Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» Александров М.А. Центр изучения проблем здравоохранения и образования
В статье рассматриваются требования к управлению охраной труда в организации независимо от ее организационно-правовой формы и вида деятельности. Публикация предназначена для специалистов в области охраны труда, занимающихся вопросами внедрения систем управления охраной труда (СУОТ) в организациях.
Под управлением охраной труда понимают процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации в области охраны труда. Другими словами, управление охраной труда – это скоординированная деятельность по управлению организацией в области охраны труда, включающая в себя разработку концепции (политики) и целей, планирование, формирование соответствующей организационной структуры, распределение обязанностей, полномочий и ответственности, обучение и мотивацию персонала, осуществление контроля, нормативно-правовое регулирование, информационное и материально-техническое обеспечение. Разработка и внедрение СУОТ, включающей все перечисленные элементы, является ключевым фактором повышения эффективности охраны труда в любой организации. Обязанности по созданию и обеспечению функционирования СУОТ законодательно (статья 212 ТК РФ) закреплены за работодателем (руководителем организации). Под СУОТ понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (статья 209 ТК РФ). При создании и совершенствовании СУОТ необходимо руководствоваться ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования» и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». Указанные стандарты разработаны в целях оказания помощи организациям в разработке, внедрении и совершенствовании СУОТ, включая разработку концепции (политики) и целей в области охраны труда с учетом действующих нормативно-правовых требований. Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ряду направлений, в том по охране труда, определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством). В основе методологии создания и функционирования систем управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй — выполняй — контролируй — совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении деятельности. Модель такого подхода приведена на рисунке.
Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование СУОТ в соответствии с установленными требованиями. При создании СУОТ необходимо: - определять перечень законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию; - выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем чтобы определять наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда; - определять политику организации в области охраны труда; - определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты; - разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач. СУОТ должна предусматривать: - планирование показателей условий и охраны труда; - контроль плановых показателей; - возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий; - внутренний аудит СУОТ и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование; - возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам; - возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы. Руководство организации должно: - определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда; - обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на всех уровнях управления и ее реализацию; - периодически рассматривать (анализировать) и корректировать политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации. Политика организации в области охраны труда должна: - определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников; - соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с целями и видами деятельности организации; - включать обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда и государственным нормативным требованиям охраны труда; - включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью; - предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа; - быть доступной заинтересованным сторонам. Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования. Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации. Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности количественное выражение.
Планирование условий и охраны труда Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей для здоровья и безопасности персонала, оценки и контроля рисков, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами (включая продукцию и услуги подрядчиков), которые организация может контролировать. Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации. При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать: - требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда; - важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие потребности хозяйственной деятельности; - ресурсные возможности; - политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; - мнение заинтересованных сторон.
Программа улучшения условий и охраны труда Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда: - подготовке программы улучшения условий и охраны труда; - определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда; - актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля; - выяснению перспективных требований к измерениям в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня, для своевременной их реализации; - выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр. Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать: - распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации; - обеспеченность необходимыми ресурсами; - средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.
Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в соответствии с законодательством возлагают на руководителя организации (работодателя). В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для: - организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ; - обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации; - инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование СУОТ, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий; - выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда; - выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны труда; - организации работ по специальной оценке условий труда; - проверки выполнения принятых решений; - управления устранением несоответствий; - регулярного представления отчетности о функционировании СУОТ с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования СУОТ. В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации. Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы. Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением для организации сотрудничества между руководством организации и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законодательством создают службу охраны труда[1] или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают обязанности по охране труда, а также создают комитеты (комиссии) по охране труда.
Создание и организация работы комитетов (комиссий) по охране труда В соответствии со статьей 218 ТК РФ комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. При создании и организации деятельности комитета по охране труда следует руководствоваться «Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда», утвержденным приказом Минтруда России от 24.06.2014 N 412н. Комитет является составной частью СУОТ, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Его целью является организация совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Задачами Комитета являются: а) разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда; в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты. Функциями Комитета являются: а) рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда; б) содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения в установленном порядке инструктажей по охране труда; в) участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; г) информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний; д) информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда; е) информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому службой охраны труда работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания; ж) содействие службе охраны труда работодателя в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве; з) содействие своевременной бесплатной выдаче в установленном порядке работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания; и) содействие службе охраны труда работодателя в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; к) содействие службе охраны труда работодателя во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда; л) подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда; м) подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов. Для осуществления возложенных функций Комитет вправе: а) получать от службы охраны труда работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья; б) заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда; в) заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации; г) участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета; д) вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда; е) содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций. Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем – работник службы охраны труда работодателя. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета. Члены Комитета должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда за счет средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Члены Комитета отчитываются не реже одного раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава Комитета и назначать вместо них новых представителей. Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.
Обучение, квалификация и компетентность персонала В соответствии со статьей 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке[2]. Обучение работников осуществляется в целях повышения уровня их профессиональных компетенций в области охраны труда, необходимых для снижения профессионального риска, безопасного выполнения трудовых функций, предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель. Обучение проводится в следующих формах: 1) специальное обучение по охране труда; 2) инструктаж по охране труда; 3) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; 4) обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Организация должна выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая обучение по охране здоровья и безопасности персонала. Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для выполнения рабочих заданий, которые могут оказывать влияние на охрану труда на рабочих местах. Организация должна устанавливать методы, подтверждающие наличие у работника соответствующих знаний, касающихся: - обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством; - фактических или потенциальных последствий его деятельности на безопасность труда; - понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям техники безопасности, СУОТ, включая действия работника в аварийных ситуациях; - возможных последствий несоблюдения технологических инструкций. В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности, риска (на рабочих местах). Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны: - ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж; - проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи; - вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.
Идентификация опасностей, оценка, регулирование и контроль риска Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать установленные (документированные) процедуры, гарантирующие: 1) идентификацию опасностей; 2) оценку риска; 3) регулирование и контроль риска; 4) регулярную оценку потребности в действиях, перечисленных в п. 1-3. Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать: - ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника; - причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой; - сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях. Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение: - организации работ, управления их выполнением; - проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования; - монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений); - приобретаемых товаров и услуг. Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует оценивать и упорядочивать по приоритетам регулирования и контроля на основе оцененных уровней риска. Следует оценивать как нормальные условия функционирования, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями. Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность. Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как база для разработки целей и задач в области охраны труда. Все идентифицированные риски подлежат регулированию и контролю, с учетом приоритетов применяемых мер. В числе мер по регулированию и контролю риска используют: - исключение опасной работы (процедуры); - замену опасной процедуры; - инженерные методы контроля (диагностики); - административные методы контроля; - средства коллективной и индивидуальной защиты. При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.
Подготовленность к аварийным ситуациям Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий. Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий. Она (организация) должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.
Передача и обмен информацией СУОТ организации должна обеспечивать: - передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации; - получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документального оформления; - передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.
Документация СУОТ Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры СУОТ в их взаимодействии. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться. 5.7.3 Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, с тем чтобы: - документы периодически анализировались, при необходимости, корректировались и переутверждались уполномоченными лицами; - копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования СУОТ; - отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование; - архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.
Управление производственно-технологическими операциями Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем: - установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда; - выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам; - установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях; - разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.
Контроль результативности охраны труда Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда. Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться: - проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда; - измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда; - регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности СУОТ; - регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий; - обследования состояния здоровья работников. Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы выявления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда. Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.
Аварии, несчастные случаи и происшествия Организация должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение: - сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий; - смягчения последствий аварий, несчастных случаев; - корректирующих и предупредительных действий для исключения фактических или потенциальных несоответствий. - анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий; - обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Организация должна регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.
Записи и управление записями Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда, включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством СУОТ. Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи. Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда установленным требованиям.
Аудит СУОТ Под аудитом понимается проведение независимой внешней и/или внутренней оценки СУОТ с целью определения ее соответствия нормативно-правовым требованиям и политике организации в области охраны труда, результативности и эффективности функционирования, а также возможностей для улучшения ее деятельности. При проведении аудитов СУОТ рекомендуется использовать ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента». Аудит включает оценку всех основных элементов СУОТ, включая: - политику в области охраны труда; - участие работников и (или) их представителей; - обязанности и ответственность; - компетентность и подготовку; - документацию СУОТ; - передачу и обмен информацией; - планирование, развитие и функционирование СУОТ; - контролирующие процедуры; - предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидацию их последствий; - расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья; - анализ эффективности управления охраной труда руководством; - предупреждающие и корректирующие мероприятия; - непрерывное совершенствование СУОТ; - при необходимости любые другие элементы СУОТ. В выводах аудита должно быть отражено, соответствует ли СУОТ действующим нормативно-правовым требованиям, достаточно ли она эффективна для реализации политики и достижения целей организации в области охраны труда и что требуется для ее совершенствования. Результаты аудита и его выводы доводятся до всех работников организации.
Совершенствование СУОТ Постоянное совершенствование СУОТ является одной из ее целей и функций. В основе процесса совершенствования положен вышеупомянутый цикл управления PDCA[3] «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй». Применение методики и процедур постоянного улучшения позволяет своевременно устранять имеющиеся недостатки и внедрять прогрессивные методов управления. Основная идея принципа непрерывного совершенствования СУОТ заключается в том, чтобы организация всегда старалась достичь максимально возможной эффективности охраны труда, направленной на исключение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, создания условий, соответствующих требованиям охраны труда, путем улучшения процедур, снижающих опасности трудового процесса и сопутствующие ему риски. Руководство организации должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование СУОТ с целью определения ее результативности и эффективности, соответствия нормативно-правовым требованиям и принятой политики в области охраны труда. Если в ходе анализа или аудита выявлено, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то необходимо внести соответствующие корректирующие изменения. Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья на рабочих местах целесообразно сравнивать с достижениями других аналогичных организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности. При непрерывном совершенствовании СУОТ организация стремится достичь повышения результативности управления охраной труда, направленного на исключение производственных травм и профессиональных заболеваний работников путем снижения опасностей трудового процесса и сопутствующих ему рисков.
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 6/2016
[1] В соответствии со статьей 217 ТК РФ у каждого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, в обязательном порядке создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При численности работников 50 и менее человек работодатель принимает решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности самостоятельно. При отсутствии у работодателя службы или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. [2] В настоящее время действует «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29. [3] PDCA – это аббревиатура от слов "Plan – Do – Check – Act": plan (планирование) – разработка целей и процессов, необходимых для их достижения; do (осуществление) – внедрение процессов; check (проверка) – постоянные контроль и измерение процессов; act (действие) – принятие действий по постоянному улучшению процессов. | |
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (24.05.2017) | |
Просмотров: 3663 | |