Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» Новиков Г.С. Академия труда и социальных отношений (г. Москва)
Общероссийский мониторинг условий и охраны труда проводится в соответствии с Положением о его проведении, утвержденным приказом Минтруда России от 29.12.2014 N 1197. Документ определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее – Мониторинг). Целью Мониторинга является: а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению; б) повышение эффективности системы социального страхования и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда. Основными объектами Мониторинга являются: а) состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах; б) уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; в) установление инвалидности лицам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; г) предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; д) социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; е) федеральный государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; ж) государственная экспертиза условий труда; з) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда субъектов РФ; и) разработка и реализация государственных программ субъектов РФ (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда; к) информационное обеспечение охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда; л) проведение специальной оценки условий труда; м) добровольное декларирование организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; н) реализация Федерального закона от 28 декабря о) реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников; п) профессиональная подготовка специалистов и обучение работников по охране труда; р) предоставление досрочных пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; с) осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; т) развитие социального партнерства в сфере охраны труда; у) развитие международного сотрудничества в области охраны труда. Проведение Мониторинга обеспечивает: а) информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профсоюзов, организаций и граждан о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда; б) осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда; в) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря г) формирование ежегодного доклада Министерства труда и социальной защиты РФ о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда. Мониторинг проводится Минтрудом России с участием: а) Федеральной службы по труду и занятости; б) Фонда социального страхования РФ; в) Пенсионного фонда РФ; г) ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России; д) иных органов и организаций в пределах их компетенции. Органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, принимающим участие в Мониторинге, рекомендуется представлять сведения, необходимые для проведения Мониторинга, перечень которых предусмотрен Приложением N 1 к Положению, ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России представляют в Минтруд России сведения, необходимые для проведения Мониторинга, на основании форм отчетности, перечень которых предусмотрен Приложением N 2 к Положению, по субъектам РФ на бумажном носителе и в электронном виде. Минтруд России осуществляет: а) единое методическое обеспечение Мониторинга; б) сбор, обработку, анализ и распространение информации об условиях и охране труда; в) подготовку предложений по реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний и сохранение профессионального здоровья работников с участием социальных партнеров; г) формирование ежегодного доклада Минтруда России о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда; д) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря е) размещение результатов Мониторинга на официальном сайте Минтруда России.
Перечень сведений, необходимых для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, рекомендуемых для представления органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда
1. Краткое описание состояния экономики субъекта РФ и перспектив ее развития по основным видам экономической деятельности, наиболее характерным для субъекта РФ. Экономические проблемы в области охраны труда и их решение в социально-экономических планах развития субъекта РФ. 2. Сведения о разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы по охране труда субъекта РФ, включающие информацию о: а) законе об охране труда субъекта РФ или его аналоге; б) других законах, регулирующих вопросы социально-трудовой сферы в субъекте РФ; в) нормативном документе о наделении органов местного самоуправления субъекта РФ отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда; г) разработке законов, регулирующих отношения в сфере охраны труда. 3. Сведения о разработке и реализации государственных программ субъекта РФ (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда представляются в соответствии с перечнем показателей, определяемых в государственных программах (подпрограммах государственных программ) по улучшению условий и охраны труда, разработанных на основе актуализированной Типовой государственной программы (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 – 2017 годы. 4. Сведения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда: а) о количестве обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря б) об организациях, в которых была осуществлена государственная экспертиза условий труда, о количестве рабочих мест и численности работников, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, в том числе по видам экспертиз; в) о количестве выданных заключений по запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз; г) о количестве отрицательных заключений (наличие нарушений) по рассмотренным запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз; д) о численности государственных экспертов и количестве судебных заседаний, к участию в которых в качестве экспертов привлекались специалисты отделов государственной экспертизы условий труда; е) о количестве запросов, для рассмотрения которых привлекались аккредитованные измерительные лаборатории для проведения измерений факторов рабочей среды и производственного процесса. 5. Сведения о профессиональной подготовке специалистов по охране труда образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов по охране труда по направлениям "Техносферная безопасность – 200301", "Безопасность жизнедеятельности в техносфере – 280101", "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов – 280201", "Безопасность технологических процессов и производств – 280102", "Защита в чрезвычайных ситуациях – 280103", "Пожарная безопасность – 280104", "Защита окружающей среды – 280200", "Инженерная защита окружающей среды – 280202". 6. Сведения о внедрении передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях. 7. Сведения об обучении работников по охране труда, включающие информацию о численности работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающих организациях. 8. Сведения о реализации в рамках социального партнерства задач в области улучшения условий и охраны труда, содержащие информацию о наличии в региональных трехсторонних соглашениях обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда, в том числе отраслевых и территориальных, обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда. 9. Сведения о результатах проведения мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря а) вопросы, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, не урегулированные нормативными правовыми актами, и обоснование необходимости урегулирования этих вопросов; б) положения нормативных правовых актов, вызывающих трудности в применении, неурегулированность соответствующих вопросов; в) положения нормативных правовых актов, вызывающих коллизию норм права или в отношении которых возникает коллизия норм права; г) положения нормативных правовых актов, содержащих ошибки или неточности юридико-технического характера; д) возможность искажения (двоякого толкования) смыла положений нормативных правовых актов при их применении; е) возможность принятия неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействия) при применении нормативных правовых актов; ж) наличие норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию государственных органов; з) количество и содержание обращений по вопросам разъяснения нормативного правового акта; и) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативными правовыми актами, основания их принятия и реквизиты; к) количество и содержание удовлетворенных обращений, связанных с применением нормативных правовых актов, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативных правовых актов и нарушениями единообразия их применения; л) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативных правовых актов, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности; м) неполнота в правовом регулировании общественных отношений и положений нормативных правовых актов, требующих дополнительного регулирования; н) сведения об источнике информации для мониторинга реализации нормативного правового акта. 10. Сведения об информационном обеспечении охраны труда, включающие информацию об использовании интернет-ресурсов, подготовке и издании региональных докладов, обзоров, информационных бюллетеней о состоянии условий и охраны труда, выпуске справочных материалов, методических пособий и рекомендаций, сборников материалов конференций, буклетов и др., о проведении консультаций по вопросам охраны труда (телефоны "горячей линии", приемы граждан, выездные семинары и др.), конференциях, семинарах, "круглых столах" (тематика и основные категории участников), смотрах-конкурсах на предприятиях (тематика, критерии оценки победителей и др.), конкурсах в образовательных учреждениях, включая дошкольные (тематика, критерии оценки победителей), мероприятиях по обмену передовым опытом. 11. Сведения о развитии международного сотрудничества в сфере охраны труда, включающие информацию об участии в международных мероприятиях и проектах по охране труда, в том числе по обучению специалистов за рубежом, по обучению по международным программам.
Перечень форм отчетностей, сведения из которых предоставляются в Минтруд России для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 994 | |