Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательном учреждении (часть 3) - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательном учреждении (часть 3)

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

4.5.4. Обеспечение снабжения безопасной продукцией

4.5.4.1 Поставку необходимой безопасной продукции поставщиком обеспечивают выбором на основе его способности выполнять требования заказчика.

4.5.4.2 Процесс выбора квалифицированных поставщиков должен содержать:

- оценку способности поставщика поставлять сертифицированное оборудование и материалы, измерительную технику, средства защиты, средства индивидуальной защиты;

- оценку полноты и достоверности предоставленной информации по опасным свойствам продукции и мерам по безопасному обращению с ней;

- определение, оценку и включение в условия договора (контракта) материально- технического снабжения требований заказчика на поставки сертифицированных оборудования и материалов, измерительной техники, средств защиты, рабочую одежду и обувь;

- определение и оценку требований законов и иных нормативно-правовых актов, а также требований организации по охране труда до приобретения продукции;

- входной контроль безопасности поставляемой продукции;

- выполнение предъявленных требований до использования приобретаемой продукции;

- требования по своевременному внесению изменений в документацию.

 

4.6. Обеспечение применения СУОТ

4.6.1. Принятые решения по применению и совершенствованию СУОТ оформляют в виде приказов или других локальных нормативных документов (планов и программ мероприятий, графиков работ), предусматривающих применение СУОТ, корректирующие действия по оперативному устранению выявленных несоответствий, а также предупреждающие действия, направленные на устранение причин допущенных или потенциальных несоответствий.

4.6.2. Успешное применение СУОТ зависит от способности организации реализовывать принятые решения, поэтому приказы или другие локальные нормативные документы по применению и совершенствованию СУОТ направляют всем исполнителям, а также в службу охраны труда для реализации, координации работ и контроля их выполнения. Результаты работ оформляют в актах и протоколах, утверждаемых руководством образовательного учреждения.

В процессе реализации мероприятий допускается вносить коррективы, оформление которых осуществляет служба охраны труда.

4.6.3. Если по результатам контроля и анализа информации были подготовлены и успешно внедрены в производство все необходимые мероприятия, то следующий цикл управления повторяют уже на более высоком уровне.

 

V. Оценка системы управления охраны труда

 

5. Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования СУОТ

5.1. Общие положения

5.1.1. В зависимости от целей оценки функционирования СУОТ выполняют различные виды контроля требуемых критериев охраны труда, анализируют и оценивают результаты проверки, разрабатывают мероприятия по улучшению значений соответствующих критериев охраны труда.

Выполняемые процедуры контроля и оценка эффективности СУОТ, а также ее элементов являются основой разработки соответствующих мероприятий по улучшению условий труда.

Процедуры контроля следует выполнять, привлекая персонал, прошедший обучение в области охраны труда. Применяют следующие виды контроля:

- проверку готовности образовательного учреждения к новому учебному году

- текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;

- постоянный контроль состояния производственной среды;

- административно-общественный контроль состояния условий труда на рабочем месте;

- проверку готовности организации к работе в осенне-зимнем периоде;

- внутреннюю проверку (аудит) СУОТ;

- внешнюю проверку (аудит) органом по сертификации с выдачей сертификата соответствия.

5.1.2 Основными видами оценок являются:

- статистическая отчетность о состоянии условий труда работников, сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и о состоянии травматизма;

- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;

- анализ производственного травматизма;

- оценка результативности СУОТ и ее элементов.

5.1.3. В результате контроля, оценок и проверок определяют достигнутый уровень охраны труда и его соответствие запланированным показателям. Результаты контроля, оценок и проверок условий труда оформляют соответствующими протоколами.

5.1.4. Объективную оценку показателей безопасности труда получают с помощью контрольно-измерительного оборудования. В процедурах измерений и оценок показателей охраны труда следует устанавливать перечень необходимых измерений параметров, методы и точность их измерения; требования к калибровке и поверке средств измерений, а также обеспечение требуемых условий их сохранности. Достоверность и сопоставимость результатов измерений достигается проведением измерений подготовленными специалистами с помощью аттестованных средств, их своевременной поверкой и калибровкой.

5.1.5. Процедуры контроля и измерения по охране труда следует разрабатывать, устанавливать и периодически анализировать. Обязанности, ответственность и полномочия по контролю должны быть распределены на различных уровнях управленческой структуры.

5.1.6. Регистрацию данных об условиях труда обеспечивают установлением порядка сбора, систематизации, ведения, хранения и передачи требуемых данных об условиях труда.

5.1.7. Оценка показателей охраны труда может быть как качественная, так и количественная. Оценка (качественная и количественная) должна:

- базироваться на выявленных в организации опасных и вредных производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных с концепцией и целями обеспечения охраны труда;

- обеспечивать процесс оценки деятельности организации, включая анализ эффективности управления руководством.

5.1.8 Контроль и измерения результатов деятельности следует:

- использовать для определения степени, с которой концепция и цели обеспечения охраны труда выполняются, а опасности и риски оптимизируются;

- включать все виды текущего (предупреждающего) контроля, а не основываться только на статистических данных инцидентов, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- оформлять записями.

5.1.9 Контроль должен обеспечивать:

- обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;

- информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;

- основу принятия решений о совершенствовании определения опасностей и ограничения рисков, а также самой СУОТ.

 

5.2. Текущий контроль

5.2.1. Текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению СУОТ.

5.2.2. Текущий контроль содержит элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включает:

- контроль выполнения мероприятий конкретных планов, установленных критериев результатов деятельности и целей;

- систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования;

- контроль производственной среды, включая организацию труда;

- контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер;

- оценку соответствия национальным законам и иным нормативным правовым актам, коллективным соглашениям и другим обязательствам по охране труда, принятыми на себя организацией.

 

5.3. Наблюдение за состоянием здоровья работников

5.3.1. Наблюдение за состоянием здоровья работников представляет собой процедуру обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.

5.3.2. Результаты наблюдения за состоянием здоровья работников следует использовать для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.

5.3.3. Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

5.3.4. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

5.3.5. В случае необходимости по решению органов местного самоуправления в отдельных организациях допускается вводить дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).

5.3.6. Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников (освидетельствуемых) поручаемой им работе. Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний; выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев.

При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению трудовых обязанностей, а обязан отстранить его от работы.

5.3.8. Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводят медицинские организации, имеющие лицензию на указанный вид деятельности. Осмотр психиатром проводят в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной регистрации обследуемого.

5.3.9. По желанию и на средства работодателя предварительные и периодические медицинские осмотры допускается проводить по расширенной программе по договору с лечебно-профилактической организацией (учреждением).

 

5.4. Постоянный контроль состояния производственной среды

5.4.1. Постоянный контроль состояния производственной среды предусматривает измерение (определение) и оценку опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте. Этот процесс предусматривает оценку воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов; санитарно- гигиенических и социально-психологических условий труда, организации труда на рабочем месте, которые могут представлять риск для здоровья работников, а также наличие и состояние системы защиты от них, разработанных для их устранения и (или) снижения.

5.4.2. Такой контроль включает в себя специальную оценку условий труда, определение опасностей и оценку рисков, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников, анкетирование и т.п.

5.4.3. Наиболее полную характеристику состояния условий труда на рабочем месте получают при специальной оценки условий труда. Эта процедура предусматривает оценку условий труда на рабочих местах, выявление вредных и (или) опасных производственных факторов, оценку применяемых средств защиты, а также разработку мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями.

5.4.4. Измерения опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, а также оценку травмобезопасности рабочих мест осуществляют организации или лабораторные подразделения организаций, аккредитованные в установленном порядке на проведение соответствующих измерений.

5.4.5. Результаты специальной оценки условий труда используют при:

- планировании мероприятий в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- решении вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональные заболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

- рассмотрении вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни или здоровья работника;

- включении в трудовой договор условий труда работника;

- ознакомлении работников с условиями труда на рабочем месте;

- составлении статистической отчетности о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (форма N 1-Т);

- рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда;

- обосновании предоставления в предусмотренном законодательством порядке компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда устанавливают для условий, не устранимых при современном техническом уровне производства и существующей организации труда.

 

5.5. Проверка (аудит)

5.5.1. Проверка (аудит) представляет собой систематический, независимый и оформленный в виде документа процесс (процедура) получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных требований.

5.5.2. Внутренняя проверка (аудит) безопасности труда позволяет регулярно контролировать выполнение функций (элементов) СУОТ и соблюдения соответствующих нормативных документов. Для обеспечения систематической проверки (аудита) составляют планы проверок и контролируют их результаты. Проверку (аудит) проводит персонал, который не несет ответственность за деятельность, подвергаемую проверке.

5.5.3. В методику проверки следует включать мероприятия по определению эффективности и результативности СУОТ и ее элементов по обеспечению безопасности и охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.

Программа проверок (аудита) должна содержать требования к компетенции проверяющего, масштаб, частоту и методологию проведения проверки, а также формы отчетности.

5.5.4. В зависимости от целесообразности проверка (аудит) включает оценку всех или части элементов СУОТ в организации или ее подсистемах. Проверка должна включать в себя:

- концепцию охраны труда;

- участие работников и (или) их представителей;

- обязанности и ответственность работников;

- компетентность и подготовку работников;

- документацию СУОТ;

- передачу и обмен информацией;

- планирование, развитие и функционирование СУОТ;

- предупреждающие и корректирующие действия;

- приведение документов системы управления в соответствие с изменениями;

- предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и к ликвидации их последствий;

- материально-техническое снабжение безопасной продукцией;

- обеспечение безопасности подрядных работ;

- наблюдение за результатами деятельности и их измерение;

- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, их воздействия на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;

- документы, устанавливающие процедуру проверок;

- анализ эффективности управления охраной труда руководством;

- процедуру непрерывного совершенствования;

- любые другие критерии проверки и элементы в зависимости от необходимости.

5.5.5. В выводах проверки (аудита) должно быть определено, являются ли функционирующие элементы СУОТ или их подсистем:

- эффективными для реализации концепции и целей организации по охране труда;

- эффективными для содействия полному участию в этом работников;

- соответствующими результатам оценки результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок;

- обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов и правил, относящихся к деятельности организаций;

- обеспечивающими непрерывное совершенствование и применение передового опыта по охране труда.

5.5.6. Проверку (аудит) проводят компетентные, не связанные с проверяемой деятельностью лица, работающие или не работающие в организации.

Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки (аудита) на рабочем месте, включая анализ результатов проверки (аудита), осуществляют с участием работников в установленном порядке.

5.5.7. Результаты проверки (аудита) и ее выводы доводят до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия.

5.5.8. Одной из форм внутренней проверки (аудита) безопасности труда является административно-общественный контроль

 

5.6. Административно-общественный контроль.

5.6.1. Общие положения

5.6.1.1. Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в СУОТ является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза организации, учреждения и за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.

Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.

5.6.1.2 Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководи тель организации, председатель комитета профсоюза.

 

5.6.2. Первая ступень трехступенчатого контроля

5.6.1. Первую ступень контроля осуществляют зав. кабинетами физики, химии, биологии, физкультуры, учебными мастерскими, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

5.6.2.2. На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

- выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

- состояние и правильность организации рабочих мест;

- состояние проходов, переходов, проездов;

- безопасность технологического оборудования;

- соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

- исправность приточной и вытяжной вентиляции;

- наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

- наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

5.6.2.3. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения.

 

5.6.3. Вторая ступень трехступенчатого контроля

5.6.3.1. Вторую ступень контроля проводят ответственный и уполномоченный по охране труда, один раз в четверть.

5.6.3.2. На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

- организацию и результаты работы первой ступени контроля;

- выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля:

- выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений комитета профсоюза, предложений уполномоченных по охране труда;

- выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

- выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

- исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

- соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

- соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

- состояние переходов и галерей;

- состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

- наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

- своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;

- наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;

- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

- соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

5.6.3.3. Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются администрации учреждения.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

 

5.6.4. Третья ступень трехступенчатого контроля

5.6.4.1. Третья ступень контроля осуществляет руководитель и председатель комитета профсоюза, не реже одного раза в полугодие.

5.6.4.2. На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

- организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

- выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля:

- выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда,

- выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

- выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

- техническое состояние и содержание здании, сооружении, помещении и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

- эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции;

- выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

- обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

- обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

- организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

- состояние кабинета охраны труда;

- состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

- организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

- подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

- соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

5.6.4.3. На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени. На совещаниях у руководителя учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в организации.

5.6.4.4. Проведение совещания оформляется протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения вопросов по охране труда руководителем организации издается приказ.

 

5.7. Анализ эффективности СУОТ, проводимый руководством организации

5.7.1. При анализе эффективности СУОТ, проводимом руководством, оценивают:

- концепцию охраны труда для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;

- способность СУОТ удовлетворять общим потребностям организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;

- необходимость изменения СУОТ, включая концепцию и цели по охране труда;

- необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда, включая изменение критериев оценки эффективности системы и других сторон управленческой структуры организации;

- выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;

- степень достижения целей организации по охране труда и своевременность применения корректирующих действий;

- эффективность действий, намеченных руководством по результатам предыдущих анализов результативности СУОТ.

5.7.2. Частоту и масштаб периодических анализов эффективности СУОТ работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с необходимостью и условиями деятельности организации.

5.7.3. Анализ эффективности СУОТ, проводимый руководством, должен учитывать:

- результаты расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;

- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.

5.7.4. Выводы из анализа эффективности СУОТ руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

- лиц, ответственных за конкретный элемент(ы) СУОТ для принятия соответствующих мер;

- комитета (комиссии) по охране труда, работников, а также их представителей.

 

VI. Совершенствование управления охраной труда

 

6.1 Действия по совершенствованию

6.1.1. Одним из основных свойств любой системы, в том числе и СУОТ, является ее постоянное улучшение.

Результативность системы управления повышается при использовании концепции и целей, результатов проверок, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий.

6.1.2. При непрерывном совершенствовании управления охраной труда организация всегда стремится достичь повышения результативности управления охраной труда, направленного на исключение травм, смертельных случаев, профессиональных заболеваний работников, путем снижения опасностей трудового процесса и сопутствующих ему рисков.

6.1.3. Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности труда, внесения в этот процесс элемента соревнования и поощрения тех, кто добился лучших результатов.

6.1.4. Результативные решения базируются на анализе фактических данных и достоверной информации. Система управления должна предусматривать проведение анализа фактов, известных работникам, что будет способствовать принятию правильного решения на основе этого анализа.

6.1.5. Только на основании анализа данных (информации, фактов) руководство принимает решения по повышению эффективности системы, улучшению условий труда и потребности в ресурсах. Принятые решения официально доводят до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент системы, комитета по охране труда, работников, а также их представителей.

6.1.6 Выявленные в процессе проверки, контроля и оценки результативности СУОТ, а также результаты анализа руководством ее эффективности несоответствия подлежат устранению. Это обеспечивается принятием решения и разработкой мероприятий по проведению корректирующих и предупреждающих действий, а также по своевременному внесению необходимых изменений в действующие планы и программы.

 

6.2. Предупреждающие и корректирующие действия

6.2.1 Необходимо устранять выявленные несоответствия в процессе проверки СУОТ, контроля и оценки ее результативности, а также оценки результатов анализа руководством эффективности функционирования СУОТ. Для этого следует намечать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий и своевременно вносить изменения. Требуемые мероприятия включают в себя:

- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) результативности мероприятия при функционировании СУОТ;

- планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий;

- мероприятия по внесению изменений в систему управления охраной труда.

6.2.2. Если оценка СУОТ или иная достоверная информация демонстрируют, что предупреждающие и корректирующие действия по оптимизации рисков, опасных и вредных производственных факторов неэффективны или могут стать таковыми, то должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены другие, более действенные предупредительные и регулирующие меры.

 

6.3. Корректирующие действия для СУОТ

6.3.1. Корректирующие действия выполняют в целях предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, в том числе повторения несчастных случаев и инцидентов на производстве, а также профессиональных заболеваний и др.

6.3.2. Отчеты, подготовленные внешними расследующими организациями, такими как инспекции и учреждения социального страхования, рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке, что и результаты внутренних расследований, с учетом требований конфиденциальности.

6.3.3. Контроль устранения недостатков функционирования СУОТ, оценка предотвращения и защиты от воздействия опасностей и рисков, которые были выявлены при аварии, расследовании несчастного случая или инцидента на производстве, профессионального заболевания и устранения несоответствий должны включать определение, уведомление и расследование:

- несчастных случаев и инцидентов на производстве, профессиональных заболеваний (включая контроль совокупных данных о временной нетрудоспособности);

- неудовлетворительных результатов деятельности по выполнению требований безопасности и охраны здоровья и недостатков СУОТ;

- нарушений в реализации программ трудовой реабилитации и восстановления здоровья работников.

 

6.4. Непрерывное совершенствование

6.4.1. Постоянное непрерывное совершенствование деятельности организации является естественной ее целью.

Результативность системы управления определяют на предмет соответствия принятой концепции (политики) охраны труда, целям на основе результатов проверок, результативности корректирующих и предупреждающих действий.

Непрерывное совершенствование СУОТ способствует повышению конкурентоспособности; быстрым реагированиям на появление современных разработок, методов и технологий и применение их в соответствии с возможностями организации; повышению профессионализма персонала путем обучения. Применение методики постоянного улучшения позволяет своевременно внедрять в организации прогрессивные разработки, методы и технологии.

Основная идея принципа непрерывного совершенствования заключается в том, чтобы организация всегда старалась достичь максимально возможной эффективности охраны труда, направленной на исключение травм, смертельных случаев, частых заболеваний работников и создания условий, соответствующих требованиям охраны труда путем улучшения процедур, снижающих опасности трудового процесса и сопутствующих ему рисков.

6.4.2. Обеспечение непрерывного совершенствования СУОТ в целом и ее элементов достигается установлением определенных мероприятий по совершенствованию и своевременным их выполнением. Эти мероприятия учитывают:

- цели организации по охране труда;

- результаты определения опасных и вредных производственных факторов и оценки рисков;

- результаты контроля и измерения результатов деятельности;

- расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве;

- результаты и рекомендации проверок (ревизий);

- анализ результативности СУОТ руководством;

- предложения по совершенствованию, поступающие от работников организации и комитетов (комиссий) по охране труда;

- изменения национальных законов и иных нормативно-правовых актов, программ по охране труда, а также коллективных договоров (соглашений);

- новую информацию в области охраны труда;

- результаты выполнения предыдущих программ охраны здоровья работников.

 

6.5. Принятие решений, основанных на фактах

Эффективные решения базируются на анализе фактических данных и достоверной информации. Система управления предусматривает проведение анализа фактов, известных работникам, что будет способствовать принятию правильного решения на их основе.

На основании анализа данных (информации, фактов) руководство осуществляет меры по повышению эффективности системы, улучшению условий труда и потребности в соответствующих ресурсах. Принятие решения официально доводят до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент системы, комитета (комиссии) по охране труда, работников, их представителей.

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 12/2015

 

 

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (24.05.2017)
Просмотров: 797 | Теги: образцы документов, управление охраной труда