Системы управления охраной труда в организациях: руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (часть 2) - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Системы управления охраной труда в организациях: руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (часть 2)

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

 

Исходный анализ

В процессе исходного анализа оценивают существующую в организации систему управления охраной труда и соответствующие мероприятия. При отсутствии СУОТ или в случае, если организация создана заново, исходный анализ служит основой для создания СУОТ.

Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и/или их представителями. Они должны:

а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя;

б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;

в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;

г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.

Результат исходного анализа должен:

а) быть документально оформлен;

б) стать основанием для принятия решений о применении или совершенствовании СУОТ;

в) определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного совершенствования СУОТ в организации.

Исходный анализ направлен на определение существующего уровня и оценивание существующей в организации СУОТ и соответствующих мероприятий для обеспечения непрерывного совершенствования системы управления.

Результаты исходного анализа следует использовать как основополагающие данные при принятии решений о мероприятиях по совершенствованию СУОТ.

Проведение исходного анализа следует поручать лицам, обладающим необходимой для этого профессиональной компетентностью. При необходимости их следует приглашать со стороны.

Исходный анализ начинают с оценки характера производственной деятельности организации-работодателя и соответствующих ей нормативных требований охраны труда. Затем для выработки обоснованных решений и выявления объективной картины реальной ситуации с выполнением требований охраны труда следует организовать и провести идентификацию опасностей и оценку рисков на всех рабочих местах всех производственных объектов организации.

Идентификация опасностей опирается на самые различные их классификации.

При идентификации производственных факторов их разделяют на два основных вида (по характеру воздействия на организм):

- опасные, то есть связанные с воздействием импульсного характера, последствием которого является практически мгновенное травмирование (или острое отравление, или острое лучевое поражение);

- вредные, то есть связанные с воздействием кумулятивного характера на протяжении более или менее длительного периода времени, последствием которого в результате накопления в организме неблагоприятных последствий многих "элементарных актов" воздействия вредных факторов становится переутомление или заболевание.

Кроме того, учитывают деление рисков на пренебрежимо малые (несущественные), приемлемые (и/или допустимые), неприемлемые (и/или недопустимые), а также на часто встречающиеся и на причиняющие большой социальный вред факторов.

Процессы идентификации опасных и вредных производственных факторов, оценки рисков и управления ими должны применяться не только к обычным повседневным процессам и процедурам организации, но и к процессам и процедурам периодического или случайного характера, таким, например, как уборка и содержание объектов инфраструктуры, процедуры запуска и остановки производства, аварии и т.п.

Следует учитывать опасности и риски, связанные с деятельностью персонала подрядчиков и командированных лиц, а также с продукцией или услугами, поставляемыми для организации другими лицами.

Результаты исходного анализа документально оформляются и содержат:

- результаты определения (идентификации) действующих национальных нормативных требований, программ по охране труда и других требований, соблюдение которых организация принимает на себя;

- результаты идентификации опасностей, их предвидения (в проектируемых ситуациях до начала использования новой технологии, оборудования или материалов) и оценивания рисков в области охраны труда и безопасности производства, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;

- результаты определения адекватности планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;

- анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья работников.

Применяя установленные в организации процедуры по участию работников и их представителей, результаты и выводы по исходному анализу следует обсудить с работниками организации и/или с их представителями.

 

Планирование, разработка и применение СУОТ

Целью планирования должно быть создание СУОТ, поддерживающей:

а) как минимум соответствие с национальными законами и правилами;

б) основные элементы СУОТ в организации;

в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать:

- ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организации по охране труда;

- подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого подразделения и уровня управления;

- отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;

- предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов, включая человеческие и финансовые.

Мероприятия по планированию охраны труда в организации должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов СУОТ.

Для реализации намеченной и объявленной организацией политики в области охраны труда необходимо запланировать различные мероприятия по достижению этих целей и выполнять их.

Эти мероприятия являются важнейшей частью СУОТ и направлены в первую очередь на предотвращение (профилактику) случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Запланированные мероприятия следует закреплять в документах (планах мероприятий и т.п.) и доводить до сведения работников.

Целесообразно мероприятия по организации работ по охране труда оформить разделом в коллективном договоре и/или соглашением (если они есть) и обеспечивать соответствующим финансированием, материальными ресурсами и проектно-конструкторской и технологической документацией.

Следует контролировать выполнение намеченных мероприятий, а также при необходимости вносить в них соответствующие коррективы.

Планирование мероприятий по охране труда в организации осуществляется на основе:

- анализа причин и характера последствий произошедших ранее аварий, инцидентов, чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оценки риска их возникновения;

- анализа технического состояния оборудования, зданий и сооружений, пожарной безопасности, экологической обстановки, санитарно-гигиенических условий труда и т.п.;

- предписаний органов государственного надзора и контроля.

В первую очередь в годовые планы (и в соглашение по охране труда, если оно есть) включаются организационные, технологические, технические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, выполняемые в соответствии с нормативными актами по охране труда, необходимо вытекающие из результатов оценки риска и условий труда. Для всех мероприятий, включаемых в годовой план, следует иметь соответствующую проектно-конструкторскую и технологическую документацию, а также следует обеспечить мероприятия материальными и техническими ресурсами.

Работы по реализации плановых мероприятий по охране труда и безопасности производства в зависимости от необходимости либо включаются в производственные планы соответствующих структурных подразделений, которые несут ответственность за их выполнение, либо поручаются на договорной основе другим организациям.

Руководители всех уровней управления при составлении оперативных планов работы по направлениям своей деятельности обязаны включать в них мероприятия (работы) из соответствующих планов мероприятий по охране труда и безопасности производства.

В случае возможных отклонений в сроках и объемах выполнения мероприятий, предусмотренных планами (а также коллективным договором и соглашением по охране труда), руководитель соответствующего уровня обязан принять все возможные меры по их выполнению. Перенос сроков утверждается и согласуется теми же лицами, которые подписали исходный плановый документ.

Контроль за выполнением планов по охране труда различных уровней осуществляется руководителями и специалистами соответствующих структурных подразделений, а также комитетами профсоюзов и комиссиями по охране труда (там, где они есть).

Ход выполнения ежегодных мероприятий по охране труда периодически рассматривается на совещаниях и собраниях по вопросам охраны труда на всех уровнях контроля.

Отчеты о выполнении планов мероприятий и соглашений по охране труда заслушиваются соответствующими руководителями при плановых отчетах (по охране труда, по производственной деятельности и др.).

Целесообразно каждое структурное подразделение организации обязать ежеквартально в установленные для отчетов сроки после выполнения работ по внедрению мероприятия, включенного в планы по охране труда организации, направлять в службу охраны труда организации сообщение о выполнении соответствующего мероприятия.

 

Цели по охране труда

В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть:

- специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности;

- согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда;

- направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;

- реалистичными и достижимыми;

- задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации;

- периодически оцениваемыми и в случае необходимости обновляемыми.

Стратегические цели охраны труда носят общий характер и состоят в перспективе создания безопасных и безвредных условий труда с "нулевым" производственно-обусловленным травматизмом и профессиональной заболеваемостью.

Примеры

1. Повсеместное и постоянное снижение частоты инцидентов, аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Надежное устойчивое безаварийное функционирование производственных объектов на всех стадиях технологического процесса.

3. Обеспечение не только своевременного устранения каких-либо нарушений требований охраны труда, но и предупреждение возможности их возникновения.

4. Снижение уровней (нормализация) вредных производственных факторов.

5. Совершенствование организационных структур, процедур функционирования и документов СУОТ.

Путь к стратегическим целям общего характера лежит через планирование конкретных и реально достижимых целей. Конкретные цели можно сформулировать только для конкретных условий производственной деятельности организации, конкретного подразделения, рабочего места, профессии, вида работ.

Примеры

1. Установка вентилятора.

2. Снижение шума в цехе.

3. Обеспечение работников респираторами нового поколения.

4. Обучение работников процедурам безопасного выполнения конкретных работ.

5. Разработка и внедрение нового положения о работе с подрядчиками.

Для достижения реального прогресса в совершенствовании охраны труда второй тип целей предпочтителен в силу конкретности, возможности четкой реализации и проверки достижения цели. Поэтому помимо стратегических целей организации ГОСТ 12.0.230 нацеливает специалистов организации на выработку конкретных пусть даже не столь глобальных целей.

Необходимо проводить регулярные (по крайней мере не реже одного раза в год) заседания высшего руководства организации, чтобы устанавливать стратегические и финансируемые в значительных размерах цели в области охраны труда.

Цели в области охраны труда могут охватывать как общие проблемы организации, так и проблемы, являющиеся специфическими, характерными для отдельных подразделений и уровней управления в организации.

Основой принятия решений по выбору целей являются результаты оценки условий труда, данные о травматизме и заболеваемости за предшествующие периоды и другие фактические данные. Ориентиром для планирования целей следует принять соотношение (превышение/непревышение) наблюдаемых уровней вредных производственных факторов с установленными гигиеническими нормативами, уровнем травматизма и заболеваемости с привязкой к подразделениям, видам работ, рабочим местам.

При установлении целей особое внимание следует уделить информации от тех работников, кто работает в неблагоприятных условиях труда. Полезным будет также проанализировать любую имеющуюся в распоряжении информацию.

Для каждой цели в области охраны труда необходимо определить подходящие индикаторы/показатели ее достижения, которые позволят наблюдать за достижением целей в области охраны труда. Одним из способов измерения является определение:

- сделано/не сделано;

- в срок или ранее/с опозданием;

- нормализованы ли условия труда или нет;

- другое.

Цели в области охраны труда должны быть реалистичными и достижимыми, то есть такими, чтобы организация была способна их достигнуть. Для реализации каждой из целей следует установить разумные и реальные сроки. Процесс достижения целей в области охраны труда может быть разбит на отдельные этапы в зависимости от размера организации, сложности самих целей и временных сроков их достижения. Между этапами и целями в целом должна просматриваться четкая связь.

Цели в области охраны труда должны быть доведены до сведения (например, при обучении или путем проведения соответствующих собраний) работников и могут быть детализированы в планах мероприятий по охране труда.

 

Предотвращение опасностей и рисков

Предупредительные и регулирующие меры

1) Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе.

Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:

а) устранение опасности/риска;

б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;

г) там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по обеспечению их использования и поддержания в рабочем состоянии.

2) Следует установить процедуры или мероприятия по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, которые должны:

а) соответствовать опасностям и рискам, наблюдающимся в организации;

б) регулярно анализироваться и при необходимости модифицироваться;

в) выполнять требования национальных законов и иных нормативных правовых актов и отражать передовой опыт;

г) учитывать текущее состояние знаний, включая информацию или отчеты организаций, таких как инспекции труда, службы охраны труда и других служб, в соответствии с обстоятельствами.

Для разработки мероприятий по организации защиты работников от опасностей и рисков они должны быть в оперативном порядке идентифицированы и оценены.

Основные мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости связаны с предотвращением трех основных типов причин этих явлений: технических (в том числе санитарно-гигиенических), организационных, личностных.

Устранение технических причин связано с совершенствованием технологических процессов, заменой оборудования, имеющего конструктивные недостатки и большую изношенность, постоянным мониторингом (диагностикой) технического состояния оборудования, зданий и сооружений, инструмента и средств коллективной и индивидуальной защиты. Эффективными и чисто техническими мерами безопасности являются инженерные меры защиты людей от источников опасного и вредного воздействия посредством изоляции источников этого воздействия, а также установки "барьеров" между работниками и потенциальными источниками причинения вреда. К ним относятся (но ими не исчерпываются) автоматизация, дистанционное управление, применение вспомогательного оборудования и автоматической защиты, "защита расстоянием" и т.п.

Большую роль играет и нормализация условий труда: качественная атмосфера, хорошее освещение, отсутствие шума и вибраций, нормальный микроклимат и т.п.

Организационные причины несчастных случаев устраняют введением СУОТ. Организационные меры безопасности помимо прочего включают в себя защиту работников от источников опасного и/или вредного воздействия за счет обеспечения работников индивидуальными средствами защиты и рациональной организации рабочего процесса по времени ("защита временем") и т.п.

Поскольку полностью устранить опасности посредством только технических и организационных мероприятий не удается, то безопасность работника зачастую определятся только его поведением. Предотвращение личностных (психологических и психофизиологических) причин травмирования связано с подбором кадров, а также с постоянными обучением, инструктированием и воспитанием персонала, стимулирующими безопасное поведение работников.

Чтобы работники имели необходимые представления обо всех видах риска, потенциальных опасностях и опасных элементах оборудования, которые присутствуют на рабочем месте, и могли знать, когда они подвергаются той или иной опасности и каковы могут быть последствия их действий, требуются соответствующее образование, подготовка (обучение и тренировка) и опыт работы.

Хотя для каждого рабочего места (или вида работ), на котором имеются опасности и риски, составляются инструкции по охране труда, зачастую требования, изложенные в них, забываются работниками, особенно относительно низкой квалификации. Гораздо лучшую роль могут играть различные плакаты, предупредительные сигналы, маркировка и окраска, знаки безопасности.

Главным в профилактике травматизма и заболеваемости является правильный выбор приоритетов, ранжирование рисков по их значимости и мер по их регулированию – устранению, ограничению, снижению.

Предупредительные и регулирующие меры следует осуществлять в следующем порядке приоритетности:

- устранение опасности/риска;

- ограничение уровня риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

- минимизация риска путем создания безопасных условий труда, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными производственными факторами.

Там, где оставшиеся риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам соответствующие средства индивидуальной защиты и принять меры по правильному их использованию и техническому обслуживанию.

Наиболее эффективны инженерно-технические меры предотвращения травматизма, которые реализуются через применение следующих мер:

- устранение непосредственного контакта работников с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими опасное и вредное воздействие;

- замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением опасностей, процессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствуют или не превышают предельно допустимых концентраций, уровней;

- комплексная механизация, автоматизация, применение дистанционного управления технологическими процессами и операциями при наличии опасностей;

- герметизация оборудования;

- применение средств коллективной защиты работников;

- разработка обеспечивающих безопасность систем управления и контроля производственного процесса, включая их автоматизацию;

- применение мер, направленных на предотвращение проявления дополнительных опасностей в случае аварии;

- применение безотходных технологий, а если это невозможно, то своевременное удаление, обезвреживание и захоронение отходов, являющихся источником опасностей;

- использование сигнальных цветов и знаков безопасности;

- применение рациональных режимов труда и отдыха.

Особую роль играют средства индивидуальной защиты – последний рубеж защиты организма работника от неблагоприятных факторов производственной среды.

Помимо оценки различных условий труда проводят оценку опасности выполняемых работ, выделяя работы повышенной опасности.

К работам повышенной опасности относятся работы, при выполнении которых имеется или может возникнуть производственная опасность вне связи с характером выполняемой работы. Поэтому при выполнении таких работ кроме обычных мер безопасности необходимо выполнение дополнительных мероприятий, разрабатываемых отдельно для каждой конкретной производственной операции.

Устоявшаяся практика и требования отдельных подзаконных актов относят к таким работам, как, например:

- выполнение работ с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонефтепродуктов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов;

- выполнение любых работ в колодцах, шурфах, замкнутых и труднодоступных пространствах;

- выполнение земляных работ на участках с патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники и т.п.), в охранных зонах подземных электрических сетей, газопроводов и других опасных подземных коммуникаций;

- осуществление текущего ремонта, демонтажа оборудования, а также производство ремонтных или каких-либо строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов действующего производства;

- выполнение работ на участках, где имеется или может возникнуть опасность со смежных участков работ;

- выполнение работ в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых автомобильных и железных дорог;

- выполнение огневых и газоопасных работ;

- другое.

С учетом конкретных условий и особенностей технологии следует составить и утвердить руководителем организации перечень работ повышенной опасности, в который помимо обозначенных выше видов работ включаются и те, при выполнении которых часто случаются несчастные случаи или наблюдались инциденты и аварийные ситуации.

 

Управление изменениями

Влияющие на охрану труда внутренние изменения (такие как прием на работу, применение новых технологических и трудовых процессов или организационных структур) и внешние изменения (например, в результате совершенствования национальных законов и иных нормативных правовых актов, слияния компаний, развития знаний по охране труда и технологии) должны быть оценены, а соответствующие предупредительные меры выполнены еще до введения изменений в практику.

Перед любым изменением или применением новых приемов труда, материалов, процессов или оборудования должны быть выполнены определение опасностей и оценка рисков на рабочих местах. Такая оценка должна быть сделана с учетом обсуждения с участием работников, их представителей и комитета (комиссии) по охране труда, где это необходимо.

При выполнении "решений об изменениях" следует обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и подготовку всех работников организации, которых затрагивает это решение.

Любые изменения нарушают для работников привычный порядок работ, отлаженный механизм и приемы выполнения работ, а потому представляют серьезную опасность. Поэтому организация безопасного внедрения изменений требует постоянного внимания руководителей всех уровней управления.

Понятие "изменения" подразумевает изменения:

- приемов труда и организации работ;

- места (мест) выполнения работ[1];

- технологии, производственного процесса, используемого оборудования, инструмента, веществ и материалов, сырья и заготовок;

- состава рабочих коллективов (бригад);

- структуры управления организации и руководства работами;

- производственной среды и условий выполнения работ;

- физиологического и психологического состояния работника (устал, заболел, пришел с похмелья);

- национальных законов и иных нормативных правовых актов;

- связанные с развитием знаний по охране труда;

- другое.

Осуществляя разработку СУОТ, следует предусмотреть процедуры управления изменениями, цель которых обеспечить осуществление процесса замены оборудования, технологических процессов, работ, экспериментов и т.д. в полном соответствии с требованиями государственных нормативных требований охраны труда, но самое главное – в предотвращении создания новых рисков травмирования или причинения вреда здоровью, неизвестных ранее работникам, которые по тем или иным причинам оказались не готовы к изменениям.

Процедура управления изменениями может предусматривать распределение обязанностей и ответственности за выполнение мероприятий управления изменениями. Во всех подразделениях и в организации в целом могут быть определены и назначены ответственные за систему управления изменениями и лица, их замещающие.

Ответственные за управление изменениями в подразделении могут вести регистрацию всех изменений (еженедельно или ежемесячно), осуществлять подготовку изменений в нормативной документации в соответствии с запланированными изменениями, проводить обучение и проверку готовности работников к данному изменению.

Следует закрепить ответственность за отражение необходимых изменений в локальной нормативной документации за лицами, являющимися "инициаторами изменений". Например, если изменения вызваны проектом модернизации оборудования, то "инициатором изменения" является руководитель проекта, который и обеспечивает подготовку изменения документации.

При этом все необходимые изменения следует описывать по единообразной установленной специальной форме с указанием таких важных сведений, как:

- название проекта изменений (для идентификации изменений данного проекта от возможных изменений других проектов);

- описание предполагаемой замены – всего документа или его конкретных пунктов, параграфов, положений – с указанием, что на что заменяется и почему;

- фамилия, имя, отчество и должность ответственного за производство замены документов;

- дата замены (не позднее).

При необходимости к такой форме дополнительно прилагаются чертежи, описания методов безопасной работы и т.п.

Если изменения значительны, то приказом руководителя организации создается комиссия по рассмотрению изменений, в состав которой обязательно включаются:

- инженеры по охране труда организации и того подразделения, в котором будут осуществлены изменения (обеспечивают контроль за тем, чтобы изменения не повлекли за собой нарушение требований охраны труда и безопасности производства);

- инженеры (технологи, механики, электрики и др.) (обеспечивают контроль за тем, чтобы данные изменения не привели к нарушениям безопасности технологического процесса и безопасной эксплуатации оборудования).

Комиссия разрабатывает все необходимые изменения (в документацию, организацию работ и т.п.) и передает разработанную документацию в подразделение, в котором происходят изменения.

После завершения внесения изменения ответственные лица информируют членов комиссии об этом. Члены комиссии проверяют выполнение мероприятий по изменениям, и им следует убедиться, что произведенные изменения не привели к снижению уровня безопасности и не представляют угрозу для работников.

Эффективными средствами борьбы с нежелательными последствиями изменений для работников-исполнителей являются внеплановый и целевой инструктажи, а для руководителей – внеочередное целевое краткосрочное обучение по охране труда.

Все рабочие места при изменениях или их создании должны быть подвергнуты процедуре идентификации опасностей и оценке риска.

Внедрение процедур управления изменениями позволяет исключить возможность возникновения несчастных случаев и аварий при осуществлении самих изменений.

 

Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование

1) Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации.

Они должны:

а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне;

б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними;

в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и

г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.

2) Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами там, где это необходимо.

Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), знают пути эвакуации, знают лиц, которым необходимо сообщить об аварийной ситуации, и т.д.

Для повышения готовности работников к безопасным действиям при аварийных ситуациях организации следует активно проводить предвидение всего того, что необходимо осуществить при возникновении аварийных ситуаций, предусматривать и планировать необходимые действия, разрабатывать процедуры и процессы, помогающие их реализовать, проверять предложенные действия и повышать их эффективность для предотвращения несчастных случаев и иного причинения вреда здоровью работников во время аварийных ситуаций.

Следует помнить, что организация должна:

- принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии;

- осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий.

Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации целесообразно регулярно (в соответствии с планом ликвидации аварий) проводить учебно-тренировочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.

Другим не менее важным моментом готовности организации к действиям при аварии является обязательное доведение до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, порядка их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого требования, необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика, может быть возложена либо на отдел охраны труда (в рамках проведения вводного инструктажа), либо на руководителей структурных подразделений (цехов, производств), на территории которых трудятся работники подрядных и субподрядных организаций.

В случае аварий и инцидентов все работники (включая работников подрядчиков) действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.

Конкретные обязанности каждого должностного лица по действиям в аварийных ситуациях могут быть внесены в их должностные инструкции, а для работников-исполнителей – в инструкции по охране труда на рабочем месте.

 

Снабжение

Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, гарантированно обеспечивающие порядок, при котором:

- соответствие с требованиями обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации будет идентифицировано, оценено и включено в условия материально-технического снабжения и аренды;

- требования национальных законов и правил, а также собственные требования организации по охране труда будут идентифицированы до приобретения товаров и услуг; и

- мероприятия по достижению соответствия с этими требованиями будут выполнены до использования этих товаров и услуг.

"Потребляемые" организацией сырье, топливо, другие материалы, оборудование, инструмент, оснастка и т.п. могут причинить вред жизни и здоровью работников организации, особенно если сырье токсичное, оборудование неисправное либо фальсифицированное, средства индивидуальной защиты не сертифицированы и т.п.

В силу разделения функций служб охраны труда и материально-технического снабжения вопросы снабжения могут остаться без должного внимания, ибо службы материально-технического снабжения, не зная специфики требований охраны труда, руководствуются иными критериями целесообразности, например "ценой и известностью поставщика", что зачастую не совпадает с критериями охраны труда. Разработка и установление в организации "Положения о порядке закупочной деятельности", учитывающего все эти моменты, является важным элементом СУОТ.

Кроме того, организации следует организовать входной контроль всего покупаемого организацией оборудования, комплектующих, сырья и материалов и т.п. для установления соответствия их истинной надежности, токсичности и других важных для обеспечения охраны труда и безопасности производства характеристик требованиям охраны труда.

 

Подрядные работы

Устанавливают мероприятия по применению подрядчиками и их работниками требований организации по охране труда, а также обеспечивают своевременную корректировку этих мероприятий. Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

- включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;

- устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;

- включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;

- обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы в зависимости от необходимости;

- методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и

- гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками).

Важнейшим в СУОТ является обеспечение безопасности работ при нахождении работников нескольких работодателей на одной промышленной площадке, в одной рабочей зоне. Особенно актуально это для крупных организаций, которыми принята политика, направленная на освобождение от любых непрофильных функций, и, как следствие, осуществляется передача всех сервисных работ подрядным организациям.

Подрядчики (и субподрядчики) являются одним из ключевых факторов, влияющих на результаты деятельности подрядодателя[2] в области охраны труда. Поэтому подрядодателю следует применять к подрядчикам концепцию "единой охраны труда", согласно которой работники подрядчиков обязаны соблюдать эквивалентные по уровню требования охраны труда и безопасного производства работ. Другими словами, уровень охраны труда у подрядчиков не должен быть ниже, чем у подрядодателя.

Организация-подрядодатель для поддержания должного уровня своей охраны труда и безопасности производства должна активно работать с подрядчиками, принуждая их привести организацию работ по охране труда в соответствие с требованиями СУОТ подрядодателя.

Целесообразно, чтобы договор на проведение подрядных работ определял ответственность подрядчика и организации-подрядодателя за согласованные действия по безопасному ведению работ.

Работники подрядчика, работающие на промышленной площадке и объектах организации, должны иметь удостоверения о соответствующих проверках знаний по охране труда.

Контроль за безопасностью осуществления субподрядных работ возлагается на руководителя структурного подразделения подрядчика, на объектах которого работает субподрядчик, и соответствующее должностное лицо подрядчика. Желательно назначать для этого специального супервайзера за безопасностью работы подрядчиков.

Для обеспечения безопасного ведения работ подрядными организациями в рамках эффективно функционирующей СУОТ необходимо предусмотреть следующие мероприятия по организации безопасного ведения подрядных работ, которые образуют три основных этапа.

Первый этап связан с учетом показателей деятельности потенциального подрядчика по обеспечению требований охраны труда (согласно представленной претендентом на подряд информации при выборе подрядчика на этапе проведения конкурса/тендера).

Для этого организация-подрядодатель предоставляет претенденту на подряд:

- систему критериев по охране труда, необходимых для объективной оценки состояния охраны труда у претендента на подряд;

- формы предоставления претендентом информации по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда;

- систему интегральных показателей, позволяющих использовать полученную информацию при подведении итогов конкурса (тендера).

Например, одним из обязательных условий участия в конкурсе (тендере) на проведение работ может являться предоставление претендентом следующих данных:

- сведения о производственном травматизме и острых профессиональных заболеваниях за последние пять лет (в абсолютных и относительных цифрах с указанием причин);

- сведения о руководителях и специалистах: образование, стаж работы по специальности, подготовка в области охраны труда, повышение квалификации за последние пять лет;

- сведения об организации работ по охране труда: наличие службы или специалиста по охране труда, комитета по охране труда, уполномоченных по охране труда, порядок проведения инструктажей и подготовки, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, результаты мониторинга условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда и т.п.) и др.

Весьма перспективным видится проведение до стадии конкурса (тендера) инспекционного аудита деятельности претендента в области охраны труда.

Второй этап связан с официальным разграничением обязанностей и ответственности организации-подрядодателя и организации-подрядчика в области охраны труда при заключении договора на проведение подрядных работ и юридически грамотное их оформление.

Одновременно с подписанием договора на выполнение подрядных работ может подписываться "Соглашение о разграничении обязанностей и ответственности сторон по безопасному производству работ", которое является неотъемлемой частью договора, имеет потому юридическую силу и регулирует следующие вопросы:

а) порядок допуска подрядчика на объекты организации-подрядодателя;

б) порядок взаимодействия организации-подрядодателя и подрядчика при проведении подрядных работ;

в) обязанности, права и ответственность организации-подрядодателя;

г) обязанности, права и ответственность подрядчика в области:

- подготовки персонала;

- обеспечения персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- расследования инцидентов, аварий и несчастных случаев (а также острых отравлений);

- ведения документации в области охраны труда;

- функционирования СУОТ;

- другое.

Третьим этапом является осуществление организацией-подрядодателем производственного контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности производства при выполнении работ подрядчиком на объектах организации-подрядодателя.

Такую систему производственного контроля за соблюдением требований охраны труда и безопасности производства работ следует сделать неотъемлемым элементом СУОТ организации-подрядодателя. В рамках осуществления этапов производственного контроля в программы контроля включаются отдельные элементы обеспечения безопасности со стороны подрядчика. В отдельных случаях проводятся комплексные целевые проверки подрядчиков.

Практика свидетельствует, что наличие эффективно функционирующих СУОТ как у организации-подрядодателя, так и у подрядчика значительно упрощает процедурное и документальное оформление взаимоотношений и выполнения требований охраны труда.

 

 

[1] Возникновение новых рисков и их управление при изменении места выполнения работы и связанное с передвижениями вне территории, контролируемой работодателем, связаны в первую очередь с безопасностью дорожного движения.

[2] Этот новый термин введен для более внятного изложения, позволяющего однозначно именовать организацию - заказчика работ - основного работодателя и организацию-подрядчика (генерального подрядчика) - работодателя для своих работников.

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (25.05.2017)
Просмотров: 686 | Теги: управление охраной труда