Методика оценки безопасности оздоровительных учреждений с круглосуточным пребыванием людей, в том числе детских (часть 2) - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Методика оценки безопасности оздоровительных учреждений с круглосуточным пребыванием людей, в том числе детских (часть 2)

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

Не за горами лето и нужно заблаговременно готовиться к организации оздоровительного отдыха детей. Представленный методический материал предназначен для руководителей образовательных организаций, профсоюзных работников, организаторов и работников оздоровительных учреждений с пребыванием детей в период каникул, специалистов по охране труда и педагогов.

 

2.6. Заполнение проемов в противопожарных преградах

 

2.6.1. Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ч. 3 ст. 88).

2.6.2. Методы контроля за соблюдением требований, предъявляемых нормативными документами к заполнению проемов в противопожарных преградах, включают:

проверку наличия и содержания документов, характеризующих пожарную безопасность объектов и выполнение нормативных требований;

визуальный контроль, проведение необходимых замеров и проверку работоспособности конструкции.

2.6.3. При проверке наличия и содержания документов предъявляются:

копия сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, заверенная в установленном порядке;

паспорт со штампом предприятия-изготовителя изделия и датой изготовления.

2.6.4. Визуальным контролем устанавливаются:

общее состояние полотна и коробки конструкций закрытия проемов на отсутствие механических дефектов и коррозии;

состояние заделки зазоров между коробкой и стеной, в которую монтируется изделие;

надежность крепления петель;

надежность фиксации выдвижными шпингалетами непроходной створки двупольной конструкции двери;

наличие резинового уплотнения в притворах, его целостность, износ и прилегание к полотну (полотнам);

наличие терморасширяющейся прокладки в притворе и ее целостности;

наличие устройств самозакрывания (доводчиков, пружинных петель и т.п.) полотна (полотен), надежность крепления доводчика (доводчиков) к полотну (полотнам) и коробке;

наличие механизма последовательного закрывания полотен (для двупольных дверей (ворот) и надежность его крепления;

наличие маркировки продукции знаком обращения изделия на рынке с указанием предела его огнестойкости.

2.6.5. Замерами устанавливаются:

габаритный размер изделия;

размер проема в свету;

величины зазоров между коробкой и полотном (по возможности);

ширина терморасширяющей прокладки.

2.6.6. В результате проверки работоспособности устанавливаются:

надежность срабатывания защелки замка;

надежность срабатывания механизмов самозакрывания полотна (полотен) и защелки при различных углах открывания - 5, 15, 30, 45 и 90 град. (не менее пяти раз);

надежность срабатывания механизма последовательного закрывания полотен (для двупольных дверей, ворот) (не менее пяти раз);

надежность срабатывания опускаемого напольного уплотнения (если таковое имеется) (не менее пяти раз).

2.6.7. При отсутствии сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности проводятся испытания.

 

2.7. Лестницы пожарные наружные стационарные, ограждения кровли

 

2.7.1. Наружные пожарные лестницы и ограждения кровли подлежат испытаниям при приемке объекта в эксплуатацию и не реже одного раза в пять лет должны подвергаться периодическим испытаниям.

2.7.2. Наружные пожарные лестницы и ограждения кровли зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не менее одного раза в год должны подвергаться обследованию целостности конструкции с составлением акта по результатам проверки.

2.7.3. В случае обнаружения нарушений целостности конструкции производится их восстановление (ремонт) с последующим проведением испытаний на прочность.

2.7.4. Испытания и ежегодное обследование должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его проверок.

2.7.5. При получении неудовлетворительных результатов по любому из показателей повторные испытания или проверки проводятся только после устранения неисправностей.

2.7.6. Идентификация лестницы, установление ее технического состояния (качество сварочных швов, наличие деформаций конструкции и следов коррозии металла) осуществляется путем визуального осмотра.

2.7.7. Если при визуальном осмотре обнаружены трещины или разрыв сварных соединений (швов) и остаточные деформации, то конструкция считается не выдержавшей испытания.

2.7.8. По результатам составляется протокол испытаний с выводом о соответствии/несоответствии лестницы наружной требованиям ГОСТ Р 53254-2009.

2.7.9. На всех лестницах и ограждениях кровли, подвергнутых испытаниям, должны быть закреплены таблички (бирки) с указанием информации о результатах испытаний. Форма табличек (бирок) и способ нанесения информации, учитывая воздействие климатических факторов, определяются организацией, проводящей испытания.

2.7.10. Информация о неисправных наружных лестницах или ограждениях кровли (не прошедших испытаний) должна быть доведена в обязательном порядке до личного состава пожарной части, в районе выезда которой находится объект.

 

2.8. Внутренний противопожарный водопровод

 

2.8.1. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние системы противопожарного водоснабжения (далее - ВПВ) объекта и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанной системы с оформлением соответствующего акта проверки.

2.8.2. Периодичность испытаний ВПВ и его технических средств проводится согласно годовому или квартальному плану-графику технического обслуживания ВПВ и его технических средств, разработанному объектом (учреждением, предприятием и т.п.).

2.8.3. Обязанность технического обслуживания ВПВ, его средств и проведения испытаний возлагается на персонал объекта и на персонал специализированной обслуживающей организации (при ее наличии).

2.8.4. Оценка работоспособности ВПВ и его технических средств производится при проведении контрольных мероприятий по наличию соответствия между контролируемыми (измеряемыми или визуально установленными) параметрами и показателями, приведенными в нормативной или проектной документации.

 

2.9. Системы автоматической пожарной сигнализации

 

2.9.1. При проведении мероприятия по контролю (надзору) в отношении объекта защиты должностным лицам федерального государственного пожарного надзора необходимо проверить:

наличие на объекте защиты системы автоматической пожарной сигнализации;

правильность выбора используемых пожарных извещателей и правильность монтажа автоматической системы пожарной сигнализации;

работоспособность автоматической системы пожарной сигнализации.

2.9.2. Наличие на объекте защиты системы автоматической пожарной сигнализации осуществляется путем визуального осмотра согласно требованиям прил. А СП 5.13130.2009.

2.9.3. Правильность выбора используемых пожарных извещателей и монтажа автоматической системы пожарной сигнализации проверяется посредством проверки соответствия примененных технических решений требованиям, изложенным в разд. 13 СП 5.13130.2009.

2.9.4. Проверка работоспособности автоматической системы пожарной сигнализации.

2.9.4.1. В ходе испытаний проверяются следующие основные функции приемно-контрольных приборов и пожарных извещателей системы пожарной сигнализации, регламентируемые требованиями нормативных документов:

Приемно-контрольные приборы:

прием электрических сигналов от ручных и автоматических пожарных извещателей со световой индикацией номера шлейфа, в котором произошло срабатывание извещателя (адреса извещателя, зоны), и включением звуковой и световой сигнализации;

автоматический контроль целостности линий связи с внешними устройствами (пожарными извещателями и другими техническими средствами), световая и звуковая сигнализация о возникшей неисправности;

защиту органов управления от несанкционированного доступа посторонних лиц;

автоматическое переключение электропитания с основного источника на резервный и обратно с включением соответствующей индикации без выдачи ложных сигналов во внешние цепи либо наличие и работоспособность резервированного источника питания, выполняющего данную функцию.

Пожарные извещатели:

срабатывание автоматических пожарных извещателей на изменение физических параметров окружающей среды, вызванных пожаром;

работоспособность ручных пожарных извещателей.

2.9.4.2. Для проведения рекомендуется привлечение двух сотрудников, которые должны быть обеспечены следующим технологическим оборудованием и средствами измерения:

средствами, имитирующими изменение физических параметров окружающей среды, вызванных пожаром. При этом для контроля работоспособности дымовых, тепловых и газовых пожарных извещателей используются специальные имитаторы (тестеры), выполненные в виде штанги необходимой длины с электронным имитатором фактора пожара, а для контроля извещателей пламени - специальные тестовые фонари.

Дымовые линейные пожарные извещатели проверяют оптическими аттенюаторами с коэффициентом поглощения не менее (6÷10) дБ.

При невысоких перекрытиях допускается для контроля дымовых и газовых пожарных извещателей использовать специальные баллончики с аэрозолем (газом), а для контроля тепловых пожарных извещателей - фен;

штангами для демонтажа пожарных извещателей при наличии извещателей, устанавливаемых в базовые основания;

мультиметром;

комплектом монтажного инструмента.

2.9.4.3. Если по сигналу от срабатывания системы пожарной сигнализации производится запуск каких-либо систем противопожарной защиты (оповещение, пожаротушение, дымоудаление и др.), то перед проведением испытаний должно быть заблокировано включение данных систем посредством перевода приборов управления пожарных в режим отключенного автоматического пуска или иными методами.

2.9.4.4. Сотрудник N 1 располагается в помещении пожарного поста объекта с установленной в нем приемно-контрольной аппаратурой и средствами отображения и сигнализации. Сотрудником визуально проверяется функционирование приемно-контрольной аппаратуры, отсутствие сигнала о неисправности, индикация прибором информации о нахождении прибора в дежурном режиме в соответствии с требованиями технической документации на прибор.

Контроль работоспособности пожарных извещателей и приема сигнала от пожарных извещателей приемно-контрольными приборами осуществляется следующим образом.

Сотрудник N 2 при помощи технологических тестеров выборочно осуществляет воздействия на автоматические пожарные извещатели, приводящие к их срабатыванию. Количество контролируемых извещателей должно быть для объекта с числом извещателей:

менее 10 - не менее 5 штук;

от 10 до 100 - не менее 10 штук;

от 100 до 1000 - не менее 30 штук;

свыше 1000 - не менее 50 штук.

2.9.4.5. Сотрудник N 2 по связи непрерывно информирует сотрудника N 1 о своих действиях.

2.9.4.6. В момент срабатывания извещателей сотрудник N 2 контролирует включение оптического индикатора извещателя либо выносного устройства оптической индикации. При включении индикатора сотрудник N 2 сообщает об этом событии сотруднику N 1.

2.9.4.7. Сотрудник N 1 после получения информации о срабатывании извещателя контролирует включение приемно-контрольным оборудованием световой индикации и звуковой сигнализации о пожаре, а также выдачу информации о номере шлейфа, в котором произошло срабатывание извещателя (адреса извещателя, зоны). После подтверждения корректности принятой прибором информации производится сброс тревожного режима.

2.9.4.8. Аналогичным образом контролируется работоспособность ручных пожарных извещателей.

2.9.4.9. При использовании на объекте алгоритма формирования сигнала управления и перехода приемно-контрольного оборудования в режим "Пожар" при срабатывании двух автоматических извещателей, включенных по логической схеме "И", сотрудник N 2 инициирует последовательное срабатывание двух извещателей в одной зоне, при этом сотрудник N 1 контролирует переход приборов в режим "Пожар 1" ("Внимание") при срабатывании первого извещателя с последующим переходом в режим "Пожар 2" ("Пожар") при срабатывании второго извещателя.

2.9.4.10. Сотрудник N 2 последовательно осуществляет демонтаж пожарного извещателя при помощи специальной штанги или с использованием монтажных инструментов, создает обрыв и короткое замыкание в шлейфах сигнализации.

2.9.4.11. Сотрудник N 1 контролирует переход приемно-контрольного оборудования в режим "Неисправность" с обеспечением световой индикации и звуковой сигнализации о возникшей неисправности с указанием номера шлейфа. В адресных системах при демонтаже извещателя контролируется информация о потере связи с извещателем с указанием его адреса.

2.9.4.12. Контроль защиты органов управления прибора от несанкционированного доступа посторонних лиц осуществляется сотрудником N 1 визуально.

2.9.4.13. Контроль автоматического переключения электропитания приборов с основного источника на резервный и обратно проводится сотрудником N 1 посредством временного снятия основного напряжения питания и контроля сохранения системой работоспособного состояния с выдачей информации о неисправности посредством световой индикации и звуковой сигнализации.

2.9.4.14. Алгоритм проверки функционирования приборов управления системами противопожарной защиты (оповещение, пожаротушение, дымоудаление и др.) определяется надзорным органом в зависимости от типа управляемой системы, ее разветвленности и допустимости активации.

2.9.4.15. Контроль функционирования приборов управления системой оповещения и противодымной защиты следует производить в процессе проверки работоспособности данных систем. Процедура контроля должна включать проверку выдачи управляющего напряжения на исполнительное устройство, обеспечение прибором контроля целостности линий связи с исполнительными элементами системой противопожарной защиты (оповещателями, клапанами и насосами системы дымоудаления), а также индикации режима работы системы и выполнения функции автоматического переключения электропитания приборов с основного источника на резервный и обратно.

 

2.10. Электроустановки и электрооборудование

 

2.10.1. Надзор за работоспособностью электроустановок осуществляет федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Алгоритм проверки электроустановки объекта на пожарную опасность заключается в следующем:

у собственника электроустановки запрашивается копия заключения о соответствии электроустановки требованиям технических регламентов и проектной документации, выданного Ростехнадзором;

у собственника электроустановки запрашивается копия разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок, выданного инспекцией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2.10.2. При обследовании кабельных линий и электропроводок систем противопожарной защиты Представитель объекта, на котором проводится обследование, обязан предоставить лицу, уполномоченному на проведение проверки, отчет об испытаниях или сертификат соответствия на предмет сохранения работоспособности кабельной линии в условиях пожара, выданного на основании испытаний, проведенных согласно ГОСТ Р 53316-2009. При этом время сохранения работоспособности кабельной линии должно быть не менее расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону и не менее времени, необходимого для выполнения своих функций системами, в случае их наличия на объекте защиты.

2.10.3. Кабельные линии и электропроводки систем противопожарной защиты должны быть выполнены в соответствии с требованиями СП 6.13130.2013.

 

2.11. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ)

 

2.11.1. Для обеспечения безопасной эвакуации людей необходимо обеспечить:

необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

2.11.2. Безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

2.11.3. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

2.11.4. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние СОУЭ и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанной системы с оформлением соответствующего акта проверки.

2.11.4.1. Техническое обслуживание и ремонт СОУЭ должна осуществлять организация, имеющая лицензию МЧС России на деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2.11.4.2. Организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию СОУЭ, осуществляет их в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных и регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту СОУЭ. В ходе проведения указанных работ осуществляется проведение испытаний СОУЭ.

2.11.5. При проведении проверки в отношении объекта защиты необходимо проверить:

наличие на объекте защиты системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

правильность выбора используемых технических средств оповещения;

работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

2.11.6. Наличие на объекте защиты системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре осуществляется путем визуального осмотра объекта защиты.

2.11.7. При проведении проверки работоспособности СОУЭ проверяются:

приборы управления оповещателями;

пожарные оповещатели.

2.11.8. Проверяемые параметры приборов управления оповещателями:

передача электрических сигналов на пожарные оповещатели при срабатывании от ручных и автоматических пожарных извещателей;

автоматический контроль целостности линий связи с внешними устройствами (световыми, звуковыми и речевыми пожарными оповещателями), световая и звуковая сигнализация о возникшей неисправности;

защита органов управления от несанкционированного доступа посторонних лиц;

автоматическое переключение электропитания с основного источника на резервный и обратно с включением соответствующей индикации без выдачи ложных сигналов во внешние цепи, либо наличие и работоспособность резервированного источника питания, выполняющего данную функцию.

Приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В отдельных случаях при соответствующем обосновании допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа.

Приборы приемно-контрольные и приборы управления следует устанавливать на стенах, перегородках и конструкциях, изготовленных из негорючих материалов. Установка указанного оборудования допускается на конструкциях, выполненных из горючих материалов, при условии защиты этих конструкций стальным листом толщиной не менее 1 мм или другим листовым негорючим материалом толщиной не менее 10 мм. При этом листовой материал должен выступать за контур устанавливаемого оборудования не менее чем на 0,1 м.

Расстояние от верхнего края приемно-контрольного прибора и прибора управления до перекрытия помещения, выполненного из горючих материалов, должно быть не менее 1 м.

При смежном расположении нескольких приемно-контрольных приборов и приборов управления расстояние между ними должно быть не менее 50 мм.

Приборы приемно-контрольные и приборы управления следует размещать таким образом, чтобы высота от уровня пола до оперативных органов управления и индикации указанной аппаратуры соответствовала требованиям эргономики.

Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно располагаться, как правило, на первом или цокольном этаже здания. Допускается размещение указанного помещения выше первого этажа, при этом выход из него должен быть в вестибюль или коридор, примыкающий к лестничной клетке, имеющей непосредственный выход наружу здания.

Расстояние от двери помещения пожарного поста или помещения с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, до лестничной клетки, ведущей наружу, не должно превышать 25 м (в отдельных случаях при соответствующем обосновании допускается отступление).

Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно соответствовать следующим характеристикам:

площадь не менее 15 м2 (в отдельных случаях при соответствующем обосновании допускается отступление);

температура воздуха в пределах от 18 до 25 °C при относительной влажности не более 80%;

наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения;

наличие естественной или искусственной вентиляции;

наличие телефонной связи с пожарной частью объекта или населенного пункта.

В данных помещениях не должны устанавливаться аккумуляторные батареи резервного питания, кроме герметизированных.

В помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении основного освещения.

2.11.9. Проверяемые параметры пожарных оповещателей:

срабатывание пожарных оповещателей при автоматическом срабатывании автоматической пожарной сигнализации;

работоспособность световых, звуковых и речевых пожарных оповещателей.

 

III. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

3.1. Оповещение и информирование при чрезвычайной ситуации

 

Важнейшей задачей выполнения мероприятий по защите населения при угрозе или возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф является своевременное информирование о возможной либо уже сложившейся обстановке, правилам поведения и способах защиты.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал "Внимание всем!" подается непрерывным звучанием сирен, установленных на административных и жилых зданиях, а также транспортных средствах и других звуковых устройств.

По этому сигналу необходимо немедленно включить радиоприемник, радио, телевизор и другие средства связи, в том числе телефоны, и прослушать поступающее по ним речевые и текстовые информационные сообщения органов власти или территориальных органов МЧС России о случившемся.

Запомните! Информационное сообщение, как правило, передается несколько раз с интервалом 30 секунд в течение 5 минут.

Передача речевых и текстовых информационных сообщений о возможной угрозе или факте чрезвычайной ситуации осуществляется вне всякой очереди всеми службами связи и вещания. После получения сигнала все радиоточки, телевизоры должны оставаться включенными для дальнейшего получения новых сообщений. Своевременное оповещение об опасности очень важно как в мирное, так и в военное время.

Немаловажное значение имеет и информирование населения о правилах поведения и порядке действий в той или иной опасной или чрезвычайной ситуации.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

В настоящее время для информирования населения используются радиовещательные и телевизионные станции, громкоговорители, средства массовой информации и современные информационно-коммуникационные технологии. Так, для информирования и оповещения людей создана и функционирует Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она представляет собой информационно-техническую систему, объединяющую информационные центры и терминальные комплексы для отображения информации.

Ответственность за организацию и своевременное оповещение людей и доведение необходимой информации возлагается на соответствующий орган управления и территориальные органы МЧС России.

Информирование населения в труднодоступных местах осуществляется мобильными комплексами информирования и оповещения населения.

Мобильный комплекс информирования и оповещения населения способен выполнять свои задачи в любой точке Российской Федерации, как автономно, так и в составе мобильных группировок. Мобильность обеспечивается путем размещения оборудования МКИОН на шасси автомобиля либо другого транспортного средства.

МКИОН обеспечивает решение следующих задач:

трансляция заранее подготовленных видео/аудио и текстовых материалов, записанных в различных форматах, на средства отображения;

трансляция выступления диктора в реальном времени на средства отображения;

прием телевизионного сигнала (в т.ч. спутникового) и его трансляция на экран;

прием радиосигнала и его трансляция через громкоговорители;

измерение метеорологических параметров (мониторинг) окружающей среды в месте расположения МКИОН;

видеонаблюдение и видеорегистрация обстановки.

 

3.2. Эвакуация людей при чрезвычайных ситуациях

 

Эвакуация людей в ЧС мирного времени - это организованный вывод или вывоз населения из зон ЧС или вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременное размещение в безопасных районах, заблаговременно подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения населения.

Безопасные районы для размещения людей определяются заблаговременно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами МЧС России.

При планировании эвакуации из зон возможных ЧС природного и техногенного характера необходимо обратить особое внимание на:

наличие транспортных средств;

состояние дорожной сети;

наличие и состояние системы связи и оповещения;

наличие потенциально опасных объектов и мероприятий, проводимых в случае аварий на них, и другие данные.

Ответственность за планирование, организацию эвакуационных мероприятий из зоны ЧС возложена на руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций.

Поскольку на обстановку в таких ЧС, как радиационная и химическая аварии, лесные пожары и др. влияют меняющиеся направления и скорость ветра и другие факторы, то мероприятия должны быть разработаны по вариантам эвакуации и с учетом максимального развития ЧС.

В плане эвакуации отражаются следующие вопросы:

порядок оповещения руководства и населения;

организация управления, связи и оповещения в ходе эвакуации;

количество эвакуируемых людей по вариантам эвакуации;

маршруты эвакуации пешим порядком и транспортом;

пункты сбора, посадки и высадки; районы размещения - по вариантам эвакуации;

эвакуация материальных ценностей также по вариантам.

План эвакуации является частью плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Почти всегда приходится прибегать к эвакуации при массовых лесных пожарах, сходах снежных лавин, наводнениях, оползнях, селевых потоках, землетрясениях. Вид эвакуации здесь определяется масштабами ЧС, охватом населения, временем и срочностью ее проведения.

Эвакуация осуществляется следующими способами:

пешим порядком;

всеми видами имеющегося транспорта (автомобильным, речным, морским, авиационным и железнодорожным транспортом);

комбинированным способом (транспортом и пешим порядком).

Порядок действий при проведении эвакуации

При получении распоряжения на проведение эвакуации необходимо:

собрать необходимые личные вещи и документы (паспорт, свидетельство о рождении и т.д.);

подготовить средства индивидуальной защиты (если они были выданы) или простейшие средства защиты органов дыхания и кожи (ватно-марлевую повязку, плащ, сапоги и т.д.);

при подготовке к эвакуации пешим порядком надеть удобную обувь, которая не натирает ноги и соответствует сезону погоды.

При посадке на транспорт и в пути следования:

при посадке на транспорт не толкайтесь, не создавайте давки, соблюдайте спокойствие, окажите помощь пожилым, больным людям и маленьким детям;

при следовании на транспорте нужно соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства;

при осуществлении эвакуации пешим порядком необходимо строго соблюдать требования и указания старших колонн, не бегать, не выходить без разрешения из состава колонны.

Самое главное правило! Сохраняйте спокойствие, не подавайтесь панике и строго следуйте указаниям и распоряжениям соответствующих органов управления.

 

3.3. Основные требования по обеспечению безопасности детей во время их транспортировки к местам отдыха и обратно[1]

 

В соответствии с п. 33 приказа МВД РФ N 767 от 31 августа 2007 года "Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции" и методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности дорожного движения при перевозках организованных групп детей автомобильным транспортом:

- наличие транспорта для перевозки детей, соответствующего ГОСТу Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования";

- наличие приказа о назначении ответственных за жизнь и здоровье детей на время сопровождения групп детей с их ознакомлением под подпись;

- наличие обязательного медицинского сопровождения организованных групп детей;

- наличие журнала регистрации инструктажей водителей и сопровождающих лиц по вопросам обеспечения безопасности детей;

- наличие у водителя результатов медицинского осмотра, осуществленного перед поездкой, подтверждающего допуск к управлению автобусом;

- при условии, если транспортная колонна состоит из трех и более автобусов, необходимо обеспечение сопровождения колонны патрульными автомобилями Госавтоинспекции;

- запрет перевозки детей, в том числе при экскурсионных и туристических поездках в темное время суток.

При проведении туристической поездки (экскурсии) автобусом выделяют технически исправный автобус с опытным и дисциплинированным водителем, с опытом практической езды не менее 3 лет. Водителя знакомят с маршрутным листом и схемой движения, проводят целевой инструктаж с регистрацией в журнале инструктажа по охране труда на рабочем месте. Руководителем экскурсии проводится инструктаж детей по правилам поведения в автобусе.

При поездке в автобусе дети размещаются строго в соответствии с наличием числа мест для сидения в автобусе, с учетом мест для сопровождающих:

окна левой стороны автобуса должны быть закрыты;

скорость движения автобуса не должна превышать 60 км/ч на автомагистралях с соблюдением требований дорожных знаков;

спереди и сзади автобуса должны быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей";

при движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося автобуса с детьми должен быть включен ближний свет фар.

Перевозка детей в темное время суток не допускается (с момента включения дальнего света фар). Руководитель экскурсии осуществляет посадку и высадку детей только после полной остановки и выключения двигателя, начинает движение только с закрытыми дверями. Водитель совершает остановку по просьбе руководителя экскурсии, съехав на обочину дороги со всеми колесами автобуса с асфальтового покрытия дороги. После полной остановки и выключения двигателя автобуса первым выходит руководитель туристической поездки и стоя у входа, направляет детей в сторону от дороги, не допуская перехода дороги, при посадке в автобус проверяет количество детей.

В поездке более 20 детей сопровождают не менее двух взрослых и медицинский работник с укомплектованной медицинской аптечкой. В салоне каждого автобуса должны быть не менее двух взрослых, один из которых садится на заднее правое сидение, второй - на переднее правое сидение, которые наблюдают за поведением детей во время движения автобуса.

Руководителям организованной перевозки детей:

по завершении организованной поездки, дети должны быть завезены автобусом на территорию лагеря;

в случае необходимости оставления детей по пути возвращения, необходимо довести до их дома, подъезда.

Категорически запрещается оставлять их на обочине дороги, остановке с необходимостью перехода дороги.

 

3.4. Требования безопасности при проведении туристических походов и экскурсий

 

Туристические походы и экскурсии организуются только по утвержденному плану мероприятий на смену лагеря и подразделяются на пешие, автобусные и другие. Они проводятся с разрешения руководителя учреждения, который издает приказ о назначении ответственных лиц за проведение внеклассного, внешкольного и другого разового мероприятия.

В приказе указывается руководитель походного отряда, прикладывается список детей, направляемых на экскурсию, в поход, время отправления, маршрут и время возвращения группы из похода. Поход проводится с предварительной подготовкой необходимого инвентаря, снаряжения, продуктов питания, одежды и обуви.

С руководителем похода и другими ответственными лицами за безопасное проведение похода после издания приказа, проводится целевой инструктаж по требованиям безопасности, который регистрируется в журнале инструктажа на рабочем месте. Руководитель похода лично изучает маршрут предстоящего похода, организует тренировки его участников, распределяет обязанности среди участников похода.

Путевками отрядов в походах и экскурсиях является маршрутный лист и маршрутная схема, которые разрабатываются и оформляются руководителем похода (экскурсии) в двух экземплярах и заверяются подписями директора и врача лагеря, на маршрутной схеме указываются основные пункты передвижения группы, места отдыха, привалов, купания и т.д.

Один экземпляр маршрутной схемы оставляется у директора лагеря.

К участию в туристических походах и экскурсиях допускаются только здоровые дети. Руководитель туристического похода (экскурсии) несет ответственность за правильную подготовку и безопасное проведение похода.

Перед выходом в поход (экскурсию) начальник лагеря, или руководитель мероприятия (отражается в приказе проведения мероприятия), проводит с детьми инструктаж по безопасному проведению похода (экскурсии) с регистрацией в журнале инструктажа по безопасности. В журнале инструктажа расписываются дети с 14 лет.

Для участия в походе формируются группы численностью от 6 до 15 детей одного возраста (допустимая разница - 1,5 года) и двумя руководителями не моложе 18 лет.

Вес рюкзака для младших школьников не должен превышать 2 кг, для старших школьников, совершающих 2 - 3-дневный поход - 8 - 9 кг (спальный мешок - 2 кг, рюкзак - 0,5 - 1 кг, коврик теплоизоляционный - 0,1 кг, личные вещи - 3 кг, продукты питания - до 1 кг в день, личная медицинская аптечка и ремнабор - 0,2 кг, групповое снаряжение - 1 кг).

Перед походом следует проверить набор и качество упаковки продуктов, наличие достаточного количества одноразовой посуды, а также снаряжение, состояние обуви и одежды участников. Для питья в походе используют только кипяченую воду, приготовленную из воды источников питьевого водоснабжения (артезианских скважин, водопроводной сети, колодца), качество которой должно отвечать гигиеническим требованиям на питьевую воду.

Запрещается движение детей по местам, опасным для жизни (бродам, крутым склонам, обвалам и т.д.). Во время привалов не допускается удаление детей от места привала, после привала обязательно проверяется наличие детей по количеству. При неблагоприятных метеоусловиях, возникших во время похода, руководитель похода решает вопрос о прекращении или изменении маршрута, о чем обязательно сообщается директору лагеря.

Во время грозы: в лесу необходимо занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга; в горах и холмистой местности ближе к середине склона; по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста); удалить от себя металлические предметы и механизмы. Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п., находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

Запрещается движение пеших отрядов по автомобильной дороге неорганизованными группами вне строя и без сигнальных красных флажков. При движении отрядов во главе и в конце колонны должны идти взрослые.

 

IV. Безопасность на водных объектах

 

4.1. Обеспечение безопасности в местах отдыха людей на водных объектах

 

4.1.1. В случае наличия на территории оздоровительного учреждения пляжа или другого места для рекреации на водном объекте (далее - пляж) должны быть выполнены следующие основные требования:

использование открытого водного объекта для купания детей допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

при выборе территории для купания должна быть исключена возможность неблагоприятных и опасных природных процессов - оползней, селей, лавин, обвалов;

запрещается размещать пляжи в границах 1-го пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

в местах, отводимых для купания на водоеме, не должно быть выходов грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженных и быстрых водоворотов, воронок и больших волн;

дно водоема должно быть свободным от тины, водорослей, а перед началом купального сезона должно быть тщательно очищено от мусора и предметов способных причинить вред здоровью (подтверждается актом водолазного обследования);

граница поверхности воды, предназначенной для купания, должна быть обозначена яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами;

территория для купания должна быть удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников загрязнения на расстоянии не менее 500 метров;

берег у места купания и дно должны быть отлогими, без обрывов и ям, по возможности песчаными;

не допускается устройство пляжей на глинистых участках;

в непосредственной близости к месту купания должно быть организовано дежурство аттестованных спасателей и квалифицированного медицинского персонала с имуществом и снаряжением, в том числе с плавсредствами;

во время купания людей должно быть организовано дежурство аттестованных спасателей таким образом, чтобы было обеспечено постоянное визуальное наблюдение за всей акваторией пляжа;

на берегу должны быть выставлены щиты с вывешенными на них спасательными средствами, а также информационные стенды с информацией о температуре воды, воздуха, схемой пляжа, глубинами и материалами по безопасному поведению на воде;

должны быть установлены запрещающие аншлаги в местах, где запрещено ныряние в воду;

на огороженной акватории пляжа запрещается эксплуатация судов любой конструкции.

4.1.2. В дополнение к требованиям, указанным в пункте 4.1.1 для оздоровительных учреждений, предназначенных для отдыха детей, должны быть выполнены следующие требования:

должно быть назначено должностное лицо, ответственное за безопасность детей на водных объектах;

должна быть выделена акватория пляжа для купания детей, не умеющих плавать;

должно быть установлено максимальное количество детей, единовременно находящихся в воде (не более 10);

должно быть организовано непрерывное наблюдение за купающимися детьми (на каждую группу купающихся - не менее одного наблюдающего);

оптимальная глубина открытых водоемов в местах купания детей должна составлять от 0,7 до 1,3 м;

купание должно проводиться в первую половину дня до 11 - 12 часов; в жаркие дни разрешается повторное купание во второй половине дня, после 16 часов. Начинать купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23 °C и температуре воды не ниже 20 °C для детей основной и подготовительной групп, для детей специальной группы - при разрешении врача, температура воды и воздуха должна быть на 2° выше;

после недели регулярного купания допускается снижение температуры воды до 18 °C для основной и подготовительной групп;

продолжительность купания в первые дни начала купального сезона - 2 - 5 минут, с постепенным увеличением до 10 - 15 минут;

не допускается купание сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой.

4.1.3. Для купания детей во время походов, прогулок и экскурсий выбирается неглубокое место с пологим и чистым от свай, коряг, острых камней, водорослей и ила дном. Обследование выбранного места купания осуществляется взрослыми, умеющими хорошо плавать и нырять. Купание проводится под контролем взрослых, при наличии спасательных средств, определении границы поверхности воды, предназначенной для купания. До начала и во время купания руководителем похода выполняются все мероприятия по организации безопасности жизни и здоровья взрослых и детей.

 

4.2. Обеспечение безопасности при нахождении на судах

 

4.2.1. В случае наличия в оздоровительном учреждении судов, используемых в рекреационных целях, в том числе для осуществления походов, сплавов и других подобных мероприятий должны быть выполнены следующие минимальные требования:

суда, подлежащие государственной регистрации, должны быть зарегистрированы в установленном порядке и должны иметь отметку о годности к плаванию;

за эксплуатацию судов в оздоровительном учреждении должно быть назначено ответственное должностное лицо;

суда должны эксплуатироваться без нарушений максимального количества людей на борту с соблюдением ветро-волнового режима и удаленности от мест убежища;

суда должны быть укомплектованы индивидуальными средствами спасения, соответствующими антропогенным характеристикам каждого лица, находящегося на борту, с учетом гидрометеорологических характеристик района плавания;

к управлению судном, подлежащим государственной регистрации, должны привлекаться только лица, имеющие право управления такими судами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в случае осуществления походов за пределы территории оздоровительного учреждения на судах должны находиться средства связи, обеспечивающие бесперебойную связь, в том числе с экстренными службами, по всему маршруту следования, а все лица, находящиеся на борту должны, за исключением несовершеннолетних детей, уметь пользоваться такими средствами связи.

4.2.2. Нахождение на судне детей дошкольного возраста допускается только в присутствии взрослого сопровождающего.

4.2.3. При нахождении на борту судов детей должно быть организовано постоянное визуальное наблюдение за ними, обеспечено сохранение непотопляемости (поступление воды в корпус судна) и остойчивости (изменение центра тяжести судна - раскачивание, передвижение по судну, вставание людей и др. (в зависимости от типа судна и его характеристик)).

4.2.4. Любые массовые мероприятия на водных объектах, в том числе с использованием судов, должны быть согласованы с местными органами самоуправления и Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России.

 

V. Основные требования по медицинскому обеспечению отдыхающих, в том числе детей, в загородных оздоровительных организациях

 

5.1. Наличие у загородной организации лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по специальности "терапия", "педиатрия";

наличие в загородной организации медицинской зоны (медицинского пункта) с необходимым набором помещений и оборудования в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.04.2012 N 363н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдых" (далее - Приказ).

5.2. Обеспечение выполнения медицинским персоналом организации следующих функциональных обязанностей:

организационно-подготовительная работа (перед заездом отдыхающих, в том числе детей в загородную организацию);

подготовка заявки на лекарственные средства и перевязочный материал в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами, а также "Примерным перечнем лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий, используемых медицинским пунктом оздоровительного учреждения для оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха", утвержденным Приказом N 363н;

проверка медицинских документов каждого сотрудника оздоровительной организации (личной медицинской книжки, необходимых медицинских обследований, заключений специалистов) (Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда");

контроль за наличием в оздоровительной организации дезинфицирующих средств в достаточном количестве;

в день заезда детей осуществление проверки медицинской документации (ф. 079/у, 076/у), осмотра кожных покровов и видимых слизистых, а также волосистой части головы (при отсутствии медицинской документации, наличии заболевания в острой стадии чесотки, педикулеза ребенок в загородную организацию не допускается);

оформление информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями, установленными статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

5.3. Лечебно-профилактическая и санитарно-противоэпидемическая работа в загородной оздоровительной организации:

организация и проведение профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;

наблюдение за состоянием здоровья отдыхающих, детей, особенно за детьми с отклонением в состоянии здоровья;

проведение антропометрических и физиометрических (динамометрия и спирометрия) исследований детей в первые 1 - 2 дня пребывания в организации, а также за день до окончания их пребывания в организации;

осмотр детей на педикулез, заразные кожные заболевания 1 раз в 7 дней и за 1 - 3 дня до окончания их пребывания в организации с ведением учета осмотров;

информирование руководителя учреждения, воспитателей и сотрудника, отвечающего за физическую культуру, о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (по показаниям);

активное выявление заболевших отдыхающих, детей, своевременная их изоляция;

направление отдыхающих, детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний;

оказание первой медицинской помощи и транспортирование в стационар при травмах и несчастных случаях;

обеспечение информирования родителей (законных представителей детей) в случае направления ребенка на стационарное лечение;

обеспечение регистрации инфекционных заболеваний, травм и несчастных случаев, а также детей, выявленных с чесоткой или педикулезом, и пострадавших от укусов иксодовыми клещами. Сообщение в уполномоченные органы о случаях инфекционных заболеваний среди отдыхающих, детей и персонала учреждения;

организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности отдыхающих, детей и персонала, предотвращения распространения инфекций;

осуществление контроля за организацией режима дня, выполнением норм питания отдыхающих, детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков их реализации, технологией приготовления блюд, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьем посуды, витаминизацией пищи;

осуществление отбора суточной пробы готовой пищи;

проведение ежедневных осмотров персонала пищеблока и дежурных на пищеблоке детей на гнойничковые заболевания;

осуществление контроля за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории загородной организации, мест для купания, а также за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;

проведение работы по формированию здорового образа жизни у отдыхающих и детей;

осуществление медицинского контроля за организацией и проведением спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой;

обеспечение медицинского сопровождения детей во время проведения спортивных соревнований, походов, купаний, экскурсий;

ведение медицинской документации в установленном порядке (журнал амбулаторного приема (ф. 074/у); журнал учета инфекционных заболеваний (ф. 60/у); журнал изолятора (ф. 125/у); журнал осмотра на педикулез; журнал осмотра сотрудников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний; книга для записи санитарного состояния учреждения (ф. 308/у); журнал пропаганды здорового образа жизни (ф. 038/у), а также контроль за ведением бракеражных журналов скоропортящихся продуктов и готовой пищи, накопительной ведомости;

взаимодействие с территориальными медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения и охраны здоровья отдыхающих и детей;

обеспечение сбора, хранения и уничтожение медицинских отходов в соответствии с установленным порядком;

проведение анализа показателей работы медицинского пункта, эффективности и качества медицинской помощи.

5.4. Основные документы, которые должны иметь при себе отдыхающие, дети при заезде в загородные оздоровительные организации:

ксерокопия свидетельства о рождении или паспорт;

медицинская справка для отъезжающего в лагерь (форма N 079/у) или санаторно-курортная карта для детей и подростков (форма N 076/у);

ксерокопия страхового полиса обязательного медицинского страхования;

результаты анализов на яйца гельминтов и энтеробиоз (если в загородном оздоровительном учреждении есть плавательный бассейн);

справка о прививках (прививочный сертификат);

справка об эпидемическом окружении (действительна в течение 3 суток).

 

 

 

[1] См. также Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 30.12.2016) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». – Прим. ред.

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (28.05.2017)
Просмотров: 1530 | Теги: методические материалы, безопасность детского отдыха