Основы управления охраной труда в организации - 01_Управление охраной труда - Охрана труда в школе - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Охрана труда в школе » 01_Управление охраной труда

Основы управления охраной труда в организации

Под СУОТ понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (статья 209 ТК РФ).

При создании и совершенствовании СУОТ необходимо руководствоваться ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования»[1], ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»[2] и ГОСТ 12.0.230.3-2016 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности»[3]. Указанные стандарты разработаны в целях оказания помощи организациям в разработке, внедрении и совершенствовании СУОТ, включая разработку концепции (политики) и целей в области охраны труда с учетом действующих нормативно-правовых требований.

СУОТ является неотъемлемой частью общей системы управления организацией и включает:

- требования к созданию и функционированию СУОТ;

- порядок (процедуру) подготовки, принятия и реализации решений по основным направлениям деятельности по охране труда в организации;

- обязанности и ответственность руководителей и работников в области охраны труда.

Процесс управления должен охватывать все направления деятельности по охране труда в организации и носить системный характер, координируя все управленческие функции (планирования, организации, мотивации и контроля). СУОТ также включает разработку и постоянное совершенствование локальной нормативно-правовой базы и соответствующей системы информационного обеспечения руководителей и работников организации в области охраны труда.

Для эффективного функционирования СУОТ в организации разрабатывается соответствующее положение[4], включающее в себя следующие разделы:

1) политика и цели работодателя в области охраны труда;

2) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда между должностными лицами организации);

3) процедуры[5], направленные на решение задач в области охраны труда, включая:

- подготовку работников в сфере охраны труда;

- организацию и проведение оценки условий труда;

- выявление опасностей и оценку профессиональных рисков;

- организацию наблюдения за состоянием здоровья работников;

- информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

- исключение опасностей травмирования работников и устранения воздействия вредных производственных факторов на конкретных рабочих местах;

- обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- иные процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда, исходя из специфики деятельности организации.

4) планирование процедур;

5) контроль функционирования СУОТ и мониторинг эффективности процедур;

6) планирование улучшений СУОТ;

7) реагирование на инциденты, аварийные ситуации, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания.

СУОТ предусматривает и документально оформляет:

- распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда;

- создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда;

- процедуру планирования мероприятий в области охраны труда;

- процедуру контроля условий и охраны труда в организации, эффективности проводимых мероприятий и функционирования СУОТ;

- участие работников и их представителей в управлении охраной труда, в первую очередь при осуществлении административно-общественного контроля;

- процедуры проведения других мероприятий в области охраны труда (обучение руководителей и рядовых работников, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, проведение обязательных медицинских осмотров, расследование несчастных случаев и профзаболеваний и т.д.);

- нормативно-правовое и документационное обеспечение СУОТ (наличие в организации в открытом доступе действующих нормативно-правовых документов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, разработка локальных нормативно-правовых актов, порядок делопроизводства и оформления документов в области охраны труда, порядок рассмотрение обращений и т.д.).

Таким образом, СУОТ в организации разрабатывается и функционирует в соответствии с локальным Положением о системе управления охраной труда в организации (далее – Положение), которое в свою очередь разрабатывается в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" в целях обеспечения единого порядка организации работы по охране труда в организации.

Положение определяет общий порядок управления охраной труда, организацию работ по охране труда, ответственность за состояние охраны труда, а также основные права и обязанности руководителя организации, осуществляющего полномочия работодателя, и направлено на создание условий труда, отвечающих требованиям норм и правил охраны труда и гарантирующих сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

 

Политика организации в области охраны труда

Политика организации в области охраны труда является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств и обеспечивает:

- приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

- соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

- выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

- учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, средств индивидуальной и коллективной защиты;

- непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

- обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия.

Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам организации, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и строениях организации.

Основной целью организации в области охраны труда является обеспечение соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда путем реализации процедур, рассмотренных ниже.

 

Распределение обязанностей в сфере охраны труда

Управление охраной труда в организации возлагается на:

- руководителя организации (работодателя), который несет непосредственную ответственность за состояние охраны труда в организации);

- службу охраны труда (специалиста по охране труда) (при наличии);

- руководителей структурных подразделений организации;

- иных должностных лиц, назначаемых ответственными за охрану труда.

Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда в организации.

 

Работодатель – руководитель организации:

- гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;

- обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;

- обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве;

- организует ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;

- организует безопасную эксплуатацию зданий и строений организации, а также оборудования;

- принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;

- организует обучение работников охране труда[6];

- организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение специальной оценки условий труда;

- организует управление профессиональными рисками;

- организует и осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;

- содействует работе комиссии по охране труда в организации;

- осуществляет информирование работников об условиях труда на их служебных (рабочих) местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

- организует проведение обязательных медицинских осмотров (предварительных и периодических) и психиатрических освидетельствований в соответствии с действующим законодательством;

- обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;

- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;

- своевременно информирует уполномоченные органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

- организует исполнение указаний и предписаний уполномоченных органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;

- по представлению должностных лиц уполномоченных органов государственной власти отстраняет от службы (работы) работников, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;

- обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда в организации, для ознакомления с ними работников и иных лиц.

 

Руководитель службы охраны труда (специалист по охране труда)

В соответствии с действующим законодательством управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель и несет за это персональную ответственность. Для организации работы по охране труда руководитель создает соответствующую службу.[7] При организации ее деятельности следует руководствоваться «Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации», утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14.

Служба подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Служба работает в тесном взаимодействии со всеми структурными подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда, органами государственного, ведомственного и общественного контроля в области охраны труда.

Основными задачами службы являются:

1) организация работы по выполнению нормативно-правовых требований охраны труда;

2) контроль выполнения коллективного договора (соглашения) по вопросам охраны труда;

3) организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

4) информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

5) изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу возлагаются следующие функции:

1) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

2) оказание помощи структурным подразделениям в определении и измерении параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности рабочих мест;

3) организация проведения специальной оценки условий труда;

4) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда проверок (обследований) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

5) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых объектов и оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

6) разработка совместно с другими подразделениями планов (программ) по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

7) участие в составлении разделов коллективного договора (соглашения), касающихся условий и охраны труда;

8) оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

9) организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

10) участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

11) составление отчетности по охране и условиям труда по установленным формам;

12) разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя;

13) проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

14) организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

15) оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;

16) обеспечение подразделений нормативно-правовыми актами (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

17) ведение пропаганды по вопросам охраны труда, организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка соответствующих информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

18) организация совещаний по охране труда;

19) доведение до сведения работников действующих нормативно-правовых документов в области охраны труда, положений коллективного договора (соглашения) по охране труда:

20) рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;

21) осуществление контроля за:

- соблюдением в организации требований нормативно-правовых актов в области охраны труда, выполнением положений раздела «Условия и охрана труда» коллективного договора (соглашения);

- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

- соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

- выполнением мероприятий, предусмотренных планами (программами) по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

- проведением специальной оценки условий труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

- эффективностью работы вентиляционных систем;

- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды и обуви, других средств индивидуальной и коллективной защиты;

- санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

- правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

- использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Функциональные обязанности руководителя службы охраны труда и специалиста по охране труда отражены в "Квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда", утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н (ред. от 20.02.2014) и в профессиональном стандарте "Специалист в области охраны труда", утвержденном приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н (ред. от 12.12.2016).

 

Уполномоченный по охране труда организации

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда. В зависимости от специфики деятельности в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями структурных подразделений, профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами учреждений, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Трудовым Кодексом РФ, законодательными и иными нормативными актами по охране труда, коллективным договором или соглашением по охране труда, локальными документами по охране труда, нормативно-технической документацией (при ее наличии).

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Основными задачами уполномоченных являются:

1) содействие созданию в учреждении и его структурных подразделениях здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

2) осуществление контроля за состоянием охраны труда в учреждении и его структурных подразделениях и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

3) представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

4) консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

 Функции уполномоченных:

1) осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

- соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

- правильностью применения ими средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);

2) участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3) участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

4) осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

5) участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве;

6) по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива – участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

7) информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

1) контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;

2) проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев;

3) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;

4) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве;

5) предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

6) выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления установленнойт формы об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

7) обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

8) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

 

Руководитель структурного подразделения организации:

- несет персональную ответственность за создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в пределах своего структурного подразделения;

- обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, в структурном подразделении;

- обеспечивает функционирование СУОТ;

- распределяет обязанности в сфере охраны труда между работниками структурного подразделения;

- содействует работе комиссии по охране труда организации;

- участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в организации проведения специальной оценки условий труда;

- участвует в организации управления профессиональными рисками;

- участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;

- принимает меры по предотвращению аварий в структурном подразделении, сохранению жизни и здоровья работников структурного подразделения организации при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;

- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваний работников структурного подразделения, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;

- своевременно информирует представителя нанимателя (работодателя) об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении организации, и профессиональных заболеваниях работников структурного подразделения;

- организует исполнение указаний и предписаний уполномоченных органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) уполномоченного по охране труда организации;

- предоставляет работникам структурного подразделения возможность беспрепятственного ознакомления с документами, содержащими требования охраны труда;

- при авариях и несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию.

 

Работник организации:

- соблюдает требования охраны труда в рамках выполнения своих должностных обязанностей (трудовых функций), включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего служебного (трудового) распорядка, а также соблюдение служебной (трудовой) дисциплины;

- проходит обучение по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на рабочем месте;

- участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;

- содержит в чистоте свое рабочее место;

- перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места;

- следит за исправностью оборудования на своем рабочем месте;

- о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;

- извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков заболевания и отравления. Принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

- при возникновении аварий принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации.

 

Комитет (комиссия) по охране труда[8]

В соответствии со статьей 218 ТК РФ комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

При создании и организации деятельности комитета по охране труда следует руководствоваться «Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда», утвержденным приказом Минтруда России от 24.06.2014 N 412н.

Комитет является составной частью СУОТ, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Его целью является организация совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Задачами Комитета являются:

- разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда;

- содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Функциями Комитета являются:

- рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;

- содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения в установленном порядке инструктажей по охране труда;

- участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

- информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;

- информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому службой охраны труда работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

- содействие службе охраны труда работодателя в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;

- содействие своевременной бесплатной выдаче в установленном порядке работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;

- содействие службе охраны труда работодателя в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- содействие службе охраны труда работодателя во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда;

- подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда;

- подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов.

Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:

- получать от службы охраны труда работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;

- заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;

-) заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;

- вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;

- содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.

Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем – работник службы охраны труда работодателя.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.

Члены Комитета должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда за счет средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Члены Комитета отчитываются не реже одного раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава Комитета и назначать вместо них новых представителей.

Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.

 

Планирование мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда и улучшения СУОТ

Планирование мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда и совершенствования СУОТ (далее – процедуры), осуществляется на основе анализа состояния условий и охраны труда в организации.

В плане отражаются:

- результаты проведенного комиссией по охране труда организации (при наличии) или представителем нанимателя (работодателем) анализа состояния условий и охраны труда в организации;

- общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;

- ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

- сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому по реализации процедур и улучшению СУОТ;

- ответственные лица за реализацию мероприятий на каждом уровне управления;

- источник финансирования мероприятий.

План согласовывается с заинтересованными структурными подразделениями организации и утверждается руководителем организации.

 

Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур приказом руководителя организации устанавливается порядок мероприятий, обеспечивающих:

- оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, подлежащим выполнению;

- получение информации для определения результативности и эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга показателей их реализации;

- получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ;

- контроль состояния рабочего места, используемого оборудования, выполнения работ работником в рамках осуществляемой деятельности, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;

- учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, подлежащих выполнению.

Результаты контроля эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга их реализации оформляются в форме акта.

В случаях, когда в ходе проведения контроля эффективности процедур функционирования СУОТ и мониторинга их реализации выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

 

Планирование улучшений функционирования СУОТ

С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ представитель нанимателя (работодатель) устанавливает зависимость совершенствования функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений гражданских служащих и работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

При планировании улучшения функционирования СУОТ проводится анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:

- степень достижения целей в области охраны труда;

- способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя в области охраны труда;

- эффективность действий, намеченных по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;

- необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, уполномоченных в области охраны труда, перераспределение ресурсов представителя нанимателя (работодателя);

- необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

 

Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

В целях обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости комиссией по охране труда разрабатываются и приказом руководителя организации устанавливаются порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.

При установлении порядка действий при возникновении аварии комиссия организации по охране труда разрабатывает планы реагирования на аварии и ликвидацию их последствий, а также мероприятия, гарантирующие в случае аварии:

- защиту людей, находящихся в зданиях и строениях организации путем использования имеющихся систем оповещения;

- возможность работников остановить работу и (или) незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;

- невозобновление работы в условиях аварии;

- предоставление информации об аварии уполномоченным органам;

- оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, оказание первой помощи силами имеющихся медпунктов в организации, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в зданиях и строениях организации.

С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний приказом организации устанавливается порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.

Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются представителем нанимателя (работодателем) в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 2/2019.

 

 

[1] Введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст (ред. от 31.10.2013).

[2] Утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст.

[3] Введен в действие приказом Росстандарта от 31.05.2017 N 471-ст.

[4] Локальное положение о СУОТ разрабатывается на основе типового положения, утверждаемого Минтрудом России.

[5] В менеджменте под процедурой понимают установленный способ осуществления какой-либо деятельности или процесса на основе стандартизированных процедур, правил, алгоритмов, методических приемов. Использование апробированных процедур позволяет повысить качество и эффективность работы. Процедуры могут быть документированными или недокументированными. Если процедура документирована, часто используется термин "документированная процедура". Разработку документированных процедур необходимо рассматривать как возможность повышения эффективности управления охраной труда.

[6] В соответствии с Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" и ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (вместе с "Программами обучения безопасности труда") (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст).

[7] В соответствии со статьей 217 ТК РФ у каждого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, в обязательном порядке создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При численности работников 50 и менее человек работодатель принимает решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности самостоятельно. Структуру и численность работников службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом «Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.01.2001 N 10.

[8] Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью СУОТ в организации, но не входит в состав службы охраны труда, а работает с ней в тесном взаимодействии на паритетных началах в рамках социального партнерства. Цели, задачи и функции Комитета и службы во многом совпадают.

Другие статьи по теме
Категория: 01_Управление охраной труда | Добавил: zdrav1 (01.11.2020)
Просмотров: 166