Методические рекомендации по разработке системы управления охраной труда в образовательных организациях - 01_Управление охраной труда - Охрана труда в школе - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Охрана труда в школе » 01_Управление охраной труда

Методические рекомендации по разработке системы управления охраной труда в образовательных организациях

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Состояние охраны труда в любой организации зависит от эффективности системы управления охраной труда (СУОТ). Представленный материал содержит практические рекомендации по созданию и организации работы СУОТ в образовательных организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

 

I. Общие положения

 

1.1. Методические рекомендации по разработке системы управления охраной труда (далее – рекомендации) содержат практические рекомендации по созданию и организации работы системы управления охраной труда и рекомендованы для использования в образовательных организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации).

1.2. Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – составная часть общей политики и системы управления организации, обеспечивающая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным законодательством Российской Федерации об охране труда, направленная на непрерывное совершенствование деятельности организации по безопасности и гигиене труда, на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1.3. При разработке СУОТ используются следующие нормативно-правовые документы:

- ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»;

- ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»;

- ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования»;

- ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;

- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда»;

- Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минобрнауки России от 25.08.2015 N 12-1077 «О направлении рекомендаций»).

1.4. Разработка и внедрение СУОТ содействует выполнению обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны здоровья работников в организации, а также в осуществлении непрерывного совершенствования безопасности и гигиены труда на рабочем месте.

 

II. Основные цели разработки СУОТ

 

2.1. Основными целями разработки СУОТ являются:

- создание в организации единой системы управления охраной труда в качестве составной части системы управления организацией;

- обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об охране труда;

- улучшение деятельности в области охраны труда, содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

III. Общие требования к СУОТ

 

3.1. В основе разработки СУОТ лежит концепция, согласно которой организация должна периодически анализировать и оценивать свою СУОТ, чтобы выявить благоприятные возможности для ее улучшения и реализации, а также принцип всеобщей вовлеченности – участие работников и их представителей во всех элементах СУОТ.

3.2. СУОТ включает в себя следующие основные элементы:

- политика организации в области управления охраной труда;

- организация работы в области управления охраной труда;

- планирование и применение СУОТ;

- оценка эффективности СУОТ;

- действие по совершенствованию СУОТ.

3.3. СУОТ должна предусматривать:

- интеграцию в общую систему управления деятельностью организации;

- осуществление корректирующих действий по ее адаптации к изменяющимся обстоятельствам;

- обязательства работодателя по постоянному улучшению условий и охраны труда;

- формирование службы охраны труда, обеспечение социального партнерства в сфере труда;

- обязанности работников по охране труда;

- стимулирование работы по улучшению условий охраны труда.

3.4. Уровень детализации и сложности СУОТ, объем документации и выделяемые ресурсы зависят от масштаба и специфики деятельности организации.

 

IV. Политика организации в области охраны труда

 

4.1. Работодатель отвечает за политику в области охраны труда (далее – политика), проявляет инициативу в решении проблем, связанных с организацией охраны труда и заинтересованность в их реализации.

4.2. Политика должна отражать принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

- обеспечение безопасности и охраны здоровья всех работников организации, путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

- соблюдение законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда, локальных нормативно-правовых актов организации и других требований, обязательства по исполнению которых организация взяла на себя;

- обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ;

- непрерывное совершенствование функционирования СУОТ.

4.3. Политика должна учитывать специфику деятельности организации, характер и масштаб рисков для здоровья и безопасности работников, устанавливать приоритеты, цели и задачи по охране труда для каждого структурного подразделения и уровня управления, быть доступной и открытой для любых заинтересованных сторон, а ее реализация должна получать необходимое и достаточное ресурсное (техническое, финансовое, кадровое) обеспечение и поддержку руководителей и учредителей организации.

4.4. Основные принципы политики организации в области охраны труда должны быть оформлены в виде локального нормативного акта организации, кратко и четко изложены и доведены до сведения всех работников.

4.5. Политика должна периодически анализироваться и пересматриваться, чтобы отражать изменяющиеся условия труда на рабочих местах, изменения законодательства Российской Федерации об охране труда и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

 

V. Организация СУОТ в организации

 

5.1. Для функционирования СУОТ работодатель обеспечивает руководство деятельностью по охране труда в организации, распределяет обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию всех элементов СУОТ.

5.2. Для организации работы и осуществления контроля по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (вводит должность специалиста по охране труда) в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

5.3. Работодатель с учетом функций, роли и места структурных подразделений отдельных работников в СУОТ устанавливает их обязанности и полномочия в этой области в зависимости от функций и задач в системе обеспечения безопасности труда:

- по организации и координации работ по охране труда, производственному контролю;

- по обеспечению безопасности (обеспечение безопасности производственного оборудования, технологических процессов, зданий, сооружений);

- по обучению работников охране труда и проверке знаний требований охраны труда;

- по обеспечению контроля за состоянием условий и охраны труда;

- по информационному обеспечению работников;

- по созданию социально-экономических механизмов и стимулов (мотивационного механизма) обеспечения безопасности трудового процесса.

5.4. Работодатель определяет требования к необходимой квалификации работников в области охраны труда и разрабатывает документацию (положения, программы, методики) по обучению и проверке знаний требований охраны труда.

5.5. Ответственность за организацию своевременного и качественного проведения обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний требований работников по вопросам охраны труда в организации возлагается на ее руководителя, в структурных подразделениях организации – на руководителей данных структурных подразделений.

5.6. Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию, необходимую для выполнения трудовых функций. Для этих целей разрабатываются программы обучения по охране труда.

Программы обучения работников должны:

- охватывать все категории работников организации;

- предусматривать своевременную, с соответствующей периодичностью, эффективную, первоначальную и периодическую подготовку;

- включать оценку доступности и прочности усвоения материала подготовки слушателями;

- предусматривать периодический анализ программ подготовки, их корректировку по мере необходимости для обеспечения их актуальности и эффективности;

- предусматривать оформление результатов проверки знаний требований охраны труда.

5.7. Документация СУОТ устанавливается в зависимости от размера, характера и вида деятельности организации, сложности и взаимодействия технологических процессов, квалификации работников, требований законодательства Российской Федерации об охране труда и содержит:

- политику и цели организации по охране труда;

- распределение ключевых управленческих функций и обязанностей по охране труда;

- наиболее значительные опасности (риски), вытекающие из технологического процесса, мероприятия по их предупреждению;

- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках СУОТ.

5.8. Документация СУОТ должна быть оформлена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране труда и периодически анализироваться, своевременно корректироваться и быть легкодоступной для всех работников организации.

5.9. В соответствии с приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда" в организации должно быть разработано и утверждено с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) положение о системе управления охраной труда.

5.10. Организация должна вести документы по следующим направлениям:

- по регистрации проведения инструктажей по охране труда;

- по проведению обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда;

- по разработке и учету инструкций по охране труда для работников;

- по специальной оценке условий труда;

- по учету несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (а также материалы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

- по организации пожарной и промышленной безопасности;

- по организации электробезопасности;

- по организации выполнения требований санитарного законодательства;

- по организации контроля за выполнением требований охраны труда;

- по организации отчетности по охране труда и оперативной информации по вопросам охраны труда;

- другие документы по охране труда.

5.11. Работники должны иметь право доступа к документации, относящейся к их производственной деятельности и здоровью.

 

VI. Планирование и применение СУОТ

 

6.1. Для внедрения СУОТ в существующую систему управления организацией и приведения ее в соответствие с современными требованиями законодательства Российской Федерации об охране труда проводится анализ действующей системы управления охраной труда в организации.

Исходный анализ проводят специалисты службы по охране труда (специалист по охране труда) организации с учетом мнения представительного органа работников. При анализе определяются:

- перечень законодательных и других нормативно-правовых актов, содержащих требования по охране труда, промышленной безопасности и гигиене труда, программ по охране труда и других требований, соблюдение которых организация принимает на себя с учетом требований законодательства Российской Федерации об охране труда;

- опасности и риски для безопасности и здоровья работников, связанные с видами деятельности организации, и их оценка;

- достаточность действующих и планируемых мер защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков на производстве;

- анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.

6.2. При определении опасностей и рисков рекомендуется рассматривать следующее:

- зарегистрированные в государственном реестре опасные производственные объекты;

- производственные объекты, на которые представляется декларация промышленной безопасности;

- опасные технологические операции;

- состояние травматизма и аварийности в организации;

- ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к производственным травмам или профессиональным заболеваниям работников;

- причины возникновения потенциальной производственной травмы или профессионального заболевания;

- результаты специальной оценки условий труда;

- статистика заболеваемости в организации;

- обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты и контроль за их использованием работниками на производстве;

- режим труда и отдыха;

- оснащение аварийных служб;

- вопросы деятельности организации, связанные с противопожарной защитой и другими видами деятельности.

Анализируемые факторы должны охватывать всю деятельность организации и стать основными направлениями планирования работы по охране труда как база для разработки целей и задач в области охраны труда.

Результаты исходного анализа, оформленные документально, используются для принятия решений о применении или совершенствовании СУОТ, а также для сравнения и оценки результатов ее усовершенствования.

6.3. Цель планирования СУОТ заключается в разработке на предстоящий период комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда и улучшения ее условий. Мероприятия должны основываться на выбранных приоритетах по результатам исходного анализа или других имеющихся данных.

6.4. Основные направления планирования:

- составление планов улучшения условий и охраны труда (комплексного, текущего (годового), оперативного (квартального, месячного), которые являются составляющими плана экономического и социального развития организации;

- программы улучшения условий и охраны труда;

- заключение коллективного договора, соглашения по охране труда.

6.5. При планировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда организация определяет цели охраны труда для каждого структурного подразделения и ее функциональных служб.

Мероприятия по планированию должны включать:

- определение и расстановку приоритетов среди целей по охране труда;

- вопросы по повышению или поддержанию существующего уровня состояния условий и безопасности труда;

- устранение причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- сроки выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности;

- предоставление необходимой технической поддержки и материальных ресурсов в соответствии с законодательством об охране труда Российской Федерации.

6.6. Планы оформляются, как правило, приложениями к коллективному договору и разрабатываются в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, согласовываются с профсоюзной организацией или иным представительным органом работников, утверждаются работодателем и корректируются при введении изменений в технологические процессы, оказываемые услуги, условия функционирования и при других изменениях в деятельности организации.

6.7. В организации определяются операции и виды деятельности, которые связаны с вредными и (или) опасными, тяжелыми условиями труда. При планировании этих операций и видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, необходимо:

- обеспечивать внедрение мероприятий по предупреждению и минимизации опасностей и рисков, а также по устранению возникающих отклонений от требований охраны труда;

- обеспечивать контроль соответствия технологических процессов нормативным требованиям;

- устанавливать и обеспечивать использование методов выявления рисков для здоровья и безопасности работников, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирование поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

- устанавливать соответствующие процедуры по минимизации и устранению рисков для здоровья и безопасности работников при проектировании рабочих мест, технологических процессов и оборудования.

6.8. Для предотвращения опасностей организация предусматривает:

1) предупредительные и контролирующие меры, которые осуществляются в следующем порядке:

- устранение возможных опасностей (рисков);

- ограничение опасностей (рисков), которые невозможно устранить, в их источнике, путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер, также путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;

- бесплатное предоставление соответствующих средств индивидуальной защиты, включая спецодежду, в случае невозможности ограничения опасностей (рисков) средствами коллективной защиты и принятие мер по обеспечению их использования и обязательного технического обслуживания;

2) управление изменениями: при введении изменений, влияющих на охрану труда (применение новых технологических или организационных структур, применение новых приемов труда, материалов, процессов, оборудования, изменений законодательства Российской Федерации об охране труда, прием на работу новых работников и специалистов и т.д.), должны быть:

- определены опасности и выполнена оценка рисков на рабочих местах;

- обеспечено качественное и своевременное информирование и подготовка по охране труда всех работников организации, которых затрагивает это изменение;

- организовано при необходимости обсуждение с участием работников, их представителей или представителей комитета (комиссии) по охране труда;

3) меры по предупреждению аварийных ситуаций, готовность к ним и ликвидации их последствий: организация должна выявлять возможности возникновения аварийных ситуаций и разрабатывать планы действий работников в возможных аварийных ситуациях при ликвидации их последствий, анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращению и ликвидации последствий, а также периодически проверять практическую подготовленность работников к действиям в аварийных ситуациях.

Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий должны быть согласованы с аварийными службами и организациями, которые могут быть вовлечены в устранении последствий данных аварийных ситуаций;

4) меры по обеспечению безопасности при проведении подрядных работ:

организация разрабатывает и устанавливает мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, по применению их работниками требований организации по охране труда, а также обеспечивает своевременную корректировку этих мероприятий, которые:

- включают критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;

- устанавливают эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;

- обеспечивают ознакомление с опасностями (рисками) на рабочих мест подрядчиков и/или их работников, а также проводить их инструктаж в установленном порядке;

- обеспечивают выполнение подрядчиком требуемых мероприятий по охране труда на площадке организации.

 

VII. Оценка СУОТ

 

7.1. При наблюдении за результатами деятельности СУОТ происходит мониторинг следующих объектов системы:

1) основных производственных рисков опасных технологических операций;

2) опасных производственных объектов;

3) условий труда на рабочих местах;

4) профессиональной заболеваемости работников и производственного травматизма.

Выбору объектов наблюдения промышленной безопасности и охраны труда предшествует определение конкретных показателей, подлежащих определению в каждом из объектов (например, предельно допустимые нормы воздействия вредных и опасных производственных факторов, тяжесть и напряженность труда и т.п.), и сроков его проведения.

7.2. Организация разрабатывает локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение наблюдения, ключевые параметры показателей СУОТ в пределах всей организации, определяет ответственных лиц по их выполнению, распределяет обязанности, ответственность и полномочия по наблюдению на различных уровнях управленческой структуры.

Основными видами наблюдения являются:

- контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями (2-, 3-, 4-ступенчатый контроль);

- контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации;

- производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, требований санитарного законодательства;

- периодический контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда, осуществляемый представителями работодателя с участием членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных лиц по охране труда работников;

- общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

- анализ выполнения программ и планов по улучшению условий и охраны труда;

- проверки со стороны уполномоченных контрольно-надзорных органов.

Измерения параметров и контроль инструментально измеряемых параметров условий труда на рабочих местах осуществляется собственными лабораториями или специализированными организациями, аккредитованными в данной области.

7.3. Основными задачами контроля за соблюдением требований охраны труда в организации являются:

- выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;

- оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

- выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда, нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда;

- принятие мер по устранению выявленных недостатков.

7.4. Организация определяет объекты, которые необходимо взять под постоянный контроль, и частоту его проведения исходя из уровня риска на выбранном объекте, в том числе обследования оборудования и установок.

В качестве составной части СУОТ должен быть подготовлен график осмотров на основе результатов выявленных опасных факторов и оценки рисков, действующих нормативов и законодательства Российской Федерации.

Текущий контроль технологических процессов, рабочих мест должны осуществлять руководители, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, в соответствии с разработанными методиками наблюдений и измерений. Все руководители должны осуществлять проверки производственных объектов на соблюдение требований регламентов, норм и правил СУОТ.

7.5. Реагирующее наблюдение включает определение, уведомление и расследование:

- несчастных случаев, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности), инцидентов на производстве;

- других потерь, таких как имущественный ущерб;

- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков СУОТ;

- программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

Расследование возникновения и первопричин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве направлено на выявление недостатков в СУОТ и оформляется документами, предусмотренными соответствующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

В целях предотвращения повторения несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве разрабатываются планы мероприятий по устранению выявленных нарушений и предупреждению их повторения.

Аналогичные планы мероприятий разрабатываются по результатам проверок со стороны уполномоченных государственных надзорных органов.

Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями (органами надзора и контроля, учреждениями социального страхования), рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований с учетом требований конфиденциальности.

7.6. Проверки проводятся с целью определения эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.

Проверку проводят уполномоченные руководителем организации лица, не связанные с проверяемой деятельностью подразделения (работники организации, вовлеченные в разработку СУОТ, либо представители сторонней организации).

Организация разрабатывает программу проверок (методику, положение, правила, инструкцию), которая включает в себя определение компетенции проверяющего, масштаб, частоту проведения проверки, а также формы отчетности.

Проверка включает оценку эффективности элементов СУОТ в организации или ее подсистемах. Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки на рабочем месте, включая анализ результатов проверки, осуществляются с участием представителей работников.

7.7. Руководство организации через установленные локальным актом промежутки времени (год, квартал, месяц – в зависимости от размера, характера и вида деятельности организации) анализирует эффективность действующих мероприятий по выполнению политики СУОТ и реализации намеченных целей и задач.

Анализ эффективности СУОТ должен учитывать:

- результаты расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов, наблюдения результатов деятельности производственного процесса;

- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, в том числе организационные, которые могут влиять на СУОТ;

- информацию о новых разработках, производствах, технологиях, внедряемых в организации, которые могут потребовать изменения целевых показателей организации или ее политики.

Результаты анализа эффективности функционирования СУОТ руководством должны быть документально оформлены и доведены до сведения лиц, ответственных за конкретные элементы СУОТ, для принятия надлежащих мер, также комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.

Результаты анализа СУОТ используются для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в области управлении охраной труда.

 

VIII. Действия по совершенствованию СУОТ

 

8.1. Предупреждающие и корректирующие действия в СУОТ: если результаты оценки результативности СУОТ показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то должны быть своевременно разработаны другие меры. При разработке этих мер учитываются:

- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий СУОТ;

- выполнение или совершенствование контролирующих мер, необходимых для избежания повторения нарушений.

8.2. В организации должно осуществляться непрерывное совершенствование элементов СУОТ. В данном процессе должны быть учтены:

- цели организации в области охраны труда;

- результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;

- результаты наблюдений и измерений результатов деятельности организации;

- результаты расследования причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов;

- предложения по результатам проверок состояния условий и охраны труда;

- выводы анализа эффективности СУОТ руководством;

- предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации;

- изменения в законодательстве Российской Федерации об охране труда и локальных нормативно-правовых актах организации;

- новая информация в области охраны труда;

- достижения других организаций.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 9/2017

 

Другие статьи по теме
Категория: 01_Управление охраной труда | Добавил: zdrav1 (29.08.2017)
Просмотров: 2827 | Теги: методические материалы, управление охраной труда