Охрана труда в ДОУ: отраслевая типовая инструкция по охране труда при проведении занятий с игровыми для детей дошкольного возраста - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Охрана труда в ДОУ: отраслевая типовая инструкция по охране труда при проведении занятий с игровыми для детей дошкольного возраста

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

Публикация предназначена для руководителей, сотрудников и специалистов по охране труда в ДОУ. Содержит типовую инструкцию по охране труда в ДОУ при проведении занятий с игровыми комплексами на базе персональных компьютеров.

 

1. Общие требования безопасности

 

1.1. К занятиям с игровыми комплексами на базе видеодисплейных терминалов и электронно-вычислительных машин (далее - ВДТ и ПЭВМ) допускаются дети дошкольного возраста с 5 лет, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний для работы с ПЭВМ, о чем должна быть сделана соответствующая запись в медицинской карте на ребенка.

1.2. Занятия с использованием ВДТ и ПЭВМ в образовательных учреждениях дошкольного образования (далее - дошкольное учреждение) проводятся в соответствии с утвержденным руководителем расписанием под руководством воспитателя и педагога-методиста. Посторонних лиц во время занятий в помещениях с ПЭВМ быть не должно.

1.3. Не допускается проводить занятия с ВДТ и ПЭВМ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

1.4. В дошкольных учреждениях смежно с помещением, где установлены ВДТ и ПЭВМ, должен размещаться игровой зал площадью не менее 24 кв.м.

1.5. Лица, проводящие занятия с детьми дошкольного возраста, должны иметь педагогическое образование и быть квалифицированными пользователями ПЭВМ.

1.6. С воспитателем и педагогом при работе с детьми дошкольного возраста должны быть проведены:

- вводный инструктаж по программе, утвержденной руководителем дошкольного учреждения;

- первичный инструктаж на рабочем месте перед началом работы с ВДТ и ПЭВМ;

- повторный инструктаж (не реже 1 раза в полугодие);

- внеплановый инструктаж (при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, изменении условий труда, введении новых нормативных актов по охране труда и др.);

- целевой инструктаж (при разовом выполнении работ по заданию руководителя, не связанных с основными трудовыми обязанностями);

- инструктаж по пожарной безопасности;

- инструктаж по первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастном случае.

1.7. Педагог-методист должен провести с детьми беседу, цель которой - в доступной (с учетом возраста) форме - рассказать детям о назначении отдельных частей ВДТ и ПЭВМ, правилами поведения детей во время занятий, правилами личной гигиены.

Особое внимание детей следует обратить на то, что во время занятий они должны внимательно слушать педагога-методиста и выполнять все его указания.

1.8. Воспитатель и педагог-методист должны знать основные опасные и вредные факторы, действующие на пользователей при работе с ВДТ и ПЭВМ:

- электрический ток;

- пожарная опасность;

- специфические зрительные условия труда;

- психическое напряжение;

- электромагнитные и электростатические поля;

- мягкое рентгеновское излучение;

- нарушение аэроионного состава воздуха в помещении с игровыми комплексами;

- статическая нагрузка на организм ребенка и работника дошкольного учреждения;

- детские шалости (раскачивание на стуле и т.п.);

1.9. Рабочие места детей в помещении с игровыми комплексами и основное оборудование (ВДТ и ПЭВМ) должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03[1] и пожарной безопасности.

1.10. Размещение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ в дошкольных учреждениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

1.11. Площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ в дошкольных учреждениях должна быть не менее 6,0 кв.м, а объем - не менее 24,0 куб.м.

1.12. В дошкольных учреждениях запрещается для отделки внутреннего интерьера помещений с ВДТ и ПЭВМ применять полимерные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные синтетические вещества.

1.13. Запрещается использование ВДТ и ПЭВМ в дошкольных учреждениях без гигиенической оценки их безопасности для здоровья человека и получения гигиенического сертификата в соответствии с установленными требованиями.

1.14. Помещения с игровыми комплексами на базе ВДТ и ПЭВМ в дошкольных учреждениях должны быть оборудованы пожарной сигнализацией, порошковыми или углекислотными огнетушителями (не менее 2-х для помещения), медицинской аптечкой для первой доврачебной помощи.

1.15. Если при проведении занятий воспитатель или педагог-методист замечают нарушения ребенком различных правил, которые могут привести к повреждению здоровья, следует сделать ребенку замечание; приложить необходимые усилия, чтобы прекратить шалости, вплоть до удаления с занятия под контроль другого воспитателя или работника дошкольного учреждения.

1.16. Остальным детям необходимо напомнить о выполнении правил поведения во время занятий.

1.17. При возникновении во время занятий несчастного случая с ребенком воспитатель и педагог-методист должны устранить действие травмирующего фактора (зажата рука, заноза в пальце и т.п.), оказать ребенку необходимую первую доврачебную помощь. В необходимых случаях доставить пострадавшего в лечебное учреждение, сообщить об имевшим место событии родителям ребенка (родственникам, опекунам и др. заинтересованным лицам) и обязательно руководителю дошкольного учреждения.

1.18. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции в дошкольных учреждениях на занятиях в помещениях с игровыми комплексами на базе ВДТ и ПЭВМ являются обязанностью работников, проводящих занятия. Несоблюдение требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РФ.

 

2. Требования безопасности перед началом занятий

 

2.1. Перед началом занятий помещение с игровыми комплексами на базе ВДТ и ПЭВМ должно быть приведено в надлежащий порядок: проветрено системой кондиционирования, вентиляции или сквозным проветриванием, оборудование (ВДТ и ПЭВМ) подключено в соответствии с эксплуатационной документацией.

2.2. Занятиям с ВДТ или ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.

2.3. Воспитатель должен собрать детей и привести в помещение для занятий, распределить по рабочим местам.

2.4. Запрещается использование одного ВДТ и ПЭВМ для двух и более детей независимо от их возраста.

2.5. Помещения, где устанавливаются игровые комплексы на базе ВДТ и ПЭВМ, должны оборудоваться одноместными столами.

2.6. Конструкция стола должна предусматривать:

- плавную и легкую регулировку по высоте с надежной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460 - 520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине не менее 600 мм;

- возможность плавного и легкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град. с надежной фиксацией;

- ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;

- ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры;

- отсутствие ящиков;

- пространство для ног под столом над полом не менее 400 мм.

2.7. Каждый стол с ВДТ и ПЭВМ должен оборудоваться стулом. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции. Не допускается вместо стульев использование кубов, табуреток, скамеек без опоры для спины.

2.8. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту ребенка, необходимо обязательно использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

2.9. Общее количество детей на занятиях с игровыми комплексами определяется количеством индивидуальных рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ. Во время занятий каждый ребенок должен быть под контролем воспитателя и педагога-методиста.

 

3. Требования безопасности во время занятий

 

3.1. Для детей дошкольного возраста необходимо обеспечить наилучшие значения визуальных параметров в оптимальном диапазоне, которые должны быть указаны в технической документации на ВДТ и ПЭВМ.

3.2. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ в дошкольных учреждениях должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата: температура воздуха 19-21оС при относительной влажности 62-55%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.

3.3. В дошкольных учреждениях в помещениях с ВДТ и ПЭВМ уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБА.

3.4. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе.

3.5. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут.

3.6. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг.

3.7. Воспитатели педагог-методист должны быть внимательными к состоянию детей во время занятий. При утомлении отдельных детей, появлении шалостей следует предпринимать необходимые меры, чтобы исключить отрицательные последствия.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

4.1. При любых нарушениях нормальной работы ВДТ и ПЭВМ (самопроизвольное отключение, запах жженой изоляции и др. признаках) необходимо отключить оборудование от сети.

4.2. Лицам, проводящим занятия с детьми дошкольного возраста, запрещается выполнять любые ремонтные работы при отсутствии необходимой специальной подготовки, подтвержденной удостоверением. Нельзя привлекать к ремонту ВДТ и ПЭВМ случайных лиц. Следует поставить в известность о сбоях в работе оборудования руководителя дошкольного учреждения.

4.3. При плохом самочувствии ребенка воспитатель должен вывести его из помещения с ВДТ и ПЭВМ, оказать ему необходимую (в зависимости от обстоятельств) помощь. К следующим занятиям ребенок допускается только с разрешения врача, обслуживающего учреждение.

4.4. При возникновении пожара и его признаков (крики людей, запах дыма и т.п.) следует как можно быстрее эвакуировать детей из здания в безопасное место под контроль работника дошкольного учреждения, сообщить об аварийной ситуации руководителю дошкольного учреждения и в ближайшую пожарную часть (или по телефону 01).

4.5. Действия всех работников дошкольного учреждения должны соответствовать требованиям инструкции по пожарной безопасности, действующей в учреждении.

4.6. При прорыве системы отопления и водоснабжения вывести детей из помещения, вызвать слесаря-сантехника.

4.7. При внезапном отключении электрического освещения в темное время суток воспитатель должен успокоить детей и, используя фонарь с автономным питанием, вывести их из помещения с ВДТ и ПЭВМ в другое помещение с аварийным освещением.

4.8. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, родителям и при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

 

5. Требования безопасности по окончании занятий

 

5.1. Воспитатель должен в установленное время вывести детей из помещения в санитарную комнату для мытья рук, а затем в основной игровой зал.

5.2. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должны проводиться комплекс упражнений для глаз и физкультминутка общего воздействия (см. Приложение к настоящей Инструкции).

5.3. Педагог-методист должен отключить ВДТ и ПЭВМ в порядке, установленном в эксплуатационной документации. Осмотреть оборудование с целью обнаружения посторонних предметов, которые дети могут вставлять в вентиляционные отверстия оборудования, между клавишами и т.п.

5.4. Педагогу-методисту по окончании занятий чисто вымыть руки с мылом или другими нейтральными моющими средствами.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1- 6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1- 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

 

Комплекс упражнений физкультурной минутки

Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.

 

ФМ общего воздействия

1. И.п - о.с. 1-2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3-4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед, 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3-4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.

3. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3-4 - то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

 

[1] Полное название документа - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010).

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017)
Просмотров: 932 | Теги: правила и инструкции по охране труд