Памятка уполномоченному по охране труда по осуществлению общественного контроля - 08_Профсоюзный контроль - Охрана труда в школе - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Охрана труда в школе » 08_Профсоюзный контроль

Памятка уполномоченному по охране труда по осуществлению общественного контроля

Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации (далее – уполномоченный) является официальным представителем профсоюзного комитета и осуществляет контроль за соблюдением работодателем требований нормативно-правовых актов в области охраны труда.

Работодатель (администрация) и профсоюзный комитет обязаны обеспечить выборы уполномоченного (уполномоченных) по охране труда, оказывать необходимую помощь и поддержку по выполнению возложенных на него обязанностей.

Уполномоченный избирается открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации на срок полномочий выборного профсоюзного органа. В зависимости от условий (структуры) и численности трудового коллектива, условий производственной деятельности и других обстоятельств в организации или структурном подразделении может быть выбрано несколько уполномоченных. В случае избрания пяти и более уполномоченных из их состава может быть избран старший уполномоченный для координации деятельности уполномоченных.

Решение о досрочном переизбрании уполномоченного принимается на общем собрании трудового коллектива, как правило, по инициативе трудового коллектива или по просьбе самого уполномоченного.

Обратите внимание, что уполномоченным не может быть избран работник, занимающий должность, по которой несет ответственность за состояние условий и охраны труда в своей организации.

В своей деятельности уполномоченный руководствуется Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативно-правовыми актами по охране труда Российской Федерации и субъекта РФ, коллективным договором или соглашением по охране труда и другими локальными нормативными актами.

Для осуществления своей деятельности каждый уполномоченный составляет индивидуальный план работы на год, проект которого рекомендуется представлять для обсуждения на общем собрании трудового коллектива. Утверждается план работы уполномоченного решением представительного органа.

Для осуществления работы в течение месяца уполномоченный составляет график использования свободного от работы времени, который рекомендуется согласовать с руководителем организации (подразделения).

Уполномоченный периодически отчитывается о своей работе перед профсоюзной организацией, избравшей его. По ее решению уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенных функций и не проявляет необходимой требовательности по защите прав работников на безопасные условия труда.

Уполномоченный организует свою работу во взаимодействии с работниками, представительным органом, со службой охраны труда (специалистом по охране труда), руководителями служб и подразделений организации, инспекциями труда профсоюзов, государственными органами власти, государственными органами надзора и контроля.

Основными задачами уполномоченных являются:

- содействие созданию в организации (в структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, развитию культуры труда на каждом рабочем месте;

- осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в структурном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении вопросов, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем (руководителями) обязательств, установленных коллективным договором, соглашением по охране труда и другими локальными нормативно-правовыми актами;

- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на безопасные условия труда;

- распространение передового опыта по охране труда, пропаганда в сфере охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на уполномоченного возлагаются следующие функции:

1. Осуществление контроля за:

- соблюдением работодателем и руководителями законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда;

- выполнением обязательств по охране труда работодателя и руководителей, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и другими локальными нормативно-правовыми актами;

- состоянием условий и охраны труда на рабочих местах;

- соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

- своевременным прохождением работниками обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

- своевременным прохождением работниками обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения охране труда и промышленной безопасности, обучения оказанию первой помощи пострадавшим, инструктажа по охране труда, стажировки, проверки знаний требований охраны труда;

- соблюдением режима труда и отдыха;

- правильностью применения работниками средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);

- своевременным сообщением работником и руководителем подразделения (работ) вышестоящему должностному лицу о каждом несчастном случае, о проявлении признаков профессионального заболевания, о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, об авариях и инцидентах;

- предоставлением компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда.

2. Участие в работе комиссий по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3. Участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.

4. Изучение причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

5. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

6. Участие в разработке проектов локальных нормативно-правовых актов, в том числе коллективных договоров, соглашений по охране труда, инструкций по охране труда и программ (планов) улучшения условий и охраны труда.

7. Участие в организации и оказании первой помощи пострадавшим на производстве.

8. Содействие и участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

9. Участие в расследовании несчастных случаев, в том числе по поручению представительного органа.

10. Информирование работников о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда в организации, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

 

Права уполномоченных

Для выполнения поставленных задач уполномоченные имеют право:

- контролировать соблюдение в подразделении законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда, в том числе локальных нормативных актов;

- проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями по охране труда, результатами расследования несчастных случаев на производстве;

- получать информацию от работодателя (руководителей) и иных должностных лиц организации (служб, подразделений) о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве, авариях и инцидентах;

- предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

- выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда;

- обращаться к работодателю с предложением о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, аварий и инцидентов;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективным договором, соглашениями по охране труда и другими локальными нормативными актами;

- вносить для рассмотрения работодателем, руководителями служб и подразделений, комиссией по охране труда, представительным органом предложения, направленные на улучшение условий и охраны труда, профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

 

Социальные гарантии

в соответствии со ст. 25, 26 и 27 Федерального закона «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ТК РФ уполномоченным предоставляются следующие социальные гарантии:

- уполномоченный, не освобожденный от основной работы, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переведен на другую работу по инициативе работодателя и не может быть уволен без предварительного согласия профсоюзного комитета;

- уполномоченный, освобожденный от основной работы или являющийся членом профсоюзного комитета, не может быть переведен на другую работу и уволен без согласования с территориальным профсоюзным комитетом. Ему предоставляется право после окончания срока полномочий занять прежнее или равноценное место работы (должность);

- уполномоченный может быть материально и морально поощрен из средств организации или профсоюзного комитета за активную и добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ему могут быть представлены дополнительные гарантии, которые определяются коллективным договором или соглашением;

- работодатель и должностные лица организации несут ответственность за нарушение прав уполномоченного по охране труда в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Основные направления деятельности уполномоченного и объекты общественного контроля в области охраны труда

- постоянный контроль условий и охраны труда на рабочих местах;

- опрос работников по вопросам условий и охраны труда, сбор жалоб и предложений;

- контроль сроков и качества проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), участие в проведении СОУТ в качестве члена комиссии по проведению СОУТ;

- контроль сроков и качества обучения охране труда;

- контроль сроков и качества обязательных медицинских осмотров;

- контроль выдачи работников средств индивидуальной защиты;

- контроль выдачи молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными условиями труда;

- контроль состояния охраны и условий труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет;

- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (в качестве представителя профсоюзной организации);

- участие в расследовании профессиональных заболеваний (в качестве представителя профсоюзной организации);

- контроль качества и сроков обновления инструкций по охране труда;

- контроль деятельности кабинета охраны труда;

- участие в разработке коллективного договора, соглашения по охране труда и контроль за их выполнением.

 

Участие в разработке коллективного договора, соглашения по охране труда и контроль за их выполнением

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами (ст. 42 ТК РФ).

Коллективный договор заключается между работодателем и работниками и является основным локальным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации (ст. 40 ТК РФ). Поэтому уполномоченным рекомендуется не только внимательно знакомиться с проектом коллективного договора и провести его  обсуждение в трудовом коллективе, но и подготовить и передать в профсоюзную организацию и комиссию по охране труда свои предложения для включения их в коллективный договор.

Уполномоченный по охране труда следит, чтобы в соглашении по охране труда реально учитывались объемы и источники финансирования улучшения условий труда. Для этого с началом коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения по охране труда, уполномоченный должен собрать у работников организации или структурного подразделения предложения для включения их в соглашение по охране труда и передать их в профсоюзный комитет и комиссию по охране труда.

Уполномоченный проводит целевые и комплексные обследования рабочих мест и условий труда работников, участвует в расследовании несчастных случаев на производстве, отдельно фиксирует мероприятия, выполнение которых требует значительных временных и финансовых затрат и передает свои предложения в профсоюзный комитет и комиссию по охране труда (ст. 218 ТК РФ).

Прилагаемые к коллективному договору перечни профессий и должностей, которым по условиям труда предоставляются дополнительный отпуск, лечебно- профилактическое питание, молоко, смывающие и обезвреживающие средства, доплата за вредные и тяжелые условия труда, составляются на основе проведенной специальной оценки условий труда.

 

Контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах

Контроль за обеспечением безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах состоит из:

- организации проведения проверок и обследований рабочих мест;

- выявления нарушений требований законодательства, правил и норм по охране труда;

- выдачи представлений об устранении выявленных нарушений;

- контроля за проводимыми мероприятиями по обеспечению безопасности.

 

Организация и проведение проверок состояния охраны труда

Целью организации и проведения проверок состояния охраны труда является:

- повышение эффективности работ по созданию в организации здоровых и безопасных условий труда работников;

- профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет своевременного выявления и принятия мер по устранению опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

Уполномоченный проверяет:

а) содержание территории, проходов, проездов, рабочих мест, безопасную эксплуатацию зданий и сооружений;

б) безопасную эксплуатацию оборудования;

в) соблюдение работниками требований безопасности труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Требования к безопасному содержанию и эксплуатации зданий, сооружений, машин, механизмов, инструмента изложены в различных отраслевых и межотраслевых правилах, государственных стандартах, строительных нормах и правилах, санитарных правилах и нормах и других нормативно-правовых документах.

При проверках также следует пользоваться паспортами машин и механизмов, в которых обязательно присутствует инструкции по безопасной эксплуатации, и инструкциями по охране труда по видам работ и профессиям, разработанными в организации. Проверки состояния условий труда осуществляются путем осмотра рабочих мест и оборудования, механизмов и приспособлений, опроса работающих, ознакомления с имеющейся документацией.

 

Содержание территории, проходов, проездов, рабочих мест, безопасная эксплуатация производственных зданий и сооружений

Проверяется:

- безопасность территории (проезды, переходы должны очищаться от травы, мусора, снега, разливов нефтепродуктов, не загромождаться складируемыми материалами, деталями и конструкциями, содержаться в чистоте и порядке. В местах проезда транспортных средств должны быть вывешены знаки, соответствующие требованиям правил дорожного движения);

- правильность складирования и хранения деталей, инструмента, материалов (их хранение должно быть организовано в штабелях, пирамидах, кассетах, на стеллажах так, чтобы предотвращать раскатывание и выпадение, а также обеспечивать удобство работы с ними);

- обеспечение производственной территории, участков работ и рабочих мест первичными средствами пожаротушения, а также средствами связи, сигнализации и другими техническими средствами обеспечения безопасных условий труда;

- наличие и работоспособность средств коллективной защиты работающих;

- наличие защитных ограждений, предупредительных надписей, знаков безопасности на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов;

- исправность систем освещения и состояние освещенности рабочих мест;

- наличие инструкций, плакатов, предупредительных надписей, знаков безопасности (плакаты по охране труда периодически должны заменяться);

- содержание путей эвакуации персонала (пути эвакуации должны быть обозначены специальными знаками, в случае необходимости должны иметь аварийное освещение, не должны ничем загромождаться, двери не должны быть заперты);

- организацию санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического обслуживания работников;

- соблюдение теплового режима в помещениях организации.

 

Безопасная эксплуатация оборудования

Проверяется:

- исправность оборудования, механизмов, контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструмента;

- наличие и исправность специальных устройств (блокировок), исключающих случайное снятие или открывание ограждений, люков, щитков и т.д. при работающем механизме;

- наличие и исправность заземляющих устройств и устройств для защиты от статического электричества;

- наличие и исправность оградительных, предохранительных и герметизирующих устройств, устройств автоматического контроля, сигнализации, дистанционного управления и других средств защиты;

- наличие обозначений и маркировок пусковых устройств;

- наличие исправных инвентарных инструментов и приспособлений.

 

Соблюдение работниками требований безопасности

Уполномоченный во время обходов рабочих мест обязан контролировать соблюдение работниками безопасных методов и приемов работы, технологических режимов, инструкций, нарядов, производственной и трудовой дисциплины а также использование специальной одежды и специальной обуви, исправных и прошедших испытание средств индивидуальной защиты.

Следует обращать внимание, чтобы на станках, машинах и механизмах работали только те работники, у которых имеется допуск к работе на этом оборудовании не допускать использования работниками неисправных, самодельных инструментов и приспособлений.

При проверках состояния охраны труда на объектах следует контролировать своевременное проведение освидетельствований производственного оборудования своевременность и полноту выполнения мероприятий по улучшению условий труда и ранее выданных уполномоченными Представлений.

 

Контроль за обучением работников безопасным приемам и методам труда

Уполномоченный проверяет:

- качество проведения обучения работников по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда. Проведение всех видов инструктажей по охране труда, использование при этом правил, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации;

- допуск к самостоятельной работе вновь принятых работников и прохождения ими стажировки на рабочем месте;

- наличие записей в журнале регистрации инструктажа и (или) личных карточек работников;

- соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда.

Обязанности работодателя по организации и проведению обучения и инструктажа работников записаны в статьях 212 и 225 ТК РФ. Основными документами, регламентирующими вопросы обучения безопасности труда, являются:

- ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (вместе с "Программами обучения безопасности труда") (введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст);

- Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на:

- вводный инструктаж;

- первичный инструктаж на рабочем месте;

- повторный инструктаж;

- внеплановый инструктаж;

- целевой инструктаж;

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала профессиональной деятельности со всеми работниками:

- вновь принятыми;

- переводимыми из одного подразделения в другое;

- выполняющими новую для них работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Возможен инструктаж с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

Повторный инструктаж проводят, как правило, не реже одного раза в шесть месяцев (при работах с повышенной опасностью – не реже одного раза в три месяца) индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводят:

- при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций по охране труда;

- при изменении технологического процесса, замене и модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов;

- при нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

- по требованию органов надзора.

Целевой инструктаж проводят при:

- выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне организации, очистка крыши от снега и т.д.);

- ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

- производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой. инструктаж проводит непосредственный руководитель работ.

При проведении инструктажей должны использоваться инструкции по охране труда по профессиям и (или) видам работ, техническая и эксплуатационная документация. Инструкции должны быть утверждены работодателем (ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан согласовать инструкции по охране труда с профсоюзным комитетом.

Инструктажи на рабочем месте должны завершаться устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.

Работники, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду- допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте по безопасности труда, а также вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по пожарной безопасности проводится по разработанной в организации программе, утвержденной руководителем и согласованной с профкомом, а по пожарной безопасности согласованной с органами пожнадзора.

 

Контроль за обеспечением работающих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты

Уполномоченный проверяет:

- своевременность выдачи и замены специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ);

- соответствие выдаваемых СИЗ требованиям правил и норм;

- организацию в организации ухода за выдаваемыми СИЗ и их ремонта;

- использование работниками выданных СИЗ.

Обязанности работодателя за свой счет обеспечить СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, указаны в ст. 221 ТК РФ

Основными документами, регламентирующими порядок обеспечения работников СИЗ, являются «Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» и «Типовые отраслевые нормы бесплатной вы специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».

Установленные для каждой профессии нормы выдачи СИЗ должны быть указаны в инструкциях по охране труда.

В случаях, когда отдельные СИЗ (предохранительный пояс, диэлектрические перчатки, защитные очки, накомарник, антифоны и т.п.) не указаны в Типовых нормах, но необходимы для работы, учитывая характер выполняемых работ и на основании специальной оценки условий труда, они могут включаться в коллективный договор и работодатель обязан их выдать работникам со сроком носки или как дежурные. При этом затраты на их приобретение включаются в себестоимость продукции. Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников СИЗ возлагается на работодателя.

В случае необеспечения работника СИЗ, работодатель не вправе требовать от него выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой. Специальная одежда, обувь и другие СИЗ должны быть сертифицированы.

Для уполномоченного достаточно убедиться, что защитная одежда обеспечивает нормальные функции организма, удобна и сохраняет работоспособность человека в течение всего срока эксплуатации при соблюдении условий ее применения и ухода за ней. Проверяется это в процессе труда опросом работников.

В случае сомнения в соответствии выдаваемых СИЗ требованиям норм и правил можно проверить, имеются ли на них сертификаты соответствия.

СИЗ респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски, диэлектрические средства защиты и др.) должны периодически подвергаться испытаниям и проверкам исправности. После проведения испытания на них ставится отметка (клеймо, штамп) на которой указывается срок следующего испытания. По этому штампу легко проверить возможность использования данных СИЗ в работе.

Следует обращать внимание на недопустимость использования, грязной, замазученной рваной специальной одежды. Работодатель обязан организовать надлежащий уход за СИЗ своевременно проводить химчистку, стирку, ремонт специальной одежды, а также ремонт специальной обуви и других СИЗ.

Для обеспечения безопасности необходимо добиваться, чтобы непосредственный руководитель работ при выдаче работникам таких СИЗ, как респираторы, противогазы самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и некоторые другие, проводил инструктаж по правилам пользования и показывал простейшие способы проверки их исправности.

В обязанности уполномоченного входит не только требовать от работников использования СИЗ, но и разъяснять им, что выдаваемая специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ предназначены для защиты от вредных и опасных производственных факторов и пренебрежение ими может привести к травме или производственно обусловленной заболеваемости.

 

Контроль за санитарно-гигиеническим обслуживанием работающих

Уполномоченный проверяет:

- своевременное и качественное проведение замеров уровней вредных и опасных производственных факторов, влияющих на здоровье работающих;

- работу вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования;

- соблюдение норм климатических условий в помещениях;

- обеспеченность работающих помещениями и устройствами санитарно бытового назначения;

- наличие для женщин комнаты личной гигиены;

- обеспечение работающих мылом, смывающими и обезжиривающими средствами.

Обязанности работодателя по обеспечению санитарно-гигиенического обслуживания работников изложены в ст. 212 и 223 ТК РФ.

Проведение замеров уровней вредных и опасных производственных факторов (ст. 209 ТК РФ), влияющих на здоровье работающих, должно осуществляться в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"

 

Контроль проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Классификация условий труда

 

Оптимальные условия труда (1 класс)

Условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимые условия труда (2 класс)

Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредные условия труда (3 класс)

Условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасные условия труда (4 класс)

Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

 

Результаты проведения СОУТ могут применяться для:

- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

- осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

- организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

- установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;

- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- подготовки статистической отчетности об условиях труда;

- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

- определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

- принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

- оценки уровней профессиональных рисков;

- иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ. Информирование работника может помочь при рассмотрении и урегулировании разногласий между работниками и работодателем, связанных с обеспечением безопасных условий труда и установлением гарантий и компенсаций.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со статьей 5 закона N 426-ФЗ работник вправе:

1) присутствовать при проведении СОУТ на своем рабочем месте;

2) обращаться к работодателю и его представителям, организации, проводящей СОУТ, и ее экспертам за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;

3) обжаловать результаты СОУТ на своем рабочем месте в соответствии со статьей 26 закона N 426-ФЗ.

 

Контроль за обеспечением отдельных категорий работников молоком или другими пищевыми продуктами

В соответствии со статьей 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основными нормативно-правовыми актами при организации выдачи молока и лечебно-профилактического питания на работах с вредными условиями труда являются:

1. ТК РФ (ст. 222);

2. Постановление Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»;

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»;

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н «Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания».

 

Контроль за проведением медицинских осмотров работающих во вредных условиях труда

В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Другой целью обязательных медицинских осмотров является предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Согласно ст. 214 Трудового кодекса РФ работник обязан с установленной периодичностью проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры в течение всей трудовой деятельности. Неисполнение работником этой обязанности является дисциплинарным проступком, за который на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах» (приложение N 3 к приказу). Данным приказом также утверждены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее – Перечень факторов) (приложение N 1 к приказу) и Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к приказу).

Работодатель в соответствии с действующим законодательством обязан обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками:

- своевременно направлять работников на периодические и внеочередные медицинские осмотры в соответствии с планом проведения медицинских осмотров, составленным медицинской организацией, с которой заключен договор на их проведение;

- не допускать к работе лиц, не прошедших предварительные и периодические медицинские осмотры либо не допущенных к работе по медицинским показаниям.

 

Контроль за обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями

Нормы обеспечения работников помещениями санитарно-бытового назначения и требования к их устройству представлены в действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах. Как правило, в состав помещений санитарно-бытового назначения входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи специальной одежды.

При проверках санитарно-бытовых помещений следует обращать внимание на своевременное проведение косметических ремонтов, организацию постоянной уборки, укомплектование необходимыми приспособлениями и устройствами. Например, в душевой должны быть крючки для одежды и полотенец, полочки для мыла, каждая душевая сетка должна быть отгорожена от соседних экранами; умывальные, как правило, укомплектовываются зеркалом, гардеробные – стульями или скамейками. Помещения для сушки специальной одежды оборудуются вытяжной вентиляцией, приспособлениями, позволяющими повесить специальную одежду и поставить специальную обувь без их контакта с нагревательными приборами или регистрами отопления.

Обязанности работодателя по обеспечению работающих смывающими и обезжиривающими средствами указаны в ст. 221 ТК РФ. С 12 июня 2018 года начала действовать новая редакция приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 23.11.2017) "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами". Изменения коснулись только стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами". Уполномоченному необходимо проверить выполнение вышеуказанного приказа в своей организации.

Перечень профессий и должностей, которым должно выдаваться мыло, смывающие и обезвреживающие средства, является приложением к коллективному договору.

 

Контроль за обеспечением средствами оказания первой помощи

В соответствии со ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить работников санитарными постами с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.

Уполномоченным следует проверять наличие аптечки, наличие в ней набора лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, своевременное пополнение аптечки, замену лекарственных препаратов, срок годности которых закончился. В аптечке должно находиться описание лекарственных препаратов с указанием, в каких случаях и как их надо применять. Нельзя допускать произвольной замены лекарственных средств.

Обучение работников оказанию первой помощи следует проводить для выполнения ими своих обязанностей при несчастных случаях на производстве и микротравмах. От своевременной и правильно оказанной первой помощи зависит жизнь пострадавшего, поэтому необходимо проверять качество обучения. Обучение должно включать теоретическую и практическую часть.

 

Определение вины застрахованного

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (статья 14 «Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат») при определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.

Указанное требование Закона налагает особую ответственность на решение профсоюзного комитета при рассмотрении материалов расследования и определении степени вины застрахованного. Если при расследовании несчастного случая, происшедшего с застрахованным, комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

Профсоюзный комитет дает свое заключение только в случае установления комиссией по расследованию несчастного (страхового) случая грубой неосторожности застрахованного и при условии, что она содействовала возникновению или увеличению вреда то есть должна быть причинная связь между возникновением или увеличению последствий несчастного случая, грубой неосторожностью застрахованного и причинением вреда его здоровью. Это обязательные условия для заседания профкома и принятия им решения.

Размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 %. (статья 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

 

 

Статья 14. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат

1. Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.

Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.

При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается.

2. Вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.

 

 

Участие и контроль за своевременным и правильным расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний и микротравм на производстве

Перед уполномоченными в случае какого-либо происшествия на производстве, приведшего к повреждению здоровья работника, стоят следующие задачи:

- добиваться, чтобы все происшествия, приведшие к несчастным случаям или микротравмам, были зафиксированы и расследованы;

- вести разъяснительную работу с работниками организации о недопустимости сокрытия несчастных случаев и микротравм;

- контролировать правильность и своевременность ведения расследования несчастных случаев и микротравм;

- участвовать в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев и микротравм на производстве, выявляя истинные причины происшествия и не допуская огульного обвинения самого пострадавшего;

- подбирать и готовить для профсоюзного комитета материалы, позволяющие оценить степень вины пострадавшего;

- контролировать выполнение мероприятий по предупреждению подобных несчастных случаев и микротравм.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен статьями 227-231 ТК РФ и Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Расследование микротравм не предусмотрено ни в одном законодательном и нормативном акте Российской Федерации, хотя разница между несчастным случаем и микротравмой только в степени повреждения здоровья. Перечень условий, при которых повреждение здоровья считается несчастным случаем на производстве, дан в ст. 227 ТК РФ. Несчастный случай оформляется актом по форме Н-1 и учитывается, только если в результате его у пострадавшего произошла потеря трудоспособности на один рабочий день и более (ст. 230 ТК РФ). Микротравма отличается от несчастного случая только тем, что повреждение здоровья не приводит к потере трудоспособности или приводит, но на срок менее одного дня.

Расследовать обстоятельства и причины всех случаев травматизма необходимо по двум основным причинам:

1) профилактика производственного травматизма (выявление причин травматизма позволяет наметить мероприятия и принять меры по недопущению в дальнейшем подобных несчастных случаев, чем больше объем анализируемых происшествий, тем более безопасным можно сделать процесс);

2) социальная защита работника, пострадавшего на производстве (любой несчастный случай и даже микротравма при определенных условиях может в дальнейшем привести к стойкой утрате трудоспособности, если несчастный случай или микротравма были скрыты, то есть не зафиксированы, работник, потерявший трудоспособность, не сможет доказать, что случай произошел на производстве, и претендовать на какие-либо выплаты).

Все работники организации должны знать последовательность действий при несчастном случае или получении кем-либо микротравмы. Во-первых, следует оказать пострадавшему первую помощь, затем принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц, сохранить место происшествия.

Далее должно быть организовано расследование обстоятельств и причин происшествия ст. 228 ТК РФ. В расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний обязательно принимает участие представитель профсоюзной организации ст. 229 ТК РФ. Кого именно включать в комиссию по расследованию несчастного случая, решает профсоюзный комитет. Как правило, это – уполномоченный по охране труда. Расследование микротравм поручается руководителю производственного подразделения и уполномоченному.

В любом случае, даже если в комиссию по расследованию несчастного случая и профессионального заболевания включается другой представитель профсоюзной организации, уполномоченный обязан содействовать своевременному и качественному проведению расследования.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 12/2018.

 

Другие статьи по теме
Категория: 08_Профсоюзный контроль | Добавил: zdrav1 (01.11.2020)
Просмотров: 1430