Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» Татарников М.А. Центр изучения проблем здравоохранения и образования
В статье рассмотрены организационно-методические вопросы формирования и функционирования системы управления охраной труда в школе. Представленный материал предназначен для руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений, и, в первую очередь, для специалистов по охране труда в школах.
Система управления охраной труда в школе Под управлением охраной труда понимают процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации в области охраны труда. Другими словами, управление охраной труда – это скоординированная деятельность по управлению организацией в области охраны труда, включающая в себя разработку концепции (политики) и целей, планирование, формирование соответствующей организационной структуры, распределение обязанностей, полномочий и ответственности, обучение и мотивацию персонала, осуществление контроля, нормативно-правовое регулирование, информационное и материально-техническое обеспечение. Разработка и внедрение системы управления охраной труда (СУОТ), включающей все перечисленные элементы, является ключевым фактором повышения эффективности охраны труда в любой организации. Обязанности по созданию и обеспечению функционирования СУОТ законодательно (статья 212 ТК РФ) закреплены за работодателем (руководителем организации). Под СУОТ понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (статья 209 ТК РФ). При создании и совершенствовании СУОТ необходимо руководствоваться ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования» и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». Указанные стандарты разработаны в целях оказания помощи организациям в разработке, внедрении и совершенствовании СУОТ, включая разработку концепции (политики) и целей в области охраны труда с учетом действующих нормативно-правовых требований. СУОТ является неотъемлемой частью общей системы управления школой и включает: - требования к созданию и функционированию СУОТ; - порядок (процедура) подготовки, принятия и реализации решений по основным направлениям деятельности по охране труда в организации; - обязанности и ответственность руководителей и работников в области охраны труда. Процесс управления должен охватывать все направления деятельности по охране труда в организации и носить системный характер, координируя управленческие функции (планирования, организации, мотивации и контроля) и связующие процессы[1]. СУОТ также включает разработку и постоянное совершенствование локальной нормативно-правовой базы и соответствующей системы информационного обеспечения руководителей и работников организации в области охраны труда. Для эффективного функционирования СУОТ в организации разрабатывается соответствующее положение[2], включающее в себя следующие разделы: 1) политика и цели работодателя в области охраны труда; 2) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда между должностными лицами организации); 3) процедуры[3], направленные на решение задач в области охраны труда, включая: - подготовку работников в сфере охраны труда; - организацию и проведение оценки условий труда; - выявление опасностей и оценку профессиональных рисков; - организацию наблюдения за состоянием здоровья работников; - информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях; - исключение опасностей травмирования работников и устранения воздействия вредных производственных факторов на конкретных рабочих местах; - обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников; - обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; - иные процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда, исходя из специфики деятельности организации. 4) планирование процедур; 5) контроль функционирования СУОТ и мониторинг эффективности процедур; 6) планирование улучшений СУОТ; 7) реагирование на инциденты, аварийные ситуации, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Для решения задач в области охраны труда в организации создается служба охраны труда (или вводится должность специалиста по охране труда) и осуществляется распределение обязанностей, полномочий и ответственности в этой сфере среди руководящего состава и специалистов организации. Службу охраны труда создают, как правило, в форме самостоятельного структурного подразделения. Директор школы организует ее деятельность, устанавливает структуру и численность работников в соответствии с требованиями законодательства. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, уполномоченными оказывать услуги в области охраны труда. При делегировании полномочий в области охраны труда руководитель определяет степень ответственности подчиненного за выполнение порученных ему задач. Следует помнить, что ответственность не может быть делегирована. Делегируются только права и обязанности. При любом распределении полномочий конечную ответственность за охрану труда в организации несет ее руководитель. Передача полномочий и установление ответственности за выполнение порученных служебных обязанностей в области охраны труда должны быть зафиксированы в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, положениях, должностных инструкциях) и не противоречить действующим нормативно-правовым актам. Первоочередной задачей при формировании СУОТ является разработка концепции, целей и задач в области охраны труда, для чего необходимо провести соответствующий анализ условий труда, несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, изучить опыт аналогичных школ. Концепция охраны труда должна содержать основные направления и принципы деятельности в этой сфере. Цели и конкретные задачи устанавливаются с учетом специфики деятельности организации, наличия необходимых ресурсов и значимости проблем. Работодателю совместно с профсоюзным комитетом необходимо постоянно контролировать их выполнение и при необходимости актуализировать. В СУОТ предусматривается и документально оформляется: - распределение обязанностей и ответственности в сфере охраны труда; - создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда; - процедура планирования мероприятий в области охраны труда; - процедура контроля условий и охраны труда в организации, эффективности проводимых мероприятий и функционирования СУОТ; - участие работников и их представителей в управлении охраной труда, в первую очередь при осуществлении административно-общественного контроля; - процедуры проведения других мероприятий в области охраны труда (обучение руководителей и рядовых работников, обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, проведение обязательных медицинских осмотров, расследование несчастных случаев и профзаболеваний и т.д.); - нормативно-правовое и документационное обеспечение СУОТ (наличие в организации в открытом доступе действующих нормативно-правовых документов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, разработка локальных нормативно-правовых актов, порядок делопроизводства и оформления документов в области охраны труда, порядок рассмотрение обращений и т.д.).
Элементы СУОТ В соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 к элементам СУОТ относятся: - обязанность руководства организации определять концепцию и цели в области охраны труда, создавать, внедрять и совершенствовать СУОТ, а также руководить ею; - разработка, документальное оформление и, при необходимости, внесение изменений в СУОТ как средство для обеспечения соответствия условий труда государственным требованиям и правилам по охране и безопасности труда; - анализ государственных требований и правил по охране и безопасности труда и оценку их выполнения, а в процессе работ – регулярную проверку и документальное подтверждение выполнения государственных требований и правил; - выбор квалифицированных поставщиков оборудования, материалов и иной продукции, входной контроль ее безопасности, а также выбор квалифицированных подрядчиков, предоставляющих безопасные услуги; - управление с целью соблюдения требований законодательства, правил по охране и безопасности труда. Для этого необходима разработка соответствующей технологии производства, применения необходимого оборудования, контроля выполнения установленных параметров производственного процесса и достижения требуемых характеристик условий труда; - контроль достигнутого уровня охраны и безопасности труда, а также оценка его соответствия плановому уровню. Контроль условий труда следует оформлять соответствующим протоколом; - управление контрольно-измерительным оборудованием для обеспечения объективной оценки условий труда, установление необходимых параметров измерений, в первую очередь, их точности; калибровка и поверка измерительного оборудования, а также обеспечение требуемых условий его сохранности; - статус уровня контроля, обеспечивающий достоверность полученных результатов. Например, проведение контроля подготовленными специалистами с применением поверенных и (или) калиброванных средств измерений; - корректирующие и предупреждающие действия, необходимые для предупреждения повторения несоответствий путем устранения причин их появления; - регистрация характеристик условий труда, предусматривающая установление порядка сбора, систематизации, ведения, хранения и предоставления данных об условиях труда; - внутренние проверки (аудит) охраны и безопасности труда, позволяющие регулярно контролировать эффективность СУОТ и соблюдение соответствующих государственных требований и нормативных документов. Для обеспечения эффективности проверок следует составлять их планы и оформлять протоколы результатов, а сами проверки следует проводить персоналом, не несущим непосредственную ответственность за проверяемую деятельность; - подготовка кадров для обеспечения требуемой квалификации персонала и стимулирование (мотивация) персонала; - техническое обслуживание оборудования и средств защиты; - статистические и другие методы оценки условий труда. При этом следует устанавливать соответствующие процедуры их применения. В рамках СУОТ разрабатываются, планируются, проводятся и контролируются мероприятия по: - обеспечению безопасных условий труда на рабочих местах; - идентификации опасностей (выявление и установление потенциальных рисков, связанных с производственным травматизмом, профессиональными заболеваниями, аварийными ситуациями и т.д.); - проведению специальной оценки условий труда в целых выявления вредных и опасных производственных факторов, предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, по результатам СУОТ; - обучению безопасным методам и приемам работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведению инструктажей по охране труда и проверке знаний требований охраны труда у работников; - проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров; - обеспечению сертифицированной специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; - лечебно-профилактическому обслуживанию работников, организацию оптимального режима труда и отдыха; - расследованию и анализу причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - обязательному социальному страхованию работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - нормативно-правовому и информационному обеспечению руководителей организации и работников в области охраны труда; - финансированию мероприятий по охране труда; - реализации других функций и обязанностей работодателя в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Документация СУОТ Документирование СУОТ является обязательным требованием ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.007-2009 и направлено на обеспечение системного и процессного подходов при разработке, внедрении, функционировании и совершенствовании СУОТ в любой организации. Основная цель документирования СУОТ – повышение ее результативности и эффективности. Разработка СУОТ включает в себя создание комплекса взаимоувязанных локальных нормативных документов, содержащих структуру СУОТ, обязанности и права для каждого подразделения и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между подразделениями, обеспечивающие функционирование всей структуры. Документы СУОТ допускается разрабатывать в виде положений, инструкций, стандартов, руководств или других видов документов, утверждаемых руководителем организации. Установленные в документах СУОТ процедуры организации работ в области охраны труда, содержание управленческих функций и процессы обеспечения охраны труда в их взаимодействии позволяют не только качественно выполнять их, но и оценивать результаты применения и, при необходимости, осуществлять сертификацию СУОТ. Комплект документов СУОТ должен быть минимальным. Он зависит от: - характера, вида деятельности организации и ее размера; - требований нормативно-правовых актов по охране труда; - компетентности и способности работников. Основными документами СУОТ являются концепция охраны труда[4] и положение о СУОТ. Эти документы предназначены для внутреннего и внешнего пользования. Документы СУОТ включают в себя: - концепцию (политику) охраны труда; - программы охраны труда; - распределение ключевых управленческих обязанностей по охране труда и обеспечению функционирования СУОТ; - перечень основных опасностей и рисков, вытекающих из деятельности организации, мероприятия по их предотвращению, снижению и уменьшению; - положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках СУОТ; - записи (журналы, протоколы, акты, отчеты), выполняемые при проверках, контроле и анализах, акты проверок и расследований, протоколы совещаний и измерений, журналы осмотров и инструктажей. Копии всех документов учитывают и располагают в местах, доступных для ознакомления с ними работников организации. Отмененные документы изымают из обращения с принятием мер, исключающих их непреднамеренное использование в дальнейшем. Документация СУОТ должна: - быть понятна пользователям; - периодически анализироваться и, при необходимости, своевременно корректироваться; - быть доступной для работников, которых она касается и кому предназначена. Записи по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) следует: - систематически вести, актуализировать и оптимизировать; - оформлять так, чтобы можно было легко определять их содержание; - хранить в установленном порядке для быстрого поиска и в соответствии с установленными сроками хранения; - располагать в местах, удобных для пользования. Работники должны иметь право доступа к записям, относящимся к их производственной деятельности и здоровью. Для повышения эффективности документационного обеспечения управления охраной труда в организации необходимо разработать, внедрить и постоянно совершенствовать документационные процедуры (правила) по формированию, ведению, хранению и использованию документации СУОТ.
Планирование Планирование является одной из основных функций управления и представляет собой процесс определения целей в области охраны труда и путей их достижения, а также разработку конкретных планов действий с указанием мероприятий, исполнителей, сроков исполнения и при необходимости источников и объемов финансирования. При планировании должны учитываться: - требования законодательных и нормативно-правовых актов; - результаты внешнего и внутреннего контроля условий и охраны труда в организации, включая результаты специальной оценки условий труда; - показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, травматизма обучающихся; - показатели эффективности проводимых мероприятий по охране труда и возможности их финансирования. Планирование в области охраны труда носит непрерывный характер, так как всегда может появиться необходимость корректировки планов в связи с: - изменениями нормативно-правовой базы; - предписаниями органов государственного надзора и общественного (профсоюзного) контроля; - результатами производственного и административно-общественного контроля; - результатами специальной оценки условий труда; - результатами расследования несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний; - результатами проверок состояния зданий, сооружений и оборудования в плане обеспечения безопасности работников и обучающихся. Планирование по охране труда разделяется на: - перспективное (разработка долгосрочных программ и планов улучшения условий и охраны труда в организации); - годовое (разработка годовых планов улучшения условий и охраны труда, в т.ч. в качестве приложения к коллективному договору, работы службы (специалиста) охраны труда, работы кабинета охраны труда (при наличии), работы комитета (комиссии) по охране труда; - оперативное (разработка планов для оперативного решения вновь возникающих задач в области охраны труда). Планирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н. Указанный перечень включает: 1) проведение в установленном порядке работ по специальной оценке условий труда и оценке уровней профессиональных рисков; 2) реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков; 3) внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами; 4) приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении; 5) устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов; 6) устройство новых и (или) модернизацию имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов; 7) нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности; 8) внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; 9) внедрение и (или) модернизацию технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током; 10) установку предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений; 11) механизацию и автоматизацию технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве; 12) механизацию работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства; 13) механизацию уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей; 14) модернизацию оборудования (его реконструкцию, замену), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового); 15) устройство новых и реконструкцию имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений; 16) приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами; 17) устройство новых и (или) реконструкцию имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений; 18) приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой; 19) обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами; 20) обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ; 21) приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда; 22) организацию в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников; 23) организацию обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; 24) обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов; 25) проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований); 26) оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи; 27) устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников; 28) организацию и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством; 29) издание (тиражирование) инструкций по охране труда; 30) перепланировку размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников; 31) проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах. На основании Типового перечня организация составляет собственный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков исходя из специфики своей деятельности. Указанные в перечне мероприятия включаются в ежегодно обновляемый план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и могут использоваться в качестве приложения к коллективному договору между работодателем и работниками. Работодатель не обязан планировать и проводить все мероприятия, вошедшие в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Конкретный перечень мероприятий определяется им самостоятельно с выделением приоритетных направлений исходя из специфики деятельности организации, анализа состояния условий и охраны труда, наиболее значимых профессиональных рисков, состояния здоровья работников, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и финансовых возможностей.
Система контроля охраны труда Контроль как функция управления представляет собой процесс определения степени достижения организацией своих целей в области охраны труда и направлен на выполнение планов (программ) и требований нормативно-правовых актов в этой сфере. Контроль за условиями и охраной труда является законодательно закрепленной обязанностью работодателя (статья 212 ТК РФ). Осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах, мониторинга условий и охраны труда, внутреннего и внешнего аудитов по вопросам охраны труда и безопасности лечебно-диагностического процесса являются одними из главных элементов СУОТ школы. Выделяют несколько видов контроля в области охраны труда: - административно-общественный контроль; - ведомственный контроль; - государственный контроль; - общественный контроль; - аудит СУОТ.
Административно-общественный контроль Административно-общественный контроль в организации относится к текущему (оперативному) виду контроля и обычно состоит из двух ступеней. Контроль на первой ступени осуществляется руководителем структурного подразделения совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда ежедневно перед началом работы и в течение рабочей смены. Проверка проводится путем обхода рабочих мест с выявлением нарушений правил техники безопасности. Все выявленные нарушения записываются в журнал первой ступени оперативного контроля с указанием сроков их устранения и ответственных лиц. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно производиться незамедлительно, под непосредственным контролем руководителя структурного подразделения. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами структурного подразделения, то руководитель должен доложить об этом руководителю школы для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения. Об устранении нарушений делается отметка в журнале 1-й ступени контроля. На первой ступени контроля рекомендуется проверять: - выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой; - состояние и правильность организации рабочих мест; - наличие у работающих удостоверений по технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью; - наличие и соблюдение работниками инструкций по охране труда; - состояние стендов, плакатов, уголков по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности; - своевременность и качество проведения инструктажа работников по охране труда; - наличие и состояние защитных, противопожарных средств, устройств и контрольно-измерительных приборов; - наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты; - требования безопасности при эксплуатации оборудования, электронагревательных приборов, оборудования хозяйственного назначения, сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных и транспортных средств; - исправность и работу приточно-вытяжной вентиляции и местных вентиляционных устройств; - соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроприборами; - соблюдение правил безопасности при работе с вредными, пожароопасными, взрывоопасными, радиоактивными, ядовитыми веществами и с заразным материалом; - состояние санитарно-бытовых помещений и устройств; - соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины; - соблюдение требований охраны труда женщин и подростков. Вторая ступень контроля обычно осуществляется руководителем школы или его заместителем, курирующим вопросы охраны труда, совместно с комитетом (комиссией) по охране труда и службой (специалистом) по охране труда с периодичностью не реже одного раза в месяц. На второй ступени проверяется состояние условий и охраны труда в структурных подразделениях организации (согласно плану). Результаты проверки записываются в журнале второй ступени контроля. По выявленным нарушениям комиссия намечает мероприятия, а руководитель организации назначает исполнителей и сроки исполнения (при необходимости издается приказ по организации). В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения. На второй ступени контроля кроме перечня позиций первой ступени рекомендуется проверять: - организацию и результаты работы первой ступени контроля; - выполнение приказов и распоряжений руководителя организации, решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда; - выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора и контроля, технических инспекторов труда профсоюза работников образования; - выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и случаев профессиональных заболеваний; - исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации; - своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов; - выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.; - выполнение мероприятий по результатам специальной оценки условий труда и т.д. По результатам контроля второй ступени руководитель организации или его заместитель совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда проводит совещание с приглашением заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений, членов комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза, специалистов по охране труда. На нем присутствующие информируются о состоянии охраны труда и производственной санитарии в структурных подразделениях школы, а также о выполнении (невыполнении) мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Совещание можно проводить в рамках «Дня охраны труда» с более широким привлечением работников организации.
Ведомственный контроль Ведомственный контроль в области охраны труда в подведомственных организациях осуществляется вышестоящими органами управления в порядке и на условиях, определяемых соответствующими нормативно-правовыми актами: - при проведении комплексных проверок организаций; - при проведении целевых проверок состояния и условий охраны труда, проводимых в соответствии с планами работ вышестоящего органа управления образованием; - при проведении специальных проверок, организуемых по указанию (рекомендациям) вышестоящих органов управления, органов надзора и контроля; - по заявлениям работников подведомственных школ. По результатам проверки оформляется акт и издается приказ о ее результатах, который обычно направляется для ознакомления во все подведомственные организации. Как правило, итоги проверок состояния условий и охраны труда за определенный период времени рассматриваются на совещаниях (коллегиях) органа управления образованием.
Государственный контроль Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда[5]. Ее основными задачами по этому направлению деятельности являются: - обеспечение соблюдения прав работников на безопасные условия труда; - обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда; - обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда; - доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений в области охраны труда. Права государственных инспекторов труда и порядок проведения проверок работодателей в рамках государственного контроля условий и охраны труда регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами. Государственный контроль за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В зависимости от специфики деятельности и технического оснащения школы могут проверяться и другими уполномоченными органами. Например, при наличии в организации установок и сосудов, работающих под давлением, электрических и теплоиспользующих установок, при использовании радиоактивных веществ и т.д.
Общественный контроль Общественный контроль соблюдения работодателями нормативно-правовых требований охраны труда, выполнения ими условий коллективных договоров и соглашений в сфере охраны труда осуществляют профессиональные союзы или иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Уполномоченные лица по охране труда имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Руководители организаций обязаны обеспечить соответствующие условия для осуществления общественного контроля уполномоченными лицами по охране труда и своевременно реагировать на их предписания[6]. В своей деятельности уполномоченные лица по охране руководствуются Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица профессионального союза или трудового коллектива (утв. постановлением Минтруда России от 08.04.1994 № 30), Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (утв. постановлением ФНПР от 18.10.2006 № 4-3), Методическими рекомендациями по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза (утв. постановлением ФНПР от 26.09.2007 № 4-6). В соответствии со статьей 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: - осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда; - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; - принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; - защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью в процессе трудовой деятельности; - предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; - направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов в области охраны труда, обязательные для рассмотрения; - осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов[7] и оборудования в качестве независимых экспертов; - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; - обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделениях организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива (далее – уполномоченный). В своей деятельности они руководствуется требованиями охраны труда, Положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда. Уполномоченные осуществляют свою деятельность во взаимодействии с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, технической инспекцией труда профсоюзов, территориальными органами исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля в области охраны труда. Руководство деятельностью уполномоченных осуществляется выборным органом первичной профсоюзной организации. Задачами уполномоченного являются: - содействие созданию в организации (структурном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих нормативно-правовым требованиям охраны труда; - осуществление в организации (структурном подразделении) контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; - подготовка предложений руководителю (или должностному лицу) по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа; - представление интересов работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда; - информирование и консультирование работников структурных подразделений по вопросам их прав и гарантий на безопасный и здоровый труд. Для решения указанных задач уполномоченный выполняет следующие функции: - проведение обследований или наблюдений за состоянием условий труда на рабочих местах и подготовка предложений должностным лицам по устранению выявленных нарушений; - информирование работников структурного подразделения о необходимости выполнения инструкций по охране труда, правильного применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, содержания их в исправном состоянии, применения и использования в работе исправных и безопасных инструментов и оборудования; - осуществление контроля в структурном подразделении за ходом выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором или соглашением, и доведение до сведения должностных лиц об имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные договором сроки; - информирование работников структурного подразделения о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, об отнесении условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к определенному классу (оптимальному, допустимому, вредному и опасному) на основании специальной оценки условий труда; - содействие должностным лицам по обязательному прохождению работниками структурного подразделения периодических медицинских осмотров (обследований) в установленные работодателем сроки; - осуществление контроля по своевременному обеспечению работников структурного подразделения средствами индивидуальной и коллективной защиты, молоком или другими равноценными продуктами, лечебно-профилактическим питанием на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; - проведение проверок и обследований машин, механизмов, транспортных средств и другого производственного оборудования, находящегося в структурном подразделении, с целью определения их соответствия требованиям охраны труда, а также эффективности работы вентиляционных систем и систем, обеспечивающих освещение рабочих мест, и безопасного применения технологических процессов, инструментов, сырья и материалов; - информирование руководителя (должностного лица) о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, происшедшем с работником структурного подразделения, об ухудшении их здоровья; - участие в организации первой помощи, а при необходимости оказание первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая, происшедшего в структурном подразделении; - подготовка предложений руководителю, выборному органу первичной профсоюзной организации по совершенствованию инструкций по охране труда, проектам локальных нормативных актов по охране труда; - участие в расследовании происшедших в структурном подразделении аварий и несчастных случаев, а также обеспечение контроля за мероприятиями по их недопущению. Обеспечение условий деятельности уполномоченного (освобождение от основной работы на период выполнения возложенных на него обязанностей, прохождения обучения, обеспечение необходимой справочной литературой, предоставление помещения для хранения и работы с документами и др.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом организации. Руководитель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.
Аудит СУОТ Под аудитом понимается проведение независимой внешней и/или внутренней оценки СУОТ с целью определения ее соответствия нормативно-правовым требованиям и политике организации в области охраны труда, результативности и эффективности функционирования, а также возможностей для улучшения ее деятельности. При проведении аудитов СУОТ рекомендуется использовать ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» и ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)". Аудит включает оценку всех основных элементов СУОТ, включая: - политику в области охраны труда; - участие работников и (или) их представителей; - обязанности и ответственность; - компетентность и подготовку; - документацию СУОТ; - передачу и обмен информацией; - планирование, развитие и функционирование СУОТ; - контролирующие процедуры; - предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидацию их последствий; - расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья; - анализ эффективности управления охраной труда руководством; - предупреждающие и корректирующие мероприятия; - непрерывное совершенствование СУОТ; - при необходимости любые другие элементы СУОТ. В выводах аудита должно быть отражено, соответствует ли СУОТ действующим нормативно-правовым требованиям, достаточно ли она эффективна для реализации политики и достижения целей организации в области охраны труда и что требуется для ее совершенствования. Результаты аудита и его выводы доводятся до всех работников организации.
Совершенствование СУОТ Постоянное совершенствование СУОТ является одной из ее целей и функций. В основе процесса совершенствования положен известный цикл управления PDCA[8] «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй». Применение методики и процедур постоянного улучшения позволяет своевременно устранять имеющиеся недостатки и внедрять прогрессивные методов управления. Основная идея принципа непрерывного совершенствования СУОТ заключается в том, чтобы организация всегда старалась достичь максимально возможной эффективности охраны труда, направленной на исключение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, создания условий, соответствующих требованиям охраны труда, путем улучшения процедур, снижающих опасности трудового процесса и сопутствующие ему риски. Руководство организации должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование СУОТ с целью определения ее результативности и эффективности, соответствия нормативно-правовым требованиям и принятой политики в области охраны труда. Если в ходе анализа или аудита выявлено, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то необходимо внести соответствующие корректирующие изменения. Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья на рабочих местах целесообразно сравнивать с достижениями других аналогичных организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности. При непрерывном совершенствовании СУОТ организация стремится достичь повышения результативности управления охраной труда, направленного на исключение производственных травм и профессиональных заболеваний работников путем снижения опасностей трудового процесса и сопутствующих ему рисков.
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 4/2016
[1] К связующим процессам управления в соответствии с теорией менеджмента относятся принятие управленческих решений и коммуникации. [2] Локальное положение о СУОТ разрабатывается на основе типового положения, утверждаемого Минтрудом России. – См. следующую публикацию. [3] В менеджменте под процедурой понимают установленный способ осуществления какой-либо деятельности или процесса на основе стандартизированных процедур, правил, алгоритмов, методических приемов. Использование апробированных процедур позволяет повысить качество и эффективность работы. Процедуры могут быть документированными или недокументированными. Если процедура документирована, часто используется термин "документированная процедура". Разработку документированных процедур необходимо рассматривать как возможность повышения эффективности управления охраной труда. [4] Концепция охраны труда в организации представляет собой документ руководителя организации, содержащий основные направления деятельности и обязательства руководства по обеспечению охраны труда. Допускается концепцию охраны труда не оформлять в виде отдельного документа, а включать в раздел "Охрана труда" коллективного договора (соглашения). Концепцию также можно включить в виде раздела в Положение о СУОТ или в качестве его приложения. [5] Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (статья 354 ТК РФ). [6] Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (статья 370 ТК РФ). [7] В нашем случае объектов образования. [8] PDCA – это аббревиатура от слов "Plan – Do – Check – Act": plan (планирование) – разработка целей и процессов, необходимых для их достижения; do (осуществление) – внедрение процессов; check (проверка) – постоянные контроль и измерение процессов; act (действие) – принятие действий по постоянному улучшению процессов. | |
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (24.05.2017) | |
Просмотров: 2553 | |