Система управления охраной труда в Министерстве образования и науки Республики Калмыкия - Все статьи - Каталог статей - Охрана труда в школе
Главная » Статьи » Все статьи

Система управления охраной труда в Министерстве образования и науки Республики Калмыкия

Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях»

 

Продолжаем знакомить читателей журнала с региональными нормативно-правовыми актами в области охраны труда. Сегодня предлагаем Вашему вниманию Положение о системе управления охраной труда в Министерстве образования и науки Республики Калмыкия[1]. Представленный документ можно использовать для разработки или актуализации собственных нормативных актов для практического применения в органах управления образованием и образовательных организациях.

 

1. Общие требования

 

1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (далее - Положение) устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования Системы управления охраной труда (далее - СУОТ), а также порядок проведения наиболее значимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Министерстве образования и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство).

1.2. Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом Республики Калмыкия от 02.06.2011 года N 266-IV-3 "О внутриведомственном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства в Республике Калмыкия".

1.3. Цели и задачи в сфере охраны труда.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Целью СУОТ является обеспечение процессов формирования здоровых и безопасных условий труда. Главной целью внедрения и функционирования СУОТ является реализация статьи 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены".

Вспомогательной целью внедрения и функционирования СУОТ является содействие методам охраны труда обеспечению надлежащих организационно-технических условий, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей сотрудниками Министерства и повышения производительности труда.

Для достижения целей СУОТ необходимо выполнение государственных нормативных требований охраны труда и на их основе следующих задач:

предупреждение несчастных случаев на производстве: предупреждение профессиональных заболеваний; противопожарная профилактика (с учетом пункта 1.4. Положения);

обеспечение готовности сотрудников к действиям по локализации и ликвидации опасных ситуаций; разработка и реализация действий, программ и мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда;

контроль дисциплины в части исполнения сотрудниками требований охраны труда.

1.4. Система пожарной безопасности, направленная на предотвращение воздействия на сотрудников опасных факторов пожара, и мероприятия по противопожарной профилактике настоящим Положением не регламентируется (за исключением отдельных вопросов рабочего характера).

1.5. Идентификация факторов деятельности и исходный анализ рисков.

Основным процессом в Министерстве являются административно-управленческая деятельность сотрудников, в том числе с применением персональных компьютеров и оргтехники. Вспомогательными процессами могут быть отдельные, небольшие по объему и сложности операции по хозяйственному обеспечению, выполняемые самими сотрудниками.

1.6. Основными рисками в данных процессах являются (градация по вероятности и значимости возможных негативных последствий):

напряженность труда, связанная с психоэмоциональными нагрузками, особыми условиями государственной гражданской службы, повышенной ответственностью, зрительным утомлением при работе с персональными компьютерами;

электромагнитные поля при работе персональных компьютеров и оргтехники; возможность поражения электрическим током;

опасность получения травмы на территории служебного здания;

опасность получения травмы в служебных командировках (поездках), в том числе при использовании служебного транспорта (при ДТП);

прочие.

При осуществлении и планировании мероприятий по управлению рисками в СУОТ устанавливается следующая шкала приоритетов:

сохранение жизни сотрудников;

сохранение здоровья сотрудников;

обеспечение эффективности деятельности методами охраны труда; сохранение работоспособности сотрудника.

1.7. Общие методы управления в СУОТ:

организационно - распорядительные методы (дисциплина, единоначалие, единство действий, права, обязанности, поручения, структурная иерархическая схема, дисциплинарные взыскания);

экономические методы, основанные на экономических интересах (оплата труда, поощрения, материальные взыскания и другие);

социально-психологические методы, основанные на формировании общественного мнения относительно сотрудника и коллектива (личные контакты, формы морального поощрения, анкетирование, оперативное рассмотрение жалоб и предложений, справедливость, инициатива, корпоративная структура).

 

2. Распределение компетенции и обязанностей в сфере охраны труда

 

Распределение компетенции, прав, обязанностей и ответственности сотрудников в СУОТ устанавливается в соответствии с настоящим Положением.

2.1. В соответствии со статьей 212 ТК РФ. Министр обеспечивает:

общее управление охраной труда;

координацию деятельности в сфере охраны труда;

рассмотрение и утверждение локальных нормативных актов в сфере охраны труда (положений, приказов, инструкций, перечней, актов и другой документации);

рассмотрение информации о состоянии условий и охраны труда по итогам года, принятие управленческих решений на основе анализа этих сведений;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья сотрудников при возникновении таких ситуаций.

2.2. Заместитель Министра организует работу по:

- обеспечению безопасных условий и охраны труда;

- выполнению государственных нормативных требований охраны труда;

- расследованию и учету в установленном порядке несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других аварийных опасных) ситуаций, влияющих на жизнь и здоровье сотрудников, содействию соответствующим органам государственного контроля в расследовании;

- разработке, финансированию и материально-техническое обеспечению мероприятий по улучшению условий и охраны труда в установленном объеме;

- обеспечению исполнений обязанностей Министра в сфере охраны труда в его отсутствие;

- осуществлению контроля за организацией работы по охране труда в курируемых подразделениях.

2.3. Ответственное лицо по охране труда (далее - Ответственный специалист) осуществляет контроль за организацией работы по охране труда и обеспечивает:

рассмотрение писем, заявлений, жалоб, работников, касающихся вопросов условий и охраны труда;

подготовку предложений Министру по устранению выявленных недостатков по охране труда;

внедрение, функционирование, последовательное совершенствование СУОТ;

личное присутствие при проверках (обследованиях), проводимых должностными лицами органов государственного контроля (надзора), а также обсуждение результатов этих мероприятий;

инициирование, проведение и контроль выполнения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны; труда, предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев, других аварийных (опасных) ситуаций;

координацию работы сотрудников по улучшению условий и охраны труда;

организацию обучения и проверки знаний сотрудников по охране труда, в том числе осуществляемой в аккредитованных организациях по охране труда;

взаимодействие с органами государственного и общественного контроля, другими заинтересованными сторонами (организациями) по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда;

разработку и исполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность сотрудников при проведении сторонними организациями строительно-монтажных и ремонтно-эксплуатационных работ всех видов;

оформление необходимых организационно-распорядительных документов для направления сотрудников на обучение, повышение квалификации, семинары и научно-практические конференции в сфере охраны труда;

направление до заключения трудового договора принимаемого на работу сотрудника на вводный инструктаж по охране труда;

выявление проблем, касающихся условий и охраны труда.

Ответственный специалист:

возглавляет комиссию по расследованию легких несчастных случаев, а также других опасных ситуаций;

участвует в работе по расследованию других происшествий;

запрашивает у сотрудников любую информацию, документацию, необходимую для оценки состояния условий и охраны труда;

вносит Министру предложения о поощрении сотрудников с учетом их работы в области охраны труда или наложении дисциплинарного взыскания за установленные факты нарушения требований охраны труда;

представляет интересы Министерства в органах государственного контроля и сторонних организациях по вопросам состояния охраны труда.

2.4. Начальник отдела бухгалтерского учета и контроля обеспечивает расходование и учет средств на проведение мероприятий по охране труда в соответствии с утвержденной номенклатурой затрат на охрану труда и законодательством о бухгалтерском учете с составлением отчетов о затратах на эти мероприятия.

2.5. Руководители структурных подразделений Министерства являются ответственными за обеспечение условий охраны труда в структурных подразделениях и в этих целях обеспечивают:

руководство соответствующими отделами, секторами по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте;

профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

безопасную эксплуатацию помещений, оборудования, оргтехники, инвентаря;

проведение контроля за соблюдением сотрудниками требований охраны труда, противопожарного режима, служебной дисциплины, правил служебного распорядка и охраны труда в течение рабочего дня;

проведение периодических инструктажей по охране труда на рабочем месте;

принятие адекватных мер по устранению нарушений требований охраны труда (силами отдела, сектора или при координации с другими структурными подразделениями и специалистами Министерства), составление заявок (предложений) по ремонту и содержанию закрепленных помещений, оборудования, инвентаря;

доведение до подчиненных содержания локальных нормативных актов по охране труда и контроль за их выполнением;

организацию первой помощи пострадавшему при несчастном случае и доставку (сопровождение) его в медицинское учреждение при необходимости.

2.6. Ответственный специалист также несет ответственность за организацию и проведение работ по охране труда в Министерстве и обеспечивает:

организацию работы по выполнению работниками требований охраны труда и контроль за соблюдением нормативных правовых актов об охране труда, планов (соглашений) по охране труда, других локальных нормативных правовых актов;

организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

информирование и консультирование работников, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганду вопросов охраны труда;

учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

участие в составлении планов (соглашений) по охране труда;

организацию расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с ТК РФ, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;

оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1) и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве;

подготовку информации для уголка по охране труда в Министерстве, ведение пропаганды по вопросам охраны труда;

подготовку документов для проведения специальной оценки условий труда в Министерстве;

вправе предъявлять начальникам отделов, заведующим секторами обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

2.7. Обязанности сотрудников Министерства:

ознакомиться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях на рабочем месте;

бережно относиться к имуществу Министерства;

соблюдать требования охраны труда, применять безопасные методы и приемы выполнения работ и не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению аварийных (опасных) ситуаций, несчастных случаев, пожаров;

соблюдать общие правила безопасного поведения, изложенные в программе проведения вводного инструктажа по охране труда и соответствующих инструкциях по охране труда;

проверять до начала работы организацию своего рабочего места и исправность оборудования, оргтехники, инвентаря, не приступать к работе при наличии нарушений, угрожающих жизни и здоровью;

содержать в чистоте рабочее место, оборудование, оргтехнику, инвентарь; соблюдать противопожарный режим; незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков заболевания или острого отравления;

принимать незамедлительные и адекватные меры по устранению возникших или недопущению возможных опасных ситуаций, а при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по их ликвидации;

участвовать в Деятельности по улучшению условий и охраны труда.

2.8. В целях обеспечения безопасной эксплуатации оргтехники, приказом Министра назначаются ответственные за содержание оргтехники, которые обеспечивают учет; организацию обслуживания (ремонта) и программного обеспечения персональных компьютеров, принтеров, сканнеров и др.

2.9. Ответственное лицо за работу по обеспечению безопасных условий и охраны труда в подведомственных Министерству учреждений обеспечивает:

контроль за соблюдением трудового законодательства в части охраны труда в подведомственных учреждениях;

рассмотрение писем, заявлений, жалоб, работников учреждений, касающихся вопросов условий и охраны труда;

подготовку предложений Министру по устранению выявленных недостатков по охране труда в подведомственных учреждений;

внедрение, функционирование, последовательное совершенствование СУОТ

инициирование, проведение и контроль выполнения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев, других аварийных (опасных) ситуаций;

координацию работы подведомственных учреждений по улучшению условий и охраны труда;

взаимодействие с органами государственного и общественного контроля, другими заинтересованными сторонами (организациями) по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда;

разработку и исполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность сотрудников при проведении сторонними организациями строительно-монтажных и ремонтно-эксплуатационных работ всех видов;

профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

безопасную эксплуатацию помещений, оборудования, оргтехники, инвентаря:

участие в составлении планов (соглашений) по охране труда, в заседаниях комиссий по охране труда, конференций, семинаров и прочих мероприятий в сфере охраны труда и промышленной безопасности.

 

3. Общие процедуры и требования по устранению или ограничению действия опасных и вредных факторов

 

3.1. Режим служебного (рабочего) времени и времени отдыха для сотрудников устанавливается Служебным распорядком.

3.2. Порядок содержания помещений, рабочих мест, оборудования. Инвентаря.

Все помещения (служебные, вспомогательные, общего пользования, санитарно- бытовые) должны:

использоваться по назначению;

отвечать требованиям охраны труда и пожарной безопасности;

иметь исправные строительные элементы и конструкции, инженерные сети и коммуникации, электрическую проводку и освещение; подлежать ремонту в установленном порядке.

Рабочие места должны соответствовать санитарным нормам и правилам по площади и размещению и обеспечивать:

устойчивое положение и свободу движений сотрудника;

выполнение рабочих операций в удобных рабочих позах:

безопасное и удобное техническое обслуживание и уборку;

необходимую естественную и искусственную освещенность;

безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации или пожаре;

безопасность лиц, не связанных с эксплуатацией данного рабочего места (наличие проходов, безопасно установленных стульев для ожидающих посетителей и др.);

эффективную деятельность, безопасное передвижение сотрудников, удобное и безопасное обслуживание оборудования и использование инвентаря.

Оборудование, инвентарь, оргтехника должны:

соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям пожарной безопасности;

применяться только в соответствии с условиями эксплуатации;

иметь сертификат соответствия, паспорт, эксплуатационную документацию установленного образца и комплектности;

подлежать обслуживанию, ремонту, периодическим осмотрам; отвечать требованиям безопасности при его эксплуатации.

3.3. Все единицы оборудования, оргтехники, инвентаря должны быть пронумерованы и учтены материально-ответственными лицами.

3.4. Не допускается применение в служебных целях оборудования, оргтехники, инвентаря, не состоящего на балансе, в том числе личного имущества сотрудников.

3.5. При организации и осуществлении деятельности для обеспечения безопасности сотрудников должны предусматриваться и реализовываться следующие меры:

учет возможного воздействия на условия труда организационно-управленческих решений;

действия по управлению выявленными и предполагаемыми рисками;

применение исправного оборудования, оргтехники, инвентаря;

рациональное размещение и организация рабочих мест;

соблюдение сотрудниками правил безопасного поведения требований охраны труда в работе;

обеспечение безопасного передвижения по служебной территории и в служебных поездках;

контроль наличия защитных устройств, ограждений, запоров, знаков безопасности на электрощитах, системах вентиляции и др.;

контроль своевременности удаления отходов деятельности;

учет вопросов безопасности при работе сторонних организаций и их работников на территории Министерства;

осуществление мер по предотвращению пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности;

правильное размещение и хранение складируемой документации или других материально-технических ценностей в специально отведенных для этого помещениях;

соблюдение служебной (трудовой) дисциплины;

защита от возможных воздействий природного характера;

подготовленность к ликвидации (локализации) опасных ситуаций.

Допускается участие сотрудников в отдельных хозяйственных мероприятиях, санкционированных руководством или постоянно необходимых для исполнения основных должностных обязанностей (расстановка оборудования и инвентаря, перенос документов, замена картриджей принтеров и копиров, разовые работы по перемещению небольшого объема груза), при условии соблюдения требований охраны труда.

3.6. Ремонт помещений, техническое обслуживание (ремонт, содержание) помещений, оборудования, оргтехники, инвентаря осуществляются по мере необходимости специализированными организациями в соответствии с договорами, планами мероприятий и текущими потребностями. Общехозяйственные работы по ремонту, содержанию, уборке объектов (территории, помещений, зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций) осуществляются по мере необходимости силами сторонних организаций на условиях, определенных гражданско-правовым договором.

При организации этих работ безопасность сотрудников должна быть обеспечена посредством:

доведения информации о планируемых работах до сотрудников или его отдельных подразделений, а также до специалиста по охране труда;

распределения ответственности за выполнение мероприятий по безопасности, в том числе при подготовке работ и их проведении, а также выполнением этих мероприятий;

информирования работников сторонней организации об особенностях условий труда, необходимых требованиях безопасности к предстоящей работе путем проведения специального инструктажа;

информирования сотрудников об особенностях предстоящих работ и необходимых мерах предосторожности;

контроля за выполнением условий, обеспечивающих безопасность сотрудников со стороны начальников отделов или специалиста по охране труда.

Конкретные мероприятия по обеспечению безопасности при организации таких работ планируются и реализуются начальниками структурных подразделений при участии специалиста по охране труда.

В соответствии с требованиями статьи 213 ТК РФ и санитарных правил в установленном порядке организуются предварительные и периодические медицинские осмотры сотрудников.

Подготовленность к ликвидации (локализации) опасных ситуаций должна быть обеспечена:

планированием и осуществлением мер в области защиты сотрудников;

обучением сотрудников способам защиты и действиям в этих ситуациях;

поддержанием в постоянной готовности систем связи и сигнализации;

выполнением предусмотренных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

 

4. Контроль за состоянием условий и охраны труда

 

4.1. Идентификация рисков и управление ими.

Идентификация и оценка рисков, определение средств управления выявленными рисками и несоответствиями, корректирующие и предупреждающие действия (далее - управление рисками) осуществляются в виде следующих взаимосвязанных процедур:

учет результатов контрольно-надзорных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

специальная оценка условий труда и актуализация ее результатов;

контроль состояния условий и охраны труда специалистом по охране труда;

расследование и учет происшествий (несчастных случаев, профессиональных заболеваний, опасных ситуаций);

планирование мероприятий СУОТ;

текущий и периодический анализ эффективности и результативности СУОТ.

Учет результатов контрольно-надзорных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного контроля (надзора).

По окончании проверки и получении на руки акта и предписания, заместитель Министра организует оперативное совещание, на котором:

рассматриваются вопросы устранения выявленных недостатков и нарушений;

дается оценка деятельности начальников структурных подразделений и специалистов;

готовятся предложения к приказу об итогах проверки.

По итогам проверки издается приказ, в котором устанавливается порядок реализации мероприятий по результатам проверки и осуществляется привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушения установленных требований.

В государственный орган контроля (надзора) в течение установленного предписанием срока предоставляется копия приказа и отчет об исполнении предписания. Хранение оригинала предписания и акта проверки, а также контроль за выполнением мероприятий по результатам проверки осуществляет ответственный специалист по охране труда.

4.2. Трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда.

Первая ступень административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда проводится ежедневно в рабочие дни начальником отдела.

Проверяется:

состояние рабочих мест, проходов и подходов к ним;

исправность и размещение оборудования, оргтехники, инвентаря;

состояние помещений, исправность (безопасное состояние) строительных элементов (стен, потолков, окон и фрамуг, дверей);

состояние электробезопасности;

соблюдение сотрудниками требований охраны труда и противопожарного режима;

исправность систем освещения и обеспечения микроклимата.

При выявлении несоответствий, нарушений, недостатков руководители структурных подразделений Министерства фиксируют их в журнале контроля. Также принимают незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений и несоответствий силами своего структурного подразделения или во взаимодействии с другими структурными подразделениями Министерства.

Вторая ступень административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда осуществляется начальником отдела (сектора) с периодичностью один раз в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в отделе (секторе), при этом, кроме перечня позиций первой ступени, дополнительно проверяется:

исправность и соответствие требованиям эксплуатации вспомогательных помещений, санитарно - бытовых помещений и помещений общего пользования; своевременность проведения предусмотренных освидетельствований; выполнение заявок по ремонтам (обслуживанию) оборудования, оргтехники, инвентаря;

соблюдение требований режима труда и отдыха;

своевременность проведения инструктажей по охране труда, наличие и срок действия удостоверений о проверке знаний требований охраны труда;

выполнение запланированных мероприятий по охране труда;

своевременность проведения первой ступени административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда и результаты рассмотрения и реализации предложений по ее результатам.

Третья ступень административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда осуществляется комиссией по охране труда Министерства с периодичностью 2 раза в год (в конце апреля - начале мая и при подготовке к отопительному периоду (сентябрь).

Состав и Положение о комиссии утверждается приказом Министра (см. Приложение).

На третьей ступени осуществляется контроль:

организации работ по охране труда в подразделениях на рабочих местах; выполнения процедур СУОТ, оформление документации, своевременность выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также эффективность и своевременность проведения первой и второй ступеней административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда контроля и реализации их результатов;

выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля;

соблюдения требований охраны труда при организации всех видов деятельности и сторонних организаций на его территории;

соблюдения рациональных режимов труда и отдыха (требований по ограничению применения труда женщин, норм допустимых нагрузок при подъеме и перемещении материально-технических ценностей вручную, регламентированных перерывов).

 

5. Специальная оценка условий труда

 

5.1. Специальная оценка проводится в соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ от 28.12.2013 года "О специальной оценке условий труда".

5.2. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:

разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий работников;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и 9 полагающих работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

подготовки статической отчетности об условиях труда;

решения вопроса о связи с возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

6. Планирование мероприятий СУОТ

 

Планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется на основании результатов мероприятий по выявлению рисков, с учетом целей и задач организации и внешних факторов в следующих формах:

6.1. Текущее (оперативное) планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется начальниками отделов по конкретным вопросам:

выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), предписаний ответственного специалиста, по итогам трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда, по результатам расследования причин происшествий.

6.2. Тактическое (годовое) планирование осуществляется комиссией по охране труда в следующих формах:

план проведения специальной оценки условий труда (с указанием конкретного перечня рабочих мест);

план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

6.3. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной специальной оценки условий труда.

В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

План разрабатывается комиссией по охране труда с учетом предложений начальников отделов и материалов по управлению рисками в сроки, обеспечивающие процесс бюджетного планирования.

 

7. Анализ эффективности и результативности СУОТ

 

Непрерывное совершенствование СУОТ

7.1. Целями анализа эффективности СУОТ являются:

оценка общей стратегии системы и ее способности удовлетворять потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного контроля (надзора);

актуализация процедур с учетом изменений государственных нормативных требований охраны труда; сравнение запланированных и фактически достигнутых показателей.

7.2. Министр, заместители Министра, начальники отделов осуществляют анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ при рассмотрении служебных записок, предписаний, проектов локальных нормативных актов СУОТ. Ответственный специалист осуществляет оперативный анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ.

7.3. Ежегодно, до 15 февраля, комиссией по охране труда осуществляется комплексный анализ эффективности СУОТ за прошедший год на основании изменения следующих показателей и характеристик в динамике:

количество пострадавших и вновь выявленных профессиональных больных;

причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

затраты на мероприятия по охране труда;

состояние работ по охране труда в подразделениях;

результаты внутренних аудитов СУОТ, проведенных специалистом по охране труда;

ход выполнения запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, по обеспечению охраны труда на всех уровнях планирования;

результаты проверок органами государственного надзора и контроля;

сведения о совокупном ущербе от происшествий и в результате выявленных несоответствий в сфере охраны труда.

7.4. По результатам анализа:

осуществляется качественная оценка достигнутых результатов и остающихся проблем (несоответствий);

определяется потребность в корректирующих действиях, в том числе в поощрении активных и ответственных сотрудников или в дисциплинарных взысканиях по отношению к сотрудникам, допустившим нарушения;

определяются задачи по совершенствованию СУОТ в текущем году с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.

7.5. Комплект материалов по анализу эффективности СУОТ и предложения по ее совершенствованию представляется Министру для рассмотрения, коррекции и подписания. При оценке СУОТ как неэффективной принимаются неотложные корректирующие меры.

 

8. Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда

 

8.1. Обучение сотрудников в области охраны труда проводится в соответствии со статьей 225 ТК РФ и постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".

8.2. Инструктажи по охране труда.

Все поступающие на государственную гражданскую службу и принимаемые на работу в Министерство лица проходят вводный инструктаж по охране труда.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. По завершении инструктажа проводится проверка его усвоения методом устного опроса с оформлением в Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.

Первичные инструктажи по охране труда на рабочем месте проводятся до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми сотрудниками, прошедшими вводный инструктаж, а также с сотрудниками, переведенными или командируемыми в установленном порядке на данное рабочее место из другого структурного подразделения Министерства и с сотрудниками, которым поручается выполнение дополнительных функций или новой работы.

На рабочем месте проводятся первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда. Эти виды инструктажа проводит непосредственный руководитель сотрудника (руководитель структурного подразделения, лицо, его замещающее или вышестоящий руководитель), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, непосредственно в день прибытия сотрудника на рабочее место.

Первичный инструктаж по охране труда проводится индивидуально с каждым сотрудником по программе, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

После проведения первичного инструктажа начальник соответствующего отдела делает в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте запись о его проведении и об организации стажировки.

Стажировка на рабочем месте проводится под непосредственным руководством начальника отдела (лица, его замещающего) или назначенного им сотрудника отдела. Продолжительность стажировки устанавливается в 3 рабочих дня. По окончании стажировки сотрудник допускается к самостоятельной работе соответствующей записью, сделанной начальником отдела в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

Повторный инструктаж по охране труда проходят все сотрудники, по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте. Срок проведения повторного инструктажа не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж может проводиться с группой сотрудников, выполняющих аналогичные трудовые операции.

Оформление проведения повторного инструктажа по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для первичного инструктажа. В случае если какой-либо сотрудник отдела во время проведения инструктажа отсутствует, его фамилия в журнал не вносится; а он проходит инструктаж при появлении его на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится:

по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

при введении в действие новых или изменении инструкций по охране труда;

при оснащении рабочего места новым оборудованием (ксероксы, факсы);

после выявления нарушений требований охраны труда сотрудниками, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий;

при перерывах в работе более двух месяцев;

по решению Министра или начальника отдела, по предписанию специалиста по охране труда.

Целевой инструктаж проводится в следующих случаях:

при выполнении отдельных хозяйственных работ, санкционированных руководством и необходимых для выполнения основных должностных обязанностей (расстановка оборудования и инвентаря, разовые работы по перемещению небольшого объема груза, работы по приведению в порядок помещений);

при ликвидации последствий опасных ситуаций, стихийных бедствий;

при проведении массовых мероприятий (непосредственное участие в благоустройстве территории, в спортивных и культурных мероприятиях);

при выполнении работ по наряду-допуску.

Оформление проведения целевого инструктажа по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для первичного инструктажа. При проведении целевого инструктажа используются типовые инструкции по охране труда на соответствующие виды работ, разделы правил по охране труда и другие материалы, в определении которых специалист по охране труда оказывает начальникам отдела методическую помощь. Целевой инструктаж может проводиться с группой сотрудников.

От первичного и повторного инструктажа по охране труда и стажировки на рабочем месте освобождаются Министр, его заместители, начальники отделов, ответственный специалист, сотрудники отдела охраны труда.

8.3. Не реже одного раза в год, специально назначенный сотрудник Министерства осуществляет проведение инструктажа по электробезопасности (индивидуального или коллективного), который завершается проверкой знаний в форме устного опроса и проверкой приобретенных навыков безопасных методов работы и оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение первой группы оформляется в журнале учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу.

8.4. Обучение по охране труда.

Ответственные лица за осуществление работы по охране труда в Министерстве и за работу по обеспечению безопасных условий и охраны труда проходят специальное обучение по охране труда в обучающих организациях Российской Федерации.

 

9. Нормативно-методическое и информационное обеспечение охраны труда

 

9.1. В целях информационного обеспечения СУОТ, соответствующей регистрации событий в сфере охраны труда должно быть обеспечено:

наличие и актуализация комплекта нормативных правовых актов по охране труда;

наличие и актуализацию информационно-справочных электронных ресурсов и систем (Интернет, "Гарант" и др.).

Ответственность за состояние, правильное ведение документов и сохранность документов по охране труда в структурных подразделениях возлагается на их руководителей.

Ответственный специалист обеспечивает хранение документов СУОТ. предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами и при необходимости - копии других документов и записей.

Для решения специальных вопросов СУОТ может применяться документация технического характера, к которой относится:

планировки помещений и рабочих мест:

акты приемки-сдачи выполненных работ;

договоры аренды и оказания услуг;

паспорта оборудования, сертификаты на оборудование и др.

9.2. Эффективное управление деятельностью и процедурами СУОТ обеспечивается наличием и исполнением должностных регламентов и инструкций по охране труда и о мерах пожарной безопасности.

Разрабатываемые инструкции по охране труда являются нормативными актами, устанавливающими обязательные для сотрудников Министерства требования по охране труда при выполнении работ.

Инструкция по охране труда разрабатывается на основе типовых инструкций по охране труда с учетом специфики деятельности Министерства.

Разработку инструкций по охране труда осуществляет руководитель структурного подразделения Министерства при участии специалиста по охране труда. Инструкция по охране труда, после согласования с отделом правового и кадрового обеспечения, утверждается Министром и рассылается в структурные подразделения Министерства.

Инструкции по охране труда, а также перечень этих инструкций хранятся у ответственного специалиста и у руководителей структурных подразделений Министерства.

Срок действия инструкций по охране труда устанавливается в пять лет, при необходимости инструкция по охране труда может быть досрочно пересмотрена (переработана). Под пересмотром понимается однократное продление - срока действия инструкции. Под переработкой понимают аннулирование существующей инструкции и введение вместо нее переработанной инструкции по охране труда.

При необходимости уточнения (дополнения) мер безопасности к инструкциям должно быть оформлено изменение.

9.3. Журналы по охране труда.

Обязательные журналы:

Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;

Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте;

Журнал учета инструкций по охране труда для работников;

Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников;

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.

Журналы должны быть прошнурованы, страницы должны быть пронумерованы, на последнем листе журнала прошнурованная часть заклеивается бумажным талоном, на котором указывается прописью количество страниц, ставится подпись ответственного за ведение делопроизводства и печать Министерства.

Журналы хранятся в течение необходимого срока или до замены новыми.

 

10. Пропаганда охраны труда

 

10.1. Пропаганда в области охраны труда является одним из основных направлений работы, способствующей улучшению состояния условий и охраны труда работников предприятий, снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Задачами пропаганды в области охраны труда являются:

- ознакомление работников предприятий с теми мероприятиями, которые проводят федеральные законодательные и исполнительные власти и органы управления для улучшения состояния условий и охраны труда;

- пропаганда технических знаний в области охраны труда;

- обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники в области охраны труда.

10.2. В работе по пропаганде вопросов охраны труда важно использование средств наглядной агитации.

Министерство оснащается уголком охраны труда, выполненным в виде информационного стенда. Уголок размещается в легкодоступном, удобном для осмотра месте.

Актуализацию материалов уголка обеспечивает специалист по охране труда.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

 

1. Общие требования

 

1.1. Настоящее Положение о комиссии по охране труда (далее - Комиссия) разработано в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32, подпунктом "д" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" и статьями 11, 218 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июня 2014 г. N 412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" с целью обеспечения требований охраны профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее - государственные служащие) и труда работников Министерства образования и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство), предупреждения производственного травматизма.

1.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Калмыкия об охране труда, нормативным правовыми актами Министерства и настоящим Положением, разработанным в соответствии с вышеуказанными федеральными и республиканскими законами.

1.3. Комиссия формируется из руководителей структурных подразделений, государственных служащих, работников центрального аппарата и представителей профсоюзного комитета (далее - профком) Министерства.

 

2. Задачи Комиссии

 

2.1. Задачами Комиссии являются:

реализация государственной политики в области охраны труда в Министерстве;

разработка на основе предложений членов Комиссии плана совместных действий руководства и профкома Министерства по обеспечению требований охраны профессиональной служебной деятельности государственных служащих и труда работников (далее - охрана труда), предупрежденных травматизма и профессиональных заболеваний;

организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений руководству Министерства по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

информирование государственных служащих и работников Министерства о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах и существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся средствах индивидуальной защиты.

 

3. Функции Комиссии

 

3.1. Функциями Комиссии являются:

рассмотрение предложений об улучшении условий и охраны труда, поступивших от руководителей структурных подразделений, государственных служащих, работников, профкома Министерства;

оказание содействия руководству Министерства в организации обучения государственных служащих и работников технике безопасности труда, методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний правил охраны труда и своевременного проведения инструктажа;

участие в обследовании состояния условий и охраны труда в Министерстве, рассмотрении его результатов и выработке рекомендаций руководства Министерства по устранению выявленных нарушений;

участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в Министерстве, обязательного социального страхования от несчастных случаев, а также осуществление контроля за расходованием средств Министерства и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направленных на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, несчастных случаев;

подготовка и представление руководству Министерства предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья государственных служащих и работников, созданию системы поощрения государственных служащих и работников, соблюдающих правила охраны труда;

рассмотрение проектов нормативных правовых актов Министерства по охране труда и подготовка предложений по ним руководству Министерства и профкома.

 

4. Полномочия Комиссии

 

4.1. Для осуществления возложенных функций Комиссия обладает следующими полномочиями:

получает от руководства Министерства информацию об условиях труда на рабочих местах, производственном травматизме и профессиональных заболеваниях, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

заслушивает на заседаниях Комиссии сообщения государственных служащих и работников Министерства о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав на охрану труда;

заслушивает на заседаниях Комиссии руководителей структурных подразделений, государственных служащих и работников Министерства, допустивших нарушения правил охраны труда, повлекших за собой тяжкие последствия, и вносить руководству Министерства предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

участвует в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам, находящимся в компетенции Комиссии;

вносит руководству Министерства предложения о поощрении работников Министерства за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

содействует разрешению споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда.

 

5. Порядок создания и работы Комиссии

 

5.1. Комиссия создается по инициативе руководства Министерства в составе 5 человек, в которую входят представители Министерства. Комиссия создается и ликвидируется приказом Министерства.

5.2. Комиссия состоит из председателя, секретаря и 3 членов.

Организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется председателем Комиссии.

5.3. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым планом работы, который утверждается председателем Комиссии.

5.4. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов.

5.5. Заседания Комиссии оформляются соответствующими протоколами по рассматриваемым вопросам и проблемам в области охраны труда и решениями принимаемыми большинством голосов, присутствующих на заседании членов Комиссии путем открытого голосования. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

5.6. Комиссия информирует руководство Министерства о планах работы и принятых решениях.

5.7. Члены Комиссии должны проходить обучение по охране труда за счет средств Министерства, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) в соответствии с порядком, установленным законодательством, по направлению Министерства на специализированные курсы не реже одного раза в три года.

5.8. Члены Комиссии информируют не реже одного раза в год профком и Министерство о проделанной ими работе.

 

[1] Положение о системе управления охраной труда в Министерстве образования и науки Республики Калмыкия утверждено приказом Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 23.09.2014 N 1042.

Другие статьи по теме
Категория: Все статьи | Добавил: zdrav1 (23.05.2017)
Просмотров: 466 | Теги: региональный опыт