сохранения служб охраны труда, пересмотра и обновления нормативно-правовой базы по охране труда, обеспечения за счет средств работодателей проведения обучения по вопросам охраны труда, специальной оценки условий труда, медицинских осмотров работников и других мероприятий.

В ближайших планах доработка методического документа по расчету норматива затрат по охране труда на одного работающего в год в системе образования, что должно, на наш взгляд, изменить принципы и подходы финансового обеспечения мероприятий по охране труда.

Надеемся, что при разработке и принятии новых региональных соглашений разделы охраны труда будут существенно улучшены по сравнению с предыдущими и в них будут найдены конкретные механизмы решения имеющихся проблем.

Хочу подчеркнуть, что в настоящее время, после периода профессионального неприятия и отсутствия понимания в вопросах обеспечения безопасности и охраны труда со стороны министерства, наблюдается заинтересованность и желание социального партнера проводить совместную с профсоюзом работу по охране труда. Надеемся, что нам удастся преодолеть все накопившиеся проблемы и решить вопросы, требующие решения многие годы. Это касается и определения перспектив нашего взаимодействия до 2020 года, реализации мероприятий Отраслевого соглашения, плана обновления нормативно-правовой базы по охране труда, и других актуальных вопросов в этом важнейшем направлении. Ни нам, ни министерству в одиночку не удастся добиться такого уровня управления охраной труда в сфере образования, который полностью отвечал бы требованиям сегодняшнего дня.

Полагаем, что необходимо создание такой системы взаимодействия, когда в результате реализации совместных планов и долгосрочных программ будут реально улучшены условия труда всех работников образования, а учебный процесс станет безопасным и комфортным.

Считаю, что нынешнее заседание будет способствовать дальнейшему совершенствованию деятельности профсоюза по защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, на благо всех работников сферы образования.

 

Публикация подготовлена по материалам выступления заместителя председателя Общероссийского Профсоюза образования Вадима Дудина на пленуме Центрального Совета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (декабрь, 2017).

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 03.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях».

Код публикации: 18.03.

 

 

 

Другие статьи по теме
Категория: 01_Управление охраной труда | Добавил: zdrav1 (03.09.2018)
Просмотров: 311