О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Новиков Г.С. Академия труда и социальных отношений (г. Москва)

 

Общероссийский мониторинг условий и охраны труда проводится в соответствии с Положением о его проведении, утвержденным приказом Минтруда России от 29.12.2014 N 1197. Документ определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее – Мониторинг). Целью Мониторинга является:

а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в РФ и разработка рекомендаций по ее улучшению;

б) повышение эффективности системы социального страхования и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда.

Основными объектами Мониторинга являются:

а) состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;

б) уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

в) установление инвалидности лицам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

г) предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

д) социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е) федеральный государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

ж) государственная экспертиза условий труда;

з) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда субъектов РФ;

и) разработка и реализация государственных программ субъектов РФ (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда;

к) информационное обеспечение охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда;

л) проведение специальной оценки условий труда;

м) добровольное декларирование организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

н) реализация Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и изданных в его развитие подзаконных актов (по отдельному приказу);

о) реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

п) профессиональная подготовка специалистов и обучение работников по охране труда;

р) предоставление досрочных пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

с) осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

т) развитие социального партнерства в сфере охраны труда;

у) развитие международного сотрудничества в области охраны труда.

Проведение Мониторинга обеспечивает:

а) информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профсоюзов, организаций и граждан о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда;

б) осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда;

в) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и изданных в его развитие подзаконных актов;

г) формирование ежегодного доклада Министерства труда и социальной защиты РФ о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда.

Мониторинг проводится Минтрудом России с участием:

а) Федеральной службы по труду и занятости;

б) Фонда социального страхования РФ;

в) Пенсионного фонда РФ;

г) ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России;

д) иных органов и организаций в пределах их компетенции.

Органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, принимающим участие в Мониторинге, рекомендуется представлять сведения, необходимые для проведения Мониторинга, перечень которых предусмотрен Приложением N 1 к Положению, ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России представляют в Минтруд России сведения, необходимые для проведения Мониторинга, на основании форм отчетности, перечень которых предусмотрен Приложением N 2 к Положению, по субъектам РФ на бумажном носителе и в электронном виде.

Минтруд России осуществляет:

а) единое методическое обеспечение Мониторинга;

б) сбор, обработку, анализ и распространение информации об условиях и охране труда;

в) подготовку предложений по реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний и сохранение профессионального здоровья работников с участием социальных партнеров;

г) формирование ежегодного доклада Минтруда России о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда;

д) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и изданных в его развитие подзаконных актов;

е) размещение результатов Мониторинга на официальном сайте Минтруда России.

 

Приложение N 1

 

Перечень сведений, необходимых для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, рекомендуемых для представления органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда

 

1. Краткое описание состояния экономики субъекта РФ и перспектив ее развития по основным видам экономической деятельности, наиболее характерным для субъекта РФ. Экономические проблемы в области охраны труда и их решение в социально-экономических планах развития субъекта РФ.

2. Сведения о разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы по охране труда субъекта РФ, включающие информацию о:

а) законе об охране труда субъекта РФ или его аналоге;

б) других законах, регулирующих вопросы социально-трудовой сферы в субъекте РФ;

в) нормативном документе о наделении органов местного самоуправления субъекта РФ отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда;

г) разработке законов, регулирующих отношения в сфере охраны труда.

3. Сведения о разработке и реализации государственных программ субъекта РФ (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда представляются в соответствии с перечнем показателей, определяемых в государственных программах (подпрограммах государственных программ) по улучшению условий и охраны труда, разработанных на основе актуализированной Типовой государственной программы (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 – 2017 годы.

4. Сведения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда:

а) о количестве обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ, а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), в том числе по видам экспертиз (экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда, экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, экспертиза фактических условий труда);

б) об организациях, в которых была осуществлена государственная экспертиза условий труда, о количестве рабочих мест и численности работников, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, в том числе по видам экспертиз;

в) о количестве выданных заключений по запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз;

г) о количестве отрицательных заключений (наличие нарушений) по рассмотренным запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз;

д) о численности государственных экспертов и количестве судебных заседаний, к участию в которых в качестве экспертов привлекались специалисты отделов государственной экспертизы условий труда;

е) о количестве запросов, для рассмотрения которых привлекались аккредитованные измерительные лаборатории для проведения измерений факторов рабочей среды и производственного процесса.

5. Сведения о профессиональной подготовке специалистов по охране труда образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов по охране труда по направлениям "Техносферная безопасность – 200301", "Безопасность жизнедеятельности в техносфере – 280101", "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов – 280201", "Безопасность технологических процессов и производств – 280102", "Защита в чрезвычайных ситуациях – 280103", "Пожарная безопасность – 280104", "Защита окружающей среды – 280200", "Инженерная защита окружающей среды – 280202".

6. Сведения о внедрении передового опыта в области безопасности и охраны труда в организациях.

7. Сведения об обучении работников по охране труда, включающие информацию о численности работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающих организациях.

8. Сведения о реализации в рамках социального партнерства задач в области улучшения условий и охраны труда, содержащие информацию о наличии в региональных трехсторонних соглашениях обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда, в том числе отраслевых и территориальных, обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда.

9. Сведения о результатах проведения мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и изданных в его развитие подзаконных актов (по отдельному приказу):

а) вопросы, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, не урегулированные нормативными правовыми актами, и обоснование необходимости урегулирования этих вопросов;

б) положения нормативных правовых актов, вызывающих трудности в применении, неурегулированность соответствующих вопросов;

в) положения нормативных правовых актов, вызывающих коллизию норм права или в отношении которых возникает коллизия норм права;

г) положения нормативных правовых актов, содержащих ошибки или неточности юридико-технического характера;

д) возможность искажения (двоякого толкования) смыла положений нормативных правовых актов при их применении;

е) возможность принятия неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействия) при применении нормативных правовых актов;

ж) наличие норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию государственных органов;

з) количество и содержание обращений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;

и) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативными правовыми актами, основания их принятия и реквизиты;

к) количество и содержание удовлетворенных обращений, связанных с применением нормативных правовых актов, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативных правовых актов и нарушениями единообразия их применения;

л) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативных правовых актов, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности;

м) неполнота в правовом регулировании общественных отношений и положений нормативных правовых актов, требующих дополнительного регулирования;

н) сведения об источнике информации для мониторинга реализации нормативного правового акта.

10. Сведения об информационном обеспечении охраны труда, включающие информацию об использовании интернет-ресурсов, подготовке и издании региональных докладов, обзоров, информационных бюллетеней о состоянии условий и охраны труда, выпуске справочных материалов, методических пособий и рекомендаций, сборников материалов конференций, буклетов и др., о проведении консультаций по вопросам охраны труда (телефоны "горячей линии", приемы граждан, выездные семинары и др.), конференциях, семинарах, "круглых столах" (тематика и основные категории участников), смотрах-конкурсах на предприятиях (тематика, критерии оценки победителей и др.), конкурсах в образовательных учреждениях, включая дошкольные (тематика, критерии оценки победителей), мероприятиях по обмену передовым опытом.

11. Сведения о развитии международного сотрудничества в сфере охраны труда, включающие информацию об участии в международных мероприятиях и проектах по охране труда, в том числе по обучению специалистов за рубежом, по обучению по международным программам.

 

Приложение N 2

 

Перечень форм отчетностей, сведения из которых предоставляются в Минтруд России для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда

 

Наименование форм отчетностей

Сроки представления

Федеральная служба по труду и занятости

Форма N 2-НТП "Сведения о количестве выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 августа 2008 г. N 211)

Ежегодно, до 20 марта

Форма N 1-травматизм "Сведения о количестве зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом" (приказ Федеральной службы государственной статистики от 3 октября 2008 г. N 244)

Ежегодно, до 15 мая

Форма N 2-травматизм "Сведения о количестве пострадавших со смертельным исходом в результате зарегистрированных несчастных случаев на производстве" (приказ Федеральной службы государственной статистики от 3 октября 2008 г. N 244)

Ежегодно, до 25 мая

Форма "Ежемесячный отчет о работе государственной инспекции труда в субъекте РФ" (приложение N 2 к приказу Федеральной службы по труду и занятости от 23 января 2014 г. N 21) СВОД ПО РФ

Ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным

Форма "Полугодовой отчет о работе государственной инспекции труда в субъекте РФ" с приложениями (приложение N 3 к приказу Федеральной службы по труду и занятости от 23 января 2014 г. N 21)

Полугодовая – до 25 июля отчетного года, годовая – до 5 февраля года, следующего за отчетным

Форма "Реестр сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда" (приложение N 2 к приказу Федеральной службы по труду и занятости от 30 октября 2014 г. N 384)

Ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным

Форма "Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда в субъекте РФ" (приложение N 3 к приказу Федеральной службы по труду и занятости от 30 октября 2014 г. N 384)

Полугодовая – до 15 июля отчетного года, годовая – до 20 января года, следующего за отчетным

Фонд социального страхования РФ

Форма N 4-ФСС РФ "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения" (Раздел II "Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения") (приложение N 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2013 г. N 107н)

Ежеквартально, до 15 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным

Форма N 1-нс-ФСС РФ ОКВЭД "Сведения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности (ОКВЭД)" (приказ Фонда социального страхования РФ от 29 мая 2003 г. N 61)

Полугодовая, до 25 числа второго месяца полугодия, следующего за отчетным

Пенсионный фонд РФ

Форма "Сведения о численности пенсионеров и сумме назначенных им досрочных пенсий по старости по субъектам РФ" представляется по согласованию с Минтрудом России

Ежегодно, до 1 апреля

ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России

Форма N 7-собес "Сведения о медико-социальной экспертизе лиц в возрасте 18 лет и старше" (приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 августа
2013 г. N 348)

Ежегодно, до 15 марта

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017)
Просмотров: 438 | Теги: управление охраной труда