Методика оценки безопасности оздоровительных учреждений с круглосуточным пребыванием людей, в том числе детских (часть 1) - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Методика оценки безопасности оздоровительных учреждений с круглосуточным пребыванием людей, в том числе детских (часть 1)

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

Не за горами лето и нужно заблаговременно готовиться к организации оздоровительного отдыха детей. Представленный методический материал предназначен для руководителей образовательных организаций, профсоюзных работников, организаторов и работников оздоровительных учреждений с пребыванием детей в период каникул, специалистов по охране труда и педагогов.

 

Общие положения

 

Методика оценки безопасности[1] (готовности) оздоровительных учреждений (лагерей, объектов и мест отдыха и туризма) с круглосуточным пребыванием людей, в том числе детских (далее - Методика) разработана для повышения уровня безопасности оздоровительных учреждений.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения гарантий реализации права детей на отдых и оздоровление закреплены соответствующими положениями федеральных законов, а также поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) отдых детей и их оздоровление является совокупностью мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья.

Осуществление гарантий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации отдыха детей в каникулярное время закреплено за органами местного самоуправления (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 12 Федерального закона N 124-ФЗ, пункт 11 части 1 статьи 15 и пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Также пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 124-ФЗ установлено, что защиту прав детей на отдых и оздоровление осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, реализуя, в том числе мероприятия по созданию и обеспечению функционирования социальной инфраструктуры для детей, включающие помимо прочих организацию отдыха детей и их оздоровление.

В субъектах Российской Федерации в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России от 18 августа 2011 г. N 18-2/10/1-5182 на основании единых требований составляются и ведутся реестры организаций отдыха детей и их оздоровления. Реестр формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на его ведение, и подлежит согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, Росстата и органами государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 124-ФЗ компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области организации детского и семейного отдыха, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Периодичность проведения плановых проверок установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944.

 

Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью

 

Наименование вида деятельности

Органы, осуществляющие плановые проверки

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза в 2 года

Деятельность детских лагерей на время каникул

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор

1 раз перед началом каникул

органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор

1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену

 

Методика не содержит норм права, носит рекомендательный и разъяснительный характер и может быть использована федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями учреждений, гражданами при подготовке учреждений к оздоровительному сезону и в период их эксплуатации.

Положения методики подлежат уточнению по мере внесения изменений в законодательные и иные нормативно-правовые акты.

 

I. Общие требования безопасности к оздоровительным учреждениям

 

1.1. Основные требования в области пожарной безопасности

 

При оценке пожарной безопасности объектов в системном порядке проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных правовых актах и нормативных документах по пожарной безопасности требования, направленные на:

предотвращение возникновения пожара;

своевременное обнаружение и сообщение о пожаре;

на ликвидацию пожара в его начальной стадии;

своевременную и безопасную эвакуацию людей при пожаре;

ограничение распространения пожара;

повышение огнестойкости зданий и сооружений;

обеспечение успешного тушения пожара подразделениями местных гарнизонов пожарной охраны;

поддержание режима безопасной эксплуатации объекта защиты и готовности к действиям при пожаре.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с МЧС России.

В случае применения на объекте защиты расчета пожарного риска или уровня пожарной безопасности, в соответствующих случаях, проверяется соответствие исходных данных фактическому положению на объекте, в том числе соблюдение мероприятий, учитываемых в расчете, при которых обеспечивается соответствие полученных расчетных значений нормативным значениям. Также проверяется соблюдение Правил противопожарного режима, в том числе:

выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

При проверке объектов, на которые разрабатывались специальные технические условия (СТУ), оценивается соответствие противопожарного состояния проверяемого объекта требованиям СТУ, которые являются обязательными.

 

1.2. Основные требования в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

В области защиты от чрезвычайных ситуаций оздоровительные учреждения обязаны:

планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;

планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учреждений и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников учреждений в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников учреждений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

предоставлять в установленном порядке участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования отдыхающих в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях, подготовки отдыхающих в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у оздоровительных учреждений технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также иными способами.

Руководитель оздоровительного учреждения, на территории которого может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

1.3. Основные требования по медицинскому обеспечению

 

При санитарно-эпидемиологической оценке безопасности объектов в системном порядке должны проверяться следующие требования.

Наличие соответствующих разрешительных документов органов государственного санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора.

Наличие акта проверки надежности закрепления имеющихся на участке оздоровительного учреждения конструкций, плоскостных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, гладкости поверхностей, гарантирующих безопасность при эксплуатации.

Наличие акта приемки оздоровительного учреждения независимо от формы собственности муниципальной комиссии, в состав которой включены представители государственного санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, органов местного самоуправления, учредители оздоровительного учреждения, с выводами о готовности организации к приему и содержанию отдыхающих.

Наличие укомплектованного штата сотрудников в соответствии со штатным расписанием.

Наличие у всех сотрудников личной медицинской книжки с пройденным медицинским осмотром и отметкой о прохождении санитарно-гигиенической подготовки, а также отметок о наличии необходимых прививок.

Наличие должностных инструкций сотрудников оздоровительного учреждения по осуществлению контроля за отдыхающими.

Наличие у оздоровительного учреждения (работника медицинского учреждения) лицензии (сертификата) на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по специальности "педиатрия".

Наличие в оздоровительном учреждении медицинской зоны (медицинского пункта (кабинета)) с необходимым набором оборудования в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и иных нормативных правовых актов в этой области.

Штатные нормативы медицинского персонала медицинской зоны (медицинского пункта, кабинета) должны быть определены объемом проводимой медицинской работы и числом обслуживаемых человек в оздоровительном учреждении.

Наличие у медицинского персонала оздоровительного учреждения документов о профессиональной подготовке (диплом о медицинском образовании, сертификат специалиста (срок переаттестации каждые 5 лет), справки-допуска после прохождения курса медико-гигиенического обучения, справки об отсутствии судимости).

Обеспечение выполнения медицинским персоналом оздоровительного учреждения следующих функциональных обязанностей:

подготовка заявки на лекарственные средства и перевязочный материал в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами, а также примерным перечнем лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий, используемых медицинским пунктом оздоровительного учреждения для оказания медицинской помощи отдыхающим в период их оздоровления и организованного отдыха;

проверка медицинских документов у каждого сотрудника оздоровительного учреждения (личной медицинской книжки, необходимых медицинских обследований, заключений специалистов) (Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда");

контроль за наличием в оздоровительном учреждении дезинфицирующих средств в достаточном количестве;

подготовленность к осуществлению проверки в день заезда отдыхающих их медицинской документации (ф. N 072/у-04, 079/у, 076/у), осмотру кожных покровов и видимых слизистых (при отсутствии медицинской документации, наличии заболевания в острой стадии, отдыхающий в учреждение не принимается);

оформление информированного добровольного согласия отдыхающего на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями, установленными статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

 

1.4. Основные требования безопасности отдыхающих на воде

 

При оценке безопасности отдыхающих на воде проверяются следующие требования.

Наличие санитарно-эпидемиологического заключения водного объекта, предназначенного для купания.

Наличие в оздоровительной организации инструкций и приказов для сотрудников о действиях в случаях чрезвычайной ситуации на воде.

Наличие инструкции о незамедлительной передаче информации о чрезвычайной ситуации согласно утвержденным регламентам.

Наличие акта водолазного обследования дна.

Наличие в штате организации аттестованного спасателя(ей) либо договора с соответствующей организацией.

Наличие в штате медицинского персонала.

Наличие в организации достаточного количества спасательного имущества (спасательные круги, спасательные жилеты, поддерживающие жилеты, концы Александрова, буйки для обозначения границ акватории пляжа, средства связи и др.).

Наличие на территории пляжа стендов с информацией по безопасному поведению на воде, информацией о температуре воды, воздуха, схемой пляжа, глубинами и местами, где запрещено ныряние в воду.

Наличие, при необходимости, вышек либо других сооружений, обеспечивающих визуальное наблюдение за всей акваторией пляжа.

Наличие писем местных органов самоуправления и территориальных подразделений МЧС России о согласовании массового мероприятия на водном объекте (в случае их проведения).

Наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию судов и их годность к плаванию (в случае, если суда подлежат государственной регистрации).

Наличие у судоводителей документов, подтверждающих их право управления судном (в случае, если суда подлежат государственной регистрации).

 

II. Пожарная безопасность

 

2.1. Общие положения

 

2.1.1. Системы противопожарной защиты являются важной составной частью системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. При этом условием эффективного применения указанных систем является соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности.

В связи с этим организация и осуществление мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности требует значительного внимания со стороны надзорных органов МЧС России.

При осуществлении мероприятий по контролю на объектах защиты проводится проверка следующих противопожарных мероприятий и элементов противопожарной защиты объектов:

наружного противопожарного водоснабжения, проездов и подъездов для пожарной техники;

конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности;

решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара;

средств огнезащиты;

систем противодымной защиты (ПДЗ);

заполнений в проемах противопожарных преград;

лестниц пожарных наружных стационарных, ограждений кровли;

внутреннего противопожарного водопровода (ВПВ);

систем автоматической пожарной сигнализации (АПС);

огнетушащих веществ;

систем автоматического пожаротушения (АПТ);

электроустановок и электрооборудования;

систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

2.1.2. Органы государственного пожарного надзора при организации и осуществлении государственного контроля при необходимости привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия деятельности или действий (бездействия), осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг), обязательным требованиям и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.1.3. Эксперты, экспертные организации, привлекаемые к мероприятиям по контролю, должны быть аккредитованы в установленном порядке (в случаях, когда требуется аккредитация) и включены в распоряжение органа государственного контроля (надзора) на проведение проверки.

2.1.4. При проведении испытаний и исследований в рамках административных расследований органами государственного пожарного надзора (органы ГПН) должны привлекаться судебно-экспертные учреждения (центры) федеральной противопожарной службы МЧС России (СЭУ).

2.1.5. Подлинность копий лицензий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, необходимо проверять путем сличения данных, указанных в них, с данными, содержащимися в Реестре лицензирования МЧС России (/mchs.gov.ru/деятельность/лицензирование деятельности в области пожарной безопасности/реестры лицензирования МЧС России).

2.1.6. Подлинность копий сертификатов и деклараций соответствия необходимо проверять по идентификационному номеру сертификата соответствия через поисковую систему, размещенную на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации (/fsa.gov.ru/реестры/единый реестр сертификатов соответствия).

2.1.7. Лицо, осуществляющее оценку соответствия противопожарных мероприятий, систем и элементов противопожарной защиты объектов на объекте защиты, должно обладать соответствующей компетентностью, а также использовать необходимое аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений.

2.1.8. Допускается не привлекать экспертов и экспертные организации для проведения испытаний (исследований) систем и элементов противопожарной защиты в случае оценки соответствия данных систем и элементов в форме, установленной ч. 2 ст. 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

 

2.2. Наружное противопожарное водоснабжение, проезды и подъезды для пожарной техники

 

2.2.1. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

противопожарные резервуары.

2.2.2. При осуществлении мероприятий по контролю (надзору) проводится проверка:

наличия документов о проверке расхода воды на наружное пожаротушение;

содержания и эксплуатации пожарных гидрантов;

содержания и эксплуатации водопроводных сетей, насосных станций, резервуаров и источников наружного противопожарного водоснабжения.

2.2.3. Руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.

2.2.4. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

2.2.5. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

2.2.6. Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.

2.2.7. При осуществлении мероприятий по контролю (надзору), в части выполнения требований пожарной безопасности к проездам и подъездам для пожарной техники, проводится проверка:

использования и эксплуатации проездов для пожарных автомобилей к зданиям и сооружениям;

использования и эксплуатации проездов для пожарных автомобилей к наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

2.2.8. Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.

2.2.9. Запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.

2.2.10. Руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Не допускается сжигать отходы и тару в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов.

2.2.11. Запрещается на территории оздоровительных учреждений, а также на расстоянии менее 100 метров от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.

2.2.12. На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

2.2.13. Запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

2.2.14. Запрещается на территориях, прилегающих к объектам защиты, оставлять емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами, а также устраивать свалки горючих отходов.

2.2.15. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

6,0 метров - при высоте здания более 46 метров.

В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

2.2.16. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров;

для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров.

2.2.17. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

2.2.18. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

2.2.19. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой.

2.2.20. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

 

2.3. Конструктивные и объемно-планировочные решения, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности

 

2.3.1. При осуществлении мероприятий по контролю (надзору), в части выполнения требований пожарной безопасности к объемно-планировочным решениям, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности, проводится проверка:

устройства противопожарных преград в зданиях объекта защиты;

размещения помещений по этажности и высоте;

соответствия пределов огнестойкости и классов пожарной опасности строительных конструкций.

2.3.2. В зданиях и сооружениях должны применяться основные строительные конструкции с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости зданий, сооружений и классу их конструктивной пожарной опасности.

2.3.3. Огнестойкость и класс пожарной опасности строительных конструкций должны обеспечиваться за счет их конструктивных решений, применения соответствующих строительных материалов, а также использования средств огнезащиты.

2.3.4. В зданиях и сооружениях не допускается размещать:

производственные и складские помещения категорий А и Б;

специализированные объекты торговли по продаже горючих газов (ГГ), легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), бытовой химии и строительных материалов с наличием ГГ, ЛВЖ (за исключением товаров в мелкой расфасовке), а также веществ и материалов, способных взрываться и воспламеняться при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом.

2.3.5. В подвальных этажах зданий не допускается размещать:

магазины непродовольственных товаров торговой площадью свыше 400 м2, а также магазины и отделы по продаже бытовой химии и строительных материалов с наличием ГГ, ЛВЖ, аэрозольной продукции, а также пиротехнических изделий;

кладовые и складские помещения для хранения бытовой химии и строительных материалов с наличием ГГ, ЛВЖ, аэрозольной продукции, а также пиротехнических изделий.

2.3.6. В гостиницах, общежитиях, спальных корпусах санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингах, мотелях и пансионатах (класс функциональной пожарной опасности - Ф1.2) жилая часть здания должна отделяться от частей здания другого назначения (в том числе административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

2.3.7. Предусматриваемые в составе объектов класса Ф1.2 пищеблоки, а также части зданий, группы помещений, либо отдельные помещения производственного, складского и технического назначения (прачечные, гладильные, мастерские, кладовые, электрощитовые и т.д.), за исключением помещений категорий В4 и Д, следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

2.3.8. Стены с внутренней стороны, перегородки и перекрытия зданий детских оздоровительных учреждений и лечебных корпусов со стационаром (класс Ф1.1), амбулаторно-поликлинических учреждений (класс Ф3.4) и клубов (класс Ф2.1) в зданиях класса конструктивной пожарной опасности С1 - С3, в том числе с применением деревянных конструкций, должны иметь класс пожарной опасности не ниже К0 (15).

2.3.9. Здания специализированных дошкольных учреждений, а также для детей с нарушением зрения независимо от числа мест следует предусматривать класса конструктивной пожарной опасности С0 не ниже II степени огнестойкости и высотой не более двух этажей.

2.3.10. Пристроенные прогулочные веранды следует предусматривать той же степени огнестойкости и того же класса конструктивной пожарной опасности, что и основные здания.

2.3.11. Здания санаториев, учреждений отдыха и туризма (за исключением гостиниц) следует предусматривать не выше 28 м. Степень огнестойкости спальных корпусов санаториев высотой более двух этажей должна быть не ниже II, класс конструктивной пожарной опасности - С0. Двухэтажные спальные корпуса санаториев допускается предусматривать III степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0. Число мест в жилых корпусах санаториев и учреждений отдыха и туризма I и II степеней огнестойкости класса пожарной опасности С0 не должно превышать 1000; III степени огнестойкости класса пожарной опасности С0 - 150; остальных степеней огнестойкости - 50. Спальные помещения, предназначенные для размещения семей с детьми, следует размещать в отдельных зданиях или отдельных частях зданий, выделенных противопожарными перегородками I типа, высотой не более шести этажей, имеющих изолированные от других частей зданий эвакуационные выходы. При этом спальные помещения должны иметь аварийный выход, соответствующий одному из следующих требований: - выход должен вести на балкон или лоджию с глухим простенком не менее 1,2 метра от торца балкона (лоджии) до оконного проема (остекленной двери) или не менее 1,6 метра между остекленными проемами, выходящими на балкон (лоджию); - выход должен вести на переход шириной не менее 0,6 метра, ведущий в смежную часть здания; - выход должен вести на балкон или лоджию, оборудованные наружной лестницей, поэтажно соединяющей балконы или лоджии.

2.3.12. Степень огнестойкости гостиниц, домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов высотой более двух этажей должна быть не ниже III, класс конструктивной пожарной опасности С0. Спальные помещения, предназначенные для размещения семей с детьми в домах отдыха общего типа, кемпингах, мотелях и пансионатах, следует размещать в отдельных зданиях или отдельных частях зданий, выделенных противопожарными перегородками I типа, высотой не более шести этажей, имеющих изолированные от других частей зданий эвакуационные выходы. При этом спальные помещения должны иметь аварийный выход, соответствующий одному из следующих требований: - выход должен вести на балкон или лоджию с глухим простенком не менее 1,2 метра от торца балкона (лоджии) до оконного проема (остекленной двери) или не менее 1,6 метра между остекленными проемами, выходящими на балкон (лоджию); - выход должен вести на переход шириной не менее 0,6 метра, ведущий в смежную часть здания; - выход должен вести на балкон или лоджию, оборудованные наружной лестницей, поэтажно соединяющей балконы или лоджии.

2.3.13. На объектах оздоровительных учреждений (лагерей, объектов и мест отдыха и туризма) с круглосуточным пребыванием людей запрещается:

хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;

использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения;

устраивать в подвалах и цокольных этажах мастерские, а также размещать иные хозяйственные помещения, размещение которых не допускается нормативными документами по пожарной безопасности, если нет самостоятельного выхода или выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток;

снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);

загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, заваривать и загромождать люки на балконах и лоджиях квартир;

проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;

устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;

устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов и листового металла;

устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров;

загромождать и закрывать проходы к местам крепления спасательных устройств.

 

2.4. Решения по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара

 

2.4.1. При осуществлении мероприятий по контролю (надзору), в части выполнения требований пожарной безопасности к обеспечению безопасности людей при возникновении пожара, проводится проверка:

содержания эвакуационных путей;

содержания эвакуационных выходов;

содержания эвакуационных наружных лестниц;

содержания эвакуационных лестничных клеток и внутренних лестниц.

2.4.2. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

2.4.3. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

2.4.4. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

2.4.5. Руководитель организации обеспечивает здания для летнего детского отдыха телефонной связью и устройством для подачи сигнала тревоги при пожаре. Из помещений, этажей зданий для летнего детского отдыха, зданий дошкольных образовательных организаций предусматривается не менее 2 эвакуационных выходов. Не допускается размещать:

детей в мансардных помещениях деревянных зданий;

более 50 детей в деревянных зданиях и зданиях из других горючих материалов.

2.4.6. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

2.4.7. Руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обеспечивает:

осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;

дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.

2.4.8. При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях IV и V степеней огнестойкости допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах, а при проведении указанных мероприятий для детей ясельного возраста и детей с нарушением зрения и слуха - только на 1-м этаже.

2.4.9. В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.

На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.

2.4.10. При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев и повреждение изоляции проводов, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.

2.4.11. Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков.

2.4.12. При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается:

применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы, а также открытый огонь и свечи;

украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;

проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;

уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;

полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;

допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми.

2.4.13. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

2.4.14. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

2.4.15. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;

изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами. Руководитель организации при расстановке в помещениях технологического, выставочного и другого оборудования обеспечивает наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам.

2.4.16. На объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек.

2.4.17. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу.

 

2.5. Системы противодымной защиты

 

2.5.1. Требования к объектам по устройству систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции изложены в ст. 56 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3.1 ГОСТ Р 53300-2009, п. 7.1 СП 7.13130.2013.

2.5.2. Руководитель объекта или лицо, его замещающее, должны привлекать только уполномоченные организации для проведения работ по монтажу, наладке и обслуживанию систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции.

2.5.3. Проведение приемосдаточных испытаний систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции должна осуществлять организация, которая имеет аттестат аккредитации в данной области.

2.5.4. Руководитель или уполномоченное лицо обеспечивают наличие на объекте следующей технической документации на системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции:

копии сертификатов соответствия требованиям пожарной безопасности на составные узлы и агрегаты систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции (вентиляторы систем вытяжной противодымной вентиляции, противопожарные клапаны, конструкции воздуховодов в огнестойком исполнении, противопожарных дверей в дымогазонепроницаемом исполнении и т.д.);

паспорта на узлы и агрегаты систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции;

акты скрытых работ;

копии лицензий организаций, осуществляющих наладку и обслуживание систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции;

копия аттестата аккредитации организации, проводившей приемосдаточные испытания систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции;

протоколы приемосдаточных аэродинамических испытаний систем приточно-вытяжной и противодымной вентиляции (при их наличии);

паспорт вентиляционной системы на системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции.

 

[1] Утверждено МЧС России 20.07.2016.

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (28.05.2017)
Просмотров: 1726 | Теги: безопасность детского отдыха, методические материалы