Порядок разработки и утверждения положения о службе охраны труда в школе - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Порядок разработки и утверждения положения о службе охраны труда в школе

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Брызгалов М.Ф.

 

В статье рассматриваются методические и практические вопросы разработки и утверждения положения о службе охраны труда в школе. Представлено примерное положение о службе (отделе) охраны труда в школе.

 

В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, в обязательном порядке создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность службы (отдела) охраны труда в школе является Положение о данном структурном подразделении.

Структура и численность работников службы охраны труда в школе определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В настоящее время основными нормативно-правовыми документами в этой области являются:

1) Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 N 14 (ред. от 12.02.2014);

2) Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22.01.2001 N 10 (ред. от 12.02.2014).

 

Методические рекомендации по разработке положений о службе  охраны труда в школе

Положение является основным организационно-правовым документом, определяющим назначение, цели, задачи, функции, полномочия, ответственность и основы деятельности службы охраны труда.

 Разработка и практическое использование Положений направлены на совершенствование организационно-правовой основы и повышение эффективности деятельности подразделений по охране труда, повышение ответственности их работников за результаты своей работы. При разработке собственных Положений для конкретных учреждений, организаций и предприятий допускается их уточнение в зависимости от специфики деятельности организации.

При оформлении Положений рекомендуется соблюдать ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст. Хотя требования ГОСТ Р 6.30-2003 не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер, единые подходы к оформлению документации не только упрощают процесс подготовки документов, но и значительно улучшают их восприятие работниками.

При подготовке Положений рекомендуется применять текстовый редактор Word с использованием шрифтов Times New Roman Cyr размером N 12, 13, 14 через 1–2 интервала.

В Положении указывают наименование организации, наименование структурного подразделения, реквизиты согласования и утверждения. Примерное положение о службе (отделе) охраны труда представлено в Приложении 1.

Гриф утверждения Положения располагают в правом верхнем углу документа. Положение утверждается руководителем организации (директором школы) или специально издаваемым документом (приказом, распоряжением, постановлением). При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения. При утверждении Положения приказом, распоряжением, постановлением гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом (наименование образовательной организации)

от 15.03.2015 N 27

 

Положение состоит из четырех основных разделов:

1) общие положения;

2) основные задачи структурного подразделения;

3) основные функции структурного подразделения;

4) права и ответственность.

На практике часто встречаются дополнительные разделы "Руководство структурным подразделением", "Взаимодействие с другими структурными подразделениями", "Материально-техническое обеспечение", "Заключительные положения" и другие. Однако в целях унификации и удобства восприятия информации рекомендуется отражать данные вопросы в указанных выше четырех основных разделах.

Информация о наличии в составе структурного подразделения организации собственных структурных подразделений приводится в разделе "Общие положения" или представляется в виде приложения "Организационная структура подразделения".

В разделе "Общие положения" указывают:

- назначение, цели, основы и принципы деятельности, структуру, подчиненность структурного подразделения;

- законодательную и нормативно-правовую базу его деятельности;

- порядок назначения и освобождения от занимаемых должностей руководителя и других работников структурного подразделения;

- права, ответственность, квалификационные требования, основные должностные обязанности руководителя структурного подразделения (более подробно данные вопросы должны быть освещены в должностных инструкциях). Требования к образованию и стажу работников службы охраны труда определяются на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н (ред. от 20.02.2014)[1].

- порядок замещения руководителя структурного подразделения;

- порядок взаимодействия с другими службами и структурными подразделениями организации,

- порядок утверждения Положения, организационной структуры и штатного расписания структурного подразделения.

В разделе "Основные задачи структурного подразделения" указывают его основные задачи, выполнение которых должно способствовать достижению целей организации. Список задач в зависимости от специфики деятельности организации и наличия других структурных подразделений может быть дополнен или сокращен.

В разделе "Основные функции структурного подразделения" указывают его основные функции, перечень которых также может быть расширен или сокращен в зависимости от внешних и внутренних условий деятельности организации.

В разделе "Права и ответственность" указывают права структурного подразделения и меру ответственности его руководителя за осуществление возложенных на него задач и функций.

Положения согласовываются заместителями руководителя организации, курирующими соответствующие структурные подразделения и виды деятельности, юридическим отделом (юрисконсультом), при необходимости другими функциональными подразделениями и утверждаются руководителем организации.

Согласованные и утвержденные Положения нумеруют, заверяют печатью организации и хранят в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

Для текущей работы руководителям структурных подразделений выдают под расписку копии соответствующих Положений. В подлиннике делается отметка об их ознакомлении с Положением.

Положение вступает в силу с момента его утверждения руководителем организации или другим должностным лицом, уполномоченным на это, и действует до замены новым утвержденным Положением.

 

Приложение 1

 

________________________________________________________

(полное наименование организации)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Руководитель (наименование организации)

 

__________________________________

 

(подпись, инициалы, фамилия, дата)

 

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ (ОТДЕЛЕ) ОХРАНЫ ТРУДА

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее положение определяет назначение, цели, задачи, функции, права, ответственность и основы деятельности службы (отдела) охраны труда (далее – служба).

1.2. Служба является самостоятельным структурным подразделением организации и подчиняется непосредственно ее руководителю или одному из его заместителей.

1.3. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

 1.4. В своей деятельности служба руководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми актами и методическими материалами по охране труда, организационно-распорядительными документами самой организации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда и настоящим положением.

1.5. Деятельность службы осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников за надлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельных поручений начальника службы.

1.6. Начальник и другие работники службы назначаются на должности и освобождаются от занимаемых должностей приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность начальника и других работников службы регламентируются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем организации[2].

1.8. Службу возглавляет начальник, на должность которого назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по охране труда на инженерно-технических и руководящих должностях не менее 5 лет.[3]

1.9. Начальник службы:

- руководит всей деятельностью службы, несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на службу задач и функций;

- осуществляет в пределах своей компетенции функции управления (планирования, организации, мотивации, контроля), принимает решения, обязательные для всех работников службы;

- распределяет функциональные обязанности и отдельные поручения между сотрудниками службы, устанавливает степень их ответственности, при необходимости вносит предложения руководителю организации об изменении должностных инструкций подчиненных ему работников;

- вносит руководству организации предложения по совершенствованию работы службы, оптимизации его структуры и штатной численности;

- участвует в перспективном и текущем планировании деятельности службы, а также подготовке приказов, распоряжений и иных документов, касающихся возложенных на служба задач и функций;

- принимает необходимые меры для улучшения материально-технического и информационного обеспечения, условий труда, повышения профессиональной подготовки работников службы;

- участвует в подборе и расстановке кадров службы, вносит руководству организации предложения о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий на работников службы, направлении их на переподготовку и повышение квалификации;

- совершенствует систему трудовой мотивации работников службы;

- осуществляет контроль за исполнением подчиненными ему работниками своих должностных обязанностей, соблюдением трудовой дисциплины и деятельностью службы в целом.

1.10. В период отсутствия начальника службы его обязанности исполняет его заместитель (при его наличии) или назначенный приказом руководителя организации другой работник.

1.11. Начальник службы или лицо, исполняющее его обязанности, имеют право подписи документов, направляемых от имени службы по вопросам, входящим в его компетенцию.

1.12. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами и структурными подразделениями организации, а также в пределах своей компетенции со сторонними организациями.

1.13. За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение трудовой дисциплины работники службы несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

1.14. Настоящее положение, структура и штатное расписание службы утверждаются руководителем организации.

 

2. Основные задачи службы

 

2.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

2.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

2.3. Организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности структурных подразделений организации по охране труда.

2.4. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

2.5. Повышение уровня подготовки работников организации в области техники безопасности и охраны труда.

2.6. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

2.7. Подготовка и представление руководству информационно-аналитических материалов о состоянии и перспективах улучшения охраны труда в деятельности организации.

2.8. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

2.9. Совершенствование и внедрение новых методов организации работы службы, в том числе на основе использования современных информационных технологий.

2.10. Участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений руководства организации.

2.11. Решение иных задач в соответствии с целями организации.

 

3. Основные функции службы

 

3.1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.

3.2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.

3.3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.

3.4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.

3.5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.

3.6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

3.7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

3.8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.

3.9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

3.10. Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками.

3.11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

3.12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

3.13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

3.14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.

3.15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

3.16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

3.17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.

3.18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.

3.19. Организация совещаний по охране труда.

3.20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.д.

3.21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.

3.22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

3.23. Осуществление контроля за:

- соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда РФ и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

- соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

- проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

- эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

- организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

- санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

- правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно - профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

- использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

3.24. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

 

4. Права

 

4.1. Служба в целом имеет право:

- получать поступающие в организацию документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе;

- запрашивать и получать от руководителей организации и ее структурных подразделений информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач и функций;

- проверять соблюдение законодательства и нормативно-правовых актов по охране труда в деятельности организации;

- осуществлять в пределах своей компетенции проверку и координацию деятельности структурных подразделений организации по охране труда, о результатах проверок докладывать руководству организации;

- вносить предложения по совершенствованию форм и методов работы службы и организации в целом;

- участвовать в подборе и расстановке кадров по своему профилю деятельности;

- вносить предложения руководству организации по повышению квалификации, поощрению и наложению взысканий на работников службы и других структурных подразделений организации по своему профилю деятельности;

- участвовать в совещаниях при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции службы.

4.2. Работники службы имеют право:

- в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

- предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

- требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

- направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;

- запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

- привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;

- представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

- представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

 

5. Контроль и ответственность

 

5.1. Контроль за деятельностью службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии) и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

5.2. Начальник службы несет персональную ответственность за:

- выполнение возложенных на службу функций и задач;

- организацию работы службы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений, поручений вышестоящего руководства, действующих нормативно-правовых актов по своему профилю деятельности;

- рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;

- состояние трудовой и исполнительской дисциплины в службе, выполнение его работниками своих функциональных обязанностей;

- соблюдение работниками службы правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;

- ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

- предоставление в установленном порядке достоверной статистической и иной информации о деятельности службы;

- готовность службы к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

5.3. Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных настоящим положением о службе и должностными инструкциями.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя организации

_____________________________________________________

                           (подпись, инициалы, фамилия, дата)

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник юридического отдела (юрисконсульт)

_____________________________________________________

                          (подпись, инициалы, фамилия, дата)

 

 

Ознакомлен:

Руководитель структурного подразделения

_____________________________________________________

                           (подпись, инициалы, фамилия, дата)

 

 

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 1/2016

 

 

[1] Указанный нормативно-правовой документ носит рекомендательный характер, т.к. в соответствии с ним лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

[2] При разработке должностных инструкций необходимо использовать Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н (ред. от 20.02.2014).

[3] п. 1.8. носит рекомендательный характер.

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (24.05.2017)
Просмотров: 737 | Теги: управление охраной труда