Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»
I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке системы управления охраной труда (именуемые далее "рекомендации") содержат практические рекомендации по созданию и развитию систем управления охраной труда и рекомендованы для использования организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности. 1.2. Система управления охраной труда (именуемая далее "СУОТ") - составная часть общей политики и системы управления организации, обеспечивающая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным законодательством РФ об охране труда и промышленной безопасности, направленная на непрерывное совершенствование деятельности организации по безопасности и гигиене труда, на снижение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. 1.3. Методологической основой СУОТ являются межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст), национальный стандарт РФ ГОСТ 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2009 N 138-ст) и иные нормативно-правовые акты об охране труда. 1.4. Разработка и внедрение СУОТ содействует выполнению обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации, а также в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.
II. Основные цели разработки СУОТ
2.1. Цели разработки СУОТ: - создание в организации единой системы управления охраной труда в качестве составной части системы управления организацией; - обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям, установленным законодательством РФ об охране труда и промышленной безопасности; - улучшение деятельности в области охраны труда, содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3.1. В основе разработки СУОТ лежит концепция, согласно которой организация должна периодически анализировать и оценивать свою СУОТ, чтобы выявить благоприятные возможности для ее улучшения и реализации, а также принцип всеобщей вовлеченности - участие работников и их представителей во всех элементах СУОТ. 3.2. СУОТ включает в себя следующие основные элементы: - политика; - организация; - планирование и применение; - оценка; - действие по совершенствованию. 3.3. СУОТ должна предусматривать: - интеграцию в общую систему управления деятельностью организации; - осуществление корректирующих действий по ее адаптации к изменяющимся обстоятельствам; - обязательства работодателя по постоянному улучшению условий и охраны труда; - формирование службы охраны труда, обеспечение социального партнерства; - обязанности работников по охране труда; - стимулирование работы по охране труда. 3.4. Уровень детализации и сложности СУОТ, объем документации и выделяемые ресурсы зависят от масштаба и специфики деятельности организации.
IV. Политика организации в области охраны труда
4.1. Работодатель отвечает за политику в области охраны труда (далее - политика), проявляет инициативу в решении проблем охраны труда и заинтересованность в ее реализации. 4.2. Политика должна отражать принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя: - обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве; - соблюдение законодательства РФ об охране труда и иных нормативных правовых актов РФ, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнить; - обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ; - непрерывное совершенствование функционирования СУОТ. 4.3. Политика должна учитывать специфику деятельности организации, характер и масштаб рисков для здоровья и безопасности работников, устанавливать приоритеты, цели и задачи по охране труда для каждого структурного подразделения и уровня управления, быть доступной и открытой для любых заинтересованных сторон, а ее реализация должна получать необходимое и достаточное ресурсное (техническое, финансовое, кадровое) обеспечение и поддержку руководителей организации. 4.4. Основные принципы политики должны быть оформлены в виде отдельного документа, кратко и четко изложены и доведены до сведения всех работников. 4.5. Политика должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия труда и информацию по вопросам охраны труда. 4.6. Основные направления политики в области охраны труда организации приведены в Приложении N 1 к настоящим рекомендациям.
5.1. Обязанности и ответственность
Для функционирования СУОТ работодатель обеспечивает руководство деятельностью по охране труда в организации, распределяет обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию всех элементов СУОТ. Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ. Работодатель с учетом функций, роли и места структурных подразделений отдельных работников в СУОТ устанавливает их обязанности и полномочия в этой области в зависимости от функций и задач в системе обеспечения безопасности труда: - по организации и координации работ по охране труда и производственному контролю; - по обеспечению промышленной безопасности (обеспечение безопасности производственного оборудования, технологических процессов, зданий, сооружений); - по обучению работников безопасности труда; - по обеспечению контроля за состоянием условий и охраны труда; - по информационному обеспечению охраны труда; - по созданию экономических механизмов обеспечения безопасности труда. Примерные обязанности и полномочия руководителей и работников организации по вопросам охраны труда приведены в Приложении N 2 к настоящим рекомендациям.
5.2. Компетентность и подготовка
Работодатель определяет требования к необходимой компетентности работников в области охраны труда и разрабатывает документацию (положения, программы, методики) по обучению и проверке знаний требований охраны труда и промышленной безопасности. Ответственность за организацию своевременного и качественного проведения обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний работников по вопросам охраны труда и промышленной безопасности в организации возлагается на ее руководителя, в структурных подразделениях организации - на их руководителей. Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для выполнения трудовых функций. Для этих целей разрабатываются программы обучения по охране труда. Программы обучения работников должны: - охватывать все категории работников организации; - предусматривать своевременную, с соответствующей периодичностью, эффективную, первоначальную и периодическую подготовку; - включать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки слушателями; - предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку по мере необходимости для обеспечения их эффективности; - предусматривать оформление результатов проверки знаний.
Документация СУОТ устанавливается в зависимости от размера, характера и вида деятельности организации, сложности и взаимодействия технологических процессов, компетентности работников, требований законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности и содержит: - политику и цели организации по охране труда; - распределение ключевых управленческих функций и обязанностей по охране труда; - наиболее значительные опасности (риски), вытекающие из деятельности организации, мероприятия по их предупреждению; - положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках СУОТ. Документация СУОТ должна быть оформлена в соответствии с требованиями законодательства РФ об охране труда и периодически анализироваться, своевременно корректироваться и быть легкодоступной для всех работников организации. Организация должна вести следующие формы документов: - по регистрации проведения инструктажей по охране труда; - по проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; - по разработке и учету инструкций по охране труда для работников; - по специальной оценке условий труда; - материалы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - по учету несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - по организации промышленной безопасности; - по организации выполнения требований санитарного законодательства; - по организации контроля за выполнением требований охраны труда и промышленной безопасности; - по организации отчетности по охране труда и оперативной информации по вопросам охраны труда; - другие документы по охране труда и промышленной безопасности. Работники должны иметь право доступа к документации, относящейся к их производственной деятельности и здоровью.
VI. Планирование и применение СУОТ
6.1. Исходный анализ
Для внедрения СУОТ в существующую систему управления организацией и приведения ее в соответствие с современными требованиями законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности проводится анализ действующей системы управления охраной труда в организации. Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. При анализе определяются: - перечень законодательных и других нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, промышленной безопасности и гигиене труда, программ по охране труда и других требований, соблюдение которых организация принимает на себя с учетом требований законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности; - опасности и риски для безопасности и здоровья, связанные с видами деятельности организации, и их оценка; - достаточность действующих или планируемых мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков; - анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников. При определении опасностей и рисков рекомендуется рассматривать следующее: - зарегистрированные в государственном реестре опасные производственные объекты; - производственные объекты, на которые представляется декларация промышленной безопасности; - опасные технологические операции; - состояние травматизма и аварийности на предприятии; - ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника; - причины возникновения потенциальной травмы или заболевания, связанные с выполняемой работой; - результаты специальной оценки условий труда; - статистика заболеваемости на предприятии; - обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты; - режим труда и отдыха; - как нормальные условия труда, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями; - оснащение аварийных служб; - вопросы деятельности организации, связанные с противопожарной защитой и другими видами деятельности. Анализируемые факторы должны охватывать всю деятельность организации и стать основными направлениями планирования работы по охране труда как база для разработки целей и задач в области охраны труда. Результаты исходного анализа, оформленные документально, используются для принятия решений о применении или совершенствовании СУОТ, а также для сравнения и оценки ее совершенствования.
6.2. Планирование, разработка и применение СУОТ
Цель планирования в СУОТ заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда. Мероприятия должны основываться на выбранных приоритетах по результатам исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Основные направления планирования: - составление планов улучшения условий и охраны труда (комплексного, текущего (годового), оперативного (квартального, месячного), которые являются составляющими плана экономического и социального развития организации; - программы улучшения условий и охраны труда; - заключение коллективного договора, соглашения по охране труда. При планировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда организация определяет цели охраны труда для каждого структурного подразделения и ее функциональных служб. Мероприятия по планированию должны включать: - определение и расстановку приоритетности целей по охране труда; - вопросы по повышению или поддержанию существующего уровня состояния условий и безопасности труда; - устранение причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - сроки выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности; - предоставление необходимой технической поддержки и материальных ресурсов в соответствии с законодательством об охране труда РФ. Планы оформляются, как правило, приложениями к коллективному договору и разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, согласовываются с профсоюзной организацией или иным представительным органом работников, утверждаются работодателем и корректируются при введении изменений в технологические процессы, оказываемые услуги, условия функционирования и при других изменениях в деятельности организации.
6.3. Предотвращение опасностей
В организации определяются операции и виды деятельности, которые связаны с вредными и (или) опасными, тяжелыми условиями труда. При планировании этих операций и видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, необходимо: - обеспечивать внедрение мероприятий по предупреждению и минимизации опасностей и рисков, а также по устранению возникающих отклонений от требований охраны труда; - обеспечивать контроль соответствия технологических процессов нормативным требованиям; - устанавливать и обеспечивать использование методов выявления рисков для здоровья и безопасности работников, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирование поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях; - устанавливать соответствующие процедуры по минимизации и устранению рисков для здоровья и безопасности работников при проектировании рабочих мест, технологических процессов и оборудования. Для предотвращения опасностей организация предусматривает: - предупредительные и контролирующие меры; - управление изменениями; - меры по предупреждению аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий; - меры по обеспечению безопасности при снабжении организации; - меры по обеспечению безопасности при проведении подрядных работ.
6.4. Предупредительные и контролирующие меры
Предупредительные и контролирующие меры должны осуществляться в следующем порядке: - устранить возможные опасности (риски); - ограничить опасности (риски) в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер, также путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами; - бесплатно предоставить соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, в случае невозможности ограничения опасностей (рисков) средствами коллективной защиты и принять меры по обеспечению их использования и обязательного технического обслуживания.
При введении изменений, влияющих на охрану труда (применение новых технологических или организационных структур, применение новых приемов труда, материалов, процессов, оборудования, изменений законодательства РФ об охране труда и промышленной безопасности, прием на работу новых работников и специалистов и т.д.), должны быть: - определены опасности и выполнена оценка рисков на рабочих местах; - обеспечено качественное и своевременное информирование и подготовка по охране труда всех работников организации, которых затрагивает это изменение; - организовано при необходимости обсуждение с участием работников, их представителей или представителей комитета (комиссии) по охране труда.
6.6. Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий
Организация должна выявлять возможности возникновения аварийных ситуаций и разрабатывать планы действий работников в возможных аварийных ситуациях при ликвидации их последствий, анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращению и ликвидации последствий, а также периодически проверять практическую подготовленность работников к действиям в аварийных ситуациях. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны быть согласованы с аварийными службами и другими органами там, где это необходимо.
6.7. Снабжение
Организация определяет и оценивает требования нормативных правовых актов РФ, разрабатывает собственные требования обеспечения безопасности и здоровья работников для включения их в условия материально-технического снабжения и аренды, в том числе до приобретения товаров и услуг (сертификаты соответствия материалов, оборудования, приспособлений, средств индивидуальной защиты и т.д.), а также мероприятия по выполнению этих требований до использования приобретаемых товаров и услуг.
Организация разрабатывает и устанавливает мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, по применению их работниками требований организации по охране труда, а также обеспечивает своевременную корректировку этих мероприятий. Мероприятия должны: - включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков; - устанавливать эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия; - обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и/или их работников, а также их инструктаж на рабочих местах; - отслеживать выполнение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; - обеспечивать выполнение подрядчиком(ами) требуемых мероприятий по охране труда на площадке организации.
VII. оценка СУОТ
7.1. Наблюдение и измерение результатов деятельности СУОТ
Объектами наблюдения являются: - основные производственные риски опасных технологических операций; - опасные производственные объекты; - условия труда на рабочих местах (специальная оценка условий труда); - заболеваемость работников и другие. Выбору объектов наблюдения промышленной безопасности и охраны труда предшествует определение конкретных показателей, подлежащих определению в каждом из объектов (например, предельно допустимые нормы воздействия вредных и опасных производственных факторов, тяжесть и напряженность труда и т.п.), и сроков его проведения. Организация разрабатывает локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение наблюдения, ключевые параметры показателей СУОТ в пределах всей организации, определяет ответственных лиц по их выполнению, распределяет обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры. Основными видами наблюдения являются: - контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями (2-, 3-, 4-ступенчатый контроль); - контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации; - производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, требований санитарного законодательства; - периодический контроль за соблюдением законодательства РФ об охране труда, осуществляемый представителями работодателя с участием членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных лиц по охране труда работников; - общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда; - анализ выполнения программ и планов по улучшению условий и охраны труда; - проверки со стороны контролирующих органов. Измерения параметров и контроль инструментально измеряемых параметров условий труда на рабочих местах осуществляется собственными лабораториями или специализированными организациями, аккредитованными в данной области. Основными задачами контроля за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности в организации являются: - выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности; - оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками; - выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда, нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; - принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Организация определяет объекты, которые необходимо взять под постоянный контроль, и частоту его проведения исходя из уровня риска на выбранном объекте, в том числе обследования оборудования и установок. Например: частота осмотра установок или оборудования установлена законодательством РФ. В качестве составной части СУОТ должен быть подготовлен график осмотров на основе результатов выявления опасных факторов и оценки рисков, действующих нормативов и законодательства РФ. Текущий контроль технологических процессов, рабочих мест и приемов работы должны осуществлять руководители среднего звена в соответствии с разработанными методиками наблюдений и измерений. Все руководители должны осуществлять проверки производственных объектов на соблюдение требований регламентов, норм и правил СУОТ.
Реагирующее наблюдение включает определение, уведомление и расследование: - несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности), инцидентов на производстве; - других потерь, таких как имущественный ущерб; - неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков СУОТ; - программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников. Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве направлено на выявление недостатков в СУОТ и оформляется документами, предусмотренными соответствующими нормативными правовыми актами РФ. В целях предотвращения повторения несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве разрабатываются планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и предупреждению их повторения. Аналогичные планы мероприятий разрабатываются по результатам проверок со стороны государственных надзорных органов. Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями (органами надзора и контроля, учреждениями социального страхования), рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований с учетом требований конфиденциальности.
7.4. Проверка
Проверки проводятся с целью определения эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов. Проверку проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица (работники организации либо работники сторонней организации). Организация разрабатывает программу проверок (методику, положение, правила, инструкцию), которая включает в себя определение компетенции проверяющего, масштаб, частоту проведения проверки, а также формы отчетности. Проверка включает оценку эффективности элементов СУОТ в организации или ее подсистемах. Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки на рабочем месте, включая анализ результатов проверки, осуществляются с участием представителей работников в установленном порядке.
7.5. Анализ эффективности СУОТ руководством
Руководство организации через определенные промежутки времени анализирует эффективность действующих мероприятий по выполнению политики СУОТ и реализации намеченных целей и задач. Организация разрабатывает процесс анализа эффективности СУОТ руководством, который должен предусматривать: - периодичность его проведения; - сбор всей необходимой информации, порядок и формы ее представления; - документированное оформление анализа и его результатов. Анализ эффективности СУОТ должен учитывать: - результаты расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов, наблюдения результатов деятельности и проверок; - дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, в том числе организационные, которые могут влиять на СУОТ; - информацию о новых разработках, производствах, технологиях, внедряемых в организации, которые могут потребовать изменения целевых показателей организации или ее политики. Результаты анализа эффективности функционирования СУОТ руководством должны быть документально оформлены и в установленном порядке доведены до сведения лиц, ответственных за конкретные элементы СУОТ, для принятия надлежащих мер, также комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей. Результаты анализа СУОТ используются для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда.
VIII. Действия по совершенствованию СУОТ
8.1. Предупреждающие и корректирующие действия в СУОТ
Если результаты оценки результативности СУОТ показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то должны быть своевременно разработаны другие меры. При разработке этих мер учитываются: - определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий СУОТ; - выполнение или совершенствование контролирующих мер, необходимых для избежания повторения нарушения; - регистрация любых изменений в письменных процедурах в результате корректирующего действия.
8.2. Непрерывное совершенствование СУОТ
В организации должны устанавливаться и осуществляться мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов СУОТ. Эти мероприятия должны учитывать: - цели организации в области охраны труда; - результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков; - результаты наблюдений и измерений результатов деятельности; - расследования причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов; - предложения по результатам проверок состояния условий и охраны труда; - выводы анализа эффективности СУОТ руководством; - предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации; - изменения в законодательстве РФ об охране труда и локальных нормативных правовых актах организации; - новую информацию в области охраны труда; - достижения других организаций.
к методическим рекомендациям по разработке системы управления охраной труда в организациях
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ОРГАНИЗАЦИИ
Основными направлениями политики организации являются: - соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в нормативных правовых актах законодательства РФ об охране труда, технических нормативных правовых актах, сфера действия которых распространяется на организацию; - обеспечение здоровых и безопасных условий труда, безаварийной работы производственных объектов; - предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - улучшение условий и охраны труда; - обучение, систематическое повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка персонала опасных производственных объектов к локализации и ликвидации инцидентов и аварий; - организация эффективного контроля за соблюдением требований охраны труда; - анализ состояния охраны труда, своевременное принятие управленческих решений по совершенствованию СУОТ; - систематическое информирование работников об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости; - привлечение всех работников организации, профессиональных союзов, иных представительных органов работников к участию в формировании и реализации политики, деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и заболеваний на производстве. Другие статьи по теме | |
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (22.05.2017) | |
Просмотров: 1953 | |