Охране труда – особую заботу! - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Охране труда – особую заботу!

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

С целью разработки мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в образовательных организациях должен быть проведен анализ состояния травматизма, в том числе с учетом основных причин, которые привели или могут привести к несчастным случаям.

 

Система образования сегодня – это десятки тысяч учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт, сосуды, работающие под давлением, разнообразная техника; применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости.

На работающих в образовательных учреждениях влияют те же производственные факторы, что и в любой другой отрасли промышленности. Однако на педагогический персонал больше, чем в других отраслях, влияют особенности профессиональной деятельности.

Научно-технический прогресс, приведший к повышению технической оснащенности образовательных учреждений, внедрению более совершенных учебных и технических процессов, оборудования, инструментария, ставит новые проблемы, требующие скорейшего решения.

Высокий травматизм в образовательных учреждениях свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых мер как со стороны руководителей, так и со стороны профсоюзных организаций. К сожалению, невозможно предусмотреть все, но свести риск получения практически любой травмы до минимума все же возможно. Имеются наиболее актуальные и значимые вопросы по охране труда для изучения и рассмотрения на на комиссия по охране труда и собраниях трудовых коллективов. Это:

- оценка состояния условий и охраны труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, инструмента, сырья и материалов;

- выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по охране труда;

- своевременность проведения специальной оценки условий труда и выполнения мероприятий по ее результатам;

- состояние кабинетов и уголков по охране труда;

- выполнение руководителями, специалистами и иными работниками образовательных организаций должностных обязанностей по охране труда и требований нормативно-правовых актов по охране труда;

- осуществление профсоюзной организацией общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

С целью детальной разработки мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организациях должен быть проведен анализ состояния травматизма, в том числе с учетом основных причин, которые привели или могут привести к несчастным случаям. В их число в соответствии с принятой классификацией входят следующие причины:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ:

- недостатки в содержании территории, проездов, проходов;

- нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента;

- недостатки в организации рабочих мест;

- нарушение технологического регламента;

- нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий;

- нарушение правил и норм ремонта оборудования, транспортных средств, инструмента;

- недостатки в обучении работников безопасным методам труда;

- недостатки в организации групповых работ;

- слабый технический надзор за опасными работами;

- использование машин, механизмов и инструмента не по назначению;

- отсутствие или несовершенство ограждений мест работы;

- отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной зашиты и др.

ТЕХНИЧЕСКИЕ:

- несовершенство технологических процессов;

- конструктивные недостатки оборудования, приспособлений, инструментов;

- недостаточная механизация тяжелых работ;

- несовершенство предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировки;

- прочностные дефекты материалов;

- неизвестные ранее опасные свойства обрабатываемых материалов и др.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ:

- большие физические (статические и динамические) перегрузки;

- умственное перенапряжение;

- перенапряжение анализаторов (зрительного, слухового, тактильного);

- монотонность труда;

- стрессовые ситуации;

- болезненное состояние работника;

- несоответствие анатомо-физиологических и психических особенностей человека характеру выполняемой работы и др.

Основными причинами производственного травматизма в отрасли является: нарушение правил дорожного движения, организационные причины и нарушения потерпевшими трудовой дисциплины и требований охраны труда.

Руководителям образовательных учреждений, должностным лицам, ответственным за состояние условий и охраны труда, руководителям, техническим инспекторам и активистам профсоюзных организаций необходимо еще раз системно проанализировать выполнение требований нормативно-правовых актов в области безопасности труда и принять необходимые меры по устранению недостатков.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 10/2017.

 

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (05.12.2017)
Просмотров: 1451 | Теги: управление охраной труда