Типовая инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Типовая инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

1. Общие требования безопасности

 

1.1. К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются учителя (препода­ватели) и лаборанты, не имеющие медицинских противопоказаний к работе в кабинете физики.

При приеме на работу учителя (преподаватели), лаборанты должны пройти предварительный медицинский осмотр вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте, а в дальнейшем — каждые шесть месяцев повторный инструктаж, о чем должны быть сделаны записи в журналах установленной формы. В случае необходимости должны быть проведены целевой и внеплановый инструктажи.

1.2. Учащиеся, студенты (далее – обучающиеся) к подготовке и проведению демонстрационных опытов по физике не допускаются.

1.3. При проведении демонстрационных опытов по физике учителя (преподаватели) и лаборанты должны соблюдать следующие правила внутреннего распорядка:

- не являться на занятия в тяжелой верхней одежде (ее необходимо сдавать в гардероб);

- пользоваться средствами индивидуальной  защиты: перчатки диэлектрические, указатель напряжения, инструмент с изолирующими ручками, коврик диэлектрический;

- исключить пребывание обучающихся в лаборантской;

- не входить в кабинет физики с продуктами питания, напитками, жевательной резинкой;

- соблюдать правила личной гигиены.

1.4. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для кабинета физики:

- электрический ток при работе с электроприборами;

- повышенная температура при нагревании жидкостей и различных физических тел;

- острые кромки стекла и металлов при небрежном обращении с лабораторной посудой из стекла и приборами;

- высокое психическое напряжение;    

- статические физические нагрузки.   

1.5. При получении травм при подготовке и проведении демонстрационных опытов по физике важно своевременно и правильно оказать первую доврачебную помощь в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. 

1.6. При обнаружении любых нарушений в проведении демонстрационного опыта, обучающийся обязан сообщить о них лаборанту или учителю (преподавателю).

1.7. В случае, если разбилась лабораторная посуда, запрещается собирать осколки незащищенными руками, необходимо использовать для этой цели щетку и совок.        

1.8. Перед проведением демонстрационных опытов следует убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения: огнетушителя углекислотного (порошкового), ящика с песком, накидки из огнезащитной ткани.

1.9. Учитель (преподаватель) и лаборант, работающие  в  кабинете  физики, должны быть проинструктированы по пожарной безопасности в объеме требований инструкции по пожарной безопасности, джействующей в образовательном учреждении.

1.10. За невыполнение требований настоящей Инструкции виновные привлекаются к ответственности в соответствии с установленным законодательством порядке.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Учитель (преподаватель) и лаборант должны:

- явиться за 30 мин до начала занятий и подготовить кабинет к работе;

- перед началом  работы надеть спецодежду и воспользоваться средствами индивидуальной защиты.

2.2. Перед началом работы учитель (преподаватель) должен проверить:

- целостность мебели на рабочих местах;

- исправность электрооборудования в помещении (провода, розетки, выключатели и т. д.)

- исправность оборудования и инструментов на демонстрационном рабочем месте в соответствии с технической документацией;

- наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

- укомплектованности аптечки необходимыми  медикаментами.

2.3. Учитель (преподаватель) должен подготовить к выполнению демонстрационного опыта рабочее место, убрать все лишнее, проверить целостность приборов из стекла, лабораторной посуды и приспособлений.

Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.4. Обучающиеся должны:

- являться на занятия без опоздания в назначенное учителем (преподавателем) или расписанием время;

- убрать с проходов портфели и сумки;

- изучить содержание  и  порядок  проведения  занятия.

2.5. Ремонтирует неисправное электрооборудование специалист, прошедший специальное обучение  и имеющий вторую квалификационную группу по электробезопасности.

 

3. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Для оказания помощи в подготовке и проведении  демонстрационных опытов по физике разрешается привлекать лаборанта. Обучающихся привлекать для этих целей запрещается.        

3.2. Тонкостенную лабораторную  посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно,  слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.        

3.3. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть. Горлышко сосудов при их нагревании следует направлять в сторону от учащихся (студентов).        

3.4. При нагревании жидкостей запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.        

3.5. При работе с приборами из стекла следует применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.

3.6. Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.

3.7. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся устанавливается защитный экран из оргстекла, а учитель ( преподаватель) должен надеть защитные очки.

3.8. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.

3.9. Не превышать пределы допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и других параметров, указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе устанавливается защитный экран из оргстекла.

3.10. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.

3.11. Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

3.12. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключения в схемах при включенном питании.

3.13. Не допускать прямого попадания в глаза учителя (преподавателя) и обучающихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера.

3.14. Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.

3.15. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, немедленно прекратить работу и отключить источник электропитания.

3.16. При коротком замыкании в электрических устройствах и загорании, немедленно отключить их от сети, эвакуировать обучающихся из кабинета и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.

 

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

 

4.1. При угрозе возникновения пожара учитель (преподаватель)  должен собрать всех обучающихся и вывести всех в безопасное место.

4.2. При возникновении признаков какой-либо другой чрезвычайной ситуации учитель (преподаватель)  должен собрать всех обучающихся по списку, вывести в безопасное место и либо находиться вместе с ними до момента прекращения чрезвычайной ситуации, либо до того момента, когда по распоряжению руководителя образовательного учреждения обучающиеся будут отпущены по домам.

4.3. При получении обучающимся травмы в ходе чрезвычайной ситуации немедленно оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения. При необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения, а также родителям.

 

5. Требования безопасности по окончании работы

 

5.1. Отключить источник тока, разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.

5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.

5.3. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.

5.4. Привести в порядок рабочее место.

5.5. Отработанные водные растворы слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л для последующего их  уничтожения.        

5.6. Привести в порядок рабочее место,  убрать все химреактивы в лаборантскую в закрывающиеся шкафы и сейфы.        

5.7. Тщательно вымыть руки с мылом.

5.8. Обучающиеся покидают помещение только с разрешения учителя (преподава­теля).

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017)
Просмотров: 681 | Теги: правила и инструкции по охране труд