Ведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в образовательных организациях (часть 1) - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в образовательных организациях (часть 1)

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

Елисеев Д.А. Научный консультант редакции журнала

 

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют органы управления в подведомственных им организациях. Для системы образования – это орган управления образованием (министерство, управление, отдел, департамент). Основные направления, объекты и предметы ведомственного контроля совпадают с направлениями, объектами и предметами других видов контроля в области охраны труда (государственного, общественного, внутреннего и др.).

 

Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи должностным лицам, уполномоченным на проведение ведомственного контроля за соблюдением законодательства по охране труда в подведомственных образовательных организациях при осуществлении мероприятий по ведомственному контролю за соблюдением законодательства об охране труда (далее – проверка). Рекомендации предназначены для руководителей и служащий органов управления образованием на региональном и муниципальном уровне и содержат перечень основных вопросов по охране труда, на которые следует обратить внимание при проведении проверок.

Проверки в подведомственных организациях проводятся в целях:

- выявления нарушений законодательства об охране труда;

- предупреждения нарушений прав и законных интересов работников подведомственных организаций;

- принятия мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных организаций и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения законодательства об охране труда;

- контроля за организацией профилактической работы по предотвращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также работы по улучшению условий труда.

 

Организация проведения мероприятий по контролю (проверок)

 

Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения органом управления образованием (ОУО) плановых и внеплановых проверок, проводимых в документарной и (или) выездной форме. Организационно-правовым основанием для проведения проверки является распоряжение (приказ) руководителя (заместителя руководителя) ОУО.

Основанием плановой проверки является утвержденный ОУО план проведения проверок. Обычно план проверок утверждается ОУО до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и доводится до сведения подведомственных организаций.

Основанием внеплановой проверки являются:

- поступление в ОУО обращений или заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти и иных государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, из средств массовой информации о фактах нарушений законодательства об охране труда в подведомственных организациях;

- поступление в ОУО обращения или заявления работника подведомственной организации о нарушении его трудовых прав;

- истечение срока представления подведомственной организацией отчета об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства об охране труда.

Основанием выездной проверки является невозможность:

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах подведомственной организации, имеющихся в распоряжении ОУО;

- оценить соответствие деятельности подведомственной организации обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующей проверки на месте.

Формы проведения проверок:

1) документарная проверка – проводится по документам[1] (или по заверенным в установленном порядке их копий), представленным подведомственной организацией;

2) выездная проверка – по месту нахождения и (или) по месту фактического осуществления деятельности подведомственных организаций. При выездной проверке помимо проверки документов по охране труда может проводиться обследование рабочих мест, территорий и объектов (зданий, строений, сооружений, помещений, транспортных средств, оборудования и т.п.), опрос работников и.т.д.

Периодичность проведения плановых проверок – не чаще чем один раз в 2 года, но и не реже чем один раз в 3 года. В случае если в отношении подведомственной организации была проведена проверка в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда плановая проверка ОУО подлежит переносу в соответствии с установленной периодичностью.

В распоряжении (приказе) ОУО о проведении проверки указываются:

- фамилии, имена, отчества и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки;

- наименование подведомственной организации, в отношении которой проводится проверка, место ее нахождения;

- задачи и предмет проверки;

- вид (плановая/внеплановая) и форма (документарная/выездная) проверки;

- перечень документов, предоставление которых подведомственной организацией необходимо для достижения целей и задач проверки;

- дата начала и окончания проверки.

Сроки проведения проверок:

- плановая проверка – не более 20 рабочих дней;

- внеплановая проверка – не более 20 рабочих дней.

Продление сроков проведения проверки возможно на основании мотивированных предложений уполномоченных должностных лиц, проводящих проверку. Срок продления – не более чем на 20 рабочих дней. Решение о продлении проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ОУО.

О проведении проверок подведомственная организация уведомляется ОУО до начала проведения проверки в сроки:

- плановая проверка – не позднее чем за 3 рабочих дня;

- внеплановая проверка – не позднее чем за 1 рабочий день.

Предметом проведения плановой проверки является соблюдение и выполнение подведомственной организацией в процессе осуществления своей деятельности требований законодательства об охране труда, в т.ч. отраслевых нормативно-правовых актов и соглашений.

Предметом проведения внеплановой проверки является:

1) проверка соблюдения подведомственной организацией в процессе осуществления деятельности требований трудового законодательства в части нарушений, которые отражены в поступившей в ОУО информации;

2) проверка устранения выявленных нарушений трудового законодательства, указанных в акте предыдущей проверки, после истечения срока, установленного для их устранения.

По результатам проведения проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами ОУО, осуществлявшего проверку, и руководителем подведомственной организации либо уполномоченным им должностным лицом. К акту проверки прилагаются документы, подтверждающие выявленные в ходе проверки нарушения законодательства об охране труда, объяснения должностных лиц и работников подведомственной организации и иные документы, связанные с результатами проверки, их копии.

Акт проверки составляется не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки. В нем указываются:

- дата и место составления акта проверки;

- наименование ОУО, проводившего проверку;

- дата и номер распоряжения (приказа) ОУО, на основании которого проведена проверка;

- фамилии, имена, отчества и должности лиц ОУО, осуществлявшего проверку;

- сведения о подведомственной организации, в отношении которой проведена проверка (наименование, место нахождения, фамилия, имя и отчество руководителя);

- дата, продолжительность и место проведения проверки;

- сведения о результатах проверки, в т.ч. о выявленных нарушениях требований трудового законодательства;

- срок устранения выявленных нарушений трудового законодательства;

- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя подведомственной организации или уполномоченного им должностного лица.

 

Права и обязанности ОУО при организации ведомственных проверок соблюдения законодательства в области охраны труда

 

ОУО обязан:

- утвердить до 1 декабря План проведения проверок подведомственных организаций, довести его до сведения подведомственных организаций не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок;

- подготовить распоряжение (приказ) руководителя (заместителя руководителя) ОУО о проведении проверки;

- определить перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки[2];

- уведомить подведомственную организацию о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения;

-уведомить подведомственную организацию о проведении внеплановой проверки не позднее чем за один рабочий день до начала ее проведения;

- осуществлять проведение проверки в срок не более 20 рабочих дней[3];

- вести учет проводимых проверок;

- проводить анализ обстоятельств и причин возникновения нарушений, осуществлять контроль за устранением нарушений;

- организовать рассмотрение замечаний (возражений, пояснений) по акту проверки в течение 5 рабочих дней, известить подведомственную организацию о времени и месте рассмотрения замечаний не позднее, чем за 3 рабочих дня до их рассмотрения.

 

ОУО вправе:

- утвердить локальный нормативный акт, регулирующий порядок проведения мероприятий при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением в подведомственных ему организациях законодательства об охране труда с учетом специфики деятельности подведомственных организаций;

- проводить плановые, внеплановые проверки соблюдения законодательства об охране труда в подведомственных организациях;

- проводить выездные проверки[4];

- направлять запрос подведомственной организации о предоставлении документов, необходимых для проведения проверок;

- обращаться в правоохранительные органы или иные государственные органы в целях принятия мер по фактам выявленных нарушений трудового законодательства в подведомственной организации, в т.ч. привлечения к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством;

- принимать решение о применении дисциплинарного взыскания к руководителю подведомственной организации, в случае выявления в результате проведения проверки нарушений законодательства в области охраны труда;

- взаимодействовать с иными государственными органами, в т.ч. наделенными контрольными или надзорными полномочиями, а также с органами местного самоуправления, профессиональными союзами и их объединениями в соответствии с законодательством РФ при осуществлении ведомственного контроля;

- размещать на официальном сайте ОУО информацию о результатах проверок подведомственных организаций.

 

Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, вправе:

- проводить проверку на основании распоряжения (приказа) ОУО о проведении проверки;

- запрашивать документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также устные и письменные объяснения должностных лиц и работников подведомственных организаций по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- подготовить мотивированное письменное предложение о продлении срока проведения проверки[5] (в случае необходимости) ;

- вносить предложения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

- проводить обследование территории и объектов (зданий, строений, сооружений, помещений, транспортных средств, оборудования и т.д.) подведомственных организаций;

- производить ксерокопирование документов по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также осуществлять фото- и видеосъемку на территории и объектов (зданий, строений, сооружений, помещений, транспортных средств, оборудования и т.д.) подведомственных организаций.

 

Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, обязаны:

- предъявить при проведении выездной проверки руководителю подведомственной организации или уполномоченному им должностному лицу подведомственной организации заверенную копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) ОУО о проведении выездной проверки и служебные удостоверения;

- не начинать проверку при отсутствии руководителя (заместителя руководителя), иного уполномоченного должностного лица подведомственной организации;

- соблюдать сроки проведения проверки;

- не препятствовать руководителю (заместителю руководителя), иным уполномоченным должностным лицам подведомственной организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- представлять руководителю (заместителю руководителя), иным уполномоченным должностным лицам подведомственной организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

- знакомить руководителя (заместителя руководителя), иное уполномоченное должностное лицо подведомственной организации с результатами проверки;

- не требовать от проверяемой подведомственной организации представления документов и сведений, не относящихся к предмету проверки;

- составить акт об отказе в проведении проверки либо о непредставлении документов, необходимых для проведения мероприятий по контролю, и незамедлительно представить его руководителю ОУО;

- не сообщать руководителю (заместителю руководителя), иному уполномоченному должностному лицу подведомственной организации сведения о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения данных об источнике жалобы;

- составлять акт проверки в двух экземплярах в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки (к акту проверки прилагаются документы, подтверждающие выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства, объяснения должностных лиц и работников подведомственной организации и иные документы, связанные с результатами проверки, их копии);

- определять срок для устранения выявленных нарушений с учетом их характера и времени, необходимого для их устранения.

 

Права, обязанности и ответственность подведомственной организации

 

Подведомственная организация обязана:

- информировать ОУО в течение 3 рабочих дней со дня начала проведения плановой или внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства;

- представлять в ОУО необходимые документы и материалы в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) ОУО о проведении документарной проверки (в соответствии с перечнем, указанным в распоряжении (приказе) ОУО о проведении документарной проверки);

- представлять в ОУО дополнительные документы и материалы в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса;

- обеспечить присутствие руководителя (заместителя руководителя), иных уполномоченных должностных лиц подведомственной организации при проведении проверки;

- устранить нарушения законодательства об охране труда, выявленные при проведении проверки, в срок[6], указанный в акте проверки;

- представить в ОУО отчет об устранении нарушений законодательства об охране труда с приложением копий документов, подтверждающих устранение нарушений.

 

Подведомственная организация вправе:

- представлять дополнительно в ОУО документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, а также необходимые пояснения в письменном виде относительно сведений, содержащихся в представленных подведомственной организацией документах;

- представлять в течение 5 рабочих дней со дня получения акта проверки в письменном виде в ОУО замечания (возражения, пояснения) в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки;

- обратиться в ОУО с письменным ходатайством о продлении срока устранения нарушений[7] законодательства об охране труда;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ОУО, осуществляющего проверку, руководителю ОУО или в суд.

 

Должностные лица подведомственных организаций несут ответственность за нарушение законодательства об охране труда в соответствии с законодательством РФ:

- дисциплинарное взыскание к руководителю подведомственной организации со стороны руководителя ОУО;

- административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 5.27 «Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права», статья 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах РФ»);

- уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ (статья 143 «Нарушение требований охраны труда совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению»).

 

Направления деятельности ОУО по итогам осуществления ведомственного контроля

 

Полученная при осуществлении ведомственного контроля информация о состоянии условий и охраны труда в подведомственных организациях может использоваться ОУО в целях:

- анализа состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подведомственных организациях, подготовки предложений по их предупреждению;

- разработки политики в области охраны труда, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников подведомственных организаций, в т.ч. порядка предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- организации обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов подведомственных организаций;

- совершенствования организационно-методического руководства службами охраны труда в подведомственных организациях;

- организации проведения конференций, семинаров, выставок, дней охраны труда, отраслевых смотров-конкурсов, других мероприятий по охране труда для подведомственных организаций.

 

Что проверяется при ведомственном контроле за соблюдением законодательства об охране труда

 

При проведении ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда проверяются выполнение законодательно закрепленных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также соблюдение прав и выполнение обязанностей в сфере охраны труда работниками организации.

Предметом проверки в рамках ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда является выполнение со стороны работодателя основных требований по охране труда. Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

- создание и функционирование системы управления охраной труда;

- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

- беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами сроки;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда;

- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового Кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов;

- наличие комплекта нормативно-правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

 

Расшифровка обязанностей работодателя в области охраны труда и наиболее часто выявляемые нарушения по их выполнению

 

1. Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Основными задачами руководителя организации в части обеспечения технической эксплуатации зданий и сооружений являются: обеспечение сохранности, надлежащего технического состояния и постоянной эксплуатационной пригодности строительных конструкций зданий и сооружений, в т.ч. контроль состояния несущих и ограждающих конструкций зданий, их санитарно-технического оборудования и систем энегообеспечения (водопровода, канализации, отопления, вентиляции и др.), организация работ по улучшению состояния бытовых помещений, интерьеров и т.д., поддержание в надлежащем техническом состоянии кровли здания, водосточных труб и т.д., организация проведения текущих, общих и внеочередных периодических осмотров в соответствии с утвержденными графиками, оформление результатов всех видов осмотров соответствующими актами с указанием обнаруженных дефектов, а также мер и сроков их устранения. Результаты обследований специализированными организациями должны оформляться заключениями, составляемыми в соответствии с договорами и рабочими программами на выполнение ремонтных или восстановительных работ.

В рамках проверки уполномоченные лица вправе осуществлять контроль как непосредственно путем осмотра объекта работ (выездная проверка), так и путем затребования от работодателя соответствующего пакета документов, подтверждающих безопасность указанных работ, в качестве которых могут выступать различные сертификаты, акты, журналы по эксплуатации зданий и сооружений, заключения экспертиз, исследования и т.п., перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности; перечень работ повышенной опасности, при выполнении которых необходимо оформление наряда-допуска, утвержденный работодателем; приказ о назначении ответственных за организацию и производство работ повышенной опасности; журнал регистрации нарядов-допусков на производство работ повышенной опасности; мероприятия по подготовке предприятия к работе в осенне-зимний период; график планово-предупредительного ремонта оборудования; паспорт на производственное здание и технический журнал по эксплуатации зданий и сооружений; приказ о назначении ответственного за электрохозяйство.

 

2. Создание и функционирование системы управления охраной труда (организация работ по охране труда)

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда[8] или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, либо организация[9] или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Представители службы охраны труда или специалист по охране труда обеспечивает соблюдение условий охраны труда у работодателя путем проведения контрольных проверок, осмотров, внесения каких-либо предложений, предписаний другим работникам, нарушающим условия охраны труда. Деятельность службы охраны труда должна быть в обязательном порядке регламентирована ЛНА. Кроме того, по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников рекомендуется создать комитеты (комиссии) по охране труда в соответствии с Типовым положением, которые организуют совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

По результатам проведения государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, наиболее часто работодателем нарушены обязанности в части создания служб охраны труда, введении должности специалиста по охране труда или назначения ответственных лиц в указанной сфере.

В рамках проверки уполномоченные лица должны рассмотреть вопросы наличия положения о службе охраны труда (должностная инструкция специалиста по охране труда), введения должности специалиста по охране труда (в т.ч. внешнее совместительство), возложения обязанностей по охране труда на одного из сотрудников организации (в случае отсутствия специалиста по охране труда вправе затребовать договор на оказание услуг по охране труда с организацией, аккредитованной в установленном порядке, подтверждения прохождения аккредитации организацией, оказывающей услуги в области охраны труда (свидетельство об аккредитации, копия которого желательно должна быть приложена к договору на оказание услуг), внести замечания и рекомендации, если организация службы охраны труда не полностью выполняет возложенные на нее задачи.). Кроме того, проверяется наличие приказа о создании службы охраны труда, возложении обязанностей специалиста по охране труда на специалиста организации или заключение договора на проведение работ по охране труда; приказа (распоряжение, положение) о распределении функций по обеспечению охраны труда между руководителями и специалистами; соглашения по охране труда; кабинета охраны труда (уголка по охране труда), его оснащенность ГОСТами, нормативно-технической документацией, правилами по охране труда (отраслевые и межотраслевые), наглядные пособия, плакаты и др.

 

3. Своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, за счет собственных средств в соответствии с установленными нормами, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

В данном случае следует обратить внимание, что обязательным условием является не только наличие у соответствующих работников специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, но и приобретение их за счет средств работодателя.

По результатам проведения государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, наиболее типичными нарушениями требований законодательства по обеспечению работников СИЗ, допускаемых во многих организациях, являются следующие:

- приобретаемые работодателями СИЗ не имеют деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия требованиям охраны труда;

- не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ и установленный порядок их хранения;

- не проводится инструктаж работников по правилам использования и простейшим способам проверки исправности СИЗ;

- не ведется учет выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств по личным карточкам учета установленной формы;

- не проводится своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, их стирка, чистка и ремонт.

При проведении проверки объектов работ, на которых должны быть в наличии и (или) применяться средства индивидуальной и коллективной защиты, уполномоченные лица вправе проверить не только наличие указанных средств защиты, но и наличие сертификатов на них. При этом указанные сертификаты должны точно соответствовать имеющимся в наличии средствам защиты, быть надлежаще оформленными. Невыполнение хотя бы одного из перечисленных требований является нарушением норм охраны труда.

 

4. Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте. Проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (до 01.01.2014 – аттестации рабочих мест по условиям труда).

По результатам проведения государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, основными нарушениями требований законодательства по вопросам оценки труда являются следующие:

- непроведение работодателями оценки условий труда;

- недоведение результатов оценки условий труда на рабочих местах до сведения работников;

- игнорирование результатов оценки условий труда при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.

При проведении проверки уполномоченное лицо имеет право свободного доступа на территорию работодателя и в связи с этим вправе осматривать любые участки работ, в т.ч. рабочие места, созданные работодателем для работников. Подтверждением соблюдения требований охраны на каждом рабочем месте являются, прежде всего, результаты специальной оценки условий труда (до 01.01.2014 – аттестации рабочих мест по условиям труда). При отсутствии материалов специальной оценки условий труда необходимо обратить внимание на наличие договора с аккредитованной в установленном порядке организацией на проведение указанных работ.

 

5. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда. Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда[10]. Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

По результатам проведения государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, наибольшее количество нарушений (более 41%) выявляется по вопросу обучения и инструктирования работников по вопросам охраны труда. В первую очередь это непрохождение руководителями и специалистами проверки знаний по охране труда, а также допуск работников к самостоятельной работе без обучения и проверки знаний по охране труда, стажировки на рабочем месте (если это предусмотрено законодательством).

Уполномоченным лицам при проведении проверки, в первую очередь, необходимо проверить выполнение со стороны работодателя мероприятий по организации обучения и проверки знаний требований охраны труда. Для этого целесообразно оценить ведение соответствующих журналов, в которых должны быть отражены все мероприятия, направленные на обучение и проведение соответствующих инструктажей, а также подписи работников, с котором проведен инструктаж и обучение, в т.ч. наличие журнала вводного инструктажа по охране труда, утвержденной программы проведения вводного инструктажа; журналов регистрации инструктажа на рабочем месте, (первичный, повторный, внеплановый); программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте с учетом перечня профессий работников освобожденных от прохождения первичного инструктажа (лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов); перечня действующих инструкций по охране труда, контрольные экземпляры инструкций по охране труда по профессиям; журнала учета инструкций по охране труда и журнала учета выдачи инструкций по охране труда; перечня профессий и работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и которым установлено обязательное обучение и проверка знаний по охране труда; утвержденных программ обучения, приказа о создании комиссии по проверке знаний по охране труда, проведении учебных занятий с указанием срока, темы и преподавателя, протоколов заседаний комиссии по проверке знаний по охране труда, организация учета выдачи удостоверений по охране труда.

 

6. Организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Проверяется недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в т.ч. связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

По результатам проведения государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, доля выявленных нарушений по вопросу проведения медицинских осмотров работников составляет более 7%. Наиболее распространенными являются: допуск к работе без прохождения предварительного медицинского осмотра или его проведение за счет средств работника, непроведение периодических медицинских осмотров, отсутствие утвержденного в установленном порядке контингента лиц, подлежащих медосмотрам, нарушение сроков проведения медосмотров, несохранение за работниками среднего заработка по месту работы на время прохождения медицинских осмотров (статья 185 ТК РФ).

При проведении проверки уполномоченным лицам необходимо обращать внимание на наличие перечней производств (профессий) при выполнении которых обязательно прохождение медицинских осмотров; поименных списков работников, подлежащих медицинским осмотрам (обследованиям), заключительный акт о результатах медицинского обследования, прошедших медосмотры (предыдущие периоды); списков направляемых на психиатрическое освидетельствование; медицинского заключения о допуске к выполнению работ, а также договора с медицинским учреждением, соответствующим установленным требованиям.[11]

 

7. Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Гарантии и компенсации устанавливаются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.

При этом ТК РФ предусматривает, что в случае, если работодатель обеспечит безопасные условия труда, подтвержденные специальной оценкой условий труда (аттестацией рабочих мест по условиям труда) или заключением государственной экспертизы условий труда, то компенсация в этом случае работникам не устанавливается.

По результатам проведения государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодатели часто нарушают право работника на гарантии и компенсации, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда – не выплачиваются надбавки и не предоставляются дополнительные отпуска. Наиболее распространенными нарушениями являются: отсутствие повышенной оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и в местностях с особыми климатическими условиями (нарушение статей 146, 147, 148, 315-317 ТК РФ), неустановление для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенного рабочего времени (статья 92 ТК РФ), несоблюдение гарантий работникам, направленным на медицинский осмотр (обследование).

При проведении проверки уполномоченным лицам необходимо обращать внимание на наличие перечня профессий и должностей с вредными условиями труда, которым рекомендуется выдача молока или компенсационная выплата; перечня профессий и должностей, занятых на работах с вредными опасными условиями труда на получение дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня; перечня профессий и должностей, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда на получение льготной пенсии.

 

 

[1] В первую очередь это документы, являющиеся локальными нормативными актами в области охраны труда. Любые документы, изданные в организации, содержащие нормы трудового права, именуются локальными нормативными актами (ЛНА). При проверке необходимо обратить внимание на их соответствие требованиям, установленным ст. 8, 12 Трудового кодекса РФ, в т.ч. на срок действия локального нормативного акта (в случае, если наличие ЛНА является обязательным, истечение срока его действия и непринятие на новый срок может быть расценено как отсутствие ЛНА).

[2] Проверка может проводиться только теми должностными лицами ОУО, которые указаны в распоряжении (приказе) руководителя (заместителя руководителя) ОУО.

[3] На основании мотивированного письменного предложения должностных лиц ОУО, осуществляющего проверку, срок проведения проверки может быть продлен распоряжением (приказом) руководителя (заместителя руководителя) ОУО, но не более чем на 20 рабочих дней.

[4] В случае если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, имеющихся в распоряжении органа ведомственного контроля; оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

[5] Не более чем на 20 рабочих дней.

[6] Срок устранения выявленных нарушений трудового законодательства устанавливается в зависимости от характера выявленных нарушений и не может составлять более 30 календарных дней.

[7] При наличии уважительных причин и отсутствии угрозы жизни и здоровью работников подведомственной организации срок может быть продлен распоряжением (приказом) руководителя (заместителя руководителя) ОУО, но не более чем на 30 календарных дней.

[8] См. Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда даны в Постановлении Минтрудсоцразвития РФ от 08.02.2000 N 14.

[9] В соответствии со статьей 217 ТК РФ организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации (см. приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»).

[10] Согласно статье 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Кроме того, работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29. В соответствии с указанным Постановлением работодатель вправе самостоятельно организовать комиссию для проверки знаний требований охраны труда работников.

[11] Порядок проведения медицинских осмотров определен приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017)
Просмотров: 1376 | Теги: управление охраной труда