Системы управления охраной труда в организациях: руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (часть 1) - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Системы управления охраной труда в организациях: руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (часть 1)

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Стрельбицкая З.В. Учебно-консультативный центр по охране труда, г. Москва

 

Редакция журнала продолжает публиковать статьи, подготовленные на основе новых основополагающих ГОСТов в области управления охраной труда[1]. Напомним, что с 1 марта 2017 года вводится в действие ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»[2].

 

Широкое использование систем управления охраной труда (СУОТ) показало, что лицам, осуществляющим разработку, внедрение и обеспечение устойчивого функционирования СУОТ, помимо основополагающего документа, в качестве которого выступает ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Общие требования"[3], требуются дополнительные руководящие и нормативно закрепленные указания, функцию которых и исполняет ГОСТ 12.0.230.1-2015.

Положительное воздействие внедрения СУОТ на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.

Требования к СУОТ разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений (трудящиеся, работодатели и государство). Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к СУОТ отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников.

Практические рекомендации, содержащиеся в ГОСТ 12.0.230.1-2015, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации[4].

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение СУОТ способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому ГОСТ 12.0.230.1-2015 является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда.

Системный подход к управлению охраной труда и другими аспектами безопасности не только доказал на практике свою огромную полезность и преимущество перед другими стилями управления, но и приобрел богатый практический опыт наилучшей практики своего воплощения, который учтен при формулировке положений настоящего стандарта.

Международная практика убедительно показала, что наличие СУОТ не только позволяет достичь высоких целей предотвращения связанных с трудовой деятельностью травматизма и заболеваемости, но и повысить управляемость персонала, а также его способность строго выполнять предписанные требования, от инструкций по охране труда до технологических регламентов, и тем самым повысить не только дисциплину труда, но и качество продукции.

Установленные ГОСТ 12.0.230 общие требования и устанавливаемые в их развитие новым стандартом руководящие указания помогают работодателю и его ответственным должностным лицам полнее и эффективнее осуществить реализацию требований национального законодательства о том, что может быть сделано, а также путем внедрения апробированных приемов и методов, как это может быть сделано.

При этом понятие "организация" применяется в ГОСТ 12.0.230 и в настоящем стандарте в самом широком смысле, как любая относительно самостоятельно функционирующая организационная структура [например, это может быть организация любой формы собственности (юридическое лицо), или часть такой организации, или даже любое объединение организаций)].

В соответствии с духом трипартизма[5] Международной организации труда установленные ГОСТ 12.0.230 требования направлены в первую очередь на создание и обеспечение работодателем функционирования результативной СУОТ. Будет или нет работодатель в дальнейшем оценивать соответствие созданной им и функционирующей у него системы управления требованиям ГОСТ 12.0.230, в том числе в форме сертификации, остается вне поля обязательных требований этого стандарта. Реальная действенность управления охраной труда, защиты работников от профессиональных рисков существенно зависят от качества создания и функционирования системы управления, но не от наличия или отсутствия ее сертификации. Именно поэтому сертификация СУОТ, являясь актом публичного демонстрирования и манифестирования, отчасти необходимым работодателю для успешного ведения им своей производственной деятельности, может, но не обязательно должна, быть логичным продолжением создания и внедрения в практику СУОТ.

 

Область применения ГОСТ 12.0.230.2-2015

Область применения стандарта совпадает с областью применения ГОСТ 12.0.230, поскольку основным назначением ГОСТ 12.0.230.2-2015 является методическая и направляющая основа для деятельности работодателя в реализации наилучших практик полного и строгого соответствия созданной, внедренной и устойчиво функционирующей СУОТ требованиям ГОСТ 12.0.230.

Применение стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

На национальном уровне стандарт должен служить:

а) для установления национальных основ применения СУОТ, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;

б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;

в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по СУОТ для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.

На уровне организации стандарт предназначен:

а) служить руководящими указаниями по объединению элементов СУОТ в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;

б) способствовать активизации всех членов организации[6], в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

ГОСТ 12.0.230.1-2015 разъясняет основные принципы СУОТ и смысл каждого требования ГОСТ 12.0.230, дает руководящие указания и рекомендации по их реализации. Он не содержит дополнительных требований к СУОТ, кроме тех, которые установлены в ГОСТ 12.0.230, а его положения не предполагают жесткую обязательность выполнения, лишь показывая наилучшие варианты в практической реализации требований ГОСТ 12.0.230.

 

СУОТ в организации

Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание СУОТ.

Основные элементы СУОТ:

- политика;

- организация;

- планирование и осуществление;

- оценка;

- действия по совершенствованию.

Права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, должны и могут быть реализованы на всех рабочих местах всех работодателей. Работодатель, являющийся собственником рабочих мест, средств и орудий труда, организатором производства и нанимателем рабочей силы, имеет все законные основания (права собственности и распоряжения) и все материальные, финансовые и трудовые ресурсы для обеспечения этих прав нанятых им работников. Именно поэтому общество в лице государства возлагает на работодателя обязанности и ответственность по созданию и обеспечению функционирования СУОТ. Однако работодатель несет не только обязанности и связанную с ними ответственность, он может абсолютно добровольно взять на себя дополнительные обязательства по охране труда и безопасности производства (и связанную с ними ответственность за их выполнение).

От реальных действий работодателя и его должностных лиц зависят поведение и действия остальных работников, а потому работодателю (и его должностным лицам, особенно первому руководителю) следует быть примером и лидером в вопросах охраны труда, проявлять активность и явную заинтересованность в эффективной СУОТ и тем самым показывать свою приверженность в выполнении установленных государством требований и взятых на себя обязательств.

Приверженность руководства организации к вопросам охраны труда – основная составляющая успешного функционирования СУОТ. Для обеспечения максимальной эффективности СУОТ этот принцип должен распространяться сверху вниз на все уровни управления организации.

Приверженность и личный пример высшего руководства организации обеспечивают реальную значимость СУОТ и гарантируют поддержку каждому из ее элементов. Для обеспечения наиболее эффективных результатов функционирования СУОТ в рамках всей организации высшему руководству следует постоянно подтверждать своими действиями, что обеспечение безопасности и сохранения здоровья и трудоспособности работников являются такими же важными составляющими деятельности организации, как завоевание рынков сбыта, обеспечение высокого качества продукции и/или услуг, их низкой себестоимости, выполнение всех договорных обязательств и т.п.

Приверженность охране труда всех руководителей организации должна быть очевидной и наглядной, носить характер, обеспечивающий непрерывное совершенствование. Наглядная и активная приверженность руководителей принципам системного управления охраной труда и так называемым "культуре безопасности" и/или "культуре профилактики в охране труда" состоит в осуществлении таких действий, как:

- поощрение любых инициатив любого работника, связанных с улучшением состояния условий и охраны труда, и руководство внедрением этих инициатив в практику;

- проявление личной инициативы и активного участия в руководстве деятельностью по улучшению условий труда, соблюдению требований охраны труда, повышению эффективности и результативности функционирования СУОТ;

- строгое личное выполнение и постоянный контроль за выполнением работниками требований охраны труда и требований безопасности, определенных технологическими регламентами (инструкциями).

При этом всем руководителям в своих подразделениях в пределах полномочий и по своим направлениям следует обеспечивать наличие людских (человеческих), материальных и финансовых ресурсов, позволяющих эффективно разрабатывать, внедрять, пересматривать и поддерживать систему управления охраной труда.

При возникновении противоречий между стратегическими целями в области охраны труда, провозглашенными в политике, и другими производственными задачами организации высшее руководство организации должно разрешать их таким образом, чтобы принятые решения отвечали требованиям СУОТ.

Основными разделами СУОТ являются:

- политика, то есть стратегия и стиль управления, совокупность видения организацией своей миссии в сфере безопасности производства и в охране труда, концепции и стратегии деятельности по реализации этого видения и миссии, стратегических целей и задач;

- организация, то есть организационная деятельность по созданию всех необходимых системе управленческих структур, процедур, распределения обязанностей между работниками и подразделениями и т.п.;

- планирование и применение, то есть сочетание элемента системы управления, направленного на установление целей и определяющего необходимые действия и соответствующие ресурсы для достижения заданных целей с элементом системы управления, направленным на осуществление/выполнение требуемых для достижения целей мероприятий;

- оценка, то есть оценка результативности системы, внесение корректив в деятельность и тем самым поддержание процесса непрерывного усовершенствования системы управления и, следовательно, ее результативности/эффективности;

- действия по совершенствованию, то есть постоянный процесс, состоящий из предупредительных/превентивных действий, то есть действий по устранению причины/причин потенциального возникновения несоответствия или другой нежелательной, но потенциально возможной ситуации; корректирующих действий, то есть действий по устранению причины/причин выявленного несоответствия или другой нежелательной ситуации, предпринимаемых для предотвращения повторного возникновения несоответствия и собственно действия по непрерывному усовершенствованию/постоянному улучшению СУОТ.

Каждый из вышеназванных разделов СУОТ сам представляет систему элементов (или как принято говорить в теории систем – подсистему) мероприятий и процедур.

 

ПОЛИТИКА

 

Политика в области охраны труда

Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:

- отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;

- быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;

- распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;

- анализироваться для постоянной пригодности;

- быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.

Политика в области охраны труда должна включать как минимум следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;

- соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;

- обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ;

- непрерывное совершенствование функционирования СУОТ.

СУОТ должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.

Политика как стратегия и стиль управления в области охраны труда определяет общую направленность и принципы деятельности работодателя в сфере охраны труда.

Политика совокупно именует общие намерения и стратегические направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством организации, а затем и доведенные до всеобщего сведения.

Политика по охране труда должна включать как минимум четыре ключевых принципа, осуществление которых организация принимает на себя и обязуется строго выполнять:

- обеспечение безопасности и сохранение здоровья работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;

- соблюдение всех соответствующих законов, правил и иных нормативных актов, содержащих государственные требования охраны труда, программ по охране труда, а также коллективных соглашений по охране труда и любых иных добровольно принимаемых к исполнению организацией обязательств и требований;

- гарантированное обеспечение того, что с рабочими и их представителями проводятся консультации, и они привлекаются к активному участию во всех элементах СУОТ;

- непрерывное совершенствование функционирования СУОТ.

Для придания юридической значимости, точности и публичности политика в области охраны труда должна быть разработана должностными лицами работодателя (администрацией организации) при консультациях с работниками и их представителями и изложена письменно в документе, подписанном высшим руководством организации (либо работодателем, либо по его доверенности, либо самым старшим по должности ответственным руководителем организации).

Для усиления публичности следует текст политики сделать доступным всем лицам на их рабочих местах или любым другим так называемым "заинтересованным лицам", желающим с ней ознакомиться.

Политику следует довести до сведения всех работающих с тем, чтобы каждый из них знал и исполнял свои индивидуальные трудовые обязанности в рамках этой проводимой в организации политики. Для этого, как правило, политику оформляют на одном красочном листе и вывешивают его во всех подразделениях.

Сформулированная, подписанная, растиражированная политика свидетельствует о намерениях и решимости руководства организации (работодателя) выполнять свои обязанности перед законом и работниками по эффективной организации работ по охране труда в соответствии с установленными нормативными требованиями.

Чтобы политика в области охраны труда была эффективной, ее необходимо периодически анализировать на уровне самого высшего руководства, оценивая ее соответствие условиям текущего периода, и вносить по мере необходимости поправки.

При наличии в организации руководства, положения, стандарта о СУОТ одним из первых разделов в них может быть политика.

 

Участие работников и их представителей

Участие работников является важнейшим элементом СУОТ в организации. Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия в процессе возможных аварий.

Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применения, оценки и действий по совершенствованию СУОТ. Работодатель также должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.

Целенаправленное привлечение работников к управлению охраной труда является наиважнейшим элементом СУОТ.

Все функции работодателя, его обязанности и обязательства, если работодателем выступает организация, выполняют работники, которые делятся по своим управленческим функциям и подчиненности на руководителей, специалистов и исполнителей.

Руководители – это работники, в административном подчинении которых есть хотя бы один работник. Руководителей часто делят еще на высшее руководство (топ-менеджмент) и линейных руководителей, среди которых выделяют непосредственных руководителей работ.

Специалисты – это лица, в административном подчинении которых нет ни одного работника, но которые принимают участие в управлении от лица работодателя, оказывая любую квалифицированную помощь руководителям. Например, инженер/специалист по охране труда.

Руководители и специалисты являются должностными лицами работодателя, осуществляющими от лица работодателя функции управления.

Исполнители – это работники, не являющиеся ни руководителями, ни специалистами и выполняющие свои трудовые обязанности, не имея других работников в своем прямом или косвенном подчинении. Исполнители не представляют и не выполняют функций работодателя и не выступают от его имени.

Только при активном участии работников в управлении охраной труда организация может реально и полностью выполнять возложенные на нее законом обязанности по охране труда, способствовать внедрению передового опыта по охране труда, поддерживать свою политику в сфере охраны труда и безопасности производства, поскольку работодатель – это юридическое понятие и все его обязанности управления в реальности выполняют его работники и должностные лица – руководители и специалисты. При этом работникам – простым исполнителям, трудовые функции которых не связаны с участием в управлении охраной труда, – также следует быть вовлеченными в процесс управления охраной труда через своих представителей.

Работодателю следует организовать и обеспечить участие работников в управлении. Поскольку работник может управлять чем-либо, только зная, чем именно он управляет, работодатель должен знакомить работников и их представителей со всеми аспектами охраны труда, связанными с их работой, включая аварийные мероприятия, и повышать их профессиональную компетенцию, проводить обучение по охране труда представителей работников. При этом работодателю следует так организовывать свои мероприятия по охране труда, чтобы работники и их представители имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и осуществления, оценки и действий по совершенствованию СУОТ.

Для того чтобы работников не отрывать от выполнения своих трудовых обязанностей без особой нужды, все консультации администрация организации ведет периодически или по мере необходимости с представителями работников. На таких представителей работодатель может возложить следующие функции:

1) осуществление оперативного контроля самостоятельно или совместно с представителями работодателя:

- соблюдения должностными лицами работодателя законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;

- состояния условий труда;

- выполнения другими работниками-исполнителями их обязанностей по соблюдению норм, правил и инструкций по охране труда;

- своевременного сообщения руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве;

- соблюдения норм о рабочем времени и времени отдыха (правил внутреннего трудового распорядка);

- предоставления компенсаций (если таковые предусмотрены национальным законодательством) за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;

- правильности применения работниками средств коллективной и индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке);

2) участие в работе комиссий (в качестве представителей работников):

- по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

- по разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

- по расследованию происшествий, несчастных случаев, случаев острого отравления или лучевого поражения, случаев возможного хронического профессионального заболевания;

3) участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему на производстве;

4) информирование работников подразделения, в котором они работают, о выявленных нарушениях требований безопасности при ведении работ, состоянии условий и охраны труда в организации (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы по вопросам охраны труда в своем трудовом коллективе.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы представителям работников, обеспечивать их за счет собственных средств правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда, предоставлять необходимое для выполнения общественной нагрузки время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Наилучшей формой "консультирования" является работа представителей работодателя и представителей работников в совместном комитете (комиссии) по охране труда, организуемом на паритетных началах. Работодатель и представители работников сами определяют, чем и как будет заниматься комитет (комиссия) с учетом действующего национального законодательства и наилучшей практики.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Обязанности и ответственность

Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации.

Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию СУОТ и достижению соответствующих целей по охране труда.

Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы:

- обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях;

- определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;

- осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;

- способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов СУОТ данной организации;

- соблюдали принципы построения СУОТ, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;

- устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели;

- устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;

- устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;

- гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;

- предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и

- гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют.

- На уровне руководителей высшего звена организации должны быть назначены лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:

- развитию, применению, периодическому анализу и оценке СУОТ;

- периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования СУОТ;

- содействию в участии всех членов организации.

Работодатель несет всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников перед законом, а значит, должен обеспечить эффективные руководство и организацию работ по охране труда в своей организации.

Структуры и процессы, позволяющие распределить обязанности работодателя, должны:

- обеспечивать управление охраной труда во всех линейных подразделениях и по всей вертикали управления, что означает охват всех должностных лиц и всех простых работников;

- определять и доводить до сведения членов организации обязанности, ответственность и полномочия всех лиц, которые участвуют в выявлении опасностей, оценивании рисков или определении мер по управлению рисками по охране труда;

- способствовать осуществлению быстрого оперативного руководства с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников при необходимости;

- способствовать сотрудничеству работников в сфере охраны труда и передаче и обмену информацией при осуществлении элементов СУОТ между членами организации, включая работников и их представителей;

- обеспечивать полное участие работников и их представителей в выполнении требований охраны труда, политики организации в этой области, включая участие представителей работников в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют;

- предоставлять необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета по охране труда, могли правильно выполнять свои функции.

При этом используемые организационные структуры и процессы должны:

- соблюдать установленные принципы построения СУОТ, содержащиеся в соответствующих нормативных документах и в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;

- устанавливать и осуществлять ясную политику по охране труда и измеримые цели;

- устанавливать эффективные мероприятия по идентификации опасностей, устранению или снижению рисков травмирования или повреждения здоровья и тем самым способствовать сохранению здоровья на работе;

- устанавливать программы профилактики заболеваний и оздоровления работников.

Поскольку все работники делятся по своим управленческим функциям и подчиненности на руководителей, специалистов и исполнителей, то все права и вся ответственность работодателя за обеспечение охраны труда могут быть распределены между должностными лицами работодателя, осуществляющими функции управления. Функции работодателя по обеспечению охраны труда не могут быть возложены на исполнителей. К выполнению некоторых функций работодателя по обеспечению охраны труда могут быть привлечены вовлеченные в систему управления охраной труда представители работников на условиях их добровольного согласия.

Распределение обязанностей, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию СУОТ и достижению соответствующих целей по охране труда осуществляет высшее руководство организации. Эта важнейшая процедура всей системы управления состоит в грамотной (с юридических и технико-организационных точек зрения) регламентации обязанностей, а также связанной с ними традиционной регламентации ответственности. Каждый работник должен иметь конкретные обязанности по охране труда, которые можно понять, можно выполнить, можно подвергнуть контролю и можно отчитаться об их выполнении, особенно при контроле вышестоящих органов (например, собственника или первого руководителя).

Распределяя обязанности, ответственность и полномочия, следует помнить, что все они устанавливаются в рамках тех или иных организационных структур (например, службы охраны труда) и предусматривают участие работников в тех или иных процессах функционирования системы управления (например, проведение проверок, заседаний, периодических собраний, информирование и отчетность и т.п.).

При разделении обязанностей ключевые позиции занимают первый руководитель организации, ведущие (часто называемые главными) специалисты, руководители структурных подразделений (линейные руководители), непосредственные руководители производственных работ (мастера). Важная роль отводится сознательному соблюдению всех требований охраны труда самими работниками-исполнителями.

Особая роль в СУОТ принадлежит первому руководителю организации-работодателя. При персональной ответственности за выполнение работодателем всех его обязанностей первый руководитель физически не может лично выполнять все обязанности работодателя по охране труда.

Однако первому руководителю следует:

- реалистически распределить обязанности по охране труда среди всех работников, в первую очередь среди руководителей и специалистов, с учетом структуры управления, численности организации, характера работ и закрепить их документально;

- задействовать все имеющиеся возможности трудового коллектива (и профсоюзной организации, если она существует) для социального партнерства в сфере охраны труда, для вовлечения всех работников в обеспечение безопасности своего труда и труда своих коллег;

- организовать реальное материальное и моральное стимулирование деятельности работников по охране труда;

- лично проводить анализ и оценку деятельности работников (и организации в целом) по обеспечению требований охраны труда, выполнения законодательно установленных обязанностей работодателя.

На уровне руководителей высшего звена должно быть назначено должностное лицо, наделенное особыми обязанностями, ответственностью и полномочиями в сфере охраны труда, которое:

- непосредственно возглавляет всю работу по соблюдению требований охраны труда и участию в управлении охраной труда всех членов организации;

- руководит функционированием, развитием, периодическим анализом и оценкой СУОТ;

- периодически отчитывается высшему руководству (первому руководителю, совету директоров и т.п.) о результативности функционирования СУОТ.

Руководители в соответствии с законодательством несут персональную ответственность за состояние охраны труда и результативность управления охраной труда в подчиненных им подразделениях. Руководитель может письменно или даже устно делегировать свои обязанности любому подчиненному ему работнику, однако ответственность за осуществление таких обязанностей сохраняется за руководителем.

Среди всех прочих обязанностей очень важно определить обязанности, полномочия и ответственность тех, кто отвечает за самые ответственные участки работы по охране труда:

- организацию охраны труда (специалисты по охране труда);

- организацию охраны труда при работе подрядчиков;

- обучение работников в области охраны труда;

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

- проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

- эксплуатацию опасного оборудования, включая опасные производственные объекты;

- выполнение работ повышенной опасности.

Следует помнить, что все разделенные между должностными лицами линии управления сходятся на непосредственном руководителе производством работ (как правило, мастере). Именно он обеспечивает своеобразное "интегрирование" всех средств и мероприятий по охране труда для безопасного труда своих подчиненных – исполнителей.

Следует четко осознавать, поддерживать и распространять идею, что охрана труда – обязанность всех и каждого в организации, а не только тех, чьи обязанности и ответственность специально установлены в СУОТ. Для этого следует детально определить обязанности и ответственность любого из работников.

Обязанности, полномочия и ответственность в области охраны труда следует закрепить локальным нормативным документом в любой из наиболее приемлемых для данной организации форме.

В число документов, регламентирующих распределение обязанностей по охране труда, могут входить:

- руководство, положение, стандарт организации по СУОТ;

- "Положение о распределении функциональных обязанностей работников организации по охране труда";

- инструкции по охране труда на рабочем месте по видам работ и профессий, технологические регламенты и описания рабочих заданий;

- [индивидуальные] трудовые договора;

- коллективный [трудовой] договор;

- должностные инструкции;

- содержание вводного, первичного на рабочем месте и целевого видов инструктажа.

При составлении организацией должностных инструкций, включающих обязанности и ответственность работников, в них в обязательном порядке включают конкретные обязанности в области охраны труда. Эти же обязанности могут быть включены в индивидуальный трудовой договор. Отдельные моменты могут быть оговорены в коллективном договоре.

Обязанности, ответственность и полномочия в области охраны труда должны быть доведены до сведения всех тех, кого они затрагивают (желательно под роспись).

 

Компетентность и подготовка

Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья.

Работодатель должен быть достаточно компетентным в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения СУОТ.

Программы подготовки должны:

- охватывать всех членов организации в соответствующем порядке;

- проводиться компетентными лицами;

- предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью;

- включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки;

- периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых по мере необходимости для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и

е) документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации.

Подготовка должна предоставляться всем слушателям бесплатно и осуществляться по возможности в рабочее время.

Основным ресурсом создания и эффективного функционирования системы управления по охране труда являются профессионально компетентные и квалифицированные работники.

Профессиональная компетентность работника состоит из знаний, умений, навыков, опыта, стиля поведения и личных способностей рационально и грамотно действовать, определяемых целью, ситуацией, возможными средствами и должностью.

Профессиональная квалификация отражает зафиксированную официально степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы.

Профессиональные компетентность и квалификацию работников можно рассматривать с позиций чисто профессиональных требований, связанных с необходимыми затратами физических усилий или умственного труда, с профессиональными знаниями, общей образованностью и сообразительностью, со специальными навыками, с предшествующим опытом работы, с личной дисциплинированностью и ответственностью.

С позиции охраны труда все работники должны:

- знать требования охраны труда (в пределах выполнения своих трудовых функций, закрепленных трудовыми и/или должностными обязанностями);

- уметь безопасно работать, а также при необходимости оказать первую помощь пострадавшему;

- соблюдать требования охраны труда;

- иметь внутреннюю мотивацию на безопасный труд.

Для определения компетенций, которыми должен обладать конкретный работник и которые должны рассматривать программы его обучения, необходимо анализировать условия труда и трудовые функции работников, поскольку именно в этих условиях и при выполнении этих функций из-за тех или иных производственных факторов с работниками происходят несчастные случаи, профессиональные заболевания.

Уровень профессиональной подготовки каждого работника, включая подготовку по охране труда, должен соответствовать его профессии, должности и/или характеру выполняемой (даже временно) трудовой функции.

Подчеркнем, что для выполнения трудовой функции в первую очередь нужны навыки/умения. Однако при этом не следует забывать, что на практике никаких умений без тех или иных соответствующих этим умениям знаний не бывает.

Именно поэтому следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по обучению, обеспечивающие наличие у всех работников необходимой компетентности и квалификации для выполнения своих трудовых обязанностей.

Для поддержания необходимой компетентности все работники должны проходить соответствующую подготовку. Формами такой подготовки являются инструктирование, стажировка, проверка знаний, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, получение профессионального образования.

В процесс подготовки могут быть включены:

- систематическое выявление требуемого и фактического уровней осведомленности и компетентности работников по охране труда;

- мероприятия по устранению любых несоответствий между существующим уровнем осведомленности и компетентности работника в области охраны труда и тем, который требуется;

- обеспечение любой подготовки, которая потребуется, в том числе в сторонних организациях, и проведение ее своевременно и систематически;

- ведение соответствующей документации по подготовке работников и уровню их компетентности.

Типичные документы по подготовке включают в себя следующее:

- требования к компетентности отдельных работников;

- сводку потребностей (программ, сроков и количества) в подготовке;

- программы (планы) подготовки для отдельных категорий работников;

- документацию по организации подготовки и оценке ее эффективности.

Подготовка должна предоставляться всем работникам бесплатно и осуществляться по возможности в рабочее время.

Для повышения эффективности подготовки по охране труда необходимо периодически давать возможность слушателям оценивать уровень доступности и содержание подготовки, узнавать их мнение по поводу полноты усвоения материала. Возможным видом сбора мнений слушателей является анкетировании по завершению подготовки.

На рабочем месте на регулярной и непрерывной основе целесообразно создавать условия для закрепления на практике полученных знаний и навыков. Создание таких условий является повседневной обязанностью руководителей, специалистов, совместных комитетов (комиссий) по охране труда и представителей работников. Оно может быть реализовано через регулярное наблюдение за деятельностью на рабочем месте, признание правильного исполнения работ и ежедневное напоминание при помощи коротких встреч, уведомлений и плакатов.

Во всех подразделениях для изучения работниками правил и инструкций по охране труда, требования которых распространяются на данный вид производственной деятельности, следует иметь полный комплект указанных документов или эквивалентное им учебное пособие. Комплект указанных документов или эквивалентное им учебное пособие предоставляется работникам для самоподготовки.

 

Документация СУОТ

В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию СУОТ, которая может содержать:

- политику и цели организации по охране труда;

- распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению СУОТ;

- наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;

- положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках СУОТ.

Документация СУОТ должна:

- быть оформлена и изложена так, чтобы быть понятной пользователям;

- периодически анализироваться, при необходимости своевременно корректироваться, распространяться и быть легкодоступной для всех работников организации, кому она предназначена и кого касается.

Записи данных[7] по охране труда должны устанавливаться, управляться и поддерживаться в рабочем состоянии на местах в соответствии с потребностями организации. Они должны быть идентифицируемыми и отслеживаемыми, а срок их хранения должен быть точно определен.

Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности.

Записи данных по охране труда могут включать:

- записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;

- записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах;

- записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда;

- записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и

- результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга.

Для правильного понимания работниками требований охраны труда и всех положений СУОТ, для обеспечения действенного контроля за их выполнением и обеспечения эффективного функционирования СУОТ организации работодателю следует разрабатывать и хранить (на современном техническом уровне) всю необходимую для этого документацию.

Всю документацию можно разделить на три группы:

- устанавливающую;

- фиксирующую события и факты;

- сопровождающую, включая переписку.

Особое место в документации занимают так называемые записи или записи данных, которые фиксируют факты и происходящие события в сфере управления охраной труда. Журналы инструктажей, протоколы обучения и т.п. – важнейшие примеры записей данных.

Организацию документооборота и содержание документации определяет сама организация. Документооборот по СУОТ может вестись в рамках общего установленного в организации документооборота. Поскольку ГОСТ 12.0.230 не устанавливает требования о том, в каком формате нужно разрабатывать документацию, то существующую в организации документацию (руководства, стандарты, процедуры, методики, рабочие инструкции) не требуется заменять, если в ней адекватно описано реальное положение.

Помимо документов по охране труда и по СУОТ следует иметь подробное описание самой документации и информационных систем, необходимых для поддержания в рабочем состоянии СУОТ и документирования деятельности в этой области.

При организации документооборота следуют выделять:

- внешнюю документацию;

- документацию управления организацией;

- документацию подразделения;

- документы на рабочих местах.

При организации документооборота следует обеспечить:

- оперативное прохождение документов, которое целенаправленно регулируется и оптимально осуществляется;

- исключение инстанции прохождения и действия с документами, не обусловленные деловой необходимостью, для того чтобы каждое перемещение документа было оправданным.

Следует также определить обязанности, ответственность и полномочия работников по ведению документации, места, где она применяется, а также ограничения, которые могут накладываться на средства хранения информации или на применение электронных и иных носителей. При ведении документации необходимо учитывать ответственность и полномочия пользователей документации и информации в зависимости от степени конфиденциальности и доступности, особенно при использовании электронных носителей, а также управление вносимыми в документацию изменениями.

Полезно иметь: единый обзорный документ или руководство по ведению документации СУОТ; реестры документов, перечни или указатели.

В организации следует определить процедуры по управлению документацией по охране труда: идентификация, утверждение, выпуск и изъятие. В этих процедурах могут быть определены категории документов и данных, к которым они применяются.

Типичное упорядочение всей документации включает в себя следующее:

- процедуры управления документированием;

- реестры документации, перечни и указатели и места их хранения;

- архивную документацию (некоторые документы должны храниться в течение определенного срока, установленного законодательными или другими требованиями, по окончании срока хранения проводится отбор документов, которые подлежат включению в опись и сдаче в архив).

Документация должна быть в наличии и/или выдаваться по требованию любому из работников организации, кому она предназначена и кого касается. Следует предусмотреть, чтобы доступность документации выполнялась как в штатных, так и в нештатных ситуациях, включая аварийные ситуации. Следует всю документацию по охране труда выдавать только под роспись, чтобы избежать недоразумений, связанных с небрежным обращением отдельных работников с документацией по охране труда, вплоть до ее потери.

Записи данных необходимо вести для показа того, что СУОТ эффективно функционирует, что производственные процессы ведутся в соответствии с правилами безопасности, а трудовые обязанности работников выполняются на рабочих местах в соответствии с требованиями охраны труда и безопасности выполнения работ.

Документы и записи данных по охране труда должны быть полностью заполненными, разборчивыми и соответствующим образом идентифицированными. Необходимо установить сроки их хранения. Записи данных и другую документацию следует хранить в безопасном месте, защищать от порчи для обеспечения их восстанавливаемости. Важнейшие записи данных и документы следует защитить от возможных повреждений (например, пожар).

Из всего разнообразия документов целесообразно выделить несколько основных типов документации по охране труда.

Во-первых, это локальные нормативные акты работодателя, связанные с вопросами охраны труда и безопасности производства. Эти акты устанавливают организационно-управленческие правила соблюдения работниками требований охраны труда и тем самым работодателем – нормативных требований охраны труда, установленных государством. Требования охраны труда, содержащиеся в локальных нормативных актах работодателя, обязательны для выполнения всеми работниками данного работодателя и другими лицами, находящимися на рабочих местах, на промышленной площадке или на территории, состоящей под контролем работодателя.

Во-вторых, это различные документы, фиксирующие деятельность работников (и тем самым деятельность работодателя) по соблюдению требований локальных нормативных актов, нормативных требований охраны труда и т.п. Эти документы включают материалы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В-третьих, это письма и предписания органов власти, надзора и контроля и т.п. Все они, как правило, требуют каких-то оперативных действий, а потому и выделены особо.

В-четвертых, документы, содержащие нормативные требования охраны труда, включая учебно-методические пособия и иные информационного типа документы. Они предназначены не только для их выполнения и для информирования работников об условиях их труда, их правах и обязанностях, но и для разработки локальных нормативных актов работодателя (по охране труда). Полезно иметь базу действующей нормативной правовой и нормативно-технической документации по охране труда и безопасности производственной деятельности и учебной литературы, а также заключить договор со сторонней организацией, осуществляющей информационное обслуживание по актуализации этой базы.

В-пятых, документы, содержащие требования к правильной эксплуатации того или иного оборудования, безопасному использованию инструмента, сведения об опасности материалов, сертификаты соответствия и т.п. "внешние" документы.

В-шестых, документы официальной статистической отчетности работодателя перед органами государственной власти, опирающиеся на документы внутренней отчетности подразделений перед управлением, управления перед собственником (учредителем). Эти документы могут содержать сведения, составляющие коммерческую тайну работодателя.

Каждый из вышеназванных типов сам может быть разбит на подтипы, вплоть до конкретных документов.

К документам, устанавливающим организационную структуру системы управления, как правило, относятся:

1) руководство, положение, стандарт организации по СУОТ и приказ о введении СУОТ в действие;

2) документы по созданию органов управления охраной труда, а именно:

- приказы о создании службы охраны труда, о возложении обязанностей специалиста по охране труда дополнительно (по внутреннему совместительству) на других специалистов;

- приказы о создании комитета (комиссии) по охране труда в организации (при необходимости);

- протоколы избрания уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;

3) положения обо всех службах и отделах;

4) должностные инструкции для руководящих работников и специалистов, где прописаны трудовые обязанности работников по охране труда;

5) инструкции по охране труда для всех рабочих мест и всех выполняемых работ, где прописаны все требования охраны труда, обязательные к неукоснительному исполнению всеми работниками;

6) приказы о назначении ответственных лиц за производство работ повышенной опасности, которыми определяют поименно лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, ответственных руководителей работ и ответственных исполнителей работ;

8) приказы о назначении постоянно действующих комиссий по проверке знаний охраны труда;

9) другое.

К документам, устанавливающим процедуры функционирования системы управления, относятся:

1) документы по обучению персонала:

- программы инструктажа и обучения, вопросники, экзаменационные билеты;

- перечни тех, кто должен обучаться и кто освобожден от того или иного вида обучения;

- график проверки знаний по охране труда, который должен быть удобным и реальным[8];

- перечень работ повышенной опасности, которые требуют проведения целевого инструктажа;

- перечень должностей руководителей и электротехнического персонала, которые должны иметь квалификационную группу по электробезопасности, и перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения первой квалификационной группы по электробезопасности[9];

2) документы по мониторингу здоровья работников:

- приказ об утверждении списка контингента работников, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам;

- приказ об утверждении поименного списка контингента работников, подлежащих периодическим осмотрам;

- график проведения периодических медицинских осмотров[10];

3) перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам;

4) документы по результатам проверок и анализу эффективности системы управления руководством.

Также следует иметь в организации (и в ее подразделениях) следующие документы:

- список работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию;

- список работников, имеющих право на дополнительный отпуск;

- список работников, имеющих право на получение молока или другого равноценного ему продукта;

- список работников, имеющих право на лечебно-профилактическое питание.

К важнейшим документам, фиксирующим деятельность работодателя по выполнению государственных нормативных требований охраны труда, относятся документы, фиксирующие инструктирование и обучение персонала, то есть его готовность и умение работать безопасно. К этим документам относятся:

- журнал регистрации вводного инструктажа. Проведение вводного инструктажа должно быть скреплено подписями инструктируемого и инструктирующего;

- журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. Инструктаж проводит руководитель, в чье непосредственное подчинение поступает работник. Инструктаж осуществляется индивидуально с учетом особенностей трудовых обязанностей работника;

- журнал регистрации нарядов-допусков на работы повышенной опасности. Хранится на участке, осуществляющем эти работы;

- личные карточки учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, в которых фиксируются факты выдачи средств индивидуальной защиты;

- материалы мониторинга и оценки условий труда;

- журнал регистрации происшествий и/или несчастных случаев на производстве;

- акты о несчастных случаях на производстве;

- документы о профессиональных заболеваниях, материалы расследования острых отравлений и профессиональных заболеваний.

 

Передача и обмен информацией

Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:

- получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда;

- обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;

- обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.

Первая основная цель общения и передачи информации – достижение единства взглядов всех работников на охрану труда, создание и поддержание коллективистского духа взаимоотношений между работодателем и работниками, совместными усилиями которых решаются не только производственные задачи, но и задачи по эффективному функционированию СУОТ.

Важную символическую роль в информационном взаимодействии играет явная приверженность делу охраны труда высших руководителей организации.

Ставя перед работниками задачи по выполнению требований охраны труда, руководителям следует формулировать их таким образом, чтобы найти общие интересы с простыми работниками. Желательно предварительно провести с ними работу в рамках "консультаций с работниками" для выработки общего понимания стоящих перед ними проблем.

Необходимо поддерживать личные контакты (диалоги между руководителями, работниками и их представителями) и проводить частые короткие встречи между заинтересованными сторонами, учитывая, что соответствие поведения руководства его заявлениям (отсутствие противоречий между словом и делом) благоприятно сказывается на адекватном усвоении информации.

Вторая цель общения и передачи информации – исключительно информационная. Для ее достижения в рамках информационного обеспечения системы корпоративного управления охраной труда решаются три основные задачи:

- получение организацией "внешней" информации ("извне" и "сверху"), обмен информацией и передача "вовне" отчетной либо имиджевой информации;

- получение отчетной информации из подразделений организации, обмен информацией с ними и передача "вниз" руководящих либо информационных материалов;

- анализ поступающей "входящей" информации и подготовка "исходящей" информации.

Информационные потоки по охране труда организуются в рамках общего порядка (в том числе по документообороту) у данного работодателя и осуществляются в соответствии с этим уже установленным порядком с учетом специфики работы по охране труда.

Регулярное рассмотрение состояния условий труда на рабочих местах, функционирования системы корпоративного управления охраной труда на собраниях работников трудовых коллективов (смен, бригад, участков, цехов, других подразделений), на совещаниях руководителей и специалистов подразделений и организации в целом, включая совет директоров, является одной из форм участия работников в управлении охраной труда и входит в информационное обеспечение функционирования системы корпоративного управления охраной труда.

Эффективная организация работ по охране труда немыслима без внутренней отчетности подразделений перед службой охраны труда, службы охраны труда – перед руководством организации, руководства организации – перед собственником (учредителем), а также государственными органами в установленном национальным законодательством порядке.

Структурные (функциональные) подразделения отчитываются (предоставляют информацию):

1) периодически в установленные в организации сроки:

- о проведенных проверках состояния охраны труда с указанием выявленных нарушений и выданных предписаний;

- о выполнении приказов, предписаний, решений совещаний по вопросам охраны труда с указанием невыполненных документов и причин невыполнения;

- о привлечении к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности работников с указанием, за какие нарушения они привлечены;

- об изданных распоряжениях по вопросам охраны труда с указанием цели распоряжения;

-) о производимых работах с привлечением сторонних организаций, с указанием принятых мер по обеспечению безопасности при производстве работ;

- о количестве рабочих мест, на которых осуществлен мониторинг условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда и т.п.);

- о количестве работников, повысивших квалификацию и прошедших обучение безопасным методам труда;

- о выполнении мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, с указанием количества мероприятий, фактических затрат, количества работников, которым улучшены условия труда;

- и другое;

2) немедленно и в сроки, установленные соответствующими нормативными документами для окончания расследования несчастных случаев на производстве:

- о случаях приостановления работы основного оборудования с указанием причин;

- о происшедших опасных случаях (отказах оборудования, авариях, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах и т.п.) с указанием обстоятельств и причин;

- о случаях производственного травматизма, острых профессиональных заболеваниях с указанием числа пострадавших, в том числе со смертельным исходом, обстоятельств, причин и принятых мер.

Служба охраны труда отчитывается (предоставляет информацию) перед руководством организации (ее собственником или его представителями, например, советом директоров) по мере необходимости, но, как правило, не реже чем один раз в год.

Организация-работодатель отчитывается (предоставляет информацию) перед органами государственной власти в сроки и по формам, установленным этими органами.

 

[1] В последнем номере (№ 1/2017) нашего журнала была опубликована статья «Критерии и рекомендации по оценке системы управления охраной труда в организации», подготовленная на основе ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования».

[2] Стандарт введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст.

[3] Стандарт введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст (ред. от 31.10.2013).

[4] Сертификация СУОТ является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований ГОСТ 12.0.230.1-2015.

[5] Трипартизм - это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудничество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или исполнительных органов власти) на федеральном, региональном и местном уровнях.

[6] Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников.

[7] Записи данных - общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих происшедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследованиях.

[8] Следует вести регулярный контроль за исполнением графика проверки знаний по охране труда, а также вносить необходимые дополнения при штатных изменениях.

[9] В перечень включается и неэлектротехнический персонал, выполняющий работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током.

[10] График проведения периодических медицинских осмотров обычно составляют специалисты службы охраны труда и отдела кадров совместно с руководителями подразделений.

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (25.05.2017)
Просмотров: 981 | Теги: управление охраной труда