Типовая инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Типовая инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

1. Общие требования безопасности

 

1.1. К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются учителя (преподаватели) или лаборанты, не имею­щие медицинских противопоказаний к работе в кабинете биологии.

При приеме на работу учителя (преподаватели), лаборанты должны пройти предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, а в дальнейшем каждые шесть месяцев – повторный инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в журналах установленной формы. В случае необходимости должны быть проведены целевой и внеплановый инструктажи.

1.2. Обучающиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по биологии не допускаются.

1.3. При проведении демонстрационных опытов по биологии учителя (преподаватели) и лаборанты должны соблюдать следующие правила внутреннего распорядка:

- не являться на занятия в тяжелой верхней одежде (ее необходимо сдавать в гардероб);

- исключить пребывание обучающихся в лаборантской;

- не входить в кабинет биологии с продуктами питания, напитками, жевательной резинкой;

- соблюдать правила личной гигиены.

1.4. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для кабинета биологии:

- наличие химических веществ;

- повышенная температура (при пользовании спиртовками или смешивании ряда химреактивов);

- стеклянная лабораторная посуда;

- высокое психофизиологическое напряжение;

- длительные статические физические нагрузки.

1.5. Обучающиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета биологии.

1.6. В кабинете биологии запрещается работа:

- с возбудителями инфекционных заболеваний, инфицированными материалами и материалами, зараженными гельминтами, работы с кровью и лабораторные работы по изучению опухолей;

- ядовитыми и сильнодействующими растениями и лекарственным сырьем.

1.7. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.

1.8. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

1.9. При получении травм при работе в кабинете биологии пострадавшему должны быть оказана первая доврачебная помощь в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения.

1.10. Требования к обеспечению пожаро- и взрывобезопасности должны быть изложены в инструкции по пожарной безопасности, утвержденной руководителем образовательного учреждения, и во время инструктажа доведены до учителя (преподавателя), лаборанта и обучающихся, работающих в кабинете биологии.

1.11. При обнаружении любых нарушений нормального хода занятий обучающийся обязан сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту.

1.12. За невыполнение требований настоящий Инструкции виновные привлекаются к ответственности в соответствии с установленным законодательством порядке.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Учитель (преподаватель) и учебно-вспомогательный персонал должны явиться за 30 мин до начала занятий и подготовить кабинет к работе.

2.2. Перед началом работы учитель (преподаватель) должен проверить:

- целостность мебели на рабочих местах;

- исправность электрооборудования в помещении (провода, розетки, выключатели и т. д.);

- исправность оборудования и инструментов на рабочем месте в соответствии с технической документацией;

- наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

- укомплектованность аптечки необходимыми медикаментами.

2.3. Учитель (преподаватель) должен подготовить к выполнению демонстрационного опыта рабочее место, убрать все лишнее, проверить целостность приборов и лабораторной посуды.

Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.4. Обучающиеся должны:

- являться на занятия без опоздания в назначенное учителем (препо­давателем) или расписанием время;

- убрать с проходов портфели и сумки;

- изучить содержание и порядок проведения занятия;

- проверить исправность своего рабочего места.

При обнаружении неисправности до начала работы обучающийся обязан сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту и до устранения неисправности к работе не приступать.

 

3. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстрационных опытов по биологии разрешается привлекать лаборанта; обучающихся привлекать для этих целей запрещается.

3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скаль­пелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) соблюдать осторожность, брать инструменты только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на коллег.

3.3. Необходимо соблюдать осторожность при работе с лабораторной посудой и приборами. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз. Брать предметные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

3.4. При пользовании спиртовкой для нагревания жидкостей беречь руки от ожогов. Нагревание жидкостей следует производить только в тонкостенных сосудах (пробирках, колбах и пр.). Отверстие пробирки или горлышко колбы при их нагревании запрещается направлять на себя и на коллег. При нагревании жидкостей запрещается наклонятся над сосудами и заглядывать в них.

3.5. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.

3.6. При работе с химреактивами не следует брать их руками, твердые реактивы из склянок необходимо набирать специальными ложечками, шпателями.

3.7. Необходимо поддерживать порядок на рабочем месте, не загромождать демонстрационный стол посторонними предметами.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

4.1. При угрозе возникновения пожара учитель (преподаватель) должен собрать всех обучающихся и, действуя в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности, утвержденной руководителем образовательного учреждения, вывести всех в безопасное место.

4.2. При возникновении признаков какой-либо другой чрезвычайной ситуации учитель (преподаватель) должен собрать всех обучающихся) по списку, вывести в безопасное место и либо находиться вместе с ними до момента прекращения чрезвычайной ситуации, либо до того момента, когда по распоряжению руководителя образовательного учреждения обучающиеся будут отпущены по домам.

4.3. При получении обучающимся травмы в ходе чрезвычайной ситуации немедленно оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения, а также родителям.

 

5. Требования безопасности по окончании работы

 

5.1. После окончания работы обучающийся обязан:

- привести в порядок рабочее место, убрать накопившийся мусор;

- с разрешения учителя (преподавателя ) спокойно покинуть помещение.

5.2. После окончания работы учитель (преподаватель) обязан:

- проследить за тем, как обучающиеся убирают рабочие места;

- убедиться в целостности оставленного рабочего оборудования, инструмента, приспособлений.

5.3. После окончания работы лаборант обязан:

- убрать отработанные химреактивы;

- вымыть посуду;

- убрать оборудование, инструменты, приспособления.

5.4. После окончания работы в кабинете биологии учителю (преподавателю) и лаборанту необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017)
Просмотров: 581 | Теги: правила и инструкции по охране труд