Оценка результатов деятельности в области охраны труда - 01_Управление охраной труда - Охрана труда в школе - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Охрана труда в школе » 01_Управление охраной труда

Оценка результатов деятельности в области охраны труда

Оценка результативности и эффективности функционирования системы управления охраной труда в организации

Создание и обеспечение результативного функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) направлено на достижение ее основной цели – предотвращения связанных с работой случаев травматизма и заболеваемости.

Реализация процессов обеспечения функционирования и совершенствования самой СУОТ в организации постоянно требует оперативной оценки их эффективности. Важную роль для принятия решений играет оценка результативности и эффективности СУОТ с позиций и в терминах экономических расчетов и показателей.

Проведение оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда, в рамках которых постсобытийные "модели штрафных санкций" (выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований) постепенно должны смениться упреждающими "моделями профилактического соответствия" (внедрение мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий).

В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, добровольно проводимых на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения стратегического характера, направленные на улучшение своей деятельности в области охраны труда.

Оценивание результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда – специальный процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда совокупности критериев, заданных руководством организации на основании требований законодательства, а также для внесения адекватных корректив в СУОТ на основе таких критериев.

Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и, при необходимости, идентификации процедур управления, требующих улучшения.

Целями проведения оценки результативности и эффективности СУОТ являются:

- оценка общей стратегии (политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования СУОТ по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля;

- определение необходимых изменений в процедурах функционирования СУОТ, включая изменения в политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности;

- сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов);

- определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий;

- обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.

Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации:

- реализовать систематический подход к совершенствованию СУОТ, идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения;

- использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей СУОТ;

- получать объективные данные о текущем состоянии своей СУОТ, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников;

- определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и, прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения;

- отслеживать изменения в состоянии СУОТ и определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки);

- проводить сравнения с лучшими практическими результатами, достигнутыми как в самой организации, так и в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций;

- внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации;

- устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников.

Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной СУОТ, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям.

Основным условием применения процедур оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является заинтересованность организации в совершенствовании такой деятельности (как вследствие внутренних стимулов, так и вследствие внешних стимулов регулирования, осуществляемого органами государственного управления, контроля и надзора в рамках законодательства), а также в улучшении достигаемых результатов.

Во многих случаях в организациях традиционно проводится оценка результативности и эффективности деятельности в области охраны труда в том или ином выработанном на практике виде. Применение введенного в действие с 1 января 2018 года нового «ГОСТ 12.0.230.3-2016. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности»[1] позволит улучшить такую деятельность.

Настоящий стандарт развивает положения «ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»[2], «ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»[3] и «ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»[4], но может быть использован также независимо от них.[5]

ГОСТ 12.0.230.3-2016 представляет собой руководящие указания по планированию и применению процедур оценки результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда. Документ устанавливает рекомендуемый порядок сбора данных (информации), проведения анализа и использования оценки результативности и эффективности деятельности по улучшению условий и охраны труда.

Стандарт применим для любой организации и ее подразделений или для любых заинтересованных сторон, которые занимаются внедрением и поддержанием в работоспособном состоянии СУОТ, отвечающей требованиям ГОСТ 12.0.230, и/или осуществляют оценку (самооценку) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда вне зависимости от типа, размера, местоположения и сложности самой организации.

ГОСТ 12.0.230.3-2016 может быть использован организацией для самооценки результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, а также органами государственного управления, надзора и контроля и иными заинтересованными лицами, включая органы общественного контроля, для оценки результативности и эффективности деятельности организаций в области охраны труда. В нем содержатся принципы, показатели, критерии и методы оценки результативности и эффективности, руководствуясь которыми организация вправе самостоятельно выбирать приемлемые для нее показатели, критерии и методики оценки результативности и эффективности своей деятельности по охране труда.

Стандарт не содержит конкретных правовых и технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативно-правовых актов сферы технического регулирования. Стандарт также не должен быть использован как документ, устанавливающий требования к подтверждению результативности и эффективности СУОТ в процедурах сертификации и/или самостоятельного декларирования соответствия, так как эта задача не предусмотрена ГОСТ 12.0.230 как обязательная и решается только в рамках соответствующих систем сертификации и/или декларирования соответствия в рамках установленных в них правил и процедур.

 

Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда

Оценку результатов деятельности в области охраны труда (ОРД) проводят с целью выяснения текущего состояния в области охраны труда и тенденции его изменения со временем, достижений и упущений организации в этой сфере, а также в целях сравнения деятельности различных субъектов деятельности (организаций или подразделений).

Результаты деятельности организации в области охраны труда оценивают как с позиции результативности этой деятельности (т.е. степени достижения целей и задач) так и с позиции эффективности этой деятельности (т.е. оптимальности затраченных ресурсов), в том числе выраженной в стоимостной форме.

Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда представляет собой упорядоченную совокупность (последовательность) постоянных процедур, осуществляемых по типичной модели управления (см. рисунок 1):

А) ПЛАНИРОВАНИЕ – выбор показателей для оценки результатов деятельности (из числа существующих показателей и/или разработка и внедрение новых показателей).

Организация должна использовать подходящие методы контроля процедуры планирования. Выбор показателей для ОРД должен осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена возможность определить и продемонстрировать способность элементов СУОТ достигать запланированные результаты. Если запланированные результаты не достигнуты из-за тех или иных упущений, то должны быть предприняты необходимые коррекции и корректирующие действия по ГОСТ 12.0.230 (см. подраздел 4.15).

Б) ВЫПОЛНЕНИЕ:

1) сбор данных и информации, относящихся к выбранным показателям по установленным формам отчетности;

2) анализ и преобразование данных (включая их редукцию) в показатели, описывающие результаты деятельности организации в области охраны труда в соответствии с установленными методиками и критериями;

3) оценка показателей и иной информации, описывающих результаты деятельности в сравнении с критериями результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД);

4) подготовка отчета и передача информации о результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

В) ПРОВЕРКА И ДЕЙСТВИЕ – анализ и совершенствование процедур ОРД.

 

          ┌────────────────────────────────────────────────────┐

          │    ПЛАНИРОВАНИЕ                                    │

          │    Планирование оценки результатов деятельности    │

┌────────>│  ┌──────────────────────────────────────────────┐  ├────────┐

│         │  │ Выбор показателей для оценки деятельности    │  │        │

│         │  └──────────────────────────────────────────────┘  │        │

│         └────────────────────────────────────────────────────┘        │

│                                                                       \/

│                      ┌──────────────────────────────────────────────────┐

│                      │  ВЫПОЛНЕНИЕ                                      │

│                      │  Использование данных и информации               │

│                      │ ┌─────────────────────────────────┐              │

│                      │ │ Сбор данных                     │              │

│                      │ └────────────────┬────────────────┘              │

│                      │   Данные         ├────────────────────────>┐     │

│                      │                  │                         │     │

│                      │                  \/                        │     │

│                      │ ┌─────────────────────────────────┐        │     │

│                      │ │ Преобразование и анализ данных, │        │     │

│                      │ │ включая показатели              │        │     │

│                      │ └────────────────┬────────────────┘        │     │

│                      │   Информация     ├────────────────────────>│     │

│                      │                  │                         │     │

│                      │                  \/                        │     │

│                      │ ┌─────────────────────────────────┐        │     │

│                      │ │ Оценка информации               │        │     │

│                      │ └────────────────┬────────────────┘        │     │

│                      │   Результаты     │<────────────────────────┘     │

│                      │                  │                               │

│                      │                  \/                              │

│                      │ ┌─────────────────────────────────┐              │

│                      │ │ Отчетность и распространение    │              │

│                      │ │ информации                      │              │

│                      │ └─────────────────────────────────┘              │

│                      └────────────────────────────────────────────────┬─┘

│                                                                       │

│         ┌────────────────────────────────────────────────────┐        │

│         │ ПРОВЕРКА И ДЕЙСТВИЕ                                │        │

└─────────┤ Анализ и совершенствование оценки результатов      │<───────┘

          │ деятельности                                       │

          └────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 1 – Оценка результатов деятельности в области охраны труда

 

При планировании проведения ОРД необходимо учитывать:

- текущую и планируемую производственную и хозяйственную деятельность организации;

- организационную структуру;

- соответствие политике, целям, принятым в организации регламентам и стандартам;

- опасности и риски, которые могут контролироваться и на которые можно повлиять;

- информацию, необходимую для выполнения законодательных и прочих требований;

- информацию о результатах проверок, осуществляемых органами государственного управления, надзора и контроля;

- интересы заинтересованных сторон (в том числе органов государственного управления, надзора и контроля, а также подрядных организаций);

- информацию, необходимую для анализа финансовых аспектов деятельности в области охраны труда;

- необходимость периодического (как правило, ежегодного) сопоставления информации, относящейся к деятельности в области охраны труда;

- данные научных исследований, общую стратегию деловой активности (бизнеса), культурные и социальные факторы;

- прочее.

ОРД должна быть основана:

1) на результатах проведения внешних и внутренних проверок (аудитов) системы и оценке результативности ее процедур;

2) результатах проверки деятельности организации специально уполномоченными органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда;

3) информации об имевших место происшествиях, заболеваниях, несчастных случаях и авариях, и результатах выполнения мероприятий по ликвидации их последствий;

4) результатах выполнения мероприятий, предусмотренных:

- планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- планом мероприятий по совершенствованию СУОТ;

- планами подготовки руководящего состава и специалистов организации в области охраны труда;

- иными планирующими документами в области охраны труда;

5) оценке степени достижения целей по охране труда, установленных в соответствии с политикой организации в области охраны труда;

6) результатах адаптации и интегрирования СУОТ с другими системами управления, внедренными в организации (при их наличии).

ОРД также следует проводить с учетом:

- опыта совершенствования управления деятельностью по охране труда в соответствии с требованиями законодательства;

- рекомендаций партнеров, инвесторов, общественных объединений и иных заинтересованных сторон в области охраны труда;

Руководством организации в рамках функционирования СУОТ должны быть предусмотрены финансовые, материальные, людские и временные ресурсы, необходимые для проведения ОРД.

Методология и процедуры ОРД должны соответствовать местоположению и типу организации, ее потребностям и приоритетам. ОРД должна быть экономически оправданной и представлять собой специальный вид деятельности, который регулярно и на постоянной основе осуществляется в организации.

В зависимости от возможностей и ресурсов организации ОРД может затрагивать только отдельные элементы (аспекты) деятельности в области охраны труда, обладающие, по мнению руководства, наибольшим приоритетом. Со временем такие элементы (аспекты) деятельности должны быть расширены.

Линейные руководители играют ключевую роль в процедурах ОРД. Те из них, кто несет персональную ответственность за проведение ОРД, должны обладать необходимой компетентностью в данном вопросе.

При расчете эффективности мероприятий по охране труда с позиций экономических показателей следует учитывать то, что экономическая эффективность может быть подсчитана или оценена различными методами. Общая экономическая эффективность от поддержания работ по охране труда на должном уровне оценивается с помощью суммарного полученного продукта за счет улучшения условий труда, а также суммарного предотвращенного ущерба за счет сокращения случаев утраты трудоспособности. Суммарный предотвращенный ущерб равен сумме недополученного из-за утраты трудоспособности продукта и стоимости расходов по социальному обеспечению пострадавшего или оставшихся без кормильца иждивенцев.

Экономическая эффективность может быть оценена как интегрально на основе тех или иных экономических макропоказателей, так и детально на основе микроэкономических расчетов.

 

Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда

Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (ПРЭД) должны:

- быть заданы в соответствии с поставленными организацией целями по охране труда так, чтобы давать представление о степени достижения целей;

- иметь ясный смысл, быть легко доступными для восприятия, понимания и интерпретации;

- быть логически обоснованными и адекватными своему назначению, а также требованиям законодательства и сложившейся практики, в том числе представлениям заинтересованных сторон;

- быть полными в своей совокупности для описания результативности и эффективности деятельности всей СУОТ;

- быть достоверными и проверяемыми;

- быть совместимыми и сравнимыми, а также позволять осуществлять их межсистемное использование;

- быть гибкими и адаптируемыми к различного рода изменениям.

При выборе ПРЭД организации следует учитывать:

- соответствие показателей политике в области охраны труда;

- соответствие показателей состоянию и условиям охраны труда, а также действиям руководства организации, направленным на улучшение состояния и условий охраны труда;

- полезность показателей для оценки соответствия законодательству в области охраны труда;

- полезность показателей для оценки соответствия критериям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД), их измеримость в единицах, соответствующих КРЭД;

- совместимость и понятность для всех заинтересованных сторон;

- достижимость их с точки зрения финансовых и временных ограничений;

- адекватность предполагаемому использованию в зависимости от типа, качества и количества исходных данных;

- представительность для проведения ОРД;

- восприимчивость и чувствительность к изменениям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда;

- способность представлять информацию по текущим или прогнозируемым тенденциям изменения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

Число ПРЭД выбирается минимальным, но достаточным для ОРД в целом или для оценки результативности и эффективности каких-либо отдельных элементов (аспектов) или направлений деятельности в области охраны труда. При этом ПРЭД должны быть выбраны так, чтобы оценка совокупности таких показателей позволяла сделать наиболее полный вывод о функционировании СУОТ в организации, а также давала возможность выработать комплекс решений, направленных на улучшение всей системы, а не только ее отдельного элемента (аспекта).

Кроме того, при выборе ПРЭД руководство организации должно учесть и обеспечить сбор соответствующей информации для оценки влияния принимаемых мер в обеспечении соответствия одного из ПРЭД заданным критериям на другие показатели результативности и эффективности деятельности.

ПРЭД могут быть связаны с достижением заданных результатов в пределах определенного времени (показатели результативности и эффективности планируемой деятельности) и отражать качество функционирования процедур обеспечения безопасности труда, степень удовлетворенности персонала состоянием условий и охраны труда на рабочем месте и т.п., а также могут отражать недостаточную результативность и эффективность деятельности.

ПРЭД должны быть по возможности количественными и подразделяться по своей сути на единичные, обобщенные или взвешенные показатели, а по форме выражения – на абсолютные и относительные показатели:

1. Абсолютные показатели позволяют зафиксировать конкретное состояние условий и охраны труда, но не позволяют в целях анализа и управления объективно оценить, а главное сравнить динамику процессов охраны труда и структуру сложных явлений типа производственного травматизма.

2. Для анализа и планирования управленческих решений в сфере охраны труда следует применять исключительно относительные показатели, которые рассчитывают по исходным первичным абсолютным показателям и/или статистическим данным.

В зависимости от временного фактора различают моментные и интервальные ПРЭД. Большинство исходных ПРЭД носит моментный характер (на ту или иную дату), но при анализе следует использовать интервальные показатели, характеризующие рассматриваемые явления и процессы за определенный период – месяц, квартал, год, трудовую жизнь работника.[6]

ПРЭД, применяемые для ОРД, подразделяют на два типа: показатели результативности и эффективности управления (ПРЭУ) и показатели результативности и эффективности функционирования (ПРЭФ). Отдельные ПРЭФ и ПРЭУ связаны между собой, поскольку определенные действия, предпринимаемые руководством организации, оказывают существенное влияние на состояние условий и охраны труда в целом.

ПРЭУ предусматривают информацию о способности организации и предпринимаемых ею мерах в таких аспектах управленческой деятельности, как:

- внедрение политики в области охраны труда;

- соблюдение требований законодательства;

- осуществление плановых мероприятий по управления состоянием и охраной труда;

- обучение в области охраны труда и системного управления охраной труда;

- образование и профессиональная компетенция специалистов по охране труда;

- обеспечение ресурсами и их эффективное использование;

- регулирование затрат на обеспечение требований и управление охраной труда;

- разработка новой и актуализация действующей документации по охране труда;

- своевременность и полнота корректирующих действий;

- характер взаимоотношений в рамках социального партнерства по вопросам охраны труда с профессиональными союзами и (или) представителями работников.

ПРЭУ используются для анализа:

- результативности и эффективности плановых мероприятий по управлению охраной труда;

- действий руководства организации, влияющих на результативность и эффективность деятельности в области охраны труда, и, возможно, состояния условий и охраны труда;

- соответствия состояния условий и охраны труда требованиям законодательства;

- финансовых затрат и потенциальной величины выгод от предотвращенного ущерба, связанного с недостатками в обеспечении требований охраны труда.

ПРЭУ позволяют:

- определить изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда;

- идентифицировать причины, по которым фактическая результативность и эффективность не достигает соответствующих КРЭД;

- идентифицировать возможности предупреждающих действий.

ПРЭФ охватывают показатели безопасности материальных объектов и оборудования, применяемых в организации, а также показатели безопасности услуг (подрядных, сервисных работ), поддерживающих производственную и хозяйственную деятельность организации.

Рекомендуемые перечни ПРЭД приведены в приложениях А и Б к ГОСТ 12.0.230.3-2016.[7]

Выбор и/или разработка собственных ПРЭД (ПРЭУ и ПРЭФ) осуществляется таким образом, чтобы имелась возможность сопоставления результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда с соответствующими КРЭД. В качестве КРЭД могут выступать локальные, местные, региональные, корпоративные, национальные (в том числе законодательно закрепленные) данные (показатели, индексы, индикаторы и т.п.) в области охраны труда.

 

Сбор, преобразование и анализ исходных данных

В организации должен быть организован регулярный сбор исходных данных для определения значений выбранных ПРЭД. Такие данные, как минимум, должны представляться подразделениями организации систематически с частотой, соответствующей периодичности ОРД.

Сбор данных должен включать соответствующие процедуры идентификации, ввода, хранения, выборки и предоставления данных и информации.

Для ОРД в организации могут быть использованы:

а) собственные данные (отчеты подразделений):

- результаты мониторинга и измерений, опросов и наблюдений, в том числе результаты производственного контроля за соблюдением требований охраны труда;

- записи, предусмотренные системой управления охраной труда и/или производственные записи (протоколы);

- записи о закупках и записи об организации подрядных работ;

- отчеты по проверкам (внутреннему аудиту);

- записи об образовании и обучении вопросам охраны труда;

- финансовые и бухгалтерские записи;

- и другое;

б) данные из других источников:

- предписания и отчеты органов государственного управления, надзора и контроля;

- акты расследования несчастных случаев, причин инцидентов и аварий, профессиональных заболеваний;

- отчеты по экспертизе условий труда;

- научные отчеты и исследования по проблемам охраны труда;

- данные от подрядных организаций;

- данные от общественных объединений;

- и другое.

Сбор данных должен быть осуществлен по методикам, гарантирующим, что получаемые данные по типу и качеству[8] подходят для использования при ОРД. Для повышения объективности результатов ОРД собранные данные должны быть проанализированы на предмет их достоверности. Для этого должны быть рассмотрены качество данных, их значимость, адекватность и полнота.

Собранные данные должны быть проанализированы и преобразованы в информацию, описывающую результативность и эффективность деятельности организации в области охраны труда в виде ПРЭД.

Преобразование данных для индикации (расчета) ПРЭД может быть проведено с использованием методов математической обработки, расчетов, экспертных оценок, статистических методов и/или графических средств (приложение В) к ГОСТ 12.0.230.3-2016.

Формирование ПРЭД на основании представленных исходных данных, как правило, осуществляется службой охраны труда организации.

Для определения тенденций улучшения или ухудшения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда информация о ПРЭД должна рассматриваться и сравниваться с установленными в организации КРЭД.

Полученная по результатам сопоставления ПРЭД с КРЭД информация позволяет:

- оценить результаты деятельности в области охраны труда;

- судить о том, как функционирует система управления охраной труда;

- определить соответствие СУОТ законодательству в области охраны труда и другим требованиям, с которыми организация согласилась и приняла на себя (например, требованиями заключенных подрядных договоров), а также продемонстрировать такое соответствие;

- определить, были ли своевременно и полностью реализованы все планируемые мероприятия в области охраны труда и достигнуты ли цели по охране труда (согласно ГОСТ 12.0.230, подпункты 4.8 и 4.9);

- убедиться, что мероприятия по управлению рисками внедрены и поддерживаются на должном уровне, а также выявить возможности совершенствования процедур управления рисками (согласно ГОСТ 12.0.230, пункт 4.10.1);

- содействовать осуществлению процедур управления рисками путем обеспечения обратной связи для всех участвующих в реализации мер по управлению сторон (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.6);

- сделать выводы о сбоях и упущениях в системе управления охраной труда, исходя из анализа несоответствий в мерах по управлению рисками, наблюдаемых опасных происшествиях и случаев ухудшения здоровья (согласно ГОСТ 12.0.230 подраздел 4.12);

- выявить тенденции изменения состояния и условий охраны труда, тенденции изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда, определить возможности и/или выработать рекомендации по повышению результативности и эффективности всей деятельности организации;

- определить области деятельности, в которых необходимо выполнить корректирующие действия для обеспечения соответствия фактической результативности и эффективности установленным КРЭД (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.13);

- использовать ее при проведении анализа СУОТ со стороны руководства организации (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.14);

- обеспечить основу для постоянного улучшения (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.16), в том числе определить пути экономии ресурсов или другие (в том числе финансовые) выгоды;

- обеспечить мотивацию повышения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.

 

Рассмотрение, анализ и улучшение результативности и эффективности деятельности в области охраны труда

Информация о ПРЭД и результатах сравнения их с КРЭД должна быть (как правило ежегодно) представлена в виде отчета (доклада о состоянии охраны труда) руководству организации, которое должно предпринимать соответствующие действия по улучшению или поддержанию необходимого уровня результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.

Анализ результатов ОРД должен проводить представитель руководства по системе управления охраной труда. При этом должны быть рассмотрены:

- эффективность затрат на обеспечение требований охраны труда;

- прогресс в отношении достижения КРЭД;

- приемлемость КРЭД.

При анализе результатов ОРД должны быть приняты во внимание достоверность и полнота источников данных, методов сбора и анализа данных, а также качество полученных данных с позиции их представительности.

Заключение о результативности и эффективности СУОТ должно содержать выводы о пригодности, адекватности (соответствия требованиям ГОСТ 12.0.230) СУОТ и/или ее процедур.

Основными критериями результативности и эффективности СУОТ являются:

- улучшение условий и повышения безопасности труда работающих, оцениваемое динамикой условий труда на рабочих местах вследствие выполненных мероприятий;

- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- повышение производительности труда, качества продукции за счет улучшения условий труда, если их причинно-следственную связь удается вычленить и формализовать;

- достижение всех намеченных целей своевременно и без необоснованного превышения запланированных ресурсов (финансовых, материальных, людских, временных и т.п.).

При необходимости, по результатам ОРД, характеризующим пригодность, адекватность, результативность и эффективность СУОТ и действий по поддержанию системы, могут быть изданы локальные нормативные акты организации, касающиеся:

- актуализации политики в области охраны труда;

- определения стратегических задач по совершенствованию СУОТ и/или корректировки целей;

- изменения (коррекция) процедур и стандартов СУОТ;

- определения потребности в корректирующих действиях;

- поощрения активных и ответственных работников или дисциплинарных взысканий работников, допустивших нарушения;

- разработки предложений в проекты различных планирующих документов в области охраны труда, установленных в организации на очередной период;

- подготовки предложений по корректировке программ и планов обучения и повышения квалификации персонала в области охраны труда;

- проведения внеочередных проверок (аудитов) СУОТ;

- разработки предложений по дальнейшему расширению контактов в целях ознакомления заинтересованных лиц с деятельностью организации в области охраны труда;

- и прочее – по самостоятельному выбору организации.

 

Отчетность и распространение информации

Организация в соответствии с требованиями законодательства должна предоставлять органам статистики, государственного управления, контроля и надзора информацию об осуществлении деятельности в области охраны труда по установленной форме и в установленные сроки. По решению руководства организации информация о результатах ОРД может быть распространена в виде отчета внутри организации или передана заинтересованным сторонам вне организации (инвесторам, подрядчикам, кредитным и страховым организациям, средствам массовой информации и др.). Представление информации о результатах ОРД заинтересованным сторонам может происходить по их запросам или по инициативе самой организации.

Распространение информации о результатах ОРД:

- демонстрирует возможности и действия организации по улучшению условий и охраны труда;

- способствует повышению осведомленности собственного персонала, а также подрядчиков и других заинтересованных сторон в вопросах охраны труда;

- помогает персоналу выполнять свои обязанности, содействуя тем самым достижению соответствия ПРЭД установленным КРЭД.

Методы распространения информации о результатах ОРД следует выбирать таким образом, чтобы они обеспечивали своевременность информирования внутри организации, а также соответствовали уровню знаний предполагаемого потребителя информации.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 03.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях».

Код публикации: 18.06.

 

 

[1] Введен в действие приказом Росстандарта от 31.05.2017 N 471-ст.

[2] Введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст (ред. от 31.10.2013).

[3] Введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст.

[4] Введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст.

[5] Указанные стандарты можно скачать с сайта http://охрана-труда-в-школе.рф/ в разделе «Документы по охране труда» (рубрика «Технические регламенты и стандарты»).

[6] Основным временным периодом анализа считается календарный год. Стандартной длительностью рабочего времени выполнения операций простого процесса труда считается 8-часовая ежедневная смена при 40-часовой рабочей неделе.

[7] Полный текст стандарта с приложениями можно скачать с сайта http://охрана-труда-в-школе.рф/ в разделе «Документы по охране труда» (рубрика «Технические регламенты и стандарты»).

[8] Под "качеством данных" понимается совокупность свойств данных, обеспечивающих их пригодность для решения определенных задач (например, точность, полнота, адекватность, непротиворечивость, защищенность и др.).

Другие статьи по теме
Категория: 01_Управление охраной труда | Добавил: zdrav1 (03.09.2018)
Просмотров: 1242