Организационно-методические основы государственного управления охраной труда на региональном уровне - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Организационно-методические основы государственного управления охраной труда на региональном уровне

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Брызгалов М.Ф. Учебно-консультативный центр по охране труда, г. Москва

 

Государственное управление охраной труда в субъекте РФ - это согласованная деятельность по реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда органов исполнительной власти субъекта РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профессиональных союзов и их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов.

 

Система государственного управления охраной труда в субъекте РФ (далее - Система) - это совокупность субъектов управления охраной труда, реализующих с помощью принципов управления задачи по созданию условий труда, соответствующих нормативным требованиям сохранения жизни и здоровья работников в организациях субъекта РФ. На Систему возлагаются функции государственного регулирования обеспечения охраны труда: формирование концепции (политики), организация, планирование, координация, контроль, совершенствование, информационно-аналитическое обеспечение в области охраны труда.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта РФ субъектами управления охраной труда на территории субъекта РФ являются:

- администрация субъекта РФ и органы исполнительной власти субъекта РФ;

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- органы местного самоуправления районов и городов субъекта РФ в пределах своих полномочий; работодатели и их объединения, а также профсоюзы, их объединения или иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда.

Субъекты управления охраной труда при выполнении возложенных на них функций взаимодействуют с органами судебной власти и прокуратуры субъекта РФ, региональной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, региональной комиссией по охране труда и аналогичными комиссиями в муниципальных образованиях субъекта РФ, органами социального страхования, статистики, научными организациями, аккредитованными в установленном порядке обучающими организациями по охране труда и другими организациями.

 

Цель и основные задачи Системы

Целью Системы является содействие реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, федеральных, территориальных и отраслевых государственных программ (планов мероприятий) улучшения условий и охраны труда.

Основными задачами Системы являются:

- обеспечение защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- создание и совершенствование региональной правовой и нормативной базы охраны труда, в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ;

- координация деятельности субъектов управления охраной труда;

- повышение эффективности государственного контроля (надзора) и общественного контроля за соблюдением нормативных требований условий и охраны труда;

- создание в организациях субъекта РФ эффективных систем управления охраной труда и профессиональными рисками;

- обеспечение своевременного с соответствующей периодичностью первоначального и повторного обучения по охране труда работников организаций;

- информационное обеспечение и пропаганда в сфере охраны труда.

 

Основные принципы организации и функционирования Системы:

- признание и обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организаций;

- использование программно-целевого подхода в управлении охраной труда;

- осуществление эффективного сотрудничества (социального партнерства) в решении вопросов охраны труда органов государственной власти субъекта РФ, территориальных федеральных органов контроля (надзора), органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профессиональных союзов и иных уполномоченных работников представительных органов;

- осуществление прямой и обратной связи всех звеньев Системы на всех уровнях управления охраной труда;

- информирование работников и населения о профессиональных рисках, пропаганда мер по охране труда;

- исполнение требований законодательства Российской Федерации и субъекта РФ в сфере охраны труда субъектами управления, возложение на них ответственности за нарушения этих требований;

- использование механизмов государственной экспертизы условий труда, специальной оценки условий труда в целях улучшения условий и охраны труда в организациях субъекта РФ.

 

Структура Системы

Организационная структура Системы включает в себя три уровня: региональный, муниципальный и уровень организаций.

На региональном уровне управление охраной труда осуществляют:

- администрация субъекта РФ, в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта РФ;

- департамент труда и занятости населения субъекта РФ - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда;

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на территории субъекта РФ государственный контроль (надзор) в пределах своих полномочий;

- органы исполнительной власти субъекта РФ, в пределах своих полномочий.

На уровне муниципальных образований управление охраной труда осуществляют:

- государственные казенные учреждения субъекта РФ центры занятости населения в муниципальных образованиях, подведомственные департаменту труда и занятости населения субъекта РФ, в пределах возложенных законодательством субъекта РФ полномочий;

- органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, а также отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда, в случае их передачи органами государственной власти субъекта РФ.

На уровне организаций управление охраной труда осуществляют работодатели и службы охраны труда организаций во взаимодействии с комитетами (комиссиями) по охране труда, профсоюзными комитетами, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов и иными уполномоченными работниками представительных органов.

 

Функции основных участников Системы

1. Администрация субъекта РФ осуществляет:

- обеспечение условий для эффективного функционирования Системы;

- реализацию государственной политики в области охраны труда на территории субъекта РФ во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации и субъекта РФ, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями, иными уполномоченными работниками представительных органов;

- реализацию федеральных целевых программ, а также утверждение в установленном порядке и реализацию региональных целевых программ (планов мероприятий) улучшения условий и охраны труда, обеспечивает контроль за их выполнением;

- создание региональной комиссии по охране труда, утверждение Положения о комиссии;

- организацию межрегионального сотрудничества в сфере охраны труда;

- передачу, в случае необходимости, органам местного самоуправления отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда на территории муниципальных образований;

- иные полномочия в сфере охраны труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ.

2. Департамент труда и занятости населения субъекта РФ (далее - департамент):

- является уполномоченным администрацией субъекта РФ органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление охраной труда в регионе;

- обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда на территории субъекта РФ;

- организует разработку, актуализацию, согласование и утверждение в установленном порядке региональных нормативных правовых актов по охране труда;

- организует проведение мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ;

- анализирует состояние условий и охраны труда, причины несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости в организациях муниципальных образований и отраслях экономики субъекта РФ, организует проведение мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

- представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда;

- информирует по вопросам и проблемам охраны труда администрацию субъекта РФ, региональную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, региональную комиссию по охране труда;

разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда государственных программ (подпрограмм) субъекта РФ;

- организует взаимодействие по вопросам охраны труда органов исполнительной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на территории субъекта РФ государственный контроль (надзор) в сфере условий и охраны труда, органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профессиональных союзов и других объединений работников;

- обеспечивает организационно-техническую подготовку работы региональной комиссии по охране труда, контроль выполнения решений;

- осуществляет в установленном порядке государственную экспертизу условий труда на рабочих местах;

- организует проведение на территории субъекта РФ, в установленном порядке, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей;

- содействует обобщению и распространению в регионе передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участвует, по вопросам охраны труда, в разработке региональных и отраслевых соглашений, в работе региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- организует проведение экспертизы региональных соглашений и коллективных договоров в части соблюдения законодательства об охране труда, контроль за выполнением коллективных договоров, в том числе мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- организует проведение региональных и всероссийских смотров-конкурсов, месячников по охране труда, семинаров, совещаний, выставок и других мероприятий по пропаганде здорового и безопасного труда;

- исполняет иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ.

Государственные казенные учреждения субъекта РФ центры занятости населения в муниципальных образованиях, подведомственные департаменту:

- во взаимодействии с органами местного самоуправления, профсоюзами, работодателями и их объединениями обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны и условий труда на территории муниципального образования;

- осуществляют сбор (мониторинг) и анализ информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, результаты представляют в департамент для свода и анализа по субъекту РФ, в органы местного самоуправления и, при необходимости, в органы прокуратуры;

- участвуют в организационно-методической подготовке и работе муниципальных межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда, осуществлении контроля за выполнением принятых решений;

- оказывают работодателям и работникам консультативно-методическую и практическую помощь в области охраны труда, содействуют созданию в организациях эффективных систем управления охраной труда и профессиональными рисками;

- участвуют в установленном законодательством порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;

- участвуют в координации проведения на территории субъекта РФ в порядке, установленном трудовым законодательством, обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

- проводят экспертизу коллективных договоров в части соблюдения законодательства об охране труда, осуществляют контроль за выполнением работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- изучают и распространяют передовой опыт по охране труда;

проводят в порядке, установленном трудовым законодательством, обследования состояния условий и охраны труда в организациях муниципального образования, получают информацию и документы, необходимые для осуществления своих полномочий;

- совместно с органами местного самоуправления и профсоюзами организуют проведение в муниципальном образовании месячников по охране труда, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний, выставок, Дней охраны труда и других мероприятий по охране труда;

- проводят информационно-разъяснительную работу по проблемам и задачам в области охраны труда, ведут пропаганду здорового и безопасного труда.

3. Органы исполнительной власти субъекта РФ:

- обеспечивают, в пределах своих полномочий, реализацию государственной политики в области охраны труда в курируемых отраслях и организациях, в том числе:

- принимают участие в разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда государственных программ (подпрограмм) субъекта РФ;

- осуществляют организационно-методическое руководство работой по охране труда и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда, в подведомственных организациях;

- проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в курируемых отраслях и в подведомственных организациях и принимают меры по их предупреждению;

- организуют в подведомственных организациях проведение специальной оценки условий труда;

- ведут пропаганду охраны труда, содействуют проведению региональных и всероссийских смотров-конкурсов, месячников, конференций и выставок, других мероприятий по охране труда, организуют и проводят отраслевые мероприятия по охране труда;

- координируют, в установленном порядке, проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда у работников подведомственных организаций, в том числе руководителей и специалистов, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

- обобщают и распространяют передовой опыт по охране труда;

- осуществляют иные полномочия в области охраны труда, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ.

4. Органы местного самоуправления:

- реализуют государственную политику в области охраны труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий, во взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, центрами занятости населения в муниципальных образованиях, работодателями, объединениями работодателей, профессиональными союзами, их объединениями;

- принимают и реализуют муниципальные целевые программы (планы мероприятий) по улучшению условий и охраны труда работников организаций;

- финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет средств местных бюджетов, муниципальных фондов охраны труда;

- принимают нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в области охраны труда, в пределах своей компетенции;

- создают муниципальные координационные советы (межведомственные комиссии) по охране труда, утверждают положение о координационном совете (комиссии);

- организуют, совместно с департаментом, профсоюзами, объединениями работодателей проведение месячников по охране труда, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний, выставок и других мероприятий по пропаганде улучшения условий и охраны труда;

- информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда и проводимой работе в области охраны труда на территории муниципального образования;

- осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях;

- могут участвовать, по согласованию с департаментом, в расследовании несчастных случаев на производстве, в установленном порядке;

- принимают решения по вводу у отдельных работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований);

- содействуют общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- осуществляют иные мероприятия по охране труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ.

5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников:

5.1. В установленном законодательством порядке:

- осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда, выполнением работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- проводят независимую экспертизу условий труда, участвуют в проведении специальной оценки условий труда;

- принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.2. Представители территориальных объединений организаций профсоюзов участвуют, по согласованию, в работе региональной и муниципальных межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда.

5.3. Принимают участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, органов местного самоуправления, содержащих нормы охраны труда, а также согласовывают их в установленном порядке.

5.4. При осуществлении своих полномочий взаимодействуют с органами исполнительной власти субъекта РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), органами местного самоуправления, государственными казенными учреждениями субъекта РФ центрами занятости населения в муниципальных образованиях, объединениями работодателей, работодателями.

6. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области условий и охраны труда, а также за безопасным ведением работ в установленной сфере деятельности:

- осуществляют функции, возложенные на эти органы действующим законодательством Российской Федерации;

- по результатам контрольно-надзорной деятельности анализируют причины нарушений норм федерального и регионального законодательства в области условий и охраны труда, состояние и причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывают предложения по их профилактике;

- направляют аналитическую информацию по вопросам охраны труда департаменту, отраслевым органам исполнительной власти субъекта РФ, органам местного самоуправления;

- участвуют, по согласованию, в работе региональной и муниципальных межведомственных комиссиях (координационных советах) по охране труда;

- формируют банк данных работодателей, осуществивших аттестацию рабочих мест по условиям труда (с 1 января 2014 г. – специальную оценку условий труда) и сертификацию организации работы по охране труда (Государственная инспекция труда в субъекте РФ);

- информируют общественность о выявленных нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда, ведут разъяснительную работу по охране труда.

7. Работодатели:

- обеспечивают соблюдение федерального и регионального законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда в организации;

- обеспечивают создание системы управления охраной труда, привлекают работников к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

- распределяют обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации;

- обеспечивают создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда, избрание, обучение и организацию работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками органов;

- создают и внедряют в рамках системы управления охраной труда систему управления профессиональными рисками на рабочих местах, с участием службы охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, профсоюзного комитета, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;

- разрабатывают и утверждают планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и оздоровления работников, включают в коллективные договоры и соглашения по охране труда, обеспечивают их финансирование и реализацию;

- создают службу охраны труда в форме самостоятельного структурного подразделения или вводят должность специалиста по охране труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта РФ;

- организуют проведение ежемесячных Дней охраны труда, участие организации и работников в региональных, всероссийских отраслевых и муниципальных смотрах-конкурсах, месячниках, семинарах и других мероприятиях по охране труда;

- содействуют общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- обеспечивают проведение в установленном порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, включая руководителей организаций, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

- проводят специальную оценку условий труда, разрабатывают, утверждают и финансируют мероприятия по устранению или снижению выявленных вредных производственных факторов;

- информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им гарантиях и компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- представляют в государственные казенные учреждения субъекта РФ центры занятости населения в муниципальных образованиях, подведомственные департаменту, информацию о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда, предоставлении гарантий и компенсаций;

- осуществляют беспрепятственный допуск должностных лиц территориальных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области условий и охраны труда, департамента, представителей органов общественного контроля для осуществления ими своих полномочий, а также представляют им необходимую информацию и документы.

 

Координация деятельности Системы. Анализ эффективности Системы

Координацию деятельности субъектов управления охраной труда и анализ эффективности функционирования элементов Системы в субъекте РФ осуществляет департамент и созданная постановлением главы администрации (губернатора) субъекта РФ региональная межведомственная комиссия по охране труда, а на уровне муниципальных образований - муниципальные межведомственные комиссии (координационные советы) по охране труда, в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления положениями.

Конкретные формы взаимодействия субъектов управления охраной труда могут в необходимых случаях дополняться специальными соглашениями (протоколами), разрабатываемыми заинтересованными сторонами.

При анализе эффективности Системы оценивается эффективность действий субъектов управления охраной труда, учитываются результаты выполнения целевых показателей региональных программ (планов мероприятий) по улучшению условий и охраны труда, оценивается необходимость внесения изменений в Систему, включая политику и цели по охране труда. Выводы из анализа эффективности Системы рассматриваются на заседании региональной комиссии по охране труда, фиксируются в протоколе заседания, доводятся до сведения субъектов управления охраной труда для принятия соответствующих мер.

 

Информационное обеспечение Системы

Мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях субъекта РФ и анализ его результатов осуществляет департамент. Департамент, другие субъекты управления Системы организуют размещение в средствах массовой информации, на собственных Интернет-сайтах, в информационных сборниках и средствах массовой информации материалов, освещающих состояние и проблемы охраны труда в регионе и муниципальных образованиях, а также опыт работы организаций по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 9/2015

 

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017)
Просмотров: 1440 | Теги: методические материалы, управление охраной труда