Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»
В статье рассматриваются основные показатели и критерии мониторинга состояния комплексной безопасности объектов, а также порядок сбора и обобщения сведений о состоянии комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений[1] (далее - Объекты).
Представленная методика направлена на формирование единых подходов при разработке технического задания на создание автоматизированной системы сбора, обобщения и анализа данных о состоянии комплексной безопасности объектов. Основными целями мониторинга состояния комплексной безопасности объектов являются: - сокращение времени обнаружения возгораний и оповещения людей о пожаре, в том числе граждан, отнесенных к категории маломобильных групп населения, с помощью индивидуальных технических устройств оповещения; - обеспечение автоматизированного вызова сил подразделений федеральной противопожарной службы в случае возникновения пожара, в том числе по выделенным радиоканалам МЧС России; - профилактика правонарушений на объектах с массовым пребыванием людей; - обеспечение прав и законных интересов престарелых, инвалидов и детей; - своевременное принятие мер по обеспечению комплексной безопасности руководителями объектов, а также органами административной юрисдикции; - обеспечение актуальной информацией о развитии чрезвычайной ситуации (пожара) с целью своевременного определения путей эвакуации и спасения людей, а также первоочередных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации (пожара); - сбор, хранение и передача статистической информации о состоянии комплексной безопасности объектов, в том числе о состоянии систем противопожарной защиты; - оказание организационно-методического содействия органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в реализации мер по обеспечению комплексной безопасности организаций социального обслуживания, в которых пребывают дети, инвалиды и престарелые граждане; - создание условий для прозрачности, открытости и своевременного поступления указанных сведений. Непосредственное проведение мониторинга состояния комплексной безопасности объектов осуществляется Едиными дежурно-диспетчерскими службами города (муниципального района) (далее - ЕДДС), органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования, здравоохранения и соцзащиты, органами местного самоуправления. Актуализация сведений, подлежащих мониторингу, выполняется руководителями объектов. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", а также центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по федеральным округам и главным управлениям МЧС России по субъектам РФ осуществляют накопление поступающей информации о состоянии комплексной безопасности объектов. Организационно-методическое содействие в осуществлении мониторинга состояния комплексной безопасности объектов осуществляется Департаментом надзорной деятельности МЧС России и Научно-техническим управлением МЧС России совместно с соответствующими структурными подразделениями МВД России, Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России. Работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов проводится на объектах, расположенных в городах и районах субъектов РФ, в которые в установленном МЧС России порядке поставляется программно-аппаратный комплекс мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях, работающий по выделенным радиоканалам МЧС России и принятый на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 N 743 (далее - ПАК "Стрелец-Мониторинг"). Нормативное регулирование порядка организации сбора и формирования данных о состоянии комплексной безопасности объектов, совокупность мер реагирования оперативных и коммунальных служб, а также организаций, обслуживающих системы защиты здания (корпуса), осуществляется соответствующими положениями, утверждаемыми органами власти субъектов РФ в городах, в которых проводится работа по мониторингу состояния комплексной безопасности объектов. Указанные положения разрабатываются территориальными органами МЧС России по субъектам РФ в соответствии с настоящей Методикой и вносятся на утверждение в органы власти субъектов РФ. В мониторинге состояния комплексной безопасности объектов также вправе принять участие организации независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами с массовым пребыванием людей, привлекаемые в рамках автоматизации системы сбора сведений, характеризующих состояние комплексной безопасности объектов. По мере осуществления мониторинга состояния комплексной безопасности объектов могут вноситься предложения о расширении возможностей, порядке и формах использования положительных результатов работы, а также совершенствовании нормативно-правового регулирования в данной области. Мониторинг состояния комплексной безопасности осуществляется в следующих учреждениях: а) Учреждения социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей: - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких престарелых, комплексные центры (при наличии отделений временного (постоянного) проживания); - детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (при наличии отделений временного (постоянного) проживания), центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей (при наличии отделений временного (постоянного) проживания), социальные приюты для детей и подростков (при наличии отделений временного (постоянного) проживания); - психоневрологические интернаты; - геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры; - социальные гостиницы, центры социальной реабилитации для лиц без определенного места жительства, дома ночного пребывания, центры для лиц, освободившихся из мест лишения свободы. б) Учреждения здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей: - дома ребенка; - хосписы; - дома сестринского ухода; - детские санатории, в т.ч. для детей с родителями, включая оздоровительные лагеря круглогодичного действия; - диспансеры, в том числе психоневрологические, наркологические, противотуберкулезные и др.; - стационары больниц. в) Учреждения образования с круглосуточным пребыванием людей: - образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психо-педагогической и медико-социальной помощи, включая учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - кадетские школы-интернаты, школы-интернаты, созданные в помощь семье, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, детские сады с круглосуточным пребыванием детей; - специализированные учебно-воспитательные заведения для детей с девиантным поведением. г) Учреждения образования без круглосуточного пребывания людей включают: - образовательные учреждения дополнительного образования (дома пионеров, спортивные школы, дома молодежи и др.); - общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса, межшкольные учебные комбинаты и др.); - образовательные учреждения начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования; - образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; - образовательные учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья без круглосуточного пребывания людей. Мониторинг состояния комплексной безопасности объектов может осуществляться и в отношении иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, сопряженных с ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Основные критерии и показатели проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов Мониторинг состояния комплексной безопасности объектов проводится по следующим критериям и показателям: а) Численность граждан (пациентов) и персонала, проживающих в здании (корпусе) учреждения (организации). Для объектов образования без круглосуточного пребывания людей - численность обучающихся и персонала. б) Автоматическая пожарная сигнализация в здании (в корпусе): имеется; отсутствует; неисправна. в) Тип автоматической пожарной сигнализации: проводная; беспроводная; по радиоканалу МЧС России. г) Охранная сигнализация в здании (в корпусе): имеется; отсутствует; неисправна. д) Кнопка (брелок) экстренного вызова милиции в здании (корпусе): имеется; отсутствует; неисправна. е) Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании (корпусе): имеется; отсутствует; неисправна. ж) Тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: проводная; беспроводная; по радиоканалу МЧС России. з) Наружное противопожарное водоснабжение здания (корпуса): имеется; отсутствует; неисправно. и) Внутреннее противопожарное водоснабжение здания (корпуса): имеется; отсутствует; неисправно. к) Вывод сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты в подразделение пожарной охраны в здании (корпусе): имеется; отсутствует; неисправен. л) Способ вывода сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты в подразделение пожарной охраны: проводной; беспроводной; по радиоканалу МЧС России. м) Количество срабатываний систем противопожарной защиты: проводной, из них: ложных; беспроводной, из них: ложных; по радиоканалу МЧС России, из них: ложных. н) Прямая телефонная связь с подразделением пожарной охраны для здания (корпуса): имеется; отсутствует; неисправна. о) Обеспеченность персонала корпуса (здания) учреждения средствами индивидуальной защиты органов дыхания: имеются; отсутствуют; обеспечены не в полном объеме. п) Обеспеченность персонала корпуса (здания) учреждения носилками для эвакуации маломобильных пациентов: имеются; отсутствуют; обеспечены не в полном объеме. р) Текущее состояние здания (корпуса): находится в исправном состоянии; признано ветхим; нуждается в реконструкции; находится в аварийном состоянии. с) Капитальное ограждение территории здания (каждого корпуса при размещении по разным адресам): имеется; отсутствует. т) Наличие металлических входных дверей в здании (корпусе): имеются; отсутствуют. у) Физическая охрана здания или каждого корпуса (частное охранное предприятие или отдел вневедомственной охраны): имеется; отсутствует. ф) Видеонаблюдение территории и помещений для здания (корпуса): имеется; отсутствует. х) Состояние эвакуационных путей и выходов в здании (корпусе): соответствуют; не соответствуют. ц) Находится на расстоянии, не обеспечивающем своевременное прибытие ближайшего пожарного подразделения. 15. Показатели и соответствующие им критерии мониторинга состояния комплексной безопасности конкретного корпуса (здания) отражаются в паспорте комплексной безопасности учреждения. 16. Паспорт комплексной безопасности учреждения наряду с показателями и критериями мониторинга состояния комплексной безопасности объектов должен содержать следующую информацию: а) Наименование учреждения (организации). б) Форма собственности учреждения (организации): федеральная собственность; собственность субъекта РФ; муниципальная собственность; частная собственность; иная форма собственности. в) Организационно-правовая форма. г) Адрес места нахождения юридического лица. д) Фактический адрес нахождения здания (корпуса) с круглосуточным пребыванием людей (с ведением образовательного процесса), его наименование, контактный телефон. е) Должность, Фамилия, Имя, Отчество руководителя учреждения (организации), а также филиалов при их наличии, контактные телефоны. ж) Год постройки здания (корпуса). з) Этажность здания (корпуса). и) Дата проведенного последнего капитального ремонта (реконструкции) здания (корпуса). Указанные данные заносятся в паспорта комплексной безопасности учреждений. Типовая форма паспорта комплексной безопасности учреждения приведена в приложении N 1[2] к Методике проведения мониторинга состояния комплексной безопасности объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей, а также образовательных учреждений (утв. МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России).
Порядок сбора и обобщения сведений о состоянии комплексной безопасности учреждений Сбор информации о состоянии комплексной безопасности учреждений, указанной в столбцах 7, 17, 21, 23, 25, 26 паспорта комплексной безопасности учреждения, и ее передача на ЕДДС осуществляется ежедневно в телефонном режиме не позднее 10 ч. 00 мин. местного времени руководителями данных учреждений либо специально уполномоченными ими должностными лицами. Информация в столбцах 18, 22, 24 подлежит актуализации вышеуказанным способом 28 числа каждого месяца. Информация в столбцах 2-6, 8-16, 19, 20, 27-32 паспорта комплексной безопасности учреждения подлежит актуализации вышеуказанным способом по мере изменения содержащихся в них данных. Сведения о работоспособности автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, предусмотренные столбцами 17, 21 и 23 паспорта комплексной безопасности учреждения, допускается формировать посредством запроса информации с пунктов связи пожарных частей, полученной на основе данных ПАК "Стрелец-Мониторинг". Не подлежит заполнению столбец 30 в паспортах комплексной безопасности учреждений образования без круглосуточного пребывания людей и учреждений, не подпадающих под типы объектов. ЕДДС ежедневно актуализируют паспорта комплексной безопасности конкретных учреждений согласно представленной информации, сводят их в отдельные файлы в формате "Microsoft Office Excel" по типам учреждений, обобщают статистические сведения по установленным формам и направляют их в электронном виде в соответствующие Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ). Одновременно, ЕДДС по средствам информационного обмена обеспечивают доступ к указанной информации соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования, здравоохранения и соцзащиты, а также органов местного самоуправления. ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ обобщают статистические сведения по установленным формам, сводят паспорта комплексной безопасности конкретных учреждений в отдельные файлы по типам учреждений и направляют их в электронном виде в соответствующий Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России федерального округа (далее - ЦУКС МЧС России федерального округа). Одновременно, ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ по средствам информационного обмена обеспечивают доступ к указанной информации соответствующих ЦУКС МЧС России по федеральным округам, Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный центр управления в кризисных ситуациях". Статистические сведения по учреждениям, не подпадающим под типы Объектов, обобщаются в отдельный файл. Паспорта комплексной безопасности названных учреждений сводятся в отдельный файл в формате "Microsoft Office Excel". Актуализация статистических сведений и паспортов комплексной безопасности по учреждениям, не подпадающим под типы Объектов, осуществляется в соответствии с вышеустановленным порядком. ЦУКС МЧС России по федеральным округам и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" по запросу заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представляют статистические сведения, полученные в результате мониторинга состояния комплексной безопасности объектов.
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях образования» N 9/2016. Другие статьи по теме | |
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (26.05.2017) | |
Просмотров: 4935 | |