Расчет основных показателей уровня организации работ в области охраны труда - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Расчет основных показателей уровня организации работ в области охраны труда

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

В публикации представлены Положение о конкурсе на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда и Методика расчета показателей уровня организации работ в области охраны труда. Указанные показатели являются критерием оценки состояния условий и охраны труда в организациях и на территориях, служат мерилом эффективности деятельности руководителей и специалистов в области охраны труда и носят универсальный межотраслевой характер. Их можно использовать при оценке системы управления охраной труда в любой организации.

 

Без четкого определения приоритетных целей, показателей их достижения, а также параметров эффективности использования затрачиваемых на это финансовых, материальных и кадровых ресурсов эффективное управление охраной труда становится труднодостижимым. Под эффективностью понимается степень достижения поставленных задач с учетом затрат на их выполнение, т.е. эффективность – это производная функция от достигнутых результатов и затрат на их достижение. Причем зависимость результатов деятельности в области охраны труда от затрат редко бывает линейной. Иногда незначительные расходы дают очень хорошую отдачу, и, наоборот, в определенных условиях использование значительных ресурсов практически не приносит результатов, а значит, эффективность их использования стремится к нулю.

В целях пропаганды лучших практик организации работ в области охраны труда, повышения эффективности системы государственного управления в этой сфере, активизации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, а также привлечения общественного внимания к важности решения вопросов обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах ежегодно проводится Всероссийский конкурс на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда "Успех и безопасность" (далее – Всероссийский конкурс).

Положение о Всероссийском конкурсе утверждено приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 516 (ред. от 22.12.2015). Указанной документ можно использовать при подготовке нормативных актов по проведению аналогичных конкурсов на муниципальном и региональном уровнях.

Обратите внимание на Приложение к Положению о Всероссийском конкурсе, содержащее показатели уровня организации работ в области условий и охраны труда. Указанные показатели являются критерием оценки состояния условий и охраны труда в организациях, служат мерилом эффективности деятельности руководителей и специалистов в области охраны труда и носят универсальный межотраслевой характер. Их можно использовать при оценке системы управления охраной труда в любой организации.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТ В ОБЛАСТИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА "УСПЕХ И БЕЗОПАСНОСТЬ"

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и подведения итогов Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда "Успех и безопасность" (далее – конкурс), формирования рейтингов участников конкурса – организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.

2. Целью конкурса является привлечение внимания к важности решения вопросов обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах, изучение и распространение передового опыта по внедрению системы управления охраной труда, повышение квалификации специалистов по охране труда, пропаганда лучших практик организации работ в области охраны труда.

3. Организатором конкурса является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Министерство).

4. К участию в конкурсе допускаются организации и объединения организаций независимо от их организационно-правовых форм и видов экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (далее – организации), а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и органы местного самоуправления.

5. Конкурс проводится ежегодно. По результатам конкурса формируются и утверждаются рейтинги организаций, характеризующие уровень производственного травматизма, условий труда и организации работ в области условий и охраны труда, соответствие квалификации специалистов по охране труда организации установленным требованиям, а также рейтинги субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, характеризующие эффективность системы государственного управления охраной труда.

6. Участие в конкурсе осуществляется на безвозмездной основе.

7. Конкурс проводится по следующим номинациям:

а) лучшая организация в области охраны труда среди организаций производственной сферы (с численностью работников более 500 человек);

б) лучшая организация в области охраны труда среди организаций производственной сферы (с численностью работников до 500 человек);

в) лучшая организация в области охраны труда среди организаций непроизводственной сферы;

г) лучшая организация в области охраны труда в сфере образования;

д) лучшая организация в области охраны труда в сфере здравоохранения;

е) лучшая организация в области охраны труда среди организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 100 человек);

ж) лучшая организация в области охраны труда Крымского федерального округа;

з) лучшее муниципальное образование в области охраны труда;

и) лучший субъект Российской Федерации в области охраны труда.

Отнесение организации к соответствующей номинации конкурса осуществляется в соответствии с кодом ОКВЭД основного вида деятельности и среднесписочной численности работников по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году проведения конкурса.

 

II. Организация проведения конкурса, конкурсная комиссия

 

8. Определение победителей конкурса, утверждение рейтингов организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований осуществляется конкурсной комиссией.

9. Конкурсная комиссия состоит из нечетного числа членов в количестве не менее 7 человек. В состав конкурсной комиссии входят представители:

а) федеральных органов исполнительной власти;

б) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

в) отраслевых профсоюзов и их объединений;

г) объединений работодателей;

д) профессиональных и общественных объединений в сфере охраны труда;

е) научных и образовательных организаций, занимающихся проблемами условий и охраны труда, медицины и гигиены труда, подготовкой специалистов сферы охраны труда;

ж) независимые эксперты и общественные деятели.

10. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается Министерством.

11. Работы по организационно-техническому, научно-методическому и аналитическому сопровождению конкурса обеспечивает организация, заключившая соглашение с Министерством (далее – Оператор).

12. В целях информационного обеспечения конкурса Оператор создает web-сайт, на котором размещаются информационные и методические документы конкурса, включая текст настоящего Положения, а также результаты всех этапов конкурса и сформированные рейтинги.

13. Оператор обеспечивает разработку и поддержание в работоспособном состоянии web-сайта и автоматизированной системы, предназначенной для формирования и обработки сведений, представляемых участниками конкурса, а также для дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организаций (далее – АС "Конкурс").

14. Оператор выполняет следующие функции:

а) организует в ходе проведения конкурса оказание консультативной и методической помощи участникам конкурса;

б) готовит информационные материалы конкурса, координирует работу по их размещению в информационных ресурсах в сети Интернет и средствах массовой информации;

в) формирует рейтинги организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований;

г) готовит информацию для заслушивания на заседаниях конкурсной комиссии;

д) обращается при необходимости в органы исполнительной власти, органы государственного надзора (контроля) для подтверждения информации, представленной участниками конкурса;

е) привлекает при необходимости экспертов для решения спорных вопросов при подведении итогов конкурса;

ж) готовит проект решения конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса.

15. Конкурсная комиссия заслушивает информацию Оператора о ходе проведения конкурса, предварительных и итоговых результатах конкурса, утверждает результаты конкурса.

16. Решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием на заседании конкурсной комиссии. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии считается принятым, если оно получило простое большинство голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии.

17. Контроль за организацией и проведением конкурса осуществляет Департамент условий и охраны труда Министерства.

 

III. Сроки и порядок проведения конкурса

 

18. Конкурс проходит заочно на основании общедоступных данных и сведений, представленных участниками конкурса. Для участия в конкурсе необходимо пройти регистрацию на web-сайте Оператора, расположенном в сети Интернет, в соответствующем разделе, посвященном проведению конкурса, заполнить электронные формы заявки на участие в конкурсе и сведений об организации в соответствии с приведенными в формах заявки указаниями по заполнению. Прием заявок на участие в конкурсе от организаций осуществляется ежегодно, до 20 марта года, следующего за годом объявления конкурса.

19. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы местного самоуправления в срок до 20 марта года, следующего за годом объявления конкурса, на web-сайте Оператора размещают сведения, характеризующие эффективность системы государственного управления в области охраны труда.

20. При отсутствии указанных сведений рейтинг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) будет рассчитан без их учета.

21. В целях обеспечения независимой оценки результатов конкурса, объективности его проведения до момента формирования итоговых рейтингов участники конкурса фигурируют под индивидуальными номерами (кодами), при этом конкурсная комиссия вправе запрашивать у Оператора название организации и (или) сведения о специалистах по охране труда.

22. Конкурс проводится в два этапа.

23. На первом этапе конкурсная комиссия в период до 24 марта года, следующего за годом объявления конкурса, формирует на основании анализа данных заполненных электронных форм рейтинг организаций, в том числе рейтинг "ТОП-100" (первые 20 организаций в номинациях, указанных в подпунктах "а"-"д" пункта 7 настоящего Положения), рассматривает и утверждает результаты первого этапа конкурса среди организаций.

24. Второй этап конкурса проводится среди организаций, вошедших в рейтинг "ТОП-100", в период с 24 марта по 1 апреля года, следующего за годом объявления конкурса. В рамках второго этапа конкурса осуществляется дистанционное компьютерное тестирование специалистов по охране труда организаций, вошедших в рейтинг "ТОП-100". При необходимости, проводится проверка сведений, представленных участниками второго этапа конкурса.

25. Конкурсная комиссия в период до 5 апреля года, следующего за годом объявления конкурса, рассматривает и утверждает результаты проведения второго этапа конкурса, определяет победителей и призеров конкурса среди организаций по каждой номинации. Для победителей конкурса по каждой номинации предусматривается одно первое место, для призеров – одно второе место и одно третье место. При необходимости корректируется рейтинг "ТОП-100".

26. Лучший субъект Российской Федерации в области охраны труда, второе и третье место в этой номинации, а также рейтинг субъектов Российской Федерации, характеризующий эффективность системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации, определяются конкурсной комиссией в период до 5 апреля года, следующего за годом объявления конкурса, на втором этапе конкурса. Рейтинг определяется с учетом общего количества и суммарной оценки результатов организаций-участников конкурса, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, общедоступной информации об эффективности системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации, а также дополнительных сведений, представленных непосредственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда.

27. Лучшее муниципальное образование в области охраны труда, второе и третье место в этой номинации, а также рейтинг муниципальных образований, характеризующий эффективность системы ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда и выполнения отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании, определяются конкурсной комиссией в период до 5 апреля года, следующего за годом объявления конкурса, на втором этапе конкурса. Рейтинг определяется с учетом общего количества и суммарной оценки результатов организаций-участников конкурса, расположенных на территории муниципального образования, а также дополнительных сведений, представленных непосредственно органом исполнительной власти муниципального образования.

28. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом.

 

IV. Порядок определения победителей конкурса

 

29. Эффективность системы управления охраной труда организации оценивается по уровню производственного травматизма, условий труда, соответствию квалификации специалиста по охране труда установленным требованиям, а также по основным итогам реализации регламентируемых Трудовым кодексом Российской Федерации обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе:

а) создание и функционирование системы управления охраной труда;

б) применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

в) обеспечение условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям охраны труда;

г) обеспечение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

д) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

е) организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

ж) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда);

з) проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников;

и) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

к) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

л) санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;

м) выполнение предписаний должностных лиц и рассмотрение представлений органов общественного контроля;

н) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

о) ознакомление работников с требованиями охраны труда;

п) разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;

р) обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности работодателя;

с) содержание в соответствии с требованиями охраны труда технологического оборудования, машин, механизмов, электрооборудования, электроустановок и т.д.;

т) содержание рабочих мест и санитарно-бытовых помещений в соответствии с требованиями норм и правил;

у) наличие комитетов (комиссий) по охране труда в организациях в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, организация их работы;

ф) соответствие квалификации специалиста по охране труда организации установленным требованиям.

30. Оценка организации работ в области условий и охраны труда осуществляется в соответствии с показателями состояния условий и охраны труда организации, предусмотренными разделом 1 Приложения к настоящему Положению.

31. Рейтинги организаций, включая рейтинг "ТОП-100", формируются в соответствии с общей суммой баллов, набранных организацией.

32. Если две и более организации набрали одинаковое количество баллов, то победители и/или призеры конкурса в номинации определяются решением конкурсной комиссии путем ранжирования организаций по степени предпочтительности, например, по количеству работников, специфике производства работ, относящихся к работам повышенной опасности.

33. Эффективность системы государственного управления охраной труда в субъекте Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований, действенность ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда оценивается по уровню производственного травматизма и условий труда организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), основным итогам осуществления в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда, реализации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, в том числе с учетом исполнения функций по:

а) разработке, утверждению территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечению контроля за их выполнением;

б) координации проведения на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

в) осуществлению на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственной экспертизы условий труда;

г) организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

д) организации и осуществлению на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

е) исполнению иных полномочий в сфере государственного управления охраной труда.

34. Основными показателями, характеризующими эффективность системы государственного управления охраной труда субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований, а также определяющими соответствующий рейтинг, являются:

а) динамика показателей состояния охраны и условий труда по данным Росстата;

б) динамика финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;

в) количество организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации;

г) показатели деятельности органов управления охраной труда.

35. Оценка эффективности системы государственного управления охраной труда субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с показателями состояния условий и охраны труда субъекта Российской Федерации, предусмотренными разделом III Приложения к настоящему Положению.

36. Оценка эффективности системы государственного управления охраной труда муниципального образования осуществляется в соответствии с показателями состояния условий и охраны труда муниципального образования, предусмотренными разделом II Приложения к настоящему Положению.

37. Рейтинги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований формируются в соответствии с общей суммой баллов, начисленных по результатам суммарной оценки представленных сведений.

 

V. Поощрение победителей конкурса

 

38. Торжественная церемония награждения победителей и призеров конкурса проводится ежегодно в рамках Всероссийской недели охраны труда.

39. В каждой из номинаций присуждаются:

а) за первое место – золотая медаль и диплом победителя конкурса со статусом "Лучшая организация в области охраны труда в Российской Федерации" с указанием номинации;

б) за второе место – серебряная медаль и диплом призера конкурса в номинации;

в) за третье место – бронзовая медаль и диплом призера конкурса в номинации.

40. Рейтинг организаций с выделением рейтинга "ТОП-100", а также рейтинги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований размещаются на официальном сайте Министерства и на web-сайте Оператора.

41. По результатам проведения конкурса Оператором за собственные средства издается иллюстрированный сборник, содержащий информацию об участниках конкурса и сформированных рейтингах, а также фотоматериалы и публикации, отражающие ход проведения конкурса и награждения его победителей. Сводная информация об итогах конкурса ежегодно направляется высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и руководителям заинтересованных федеральных органов исполнительных власти.

42. Победители и призеры конкурса имеют право использовать символику конкурса и упоминания о наградах.

43. Организатор конкурса, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда вправе установить дополнительные номинации и поощрительные призы для участников конкурса.

44. Материальное поощрение победителей и участников конкурса может осуществляться за счет спонсоров и партнеров конкурса.

45. Освещение в средствах массовой информации результатов конкурса осуществляется при содействии Министерства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

VI. Автоматизированная система "Конкурс"

 

46. Для обеспечения формирования рейтингов участников конкурса и обработки представленных ими сведений, а также для дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организаций Оператор создает автоматизированную систему АС "Конкурс".

47. АС "Конкурс" реализована в виде web-приложения, расположенного в информационных ресурсах Оператора, и не требует установки на персональные компьютеры пользователей.

48. АС "Конкурс" состоит из четырех модулей:

а) модуль оценки состояния условий и охраны труда в организации;

б) модуль дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организаций;

в) модуль оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований;

г) модуль аналитической обработки данных.

49. Модуль оценки состояния условий и охраны труда в организации предназначен для дистанционного ввода сведений об организации через сеть "Интернет", формирования заявки на участие в конкурсе, ввода показателей, характеризующих фактическое состояние условий и охраны труда в организации, а также автоматизированной обработки данных и расчета рейтинга организаций – участников конкурса на основе балльной оценки показателей.

50. Модуль оценки состояния условий и охраны труда в организации обеспечивает:

а) формирование "кабинета организации";

б) ввод показателей, характеризующих фактическое состояние условий и охраны труда в организации;

в) автоматизированную обработку данных и расчет рейтинга организаций на основе балльной оценки показателей;

г) хранение и резервное копирование данных;

д) формирование отчета о состоянии условий и охраны труда по отдельной организации.

51. Модуль дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организации предназначен для проверки теоретических знаний специалистов через сеть Интернет, а также сбора и хранения информации в отношении указанных специалистов.

52. Модуль дистанционного компьютерного тестирования специалистов по охране труда организаций обеспечивает:

а) формирование "личного кабинета" тестируемого;

б) формирование уникального тестового задания за счет автоматизированного случайного изменения порядка задаваемых вопросов;

в) задание и учет временных рамок тестирования;

г) ограничение и регистрацию количества попыток тестирования;

д) формирование отчета результата тестирования специалистов по охране труда организации с отображением следующих данных: фамилия, имя, отчество тестируемого, дата тестирования, название теста, результаты тестирования, количество правильных ответов, количество попыток, процент правильных ответов;

е) создание резервных копий результатов тестирования.

53. Для обеспечения безопасности и достоверности тестирования в модуле дистанционного компьютерного тестирования все тесты и результаты тестирования шифруются с целью исключения возможности их подделки, реализуется защита от несанкционированных изменений, преждевременного выяснения правильных ответов, пробного тестирования. Модуль обеспечивает автоматизированный анализ результатов тестирования, включая определение статистических данных по временным затратам на формирование ответа по каждому вопросу, видео- и аудиофиксацию тестируемого с сохранением данной информации в базе данных АС "Конкурс".

54. Модуль оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований предназначен для дистанционного ввода через сеть Интернет дополнительных сведений, характеризующих эффективность деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органа исполнительной власти муниципального образования по организации работ по охране труда и улучшению условий труда в подведомственном регионе.

55. Модуль оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований обеспечивает:

а) формирование "кабинета органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда" и "кабинета органа исполнительной власти муниципального образования";

б) ввод показателей, характеризующих эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований по организации работ по охране труда и улучшению условий труда;

в) автоматизированную обработку данных и расчет рейтинга органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и входящих в их состав муниципальных образований на основе балльной оценки показателей;

г) хранение и резервное копирование данных;

д) формирование итогового отчета о результатах деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда и органов исполнительной власти муниципальных образований.

56. Модуль аналитической обработки данных предназначен для общей обработки данных, характеризующих фактическое состояние условий и охраны труда в организации, а также результатов дистанционного компьютерного тестирования (проверки) теоретических знаний специалистов по охране труда с расчетом итоговой суммы баллов.

57. Модуль аналитической обработки данных в автоматизированном режиме формирует итоговые рейтинги организаций, субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.

ПРИЛОЖЕНИЯ №1-14 СКАЧАТЬ

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 7/2016

 

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (24.05.2017)
Просмотров: 384 | Теги: управление охраной труда