Главная » Статьи » Охрана труда в школе » 01_Управление охраной труда |
Оценка результативности и эффективности функционирования системы управления охраной труда в организации Создание и обеспечение результативного функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) направлено на достижение ее основной цели – предотвращения связанных с работой случаев травматизма и заболеваемости. Реализация процессов обеспечения функционирования и совершенствования самой СУОТ в организации постоянно требует оперативной оценки их эффективности. Важную роль для принятия решений играет оценка результативности и эффективности СУОТ с позиций и в терминах экономических расчетов и показателей. Проведение оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда, в рамках которых постсобытийные "модели штрафных санкций" (выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований) постепенно должны смениться упреждающими "моделями профилактического соответствия" (внедрение мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий). В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, добровольно проводимых на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения стратегического характера, направленные на улучшение своей деятельности в области охраны труда. Оценивание результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда – специальный процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда совокупности критериев, заданных руководством организации на основании требований законодательства, а также для внесения адекватных корректив в СУОТ на основе таких критериев. Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и, при необходимости, идентификации процедур управления, требующих улучшения. Целями проведения оценки результативности и эффективности СУОТ являются: - оценка общей стратегии (политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования СУОТ по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля; - определение необходимых изменений в процедурах функционирования СУОТ, включая изменения в политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности; - сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов); - определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий; - обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления. Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации: - реализовать систематический подход к совершенствованию СУОТ, идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения; - использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей СУОТ; - получать объективные данные о текущем состоянии своей СУОТ, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников; - определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и, прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения; - отслеживать изменения в состоянии СУОТ и определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки); - проводить сравнения с лучшими практическими результатами, достигнутыми как в самой организации, так и в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций; - внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации; - устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников. Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной СУОТ, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям. Основным условием применения процедур оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является заинтересованность организации в совершенствовании такой деятельности (как вследствие внутренних стимулов, так и вследствие внешних стимулов регулирования, осуществляемого органами государственного управления, контроля и надзора в рамках законодательства), а также в улучшении достигаемых результатов. Во многих случаях в организациях традиционно проводится оценка результативности и эффективности деятельности в области охраны труда в том или ином выработанном на практике виде. Применение введенного в действие с 1 января 2018 года нового «ГОСТ 12.0.230.3-2016. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности»[1] позволит улучшить такую деятельность. Настоящий стандарт развивает положения «ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»[2], «ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»[3] и «ГОСТ 12.0.230.2-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»[4], но может быть использован также независимо от них.[5] ГОСТ 12.0.230.3-2016 представляет собой руководящие указания по планированию и применению процедур оценки результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда. Документ устанавливает рекомендуемый порядок сбора данных (информации), проведения анализа и использования оценки результативности и эффективности деятельности по улучшению условий и охраны труда. Стандарт применим для любой организации и ее подразделений или для любых заинтересованных сторон, которые занимаются внедрением и поддержанием в работоспособном состоянии СУОТ, отвечающей требованиям ГОСТ 12.0.230, и/или осуществляют оценку (самооценку) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда вне зависимости от типа, размера, местоположения и сложности самой организации. ГОСТ 12.0.230.3-2016 может быть использован организацией для самооценки результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, а также органами государственного управления, надзора и контроля и иными заинтересованными лицами, включая органы общественного контроля, для оценки результативности и эффективности деятельности организаций в области охраны труда. В нем содержатся принципы, показатели, критерии и методы оценки результативности и эффективности, руководствуясь которыми организация вправе самостоятельно выбирать приемлемые для нее показатели, критерии и методики оценки результативности и эффективности своей деятельности по охране труда. Стандарт не содержит конкретных правовых и технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативно-правовых актов сферы технического регулирования. Стандарт также не должен быть использован как документ, устанавливающий требования к подтверждению результативности и эффективности СУОТ в процедурах сертификации и/или самостоятельного декларирования соответствия, так как эта задача не предусмотрена ГОСТ 12.0.230 как обязательная и решается только в рамках соответствующих систем сертификации и/или декларирования соответствия в рамках установленных в них правил и процедур.
Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда Оценку результатов деятельности в области охраны труда (ОРД) проводят с целью выяснения текущего состояния в области охраны труда и тенденции его изменения со временем, достижений и упущений организации в этой сфере, а также в целях сравнения деятельности различных субъектов деятельности (организаций или подразделений). Результаты деятельности организации в области охраны труда оценивают как с позиции результативности этой деятельности (т.е. степени достижения целей и задач) так и с позиции эффективности этой деятельности (т.е. оптимальности затраченных ресурсов), в том числе выраженной в стоимостной форме. Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда представляет собой упорядоченную совокупность (последовательность) постоянных процедур, осуществляемых по типичной модели управления (см. рисунок 1): А) ПЛАНИРОВАНИЕ – выбор показателей для оценки результатов деятельности (из числа существующих показателей и/или разработка и внедрение новых показателей). Организация должна использовать подходящие методы контроля процедуры планирования. Выбор показателей для ОРД должен осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена возможность определить и продемонстрировать способность элементов СУОТ достигать запланированные результаты. Если запланированные результаты не достигнуты из-за тех или иных упущений, то должны быть предприняты необходимые коррекции и корректирующие действия по ГОСТ 12.0.230 (см. подраздел 4.15). Б) ВЫПОЛНЕНИЕ: 1) сбор данных и информации, относящихся к выбранным показателям по установленным формам отчетности; 2) анализ и преобразование данных (включая их редукцию) в показатели, описывающие результаты деятельности организации в области охраны труда в соответствии с установленными методиками и критериями; 3) оценка показателей и иной информации, описывающих результаты деятельности в сравнении с критериями результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД); 4) подготовка отчета и передача информации о результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда. В) ПРОВЕРКА И ДЕЙСТВИЕ – анализ и совершенствование процедур ОРД.
┌────────────────────────────────────────────────────┐ │ ПЛАНИРОВАНИЕ │ │ Планирование оценки результатов деятельности │ ┌────────>│ ┌──────────────────────────────────────────────┐ ├────────┐ │ │ │ Выбор показателей для оценки деятельности │ │ │ │ │ └──────────────────────────────────────────────┘ │ │ │ └────────────────────────────────────────────────────┘ │ │ \/ │ ┌──────────────────────────────────────────────────┐ │ │ ВЫПОЛНЕНИЕ │ │ │ Использование данных и информации │ │ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │ │ │ Сбор данных │ │ │ │ └────────────────┬────────────────┘ │ │ │ Данные ├────────────────────────>┐ │ │ │ │ │ │ │ │ \/ │ │ │ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │ │ │ │ Преобразование и анализ данных, │ │ │ │ │ │ включая показатели │ │ │ │ │ └────────────────┬────────────────┘ │ │ │ │ Информация ├────────────────────────>│ │ │ │ │ │ │ │ │ \/ │ │ │ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │ │ │ │ Оценка информации │ │ │ │ │ └────────────────┬────────────────┘ │ │ │ │ Результаты │<────────────────────────┘ │ │ │ │ │ │ │ \/ │ │ │ ┌─────────────────────────────────┐ │ │ │ │ Отчетность и распространение │ │ │ │ │ информации │ │ │ │ └─────────────────────────────────┘ │ │ └────────────────────────────────────────────────┬─┘ │ │ │ ┌────────────────────────────────────────────────────┐ │ │ │ ПРОВЕРКА И ДЕЙСТВИЕ │ │ └─────────┤ Анализ и совершенствование оценки результатов │<───────┘ │ деятельности │ └────────────────────────────────────────────────────┘ Рисунок 1 – Оценка результатов деятельности в области охраны труда
При планировании проведения ОРД необходимо учитывать: - текущую и планируемую производственную и хозяйственную деятельность организации; - организационную структуру; - соответствие политике, целям, принятым в организации регламентам и стандартам; - опасности и риски, которые могут контролироваться и на которые можно повлиять; - информацию, необходимую для выполнения законодательных и прочих требований; - информацию о результатах проверок, осуществляемых органами государственного управления, надзора и контроля; - интересы заинтересованных сторон (в том числе органов государственного управления, надзора и контроля, а также подрядных организаций); - информацию, необходимую для анализа финансовых аспектов деятельности в области охраны труда; - необходимость периодического (как правило, ежегодного) сопоставления информации, относящейся к деятельности в области охраны труда; - данные научных исследований, общую стратегию деловой активности (бизнеса), культурные и социальные факторы; - прочее. ОРД должна быть основана: 1) на результатах проведения внешних и внутренних проверок (аудитов) системы и оценке результативности ее процедур; 2) результатах проверки деятельности организации специально уполномоченными органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда; 3) информации об имевших место происшествиях, заболеваниях, несчастных случаях и авариях, и результатах выполнения мероприятий по ликвидации их последствий; 4) результатах выполнения мероприятий, предусмотренных: - планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда; - планом мероприятий по совершенствованию СУОТ; - планами подготовки руководящего состава и специалистов организации в области охраны труда; - иными планирующими документами в области охраны труда; 5) оценке степени достижения целей по охране труда, установленных в соответствии с политикой организации в области охраны труда; 6) результатах адаптации и интегрирования СУОТ с другими системами управления, внедренными в организации (при их наличии). ОРД также следует проводить с учетом: - опыта совершенствования управления деятельностью по охране труда в соответствии с требованиями законодательства; - рекомендаций партнеров, инвесторов, общественных объединений и иных заинтересованных сторон в области охраны труда; Руководством организации в рамках функционирования СУОТ должны быть предусмотрены финансовые, материальные, людские и временные ресурсы, необходимые для проведения ОРД. Методология и процедуры ОРД должны соответствовать местоположению и типу организации, ее потребностям и приоритетам. ОРД должна быть экономически оправданной и представлять собой специальный вид деятельности, который регулярно и на постоянной основе осуществляется в организации. В зависимости от возможностей и ресурсов организации ОРД может затрагивать только отдельные элементы (аспекты) деятельности в области охраны труда, обладающие, по мнению руководства, наибольшим приоритетом. Со временем такие элементы (аспекты) деятельности должны быть расширены. Линейные руководители играют ключевую роль в процедурах ОРД. Те из них, кто несет персональную ответственность за проведение ОРД, должны обладать необходимой компетентностью в данном вопросе. При расчете эффективности мероприятий по охране труда с позиций экономических показателей следует учитывать то, что экономическая эффективность может быть подсчитана или оценена различными методами. Общая экономическая эффективность от поддержания работ по охране труда на должном уровне оценивается с помощью суммарного полученного продукта за счет улучшения условий труда, а также суммарного предотвращенного ущерба за счет сокращения случаев утраты трудоспособности. Суммарный предотвращенный ущерб равен сумме недополученного из-за утраты трудоспособности продукта и стоимости расходов по социальному обеспечению пострадавшего или оставшихся без кормильца иждивенцев. Экономическая эффективность может быть оценена как интегрально на основе тех или иных экономических макропоказателей, так и детально на основе микроэкономических расчетов.
Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (ПРЭД) должны: - быть заданы в соответствии с поставленными организацией целями по охране труда так, чтобы давать представление о степени достижения целей; - иметь ясный смысл, быть легко доступными для восприятия, понимания и интерпретации; - быть логически обоснованными и адекватными своему назначению, а также требованиям законодательства и сложившейся практики, в том числе представлениям заинтересованных сторон; - быть полными в своей совокупности для описания результативности и эффективности деятельности всей СУОТ; - быть достоверными и проверяемыми; - быть совместимыми и сравнимыми, а также позволять осуществлять их межсистемное использование; - быть гибкими и адаптируемыми к различного рода изменениям. При выборе ПРЭД организации следует учитывать: - соответствие показателей политике в области охраны труда; - соответствие показателей состоянию и условиям охраны труда, а также действиям руководства организации, направленным на улучшение состояния и условий охраны труда; - полезность показателей для оценки соответствия законодательству в области охраны труда; - полезность показателей для оценки соответствия критериям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД), их измеримость в единицах, соответствующих КРЭД; - совместимость и понятность для всех заинтересованных сторон; - достижимость их с точки зрения финансовых и временных ограничений; - адекватность предполагаемому использованию в зависимости от типа, качества и количества исходных данных; - представительность для проведения ОРД; - восприимчивость и чувствительность к изменениям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда; - способность представлять информацию по текущим или прогнозируемым тенденциям изменения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда. Число ПРЭД выбирается минимальным, но достаточным для ОРД в целом или для оценки результативности и эффективности каких-либо отдельных элементов (аспектов) или направлений деятельности в области охраны труда. При этом ПРЭД должны быть выбраны так, чтобы оценка совокупности таких показателей позволяла сделать наиболее полный вывод о функционировании СУОТ в организации, а также давала возможность выработать комплекс решений, направленных на улучшение всей системы, а не только ее отдельного элемента (аспекта). Кроме того, при выборе ПРЭД руководство организации должно учесть и обеспечить сбор соответствующей информации для оценки влияния принимаемых мер в обеспечении соответствия одного из ПРЭД заданным критериям на другие показатели результативности и эффективности деятельности. ПРЭД могут быть связаны с достижением заданных результатов в пределах определенного времени (показатели результативности и эффективности планируемой деятельности) и отражать качество функционирования процедур обеспечения безопасности труда, степень удовлетворенности персонала состоянием условий и охраны труда на рабочем месте и т.п., а также могут отражать недостаточную результативность и эффективность деятельности. ПРЭД должны быть по возможности количественными и подразделяться по своей сути на единичные, обобщенные или взвешенные показатели, а по форме выражения – на абсолютные и относительные показатели: 1. Абсолютные показатели позволяют зафиксировать конкретное состояние условий и охраны труда, но не позволяют в целях анализа и управления объективно оценить, а главное сравнить динамику процессов охраны труда и структуру сложных явлений типа производственного травматизма. 2. Для анализа и планирования управленческих решений в сфере охраны труда следует применять исключительно относительные показатели, которые рассчитывают по исходным первичным абсолютным показателям и/или статистическим данным. В зависимости от временного фактора различают моментные и интервальные ПРЭД. Большинство исходных ПРЭД носит моментный характер (на ту или иную дату), но при анализе следует использовать интервальные показатели, характеризующие рассматриваемые явления и процессы за определенный период – месяц, квартал, год, трудовую жизнь работника.[6] ПРЭД, применяемые для ОРД, подразделяют на два типа: показатели результативности и эффективности управления (ПРЭУ) и показатели результативности и эффективности функционирования (ПРЭФ). Отдельные ПРЭФ и ПРЭУ связаны между собой, поскольку определенные действия, предпринимаемые руководством организации, оказывают существенное влияние на состояние условий и охраны труда в целом. ПРЭУ предусматривают информацию о способности организации и предпринимаемых ею мерах в таких аспектах управленческой деятельности, как: - внедрение политики в области охраны труда; - соблюдение требований законодательства; - осуществление плановых мероприятий по управления состоянием и охраной труда; - обучение в области охраны труда и системного управления охраной труда; - образование и профессиональная компетенция специалистов по охране труда; - обеспечение ресурсами и их эффективное использование; - регулирование затрат на обеспечение требований и управление охраной труда; - разработка новой и актуализация действующей документации по охране труда; - своевременность и полнота корректирующих действий; - характер взаимоотношений в рамках социального партнерства по вопросам охраны труда с профессиональными союзами и (или) представителями работников. ПРЭУ используются для анализа: - результативности и эффективности плановых мероприятий по управлению охраной труда; - действий руководства организации, влияющих на результативность и эффективность деятельности в области охраны труда, и, возможно, состояния условий и охраны труда; - соответствия состояния условий и охраны труда требованиям законодательства; - финансовых затрат и потенциальной величины выгод от предотвращенного ущерба, связанного с недостатками в обеспечении требований охраны труда. ПРЭУ позволяют: - определить изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда; - идентифицировать причины, по которым фактическая результативность и эффективность не достигает соответствующих КРЭД; - идентифицировать возможности предупреждающих действий. ПРЭФ охватывают показатели безопасности материальных объектов и оборудования, применяемых в организации, а также показатели безопасности услуг (подрядных, сервисных работ), поддерживающих производственную и хозяйственную деятельность организации. Рекомендуемые перечни ПРЭД приведены в приложениях А и Б к ГОСТ 12.0.230.3-2016.[7] Выбор и/или разработка собственных ПРЭД (ПРЭУ и ПРЭФ) осуществляется таким образом, чтобы имелась возможность сопоставления результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда с соответствующими КРЭД. В качестве КРЭД могут выступать локальные, местные, региональные, корпоративные, национальные (в том числе законодательно закрепленные) данные (показатели, индексы, индикаторы и т.п.) в области охраны труда.
Сбор, преобразование и анализ исходных данных В организации должен быть организован регулярный сбор исходных данных для определения значений выбранных ПРЭД. Такие данные, как минимум, должны представляться подразделениями организации систематически с частотой, соответствующей периодичности ОРД. Сбор данных должен включать соответствующие процедуры идентификации, ввода, хранения, выборки и предоставления данных и информации. Для ОРД в организации могут быть использованы: а) собственные данные (отчеты подразделений): - результаты мониторинга и измерений, опросов и наблюдений, в том числе результаты производственного контроля за соблюдением требований охраны труда; - записи, предусмотренные системой управления охраной труда и/или производственные записи (протоколы); - записи о закупках и записи об организации подрядных работ; - отчеты по проверкам (внутреннему аудиту); - записи об образовании и обучении вопросам охраны труда; - финансовые и бухгалтерские записи; - и другое; б) данные из других источников: - предписания и отчеты органов государственного управления, надзора и контроля; - акты расследования несчастных случаев, причин инцидентов и аварий, профессиональных заболеваний; - отчеты по экспертизе условий труда; - научные отчеты и исследования по проблемам охраны труда; - данные от подрядных организаций; - данные от общественных объединений; - и другое. Сбор данных должен быть осуществлен по методикам, гарантирующим, что получаемые данные по типу и качеству[8] подходят для использования при ОРД. Для повышения объективности результатов ОРД собранные данные должны быть проанализированы на предмет их достоверности. Для этого должны быть рассмотрены качество данных, их значимость, адекватность и полнота. Собранные данные должны быть проанализированы и преобразованы в информацию, описывающую результативность и эффективность деятельности организации в области охраны труда в виде ПРЭД. Преобразование данных для индикации (расчета) ПРЭД может быть проведено с использованием методов математической обработки, расчетов, экспертных оценок, статистических методов и/или графических средств (приложение В) к ГОСТ 12.0.230.3-2016. Формирование ПРЭД на основании представленных исходных данных, как правило, осуществляется службой охраны труда организации. Для определения тенденций улучшения или ухудшения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда информация о ПРЭД должна рассматриваться и сравниваться с установленными в организации КРЭД. Полученная по результатам сопоставления ПРЭД с КРЭД информация позволяет: - оценить результаты деятельности в области охраны труда; - судить о том, как функционирует система управления охраной труда; - определить соответствие СУОТ законодательству в области охраны труда и другим требованиям, с которыми организация согласилась и приняла на себя (например, требованиями заключенных подрядных договоров), а также продемонстрировать такое соответствие; - определить, были ли своевременно и полностью реализованы все планируемые мероприятия в области охраны труда и достигнуты ли цели по охране труда (согласно ГОСТ 12.0.230, подпункты 4.8 и 4.9); - убедиться, что мероприятия по управлению рисками внедрены и поддерживаются на должном уровне, а также выявить возможности совершенствования процедур управления рисками (согласно ГОСТ 12.0.230, пункт 4.10.1); - содействовать осуществлению процедур управления рисками путем обеспечения обратной связи для всех участвующих в реализации мер по управлению сторон (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.6); - сделать выводы о сбоях и упущениях в системе управления охраной труда, исходя из анализа несоответствий в мерах по управлению рисками, наблюдаемых опасных происшествиях и случаев ухудшения здоровья (согласно ГОСТ 12.0.230 подраздел 4.12); - выявить тенденции изменения состояния и условий охраны труда, тенденции изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда, определить возможности и/или выработать рекомендации по повышению результативности и эффективности всей деятельности организации; - определить области деятельности, в которых необходимо выполнить корректирующие действия для обеспечения соответствия фактической результативности и эффективности установленным КРЭД (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.13); - использовать ее при проведении анализа СУОТ со стороны руководства организации (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.14); - обеспечить основу для постоянного улучшения (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.16), в том числе определить пути экономии ресурсов или другие (в том числе финансовые) выгоды; - обеспечить мотивацию повышения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.
Рассмотрение, анализ и улучшение результативности и эффективности деятельности в области охраны труда Информация о ПРЭД и результатах сравнения их с КРЭД должна быть (как правило ежегодно) представлена в виде отчета (доклада о состоянии охраны труда) руководству организации, которое должно предпринимать соответствующие действия по улучшению или поддержанию необходимого уровня результативности и эффективности деятельности в области охраны труда. Анализ результатов ОРД должен проводить представитель руководства по системе управления охраной труда. При этом должны быть рассмотрены: - эффективность затрат на обеспечение требований охраны труда; - прогресс в отношении достижения КРЭД; - приемлемость КРЭД. При анализе результатов ОРД должны быть приняты во внимание достоверность и полнота источников данных, методов сбора и анализа данных, а также качество полученных данных с позиции их представительности. Заключение о результативности и эффективности СУОТ должно содержать выводы о пригодности, адекватности (соответствия требованиям ГОСТ 12.0.230) СУОТ и/или ее процедур. Основными критериями результативности и эффективности СУОТ являются: - улучшение условий и повышения безопасности труда работающих, оцениваемое динамикой условий труда на рабочих местах вследствие выполненных мероприятий; - снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - повышение производительности труда, качества продукции за счет улучшения условий труда, если их причинно-следственную связь удается вычленить и формализовать; - достижение всех намеченных целей своевременно и без необоснованного превышения запланированных ресурсов (финансовых, материальных, людских, временных и т.п.). При необходимости, по результатам ОРД, характеризующим пригодность, адекватность, результативность и эффективность СУОТ и действий по поддержанию системы, могут быть изданы локальные нормативные акты организации, касающиеся: - актуализации политики в области охраны труда; - определения стратегических задач по совершенствованию СУОТ и/или корректировки целей; - изменения (коррекция) процедур и стандартов СУОТ; - определения потребности в корректирующих действиях; - поощрения активных и ответственных работников или дисциплинарных взысканий работников, допустивших нарушения; - разработки предложений в проекты различных планирующих документов в области охраны труда, установленных в организации на очередной период; - подготовки предложений по корректировке программ и планов обучения и повышения квалификации персонала в области охраны труда; - проведения внеочередных проверок (аудитов) СУОТ; - разработки предложений по дальнейшему расширению контактов в целях ознакомления заинтересованных лиц с деятельностью организации в области охраны труда; - и прочее – по самостоятельному выбору организации.
Отчетность и распространение информации Организация в соответствии с требованиями законодательства должна предоставлять органам статистики, государственного управления, контроля и надзора информацию об осуществлении деятельности в области охраны труда по установленной форме и в установленные сроки. По решению руководства организации информация о результатах ОРД может быть распространена в виде отчета внутри организации или передана заинтересованным сторонам вне организации (инвесторам, подрядчикам, кредитным и страховым организациям, средствам массовой информации и др.). Представление информации о результатах ОРД заинтересованным сторонам может происходить по их запросам или по инициативе самой организации. Распространение информации о результатах ОРД: - демонстрирует возможности и действия организации по улучшению условий и охраны труда; - способствует повышению осведомленности собственного персонала, а также подрядчиков и других заинтересованных сторон в вопросах охраны труда; - помогает персоналу выполнять свои обязанности, содействуя тем самым достижению соответствия ПРЭД установленным КРЭД. Методы распространения информации о результатах ОРД следует выбирать таким образом, чтобы они обеспечивали своевременность информирования внутри организации, а также соответствовали уровню знаний предполагаемого потребителя информации.
----------------------------------------- Публикация актуальна на 03.09.2018 (дата последней сверки). Источник публикации: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях». Код публикации: 18.06.
[1] Введен в действие приказом Росстандарта от 31.05.2017 N 471-ст. [2] Введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст (ред. от 31.10.2013). [3] Введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст. [4] Введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 603-ст. [5] Указанные стандарты можно скачать с сайта http://охрана-труда-в-школе.рф/ в разделе «Документы по охране труда» (рубрика «Технические регламенты и стандарты»). [6] Основным временным периодом анализа считается календарный год. Стандартной длительностью рабочего времени выполнения операций простого процесса труда считается 8-часовая ежедневная смена при 40-часовой рабочей неделе. [7] Полный текст стандарта с приложениями можно скачать с сайта http://охрана-труда-в-школе.рф/ в разделе «Документы по охране труда» (рубрика «Технические регламенты и стандарты»). [8] Под "качеством данных" понимается совокупность свойств данных, обеспечивающих их пригодность для решения определенных задач (например, точность, полнота, адекватность, непротиворечивость, защищенность и др.). | |
Категория: 01_Управление охраной труда | Добавил: zdrav1 (03.09.2018) | |
Просмотров: 13971 |