Главная » Статьи » Все статьи |
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» С целью разработки мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в образовательных организациях должен быть проведен анализ состояния травматизма, в том числе с учетом основных причин, которые привели или могут привести к несчастным случаям.
Система образования сегодня – это десятки тысяч учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт, сосуды, работающие под давлением, разнообразная техника; применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости. На работающих в образовательных учреждениях влияют те же производственные факторы, что и в любой другой отрасли промышленности. Однако на педагогический персонал больше, чем в других отраслях, влияют особенности профессиональной деятельности. Научно-технический прогресс, приведший к повышению технической оснащенности образовательных учреждений, внедрению более совершенных учебных и технических процессов, оборудования, инструментария, ставит новые проблемы, требующие скорейшего решения. Высокий травматизм в образовательных учреждениях свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых мер как со стороны руководителей, так и со стороны профсоюзных организаций. К сожалению, невозможно предусмотреть все, но свести риск получения практически любой травмы до минимума все же возможно. Имеются наиболее актуальные и значимые вопросы по охране труда для изучения и рассмотрения на на комиссия по охране труда и собраниях трудовых коллективов. Это: - оценка состояния условий и охраны труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, инструмента, сырья и материалов; - выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по охране труда; - своевременность проведения специальной оценки условий труда и выполнения мероприятий по ее результатам; - состояние кабинетов и уголков по охране труда; - выполнение руководителями, специалистами и иными работниками образовательных организаций должностных обязанностей по охране труда и требований нормативно-правовых актов по охране труда; - осуществление профсоюзной организацией общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. С целью детальной разработки мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организациях должен быть проведен анализ состояния травматизма, в том числе с учетом основных причин, которые привели или могут привести к несчастным случаям. В их число в соответствии с принятой классификацией входят следующие причины: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: - недостатки в содержании территории, проездов, проходов; - нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; - недостатки в организации рабочих мест; - нарушение технологического регламента; - нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; - нарушение правил и норм ремонта оборудования, транспортных средств, инструмента; - недостатки в обучении работников безопасным методам труда; - недостатки в организации групповых работ; - слабый технический надзор за опасными работами; - использование машин, механизмов и инструмента не по назначению; - отсутствие или несовершенство ограждений мест работы; - отсутствие, неисправность или неприменение средств индивидуальной зашиты и др. ТЕХНИЧЕСКИЕ: - несовершенство технологических процессов; - конструктивные недостатки оборудования, приспособлений, инструментов; - недостаточная механизация тяжелых работ; - несовершенство предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировки; - прочностные дефекты материалов; - неизвестные ранее опасные свойства обрабатываемых материалов и др. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ: - большие физические (статические и динамические) перегрузки; - умственное перенапряжение; - перенапряжение анализаторов (зрительного, слухового, тактильного); - монотонность труда; - стрессовые ситуации; - болезненное состояние работника; - несоответствие анатомо-физиологических и психических особенностей человека характеру выполняемой работы и др. Основными причинами производственного травматизма в отрасли является: нарушение правил дорожного движения, организационные причины и нарушения потерпевшими трудовой дисциплины и требований охраны труда. Руководителям образовательных учреждений, должностным лицам, ответственным за состояние условий и охраны труда, руководителям, техническим инспекторам и активистам профсоюзных организаций необходимо еще раз системно проанализировать выполнение требований нормативно-правовых актов в области безопасности труда и принять необходимые меры по устранению недостатков.
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» № 10/2017. Другие статьи по теме | |
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (05.12.2017) | |
Просмотров: 1418 | |