Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» Стрельбицкая З.В. Учебно-консультативный центр по охране труда, г. Москва
Проверки (аудит) являются важнейшей составляющей системы управления охраной труда (СУОТ)[1]. Следует учитывать, что качество проверок во многом зависит от профессиональной подготовки аудиторов. Требования к компетентности и оценке аудиторов (экспертов) содержатся в ГОСТ Р 12.0.008-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)"[2].
Доверие к аудиту зависит от компетентности аудиторов. Аудиторы должны продемонстрировать личные качества и способность применить знания и навыки, приобретенные во время учебы, работы, стажировки и опыта при проведении аудита. Личные качества аудиторов СУОТ должны позволять им действовать в соответствии с принципами проведения аудита. Аудитор должен быть: а) порядочным - правдивым, искренним, честным, сдержанным и благоразумным; б) открытым - воспринимать альтернативные идеи или точки зрения; в) дипломатичным - умеющим тактично взаимодействовать с людьми; г) наблюдательным - активно знакомиться с окружением и деятельностью; д) проницательным - интуитивно оценивать ситуации; е) разносторонним - быть готовым к различным ситуациям; ж) упорным - настойчивым, ориентированным на достижение целей; и) решительным - своевременно принимать решения на основе логических соображений и анализа; к) самостоятельным - действовать и выполнять свои функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими. Аудиторы должны обладать знаниями и навыками в следующих областях: а) принципы, процедуры и методы аудита: Для того чтобы аудитор имел возможность выбора и систематического проведения аудита надлежащим образом, он должен быть готов к выполнению следующих действий: - применению принципов, процедур и методов аудита, - результативному планированию и организации работ, - проведению аудита в течение установленного срока, - установлению приоритетов и ориентации на существенные моменты, - сбору данных посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных, - пониманию соответствующих методов и результатов выборочного исследования для аудита, - проверке точности собранных данных, - подтверждению достаточности и приемлемости свидетельств аудита для подкрепления выводов аудита и заключений, - оценке факторов, влияющих на достоверность выводов и заключений по результатам аудита, - использованию рабочих документов для записи деятельности при аудите, - подготовке отчетов по аудиту, - сохранению конфиденциальности данных, - результативному обмену информацией посредством личных знаний языка или с помощью переводчика; б) элементы СУОТ и ссылочные документы: 1) политика в области охраны труда, 2) участие работников и (или) их представителей, 3) распределение обязанностей и ответственности, 4) компетентность и подготовка, 5) документация СУОТ, 6) передача и обмен информацией, 7) планирование, развитие и функционирование СУОТ, 8) предупреждающие и контролирующие меры, 9) управление изменениями, 10) предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидация их последствий, 11) материально-техническое снабжение, 12) подрядные работы, 13) наблюдение и измерение результатов деятельности, 14) расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья, 15) проверка, 16) анализ эффективности управления охраной труда руководством, 17) предупреждающие и корректирующие действия, 18) непрерывное совершенствование, 19) любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости, 20) применение элементов СУОТ к различным организациям, 21) взаимодействие элементов СУОТ, 22) стандарты по СУОТ, применяемые процедуры или другие документы по СУОТ, используемые в качестве критериев аудита, 23) различия и приоритеты ссылочных документов, 24) применение ссылочных документов к различным ситуациям при аудите, 25) системы информации и методы санкционирования доступа, обеспечения безопасности, рассылки и управления документами, данными и записями; Для понимания принципов работы проверяемой организации знания и навыки в этой области должны охватывать: - размеры, структуру, функции организации и взаимосвязи (подразделений) внутри нее, - общие бизнес-процессы и соответствующую терминологию, - культурные и социальные обычаи проверяемой организации; г) требования нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда: 1) межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда, 2) отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, 3) правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности, 4) национальные стандарты системы стандартов безопасности труда, 5) строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству, 6) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы); е) международные соглашения и конвенции, ж) другие требования, которые касаются организации и которые организация обязалась выполнять. Руководители аудиторских групп должны иметь дополнительные знания и навыки по руководству аудитом для результативного и эффективного проведения аудита. Руководитель аудиторской группы должен быть подготовлен к выполнению следующих действий: - планированию аудита и результативному использованию ресурсов в ходе аудита; - представлению аудиторской группы при взаимодействии с заказчиком аудита и проверяемой организацией; - организации и направлению работы членов аудиторской группы; - обеспечению руководства и сопровождению работы стажеров; - руководству аудиторской группой для получения заключения по результатам аудита; - предупреждению и разрешению конфликтов; - подготовке и завершению отчета (акта) по аудиту.
Образование, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита У аудиторов должны быть опыт работы, курс обучения по аудиту и опыт проведения аудита. Опыт работы должен способствовать повышению знаний и навыков. Практический опыт работы должен быть получен на должностях, где выполняемая работа содействует развитию знаний и опыта в области охраны труда. Полный курс обучения следует проводить в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда. Опыт проведения аудитов СУОТ должен быть приобретен под руководством аудитора, который компетентен в качестве руководителя аудиторской группы в этой области знаний. Руководителю аудиторской группы следует приобрести дополнительный опыт по аудиту, чтобы повышать знания и навыки. Дополнительный опыт должен накапливаться при исполнении обязанностей руководителя аудиторской группы под руководством и наблюдением другого аудитора, который компетентен в качестве руководителя аудиторской группы. Уровень образования, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита Организации должны определять требования к образованию, опыту работы, обучению на аудитора и опыту проведения аудита, которые требуются аудитору для того, чтобы приобрести знания и опыт, соответствующие программе аудита. Опыт показывает, что уровни, указанные в табл. 1, соответствуют аудиторам, проводящим сертификационные или им подобные аудиты. В зависимости от программы аудита необходимый уровень может быть выше или ниже
Таблица 1Пример уровней образования, опыта работы, обучения по аудиту, опыта проведения аудитов для аудиторов, осуществляющих аудиты по сертификации или аналогичные аудиты
Примечания 1 Высшее образование представляет собой часть национальной системы образования. 2 Количество лет опыта работы может быть сокращено на один год в случае, когда лицо получило соответствующее высшее образование по охране труда. 3 Завершенный аудит - это аудит, охватывающий все этапы, описанные в 6.3-6.6. Общий опыт по аудиту должен охватывать весь стандарт на СУОТ.
Поддержание и повышение компетентности Деятельность по постоянному профессиональному росту должна учитывать изменения в личных потребностях аудиторов и организаций, в практике проведения аудитов, изменения стандартов и других требований. Аудиторы должны поддерживать и демонстрировать свою компетентность в проведении аудита постоянным участием в аудитах СУОТ.
Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна быть спланирована, реализована и запротоколирована в соответствии с процедурами программы аудита с целью обеспечения объективных, последовательных, достоверных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребности в обучении и приобретении других навыков. Оценка аудиторов происходит на следующих этапах: - начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами; - оценивание аудиторов, как части процесса формирования аудиторской группы; - постоянное оценивание характеристик аудитора с целью идентификации потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков. Процесс оценки включает четыре основных этапа: ЭТАП № 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ, ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ДЛЯ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ ПРОГРАММЫ АУДИТА При определении требуемых знаний и навыков необходимо учитывать: - размер, вид деятельности и сложность проверяемой организации; - цели и объем программы аудита; - требования системы сертификации; - роль процесса аудита для руководства проверяемой организации; - уровень конфиденциальности, требуемый в программе аудита; - сложность проверяемой СУОТ. ЭТАП № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ Критерии могут быть количественными (опыт работы в годах, образование, количество проведенных аудитов, количество часов обучения аудиту) или качественными (демонстрируемые личные качества, знания или характеристики навыков при обучении или при нахождении на рабочем месте). ЭТАП № 3. ВЫБОР СООТВЕТСТВУЮЩЕГО МЕТОДА ОЦЕНКИ Метод оценки выбирает лицо или комиссия по табл. 2. При использовании таблицы необходимо обратить внимание на следующее: - описанные методы представляют диапазон возможностей и не могут быть применимы во всех ситуациях; - различные описанные методы могут отличаться по своей надежности; - обычно для достижения того, чтобы результат был объективным, согласующимся, беспристрастным и достоверным, выбирают сочетание методов.
Таблица 2
Методы оценки
ЭТАП № 4. ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ Собранную информацию о персонале сравнивают с критериями, установленными на этапе 2. Если персонал не соответствует критериям, указывают на необходимость дополнительного обучения, опыта работы и (или) участия в аудите, после чего проводят повторную оценку. В табл. 3 приведены примеры использования и документирования этапов оценки для гипотетической программы внутреннего аудита.
Таблица 3Применение процесса оценки аудитора в гипотетической программе внутреннего аудита
Опубликовано в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 4/2017. Другие статьи по теме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (25.05.2017) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2470 | |