Примерное положение о системе управления охраной труда в органе управления образованием (часть 2) - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Примерное положение о системе управления охраной труда в органе управления образованием (часть 2)

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

В соответствии с Трудовым кодексом РФ Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такого положения нет, и в регионах органы власти разрабатывают это нормативные документы самостоятельно.

 

4. Комиссия по охране труда ОУО

 

4.1. Комитет (комиссия) по охране труда (далее по тексту – Комитет) является составной частью Системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства в соответствии с Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда (утв. приказом Минтруда России от 24.06.2014 N 412н).

4.2. Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюза.

4.3. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ об охране труда, отраслевым соглашением, коллективным договором, локальными нормативно-правовыми актами организации.

4.4. Задачами Комитета являются:

а) разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда;

в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

4.5. Функциями Комитета являются:

а) рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;

б) содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения в установленном порядке инструктажей по охране труда;

в) участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

г) информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

д) информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;

е) информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому службой охраны труда работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

ж) содействие службе охраны труда работодателя в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;

з) содействие своевременной бесплатной выдаче в установленном порядке работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;

и) содействие службе охраны труда работодателя в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

к) содействие службе охраны труда работодателя во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда;

л) подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда;

м) подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов.

4.6. Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:

а) получать от службы охраны труда работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;

б) заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;

в) заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;

д) вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;

е) содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.

 

5. Контроль за состоянием условий и охраны труда. Идентификация рисков и управление ими

 

5.1. Идентификация и оценка рисков, определение средств управления выявленными рисками и несоответствиями, корректирующие и предупреждающие действия (далее – управление рисками) осуществляются в виде следующих взаимосвязанных процедур:

- учет результатов контрольно-надзорных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного надзора и контроля;

- трехступенчатый административный контроль за состоянием условий и охраны труда;

- контроль (внутренний аудит) условий и охраны труда специалистом по охране труда;

- специальная оценка условий труда и актуализация ее результатов;

- общественный контроль условий и охраны труда.

5.2. Учет результатов контрольно-надзорных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного контроля и надзора.

5.2.1. Учет результатов контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного надзора, осуществляется с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон).

5.2.2. Уполномоченными представителями ОУО в соответствии со статьей 21 Федерального закона при проведении проверки являются заместители руководителя ОУО, начальники управлений, специалист по охране труда. По окончании проверки и получении на руки акта и предписания заместитель руководителя ОУО организует оперативное совещание, на котором:

- рассматриваются вопросы устранения выявленных недостатков и нарушений;

- дается оценка деятельности руководителей и специалистов;

- готовятся предложения к приказу об итогах проверки.

5.2.3. По итогам проверки выпускается приказ, в котором устанавливается порядок реализации мероприятий по результатам проверки и осуществляется привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудников ОУО, допустивших нарушения установленных требований. В государственный орган надзора и контроля в течение установленного предписанием срока предоставляется копия приказа и отчет об исполнении предписания. Хранение оригинала предписания и акта проверки, а также контроль за выполнением мероприятий осуществляет специалист по охране труда.

5.3. Трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда.

5.3.1. Первая ступень административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда проводится ежедневно в рабочие дни начальником отдела/сектора.

Проверяется:

- состояние рабочих мест, проходов и подходов к ним;

- исправность и размещение оргтехники, инвентаря;

- состояние помещений, исправность (безопасное состояние) строительных элементов (стен, потолков, окон и фрамуг, дверей);

- состояние электробезопасности;

- соблюдение сотрудниками требований охраны труда и противопожарного режима;

- исправность систем освещения и обеспечения микроклимата.

При выявлении несоответствий начальник отдела/сектора фиксирует их в журнале контроля. Каждым начальником отдела/сектора ведется собственный журнал контроля. Начальник отдела/сектора принимает незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений и несоответствий силами отдела или во взаимодействии с другими структурными подразделениями ОУО.

5.3.2. Вторая ступень.

Специалист по охране труда осуществляет:

- внутренний аудит условий и охраны труда (вторая ступень административно -общественного контроля) в виде ежеквартальных проверок в каждом структурном подразделении по утвержденному графику;

- реагирующий контроль по итогам расследования негативных происшествий, при выявлении существенного уровня риска (усиленный административно контроль), перед внедрением или в процессе внедрения изменений, перед проведением специальной оценки условий труда в целях подготовки к ней, перед проведением проверки органом государственного надзора и контроля.

При текущих проверках контролируется состояние условий и охраны труда в структурных подразделениях, при этом кроме перечня позиций первой ступени контроля дополнительно проверяется:

- выполнение запланированных мероприятий по охране труда;

- своевременность проведения первой ступени административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда и результаты рассмотрения и реализации предложений по ее результатам.

- исправность и соответствие требованиям эксплуатации вспомогательных помещений, санитарно-бытовых помещений и помещений общего пользования;

- своевременность проведения технических испытаний лестниц и стремянок;

- выполнение заявок по ремонтам (обслуживанию) оргтехники, инвентаря;

- соблюдение требований режима труда и отдыха;

- наличие наглядной агитации по охране труда, состояние уголка охраны труда;

- соблюдение требований к организации размещения и перемещения материально-технических ценностей и документов;

- порядок ведения работы сторонними организациями;

- соблюдение порядка уборки рабочих мест, помещений;

- соблюдение требований к работе сторонних организаций (при наличии);

- соблюдение порядка проведения целевых инструктажей по охране труда, наличие и срок действия удостоверений о проверке знаний требований охраны труда;

- состояние аптечки первой помощи;

При проведении проверок руководители структурных подразделений обязаны лично присутствовать, оказывать содействие и представлять все необходимые для проверки сведения и документацию. Специалист по охране труда составляет отчет о проведенной проверке (отчет внутреннего аудита) и знакомит с ним руководителя проверяемого структурного подразделения.

В случае выявления нарушений, непосредственно влияющих на безопасность сотрудников, специалист по охране труда выдает руководителю структурного подразделения предписание об устранении нарушений требований охраны труда по установленной форме. Предписание выписывается в двух экземплярах, один из которых с подписью руководителя структурного подразделения в получении принимается на контроль специалистом по охране труда. В случае невозможности выполнения какого-либо мероприятия силами структурного подразделения или наличии нарушений, общих для всех структурных подразделений, специалист по охране труда оформляет служебную записку на имя заместителя руководителя ОУО.

Результаты внутреннего аудита и итоги исполнения предписаний специалиста по охране труда рассматриваются на заседаниях комиссии по охране труда ОУО в целях принятия соответствующих корректирующих действий.

5.3.3. Третья ступень административно -общественного контроля за состоянием условий и охраны труда осуществляется Комиссией с периодичностью два раз в год, в конце апреля – начале мая и при подготовке к отопительному периоду (сентябрь).

На третьей ступени осуществляется контроль:

- организации работ по охране труда в подразделениях, на рабочих местах;

- выполнения процедур СУОТ, оформления документации, своевременность выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также эффективность и своевременность проведения первой и второй ступеней административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда контроля и реализации их результатов;

- выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- безопасности и состояния всех помещений, исправность элементов зданий (стен, полов, потолков, колонн, окон и др.);

- наличия знаков безопасности на опасном оборудовании (электрощитки, движущиеся части вентиляторов и др.);

- соблюдения требований охраны труда при организации всех видов деятельности ОУО и сторонних организаций на его территории;

- наличия в подразделениях нормативно-правовых актов по охране труда, документации, инструкций;

- соблюдения порядка уборки рабочих мест, помещений, территории;

- соблюдения правил передвижения по территории ОУО;

- выполнения требований безопасности при эксплуатации оборудования, оргтехники, инвентаря;

- соответствия рабочих мест планировкам;

- состояния световых проемов, надежности крепления стекол в рамах, ламп в светильниках и самих светильников, исправности фрамуг и форточек, соответствия искусственного освещения нормам, соблюдения правил хранения ламп с ртутным наполнением, исправности систем управления микроклиматом;

- соблюдения рациональных режимов труда и отдыха (требований по ограничению применения труда женщин, норм допустимых нагрузок при подъеме и перемещении материально-технических ценностей вручную, регламентированных перерывов);

- соблюдения порядка обучения и проверки знаний по охране труда, наличие плакатов, уголков по охране труда и планов эвакуации;

- исправности систем оповещения о пожаре (с учетом результатов работы пожарно-технической комиссии);

- соблюдения требований по организации приема граждан.

Третья ступень совмещается с пожарно-техническим обследованием и осмотром зданий. Руководители структурных подразделений ОУО обязаны присутствовать при осуществлении третьей ступени, оказывать необходимое содействие и представлять все необходимые сведения в распоряжение комиссии. По результатам третьей ступени административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда Комиссией составляется Акт, который содержит:

- выводы об эффективности деятельности по обеспечению условий и охраны труда, реализации процедур СУОТ руководителей и конкретных сотрудников, примеры и указание причин неэффективной деятельности;

- порядок и сроки проведения необходимых корректирующих и предупредительных действий с указанием ответственных исполнителей.

Акт утверждается руководителем ОУО и направляется поручением для исполнения соответствующим руководителям ОУО.

5.4. Специальная оценка условий труда (СОУТ).

5.4.1. Специальная оценка условий труда устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяет права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда и проводится в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н.

5.4.2. Проведение специальной оценки условий труда регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

5.4.3. Для проведения специальной оценки условий труда приказом ОУО создается комиссия по специальной оценке условий труда, в состав которой включаются:

- члены Комиссии по охране труда ОУО;

- представители организации, проводящие специальную оценку.

5.4.4. Результаты специальной оценки используются в целях:

- обеспечения контроля состояния условий труда на рабочих местах;

- идентификации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работника;

- оценки, контроля и управления профессиональными рисками;

- предоставления сотрудникам информации об условиях труда на рабочих местах;

- планирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

5.5. Общественный контроль условий и охраны труда.

5.5.1. Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда из числа членов первичной профсоюзной организации может быть избран уполномоченный по охране труда. В случае если уполномоченный по охране труда не избран, его функции имеет право осуществлять непосредственно председатель первичной профсоюзной организации.

5.5.2. Функции уполномоченного по охране труда являются общественной нагрузкой и не предполагают вознаграждения за эту деятельность. Уполномоченный по охране труда осуществляет выполнение своих функций в служебное время.

5.5.3. Уполномоченным по охране труда не может быть выдвинут руководитель структурного подразделения, его заместитель и специалист по охране труда ОУО. Утверждение кандидатуры уполномоченного по охране труда осуществляется соответствующим протоколом избрания. Уполномоченный по охране труда включается в состав комиссии по охране труда ОУО.

5.5.4. Уполномоченный по охране труда осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива", во взаимодействии с руководителями структурных подразделений ОУО, специалистом по охране труда, территориальной профсоюзной организацией.

5.5.5. Уполномоченный по охране труда избирается на 3 года. В случаях если уполномоченный по охране труда выбыл из числа членов профсоюзной организации, организуются выдвижение и утверждение нового уполномоченного по охране труда.

5.5.6. Уполномоченный по охране труда:

- осуществляет общественный контроль соблюдения нормативных правовых актов по охране труда в рамках третьей ступени контроля или в порядке собственной инициативы (реагирующий контроль) и по результатам проверок вносит предложения по улучшению условий и охраны труда в комиссию по охране труда;

- принимает участие в работе комиссий по оценке выполненных работ по улучшению условий и охраны труда;

- принимает участие в разработке организационно-распорядительной документации СУОТ, согласовывает локальные нормативные акты по охране труда и инструкции по охране труда, осуществляет подготовку предложений по проектам Соглашения по охране труда и раздела Коллективного договора по охране труда;

- обеспечивает консультирование сотрудников по вопросам охраны труда и о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда;

- осуществляет контроль за ходом выполнения в структурном подразделении мероприятий по охране труда и доведение до сведения должностных лиц информации об имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные сроки;

- информирует руководителей структурных подразделений ОУО о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае или ином ухудшении здоровья сотрудников.

5.5.7. Уполномоченный по охране труда имеет право:

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в расследовании опасных ситуаций;

- направлять в комиссию по охране труда ОУО и специалисту по охране труда предложения об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения в недельный срок;

- получать от руководителей структурных подразделений и специалиста по охране труда ОУО необходимую информацию о состоянии условий и охраны труда, о планируемых работах по улучшению условий и охраны труда, о работе на территории ОУО сторонних организаций;

- присутствовать при проверках, осуществляемых органами государственного надзора и контроля, специалистом по охране труда, и при измерениях уровней вредных факторов на рабочих местах аккредитованной лабораторией.

 

6. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний, опасных ситуаций (инцидентов)

 

6.1. Все несчастные случаи, профессиональные заболевания и опасные ситуации (инциденты) подлежат обязательному расследованию. Целями расследования являются:

- объективное установление причин, приведших к происшествию;

- оформление акта расследования и других предусмотренных записей;

- установление лиц, нарушивших требования охраны труда;

- оценка действий должностных лиц по выполнению предусмотренных процедур СУОТ, в том числе в процессе локализации и ликвидации происшествия;

- выявление оснований для необходимых корректирующих действий в СУОТ;

- определение материального ущерба;

- разработка организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение таких событий в будущем;

- информирование работников о причинах происшествий.

6.2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится в соответствии с ТК РФ, а также в соответствии с:

- постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";

- постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний";

- приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве";

- приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".

6.3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводится специальной комиссией, состав которой определяется приказом ОУО. Лица, осуществлявшие непосредственный контроль за работой пострадавших, в состав комиссии не включаются. В состав специальной комиссии должно входить нечетное число членов.

6.4. Расследование опасных ситуаций (инцидентов) осуществляет Комиссия по охране труда ОУО. К опасным ситуациям (инцидентам) относятся:

- повреждения здоровья сотрудника, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, но не повлекшие за собой необходимость его перевода на иную должность, временную или стойкую утрату трудоспособности;

- отказ (повреждение) оборудования, повреждение инженерных коммуникаций;

- разрушение строительных элементов в помещении в результате технических или природных событий;

- травмы, полученные гражданами при посещении территории ОУО;

- случаи грубого нарушения сотрудниками установленных требований охраны труда.

6.5. О случившихся происшествиях должны незамедлительно уведомляться

соответствующие органы, состав которых определен действующими нормативными и методическими документами, в необходимых случаях – аварийно-спасательные службы.

6.6. Комиссия, осуществляющая расследование (специальная или комиссия по охране труда ОУО):

- производит осмотр места происшествия, в необходимых случаях видеосъемки, фотографирование, составляет схемы и эскизы места происшествия;

- опрашивает очевидцев происшествия, получает письменные объяснения от очевидцев и должностных лиц;

- выясняет обстоятельства, предшествующие происшествию, устанавливает причины их возникновения;

- выявляет характер нарушения условий эксплуатации оборудования, содержания помещений и инвентаря, нарушения требований охраны труда сотрудниками или небезопасные действия других лиц (или сторонних организаций);

- проверяет соответствие рабочего места планировкам;

- проверяет сведения об обучении и инструктаже как пострадавших, так и лиц, организующих работу;

- устанавливает причины происшествия;

- определяет допущенные нарушения требований охраны труда и лиц, допустивших эти нарушения;

- предлагает меры по устранению причин происшествия, предупреждению возникновения подобных происшествий;

- определяет размер причиненного ущерба;

- взаимодействует со структурными подразделениями ОУО, а при необходимости – со специализированными организациями.

6.7. Оформление результатов расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 6.2 настоящего Положения. Оформление результатов расследования опасных ситуаций осуществляется актом комиссии по охране труда ОУО, содержащим следующие сведения:

- дата и время инцидента;

- характеристика объекта и места инцидента;

- сведения о пострадавших (при наличии);

- сведения об обучении и инструктаже по охране труда лиц, причастных к инциденту;

- обстоятельства инцидента;

- принятые меры по ликвидации инцидента;

- технические и организационные причины инцидента;

- нормативные и локальные правовые акты, требования которых были нарушены;

- продолжительность простоя оборудования/помещений;

- заключение о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда;

- материальный ущерб от инцидента;

- мероприятия по устранению причин инцидента.

6.8. По результатам расследования происшествия издается приказ ОУО, содержащий оценку причин, обстоятельств и необходимые корректирующие действия по результатам расследования. Подготовку приказа осуществляет специалист по охране труда.

 

7. Планирование мероприятий СУОТ

 

7.1. Планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется на основании результатов мероприятий по выявлению рисков, с учетом целей и задач организации и внешних факторов в следующих формах:

- текущее (оперативное) планирование;

- тактическое планирование;

- программное планирование.

7.2. Текущее (оперативное) планирование собственных действий в СУОТ осуществляется руководителями структурных подразделений, специалистом по охране труда, уполномоченным по охране труда ОУО в рабочем порядке в составе общего комплекса служебных вопросов.

7.3. Тактическое планирование осуществляется комиссией по охране труда ОУО в следующих формах:

- регламент работы комиссии по охране труда ОУО;

- план проведения специальной оценки условий труда в ОУО (с указанием конкретного перечня рабочих мест);

- мероприятия по охране труда в актах расследования негативных происшествий;

- мероприятия по охране труда в актах третьей ступени контроля;

- реагирующие планы (поручения) для решения оперативных вопросов охраны труда.

7.4. Программное планирование.

7.4.1. Ежегодный План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в ОУО разрабатывается с учетом:

- Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 февраля 2012 года N 181;

- проведенной за год специальной оценки условий труда;

- предписаний органов государственного надзора и контроля (при наличии);

- итогов административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда, требующих значительных затрат;

- результатов расследования причин негативных происшествий;

- анализа необходимости улучшения условий труда путем проведения ремонта или обустройства помещений ОУО;

- предложений руководителей структурных подразделений ОУО, первичной профсоюзной организации, уполномоченного по охране труда.

В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План разрабатывается комиссией по охране труда ОУО в сроки, обеспечивающие процесс бюджетного планирования.

7.4.2. Соглашение по охране труда или раздел Коллективного договора по охране труда разрабатываются в рамках социального партнерства с учетом требований ТК РФ, трехстороннего соглашения и решений региональной межведомственной комиссии по охране труда.

 

8. Порядок обучения и проверки знаний и навыков в области охраны

 

8.1. Обучение сотрудников ОУО в области охраны труда проводится в соответствии со статьей 225 ТК РФ, Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.

8.2. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда сотрудников ОУО, в том числе руководства ОУО, возлагается на заместителя руководителя ОУО, курирующего вопросы охраны труда. Ответственность за организацию своевременного, качественного обучения и проверку знаний по охране труда сотрудников структурных подразделений возлагается на руководителей структурных подразделений ОУО.

8.3. Специалист по охране труда при участии руководителей структурных подразделений ОУО и отдела кадров обеспечивает:

- методическое обеспечение обучения по охране труда;

- ведение предусмотренных форм учета обучения по охране труда, проводимого непосредственно в ОУО (для тех сотрудников, которым не требуется проходить это обучение в специализированных обучающих организациях);

- составление и утверждение с учетом представленных заявок подразделений календарного плана (графика) обучения по охране труда;

- оформление договоров и счетов на проведение обучения через специализированные обучающие организации.

8.4. Все виды обучения и инструктажа по охране труда проводятся в служебное (рабочее) время.

8.5. Инструктаж по охране труда.

8.5.1. Все принимаемые на работу в ОУО лица проходят вводный инструктаж по охране труда, который проводит специалист по охране труда по соответствующей Программе. По завершении инструктажа проводится проверка его усвоения методом устного опроса с оформлением в Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.

8.5.2. В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, от первичного и повторного инструктажа по охране труда на рабочем месте, стажировки на рабочем месте освобождаются все сотрудники ОУО.

8.5.3. Целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится с сотрудниками ОУО соответствующими начальниками отделов/секторов или непосредственными руководителями работ:

- при выполнении отдельных хозяйственных работ, санкционированных руководством и необходимых для выполнения основных должностных обязанностей (расстановка оборудования и инвентаря, работы по приведению в порядок помещений и т.п.);

- при ликвидации последствий опасных ситуаций, стихийных бедствий;

- в случаях, когда на территории силами специализированных организаций проводятся ремонтно-строительные работы (в целях ознакомления сотрудников с возможными опасностями);

- при проведении массовых мероприятий (непосредственное участие в благоустройстве территории, в спортивных и культурных мероприятиях).

При проведении целевого инструктажа используются типовые инструкции по охране труда на соответствующие виды работ, разделы правил по охране труда и другие материалы, в определении которых специалист по охране труда оказывает руководителям подразделений методическую помощь. Целевой инструктаж может проводиться с группой сотрудников.

8.6. Обучение по охране труда сотрудников ОУО.

8.6.1. Обучение по охране труда руководителей ОУО, специалиста по охране труда, уполномоченного по охране труда, членов комиссии по охране труда ОУО осуществляется в течение одного месяца с момента назначения (избрания) и далее – не реже одного раз в 3 года.

8.6.2. Начальник и сотрудники отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда проходят специальное обучение и повышение квалификации по вопросам охраны труда и государственной экспертизы условий труда в обучающих организациях Минтруда России.

8.6.3. Обучение по охране труда сотрудников непосредственно в ОУО осуществляется в течение первого месяца с момента назначения в режиме самоподготовки, индивидуальных консультаций со специалистом по охране труда, руководителями структурных подразделений, сотрудниками отдела охраны труда и государственной экспертизы условий труда в объеме специально разработанной 10-часовой программы.

По окончании обучения сотрудник допускается к проверке знаний требований охраны труда на заседании Комиссии по охране труда ОУО. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом. Сотруднику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя Комиссии, заверенное печатью.

Очередная проверка знаний требований охраны труда проводится в том же порядке не реже одного раза в три года. Проверка знаний требований охраны труда сотрудников проводится индивидуально с каждым. Перед очередной проверкой знаний с группами сотрудников организуются занятия (семинары, консультации) по вопросам охраны труда.

8.6.5. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда непосредственно в ОУО независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

- по требованию Государственной инспекции труда;

- после происшедших несчастных случаев, иных опасных ситуаций, а также в отношении сотрудника, допустившего неоднократные нарушения требований охраны труда;

- при перерыве в работе в данной должности более одного года.

8.6.6. В рамках обучения по охране труда, осуществляемого непосредственно в ОУО, проводится обучение сотрудников по оказанию первой помощи пострадавшим, а также по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.

8.6.7. В соответствии с ТК РФ, руководитель ОУО или руководитель структурного подразделения ОУО обязан отстранить от замещаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

 

9. Нормативно-методическое и информационное обеспечение охраны труда

 

9.1. Делопроизводство и документация.

9.1.1. В целях информационного обеспечения СУОТ, соответствующей регистрации событий в сфере охраны труда должно быть обеспечено:

- применение общих требований к делопроизводству и обращению документов;

- наличие и актуализация комплекта нормативных правовых актов по охране труда;

- актуализацию информационно-справочных электронных ресурсов и систем.

9.1.2. Ответственность за состояние, правильное ведение документов и сохранность документов по охране труда в структурных подразделениях возлагается на их руководителей. Специалист по охране труда обеспечивает хранение документов СУОТ, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами, и при необходимости – копий других документов и записей.

9.1.3. Состав документации по охране труда определяется ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" и иными нормативно-правовыми актами об охране труда. Для решения специальных вопросов СУОТ может применяться документация технического характера, к которой относятся:

- планировки помещений и рабочих мест;

- акты приемки-сдачи выполненных работ;

- договоры аренды и возмездного оказания услуг;

- паспорта оборудования, сертификаты на оборудование и др.

9.2. Эффективное управление деятельностью и процедурами СУОТ обеспечивается наличием и исполнением служебного распорядка, должностных регламентов и инструкций по охране труда и о мерах пожарной безопасности.

9.3. Инструкции по охране труда.

9.3.1. Разрабатываемые инструкции по охране труда являются нормативными актами, устанавливающими обязательные для сотрудников ОУО требования по охране труда при выполнении работ.

9.3.2. Инструкция по охране труда разрабатывается на основе типовой инструкции по охране труда с учетом специфики деятельности ОУО, а также методических рекомендаций (постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда".

9.3.3. Разработку инструкций по охране труда осуществляют руководители структурных подразделений ОУО. Инструкция по охране труда после согласования со специалистом по охране труда и соответствующими выборным профсоюзным органом утверждается руководителем ОУО и рассылается в структурные подразделения.

9.3.4. Инструкции по охране труда, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителей структурных подразделений ОУО, которые обязаны ознакомить с этими инструкциями сотрудников под роспись.

9.3.5. Срок действия инструкций по охране труда устанавливается в пять лет, при необходимости инструкция по охране труда может быть досрочно пересмотрена (переработана). Под пересмотром понимается однократное продление срока действия инструкции. Под переработкой понимают аннулирование существующей инструкции и введение вместо нее переработанной инструкции по охране труда. При необходимости уточнения (дополнения) к инструкциям должно быть оформлено изменение.

9.4. Записи и управление записями.

9.4.1. Записи должны быть понятными, опознаваемыми (иметь сквозную нумерацию), доступными для тех лиц, которым они необходимы; иметь защиту от повреждения, разрушения и сохраняться в течение установленного срока (согласно нормативным требованиям, Номенклатуре дел и с учетом целесообразности).

9.4.2. Рукописные записи (акты, протоколы) ведутся, как правило, одной рукой, одним видом чернил (за исключением подписей, дат и расшифровок фамилий, которые могут быть записаны другим участвующим лицом). Исправления могут быть забелены штрих-корректором с последующей подписью ответственного за составление записи лица.

9.4.3. Требования к журналам:

- журналы должны быть прошнурованы;

- страницы должны быть пронумерованы;

- на предпоследнем листе журнала прошнурованная часть заклеивается бумажным талоном, на котором указывается прописью количество страниц, ставится подпись ответственного за ведение делопроизводства и печать подразделения.

В каждом структурном подразделении ОУО ведутся:

- журналы регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте;

- журналы учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;

- журналы контроля за состоянием условий и охраны труда.

9.5. Мониторинг информации.

9.5.1. Осведомленность сотрудников по вопросам охраны труда обеспечивается через управление информацией, документацией, данными и записями:

- посредством доведения организационно-распорядительных документов и локальных нормативных актов до сведения конкретных исполнителей процедур СУОТ;

- организацией уголков охраны труда.

9.5.2. Мониторинг информации о выполнении процедур СУОТ и о состоянии условий и охраны труда осуществляет специалист по охране труда, обеспечивая:

- постоянную актуализацию сведений;

- контроль за сроками и полнотой выполнения предупреждающих и корректирующих действий и составления записей об этом;

- доведение информации до руководителей организации или подразделений (оперативные совещания, служебные и докладные записки).

9.5.3. В целях мониторинга информации о функционировании СУОТ в порядке основной деятельности один раз в квартал (и при необходимости) проводятся заседания комиссии по охране труда ОУО, по результатам которых оформляются протоколы. Участие в заседаниях могут принимать другие лица в зависимости от рассматриваемых вопросов.

9.6. Пропаганда охраны труда.

9.6.1. Здание ОУО оснащается уголком охраны труда (далее – уголком), выполненным в виде специального стенда. Уголок размещается в легкодоступном, удобном для осмотра месте.

9.6.2. Организация работы уголков осуществляется в соответствии с постановлением Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 "Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".

9.6.3. В уголке экспонируется следующая информация:

- Концепция обеспечения условий и охраны труда;

- информация о состоянии условий и охраны труда за прошедший период (год, полугодие) и об имевших место происшествиях;

- фамилии, имена, отчества, телефоны членов комиссии по охране труда ОУО, в том числе специалиста по охране труда и уполномоченных по охране труда;

- телефоны служб экстренного реагирования (пожарной охраны, скорой медицинской помощи), рабочие телефоны руководителей ОУО и подразделений;

- графики и планы работы на текущий период, объявления;

- планы действий в аварийных ситуациях, планы эвакуации;

- приказы и распоряжения в сфере охраны труда;

- плакаты, наглядная агитация и др.

Актуализацию материалов уголка обеспечивает специалист по охране труда.

9.7. ОУО обеспечивает предоставление органам государственного контроля и надзора, сторонним организациям, выполняющим отдельные работы по охране труда, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.

 

10. Анализ эффективности и результативности СУОТ. Непрерывное совершенствование СУОТ

 

10.1. Целями анализа эффективности СУОТ являются:

- оценка общей стратегии системы и ее способности удовлетворять потребности организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного надзора;

- актуализация процедур с учетом изменений государственных нормативных требований охраны труда;

- сравнение запланированных и фактически достигнутых показателей (индикаторов) результативности, приведенных в Приложении 2 к настоящему Положению;

- определение необходимых изменений системных процедур, включая Концепцию (политику) обеспечения условий и охраны труда, цели и индикаторы целей, определение корректирующих действий с учетом результатов расследования негативных происшествий;

- обеспечение "обратной связи" (с сотрудниками ОУО) в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.

10.2. Специалист по охране труда осуществляет оперативный анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ при осуществлении внутреннего аудита в структурных подразделениях ОУО. Руководитель ОУО, заместители руководителя ОУО, начальники управлений осуществляют анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ при рассмотрении служебных записок, предписаний, проектов локальных нормативных актов СУОТ.

10.3. Ежегодно до 1 февраля комиссией по охране труда ОУО осуществляется комплексный анализ эффективности СУОТ за прошедший год на основании изменения следующих показателей и характеристик в динамике:

- количество пострадавших и вновь выявленных профессиональных больных;

- причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- затраты на мероприятия по охране труда;

- состояние работ по охране труда в подразделениях;

- результаты внутренних аудитов СУОТ, проведенных специалистом по охране труда;

- ход выполнения запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, по обеспечению охраны труда на всех уровнях планирования;

- результаты проверок органами государственного надзора и контроля;

- сведения о совокупном ущербе от происшествий и в результате выявленных несоответствий в сфере охраны труда.

10.4. По результатам анализа:

- осуществляется качественная оценка достигнутых результатов и остающихся проблем (несоответствий), результатов деятельности руководителей и специалистов в СУОТ и (или) действий отдельных сотрудников ОУО;

- определяется потребность в корректирующих действиях, в том числе в поощрении активных и ответственных сотрудников или в дисциплинарных взысканиях по отношению к сотрудникам, допустившим нарушения;

- определяются задачи по совершенствованию СУОТ в текущем году с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.

10.5. Эффективность СУОТ на основе конкретных числовых индикаторов может характеризоваться следующими качественными оценками:

- "полностью эффективна" – достигнуты все индикаторы целей в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению, рекомендуются меры по поддержанию и дальнейшему развитию (совершенствованию);

- "эффективна, необходимы корректирующие действия" – достигнуты 6 из 9 индикаторов целей в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению, при этом отсутствуют несчастные случаи на производстве групповые, с тяжелым и смертельным исходом;

- "неэффективна" – при прочих значениях индикаторов.

10.6. Комплект материалов по анализу эффективности СУОТ и предложения по ее совершенствованию представляются руководителю ОУО для рассмотрения, коррекции и подписания. При оценке СУОТ как неэффективной принимаются неотложные корректирующие действия.

 

Приложение 1

к Положению о системе

управления охраной труда (СУОТ)

 

Концепция обеспечения условий и охраны труда в ОУО

 

ОУО принимает на себя обязательства по реализации следующих принципов:

1. Приоритет сохранения жизни и здоровья сотрудников над результатами деятельности.

2. Профилактика несчастных случаев и иных повреждений здоровья сотрудников, безусловный приоритет опережающих действий по улучшению условий и охраны труда над действиями после произошедших несчастных случаев иных повреждений здоровья сотрудников.

3. Стремление к полному соответствию условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

4. Управление условиями и охраной труда посредством функционирования и непрерывного совершенствования Системы управления охраной труда.

5. Учет аспектов воздействия на условия и охрану труда управленческих решений по обеспечению деятельности ОУО.

6. Обеспечение социального партнерства при решении вопросов улучшения условий и охраны труда.

7. Ответственность каждого сотрудника за функционирование Системы управления в объеме установленной компетенции.

 

Приложение 2

к Положению о системе

управления охраной труда (СУОТ)

 

Цели и индикаторы в сфере обеспечения условий и охраны труда

 

N

Цель

Наименование индикаторов цели

Плановое значение индикатора

1

Профилактика несчастных случаев на производстве

Уровень травматизма в расчете на 1000 работающих (Кч)

Не выше уровня b вэд

Уровень травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (Кч см)

0

Коэффициент тяжести несчастных случаев

Не выше уровня С вэд

Удельный вес работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности (по данным аттестации рабочих мест)

0

Количество опасных ситуаций

Не более 4

2

Профилактика профессиональных заболеваний

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам

0

Показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников

0

3

Обеспечение надлежащих организационно-технических условий труда

Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда на одного работающего

Не ниже затрат, определяемых статистикой для аналогичных учреждений

Процент выполненных мероприятий по улучшению условий и охраны труда (от запланированного)

Не ниже 75%

 

Примечания:

1. Показатели b вэд и С вэд определяются соответствующим нормативным актом Фонда социального страхования Российской Федерации "Об утверждении средних значений основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствующем году" для вида экономической деятельности "Деятельность органов государственной власти субъектов (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации".

2. Совокупный ущерб от всех видов происшествий и ситуаций в сфере охраны труда определяется комиссией по охране труда ОУО.

 

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017)
Просмотров: 845 | Теги: управление охраной труда