Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательных учреждениях (часть 1) - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательных учреждениях (часть 1)

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

1. Общие положения

 

1.1. Положение о системе управления охраной труда и профессиональными рисками (СУОТ и ПР) в образовательных учреждениях разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ), Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.07.2007 N 169-ст, в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников образовательных учреждений.

1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

требования охраны труда – государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;

идентификация – сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;

специальная оценка условий труда – единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

управление риском – принятие решений и действия, направленные на обеспечение безопасности и здоровья работников;

профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

1.3. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

1.4. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются в соответствии со статьей 212 ТК РФ на работодателя, который в этих целях создает систему управления охраной труда и профессиональными рисками (СУОТ и ПР), являющуюся составной частью (подсистемой) общей системы управления организацией. Основой функционирования системы управления охраной труда и профессиональными рисками является нормативная правовая база, в том числе локальная, разрабатываемая непосредственно в организациях.

1.5. Целью системы управления охраной труда и профессиональными рисками является обеспечение предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников образовательных учреждений.

Положение о СУОТ и ПР включает в себя следующие разделы:

- Общие требования к системе управления охраной труда и профессиональными рисками.

- Примерные функциональные обязанности должностных лиц по охране труда.

- Служба охраны труда (специалист по охране труда).

- Планирование работы по охране труда.

- Планирование работ по внедрению системы управления профессиональными рисками.

- Система контроля за состоянием условий и охраны труда. Аудит системы управления охраной труда.

- Идентификация опасностей и оценки профессиональных рисков.

- Порядок обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

- Порядок проведения специальной оценки условий труда. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.

- Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации.

- Управление профессиональными рисками.

- Подготовка к аварийным ситуациям и реагирование на них.

- Комитет (комиссия) по охране труда.

- Нормативно-методическое обеспечение охраны труда. Разработка инструкций по охране труда.

- Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

- Расследование, учет и анализ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

- Организация и производство работ повышенной опасности.

- Медицинские осмотры работников.

- Стимулирование работников за обеспечение безопасных условий и охраны труда.

- Организация пропаганды охраны труда.

1.6. Основными задачами системы управления охраной труда и профессиональными рисками в отрасли являются:

- реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;

- правовое и нормативное обеспечение безопасных условий труда и сохранения здоровья работников;

- разработка и реализация отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечение их финансирования;

- внутриведомственный государственный контроль за соблюдением требований охраны труда;

- кадровое обеспечение органов управления охраной труда;

- организация системы обучения по охране труда работников образовательных учреждений;

- использование механизмов экспертизы, сертификации и лицензирования для улучшения условий и охраны труда;

- создание и развитие системы информационного обеспечения в сфере охраны труда.

1.7. Общее управление охраной труда в образовательных учреждениях субъекта РФ осуществляет региональный орган управления образованием, который обеспечивает:

- реализацию государственной политики в сфере охраны труда в отрасли;

- разработку и реализацию областных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- разработку и внедрение системы управления профессиональными рисками;

- разработку и реализацию профилактических мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников в учреждениях отрасли;

- представление в орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление охраной труда, необходимой информации и материалов для анализа состояния условий и охраны труда и подготовки управленческих решений по их улучшению;

- доведение нормативных правовых актов по охране труда и другой информации в данной сфере до подведомственных учреждений;

- определение специалистов для осуществления управления по вопросам охраны труда в отрасли;

- участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом), произошедших в подведомственных учреждениях;

- внутриведомственный государственный контроль за соблюдением действующего законодательства в области охраны труда в образовательных учреждениях;

- исполнение иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

1.8. Управление охраной труда в образовательных учреждениях осуществляют руководители этих учреждений. Для реализации своих обязанностей в области охраны труда руководитель образовательного учреждения (далее – руководитель) создает систему управления охраной труда и профессиональными рисками, в рамках которой разрабатываются и утверждаются должностные инструкции руководителей структурных подразделений, включая их права в решении вопросов охраны труда, руководствуясь при этом законодательными и иными нормативными правовыми актами в области охраны труда.

 

2. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений по охране труда и по управлению рисками

 

2.1. Обязанности должностных лиц по охране труда и по управлению рисками разрабатываются с учетом структуры и штатов учреждения, должностных обязанностей, особенностей производства, требований квалификационных справочников должностей руководителей, специалистов и других работников и тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих, федеральных и отраслевых стандартов, правил и инструкций и других действующих нормативных актов.

2.2. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (статья 212 ТК РФ). Руководитель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- создание и функционирование системы управления охраной труда;

- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ порядке о техническом регулировании средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ порядке о техническом регулировании, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- выполнение идентификации опасностей и оценки рисков, работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;

- организацию и проведение внутренних аудитов;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение специальной оценки условий труда;

- в случаях, предусмотренных действующим законодательством, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических и наркологических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических и наркологических освидетельствований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических и наркологических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление уполномоченным федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда, а также профессиональному союзу работников образования информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование, извещение и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном действующим законодательством;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

- беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности.

2.3. Обязанности заместителя руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственным (техническим) вопросам.

- осуществляет руководство по охране труда в целом;

- организует разработку, внедрение и функционирование СУОТ и ПР;

- организует и принимает участие в осуществлении административного контроля за условиями и охраной труда, создает постоянно действующую комиссию 2-й ступени контроля и рассматривает (в соответствии с планом) выполнение запланированных мероприятий, состояние охраны труда в подразделениях, заслушивает ответственных исполнителей и руководителей структурных подразделений, проводит комплексное обследование состояния охраны труда одного из подразделений учреждения;

- организует обеспечение безопасности при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов, безопасные условия труда на каждом рабочем месте;

- организует выполнение государственных нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

- осуществляет инициирование, проведение и контроль выполнения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;

- организует проведение и координацию целенаправленной работы должностных лиц, работников и при необходимости внешних сторон в области охраны труда;

- организует необходимые экспертизы, аудит, обследования и др. мероприятия специализированными организациями, а также контроль за их проведением;

- организует расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, пожаров, а также последующий анализ причин возникновения этих событий и устранение этих причин;

- организует разработку программ, мероприятий (в том числе и основных мероприятий в раздел "охрана труда" коллективного договора) в целом по организации;

- организует разработку и внедрение прогрессивных технологий, средств автоматизации и механизации (в соответствии с требованиями Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

- организует обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников учреждения;

- организует выполнение идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

- организует своевременную разработку и пересмотр инструкций по охране труда;

- утверждает перечень работ с повышенной опасностью и работ, выполняемых по нарядам-допускам;

- обеспечивает и организует допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью;

- обеспечивает выполнение предписаний государственных контрольно-надзорных органов и предложений общественных органов;

- организует работу по проведению специальной оценки условий труда;

- принимает меры по оснащению производственного оборудования и объектов организации техническими средствами безопасности, улучшению условий труда, повышающих его безопасность;

- выполняет другие функции, определенные руководителем учреждения;

- обеспечивает реализацию мероприятий по итогам проведения специальной оценки условий труда.

2.4. Обязанности главного бухгалтера (бухгалтера):

- осуществляет учет средств, расходуемых на проведение мероприятий по охране труда с учетом установленной номенклатуры затрат на охрану труда, составляет отчет о затратах на эти мероприятия;

- обеспечивает финансирование, правильное расходование средств на проведение мероприятий по охране труда на основе коллективного договора (соглашения по охране труда), планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда и т.п.;

- составляет и в установленные сроки представляет отчет о страховании работников от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, временной нетрудоспособности и связанных с ними расходах.

2.5. Обязанности руководителя службы управления персоналом, начальника отдела кадров, специалиста по кадрам:

- обеспечивает правильность приема, увольнения и перевода на другую работу в соответствии с медицинскими показаниями;

- составляет перечень профессий работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение;

- участвует в составлении списков работников, подлежащих прохождению периодических медицинских осмотров, и направляет их в органы роспотребнадзора, организует проведение медицинских осмотров работников;

- осуществляет контроль за соблюдением режима труда и отдыха, использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет;

- совместно с соответствующими подразделениями разрабатывает программы подготовки кадров и повышения их квалификации, предусматривая в них вопросы охраны труда;

- принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

2.6. Обязанности руководителя службы (специалиста) материально-технического обеспечения:

- осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий соглашения по охране труда, коллективного договора и других локальных актов организации;

- обеспечивает своевременное и правильное составление заявок на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с установленным порядком;

- осуществляет обеспечение подразделений организации сертифицированной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

- организует ремонт, стирку и химчистку средств индивидуальной защиты;

- обеспечивает эксплуатацию, реконструкцию и ремонт санитарно-бытовых объектов и устройств.

2.7. Обязанности руководителя структурного подразделения (отдела, кафедры, отделения, лаборатории и т.д.):

- организует работу по охране труда в структурном подразделении и обеспечивает на каждом рабочем месте здоровые и безопасные условия труда, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний (в соответствии с требованиями законодательства);

- принимает участие в проведении идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

- обеспечивает безопасное состояние производственных объектов, исправность оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных, грузоподъемных и других технических средств;

- в течение смены осуществляет контроль за соблюдением работниками подразделения требований охраны труда, за правильным применением средств коллективной и индивидуальной защиты;

- организует разработку (пересмотр) инструкций по охране труда в своем подразделении;

- планирует мероприятия по улучшению условий труда с обязательным включением в коллективный договор и (или) планы работы подразделения;

- выявляет потребность и организует обеспечение работников подразделения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также организует их своевременную стирку, химчистку, ремонт, замену;

- организует проведение обучения и инструктажей работников подразделения по охране труда и пожарной безопасности, оказанию первой помощи пострадавшим;

- организует первую помощь пострадавшему при несчастном случае, доставляет его в медицинское учреждение. сообщает о несчастном случае своему руководителю;

- обеспечивает (в соответствии с приказом по учреждению) назначение ответственных за содержание в исправном состоянии грузоподъемных машин, сосудов, работающих под давлением, и других средств, а также ответственных за безопасное производство работ;

- разрабатывает (составляет) списки профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в процессе трудовой деятельности) медицинские осмотры;

- организует работу по проведению специальной оценки труда в структурном подразделении;

- организует проведение административного контроля за состоянием условий и охраны труда работников (1 ступень) – вопросы состояния охраны труда и контроль выполнения мероприятий коллективного договора с рассмотрением итогов на рабочем совещании;

- обеспечивает (совместно с функциональными службами организации) содержание зданий, сооружений и территории подразделения в соответствии с требованиями безопасной эксплуатации и охраны труда;

- разрабатывает перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей работников, которым установлено право на пенсию по возрасту на льготных условиях, и доводит перечень (утвержденный руководителем) до сведения работников;

- разрабатывает перечень рабочих мест, где работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест), положена бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока;

- организует безопасное хранение, транспортировку и использование радиоактивных, ядовитых, взрывоопасных, огнеопасных веществ и материалов;

- выполняет другие функциональные обязанности, возложенные на него руководителем учреждения.

2.8. Обязанности работника в области охраны труда определены статьей 214 ТК РФ. Работник обязан:

- соблюдать требования охраны труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами.

 

3. Служба охраны труда (специалист по охране труда) образовательного учреждения

 

3.1. В соответствии со ст. 217 ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

3.2. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.

3.3. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

3.4. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

3.5. Служба охраны труда (должность специалиста по охране труда) в организации создается как отдельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю.

3.6. Служба (специалист) охраны труда взаимодействует с другими службами организации, с комитетом (комиссией) по охране труда, доверенными (уполномоченными) лицами профсоюза или другими представителями трудового коллектива, а также с органами государственного управления охраной труда и контрольно-надзорными органами.

3.7. Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором и соглашением по охране труда, нормативной документацией предприятия и рекомендациями, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации".

3.8. Основные задачи службы (специалиста) охраны труда:

3.8.1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.

3.8.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.

3.8.3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

3.8.4. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

3.8.5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

3.9. Функции службы (специалиста) охраны труда:

3.9.1. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда и профессиональными рисками.

3.9.2. Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками.

3.9.3. Осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда.

3.9.4. Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

3.9.5. Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания.

3.9.6. Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты.

3.9.7. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда.

3.9.8. Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач.

3.9.9. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

3.9.10. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

3.9.11. Принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда,

3.9.12. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

3.9.13. Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам.

3.9.14. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы.

3.9.15. Проводит анализ организационной структуры, технического оснащения учреждения, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда.

3.9.16. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению.

3.9.17. Участвует в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда.

3.9.18. Совместно с другими структурными подразделениями организации участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков.

3.9.19. Осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников.

3.9.20. Составляет и предоставляет отчет по установленной форме.

3.10. Специалист службы охраны труда имеет право:

3.10.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

3.10.2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

3.10.3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;

3.10.4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;

3.10.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

3.10.6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;

3.10.7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

3.10.8. Представительствовать по поручению руководителя учреждения в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

3.11. Организация работы службы (специалиста) охраны труда.

3.11.1. Руководитель учреждения обеспечивает необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 524н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда".

3.11.2. Нормативы численности работников службы охраны труда в учреждениях предназначенные для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками рассчитываются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 N 10 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".

3.11.3. Рабочие места работников службы охраны труда рекомендуется организовывать в отдельном помещении и обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи (Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации". Для осуществления ряда функций службы охраны труда (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

3.11.4. Руководитель учреждения должен организовывать для специалистов службы охраны труда систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

 

4. Планирование работы по охране труда в образовательном учреждении

 

4.1. Цель планирования работы по охране труда состоит в определении приоритетных направлений, сроков, этапов и способов реализации требований действующего законодательства об охране труда.

4.2. Планирование работы по охране труда строится на основе принципов:

- социальное партнерство работодателя и работника;

- взаимоувязанность планов по охране труда с производственными планами;

- приоритетность ведущего направления среди планируемых мероприятий, рациональное распределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

- непрерывность, т.е. непрерывно должен осуществляться анализ, периодически уточняться цели и задачи.

4.3. При установлении и анализе целей и задач по охране труда необходимо учитывать:

- государственные нормативные требования охраны труда;

- важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации;

- ресурсные возможности;

- политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.4. Исходными данными для разработки планов по охране труда служат данные учета, отчетности, оценки риска, материалы проверок и пр. Среди них:

- результаты специальной оценки по условиям труда и всех видов производственного и административно-общественного контроля;

- статистические сведения об условиях труда, производственном травматизме, профессиональных заболеваниях, временной нетрудоспособности пострадавших от несчастных случаев на производстве и затратах на мероприятия по охране труда;

- предписания органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

- организационно-распорядительные документы учреждения.

4.5. Планирование по охране труда проводится с учетом следующих показателей:

- численность работающих, которым предусматривается приведение условий труда в соответствие с требованиями и нормами охраны труда;

- сокращение количества занятых на работах с вредными условиями труда и на тяжелых физических работах;

- состояние зданий и сооружений, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, а также технологических процессов, оборудования, подлежащих замене, реконструкции в целях приведения состояния условий труда в соответствие с требованиями и нормами охраны труда.

4.6. Формы планирования работ по охране труда.

Планирование по охране труда по срокам действия подразделяется на перспективное (программы улучшения условий и охраны труда в организации), годовое (мероприятия коллективного договора (соглашения) по охране труда, план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной специальной оценки условий труда) и оперативное (для реализации мероприятий коллективного договора в подразделениях и решения вновь возникающих задач в производствах, отделениях, участках).

4.7. Руководитель определяет и документально оформляет программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

- подготовке программы улучшения условий и охраны труда;

- определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- разъяснению работникам степени соответствия установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;

- совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;

- выяснению перспективных тенденций в области охраны труда, включая возможности повышения технического уровня обеспечения охраны труда организацией;

- выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

4.8. Программа улучшения условий и охраны труда должна регулярно пересматриваться с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности учреждения (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать:

- распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;

- обеспеченность необходимыми ресурсами;

- средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

4.9. При разработке мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора для всех учреждений характерными являются следующие мероприятия:

- приведение рабочих мест по условиям труда в соответствие с нормами и требованиями законодательства об охране труда;

- санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение.

4.10. Разработке мероприятий по охране труда коллективного договора предшествует анализ результатов специальной оценки условий труда.

4.11. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в учреждениях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

4.12. Контроль за выполнением мероприятий коллективного договора (соглашения) осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями. Контроль возлагается на службы охраны труда и совместные комитеты (комиссии) по охране труда.

4.13. При разработке плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной специальной оценки необходимо руководствоваться Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

4.14. План должен предусматривать мероприятия по применению средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия, а также мероприятия по охране и организации труда.

В Плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения и исполнители. План должен предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

4.15. Оперативное планирование по охране труда (мероприятия со сроками исполнения в течение года, целевые планы) осуществляется в каждом подразделении учреждения и обеспечивает реализацию раздела "Охрана труда" коллективного договора. Разработку и выполнение мероприятий организует начальник структурного подразделения (отдела, отделения, участка, лаборатории и т.д.).

 

5. Организация контроля за состоянием условий, охраны труда и профессиональными рисками в образовательных учреждениях. Аудит системы управления охраной труда

 

5.1. В учреждении должна быть создана эффективная система контроля за состоянием условий, охраны труда и профессиональными рисками.

5.2. Целью контроля за состоянием условий, охраны труда и профессиональными рисками является предупреждение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.

5.3. Учреждение должно устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:

- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

- обследования состояния здоровья работников;

- идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

- управления профессиональными рисками;

- мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

5.4. Учреждение должно располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств.

5.5. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

5.6. В учреждении должен быть организован контроль за состоянием охраны труда, что является одним из главных элементов СУОТ и ПР и направлен на:

- проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;

- выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;

- выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований охраны труда;

- принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.

Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты специальной оценки условий труда, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.

5.7. Основными видами контроля являются:

- административно-общественный (оперативный) контроль;

- ведомственный контроль;

- государственный контроль;

- общественный контроль.

Дополнительными и обязательными видами контроля являются:

- производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-профилактических мероприятий (учитывается в СУОТ и ПР в части, касающейся контроля условий труда на рабочих местах);

- производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (учитывается в СУОТ и ПР в части, касающейся контроля безопасности труда на рабочих местах персонала, связанного с обслуживанием технических устройств, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору).

5.8. Административно-общественный (оперативный) контроль – двух-, трехступенчатый.

1-я ступень оперативного контроля проводится руководителем структурного подразделения (заведующий отделением, лабораторией и т.п.) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда ежедневно перед началом работы и в течение рабочей смены. Проверка проводится путем обхода рабочих мест с выявлением нарушений правил техники безопасности. Все выявленные нарушения записываются в журнал первой ступени оперативного контроля с указанием сроков их устранения и ответственных лиц. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно производиться незамедлительно, под непосредственным контролем руководителя структурного подразделения. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами структурного подразделения, то руководитель должен доложить об этом руководителю учреждения для принятия соответствующих мер.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения. Об устранении нарушений делается отметка в журнале 1-й ступени контроля.

На первой ступени контроля рекомендуется проверять:

- выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

- состояние и правильность организации рабочих мест;

- наличие у работающих удостоверений по технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью;

- наличие и соблюдение работающими инструкций по технике безопасности;

- состояние стендов, плакатов, уголков по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

- своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;

- наличие и состояние защитных, противопожарных средств, устройств и контрольно-измерительных приборов;

- наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;

- требования безопасности при эксплуатации оборудования, электронагревательных приборов, оборудования хозяйственного назначения, сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных и транспортных средств;

- исправность и работу приточно-вытяжной вентиляции и местных вентиляционных устройств;

- соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроприборами;

- соблюдение правил безопасности при работе с вредными, пожаро-, взрывоопасными, радиоактивными, ядовитыми веществами и с заразным материалом;

- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

- соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины; охрану труда женщин и подростков.

2-я ступень оперативного контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем учреждения с председателем профсоюзного комитета, председателем комиссии по охране труда профсоюзного комитета, специалистом по охране труда и соответствующих специалистов с периодичностью не реже одного раза в квартал. Проверяется состояние условий и охраны труда структурных подразделений учреждения (согласно плану). Результаты проверки записываются в журнале второй ступени оперативного контроля. По выявленным нарушениям комиссия намечает мероприятия, а руководитель учреждения назначает исполнителей и сроки исполнения (при необходимости издается приказ по учреждению). Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами учреждения, то руководитель учреждения по окончании работы комиссии обязан доложить об этом руководителю вышестоящего органа для принятия соответствующих мер.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

На второй ступени контроля кроме перечня позиций первой ступени рекомендуется проверять:

- организацию и результаты работы первой ступени контроля;

- выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения, решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

- выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора и контроля, технического инспектора труда ЦК профсоюза работников образования РФ по субъекту РФ;

- выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

- исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

- своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;

- выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;

- выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;

3-я ступень оперативного контроля организуется и проводится вышестоящим органом управления.

5.9. Ведомственный контроль.

Осуществляется органом управления образованием субъекта РФ:

- при проведении комплексных проверок образовательных учреждений субъекта РФ.

- при проведении целевых проверок состояния и условий охраны труда, проводимых в соответствии с планами работ органа управления образованием субъекта РФ;

- при проведении специальных проверок, организуемых по указанию (рекомендациям) вышестоящих органов, органов надзора и контроля.

- по заявлениям работников образовательных учреждений субъекта РФ. По результатам проверки оформляется акт и издается приказ о результатах проверки (проверок). Итоги проверок рассматриваются на совещании с руководителями учреждений.

5.10. Государственный надзор и контроль.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет:

- федеральная инспекция труда (ст. 352 – 364 ТК РФ),

- государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК РФ);

- государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ);

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ);

- государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369 ТК РФ).

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (25.05.2017)
Просмотров: 440 | Теги: управление охраной труда