Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» Елисеев Д.А. Консультант редакции журнала
Настоящие рекомендации носят общий характер, т.к. степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов (размер организации, вид и специфика ее деятельности и т.д.).
Разработка и внедрение системы управления охраны труда (СУОТ) является ключевым фактором повышения эффективности охраны труда в любой организации. При формировании и совершенствовании СУОТ необходимо пользоваться ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраны труда. Общие требования» и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Системы управления охраны труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». Система управления охраной труда дает организации возможность разработать свою концепцию (политику) по охране труда, установить цели и целевые показатели охраны труда, организовать трудовые процессы с принятием необходимых мер повышения результативности охраны труда, а также исключить ущерб в результате аварий, инцидентов и несчастных случаев. Настоящие рекомендации носят общий характер, т.к. степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов (размер организации, вид и специфика ее деятельности и т.д.). Создание системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования начинается с: - анализа осуществляемых видов деятельности, оценки (идентификации) рисков и отнесения организации к классу профессионального риска; - изучения и анализа условий труда на действующих рабочих местах на основе результатов специальной оценки условий труда; - изучения и анализа травмобезопасности действующих рабочих мест; - анализа процесса подбора безопасного оборудования, инструментария, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента и т.д.; - оценки территории, на которой располагается учреждение в соответствии с требованиями нормативных правовых актов; - оценки действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности; - анализа порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда; - комплектования нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, проверки применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего организации; - анализа процесса приобретения сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, проверки приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств; - анализа подбора средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверки эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности; - определения льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, проверки правильности предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда в учреждении, в соответствии с результатами специальной оценки условий труда; - контроля организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра (обследования). В случае если сотрудники организации не могут квалифицированно оценивать выполнение требований охраны труда, заинтересованная сторона может воспользоваться услугами организаций, специализирующихся на решении вопросов охраны труда (такая организация должна иметь соответствующую лицензию на проведение работ в области охраны труда). Выполнив и проанализировав рекомендации, приведенные выше, работодатель формулирует и документирует основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда. Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели и процедуры в области охраны труда для соответствующих функций и уровней в организации. Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены (по мере возможности). Например, документальное оформление целей и задач в области охраны труда возможно в виде планов мероприятий по улучшению условий труда по результатам специальной оценки условий труда, коллективного договора и т.п. При планировании работ по охране труда необходимо учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа. Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон. Разрабатывая план (программу) по улучшению условий и охраны труда, организация должна определять: - ответственность и полномочия для соответствующих функций и уровней в организации; - материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач. Планы (программы) по охране труда должны пересматриваться на регулярной основе и корректироваться, а сама СУОТ должна быть постоянно в поле зрения руководства организации и контролироваться на постоянной основе. Текущий контроль достижения целей в области охраны труда представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда. Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя: - контроль достижения целей; - систематическую проверку помещений, оборудования и т.д.; - контроль производственной среды, включая организацию труда; - контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер; - оценку соответствия законам и иным нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя учреждением. Организации с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль: I ступень - ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест; II ступень - ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов организации, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива. По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись. Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда. Отдельно выделяют реагирующий контроль, который: 1) проводится в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда; 2) возлагается на высшее руководство, специалистов охраны труда и непосредственных руководителей работ; 3) заключается в учете и анализе проявившихся опасностей; 4) необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.
Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда Проверка (аудит) системы управления охраной труда заключается в оценке результативности всех процессов системы. Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов. Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. При необходимости для обеспечения независимости и объективности проверки заинтересованная сторона привлекает специализированные организации в области охраны труда (имеющие соответствующие лицензии).
Анализ функционирования системы управления охраной труда Работодатель (руководитель организации) должен проводить анализ системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность, эффективность и результативность. Анализ должен включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи анализов со стороны руководства. Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя: - результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять; - соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы; - показатели работы организации в области охраны труда; - степень выполнения целей; - результаты расследований инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий; - результаты предыдущих анализов со стороны руководства; - меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда; - рекомендации для улучшения. Результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда. Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения: 1) лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер; 2) комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 12/2015 Другие статьи по теме | |
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (24.05.2017) | |
Просмотров: 814 | |